Урок по окружающему миру. 4 «А» класс. Тема: «Отечественная Война 1812 года»




Скачать 104.33 Kb.
НазваниеУрок по окружающему миру. 4 «А» класс. Тема: «Отечественная Война 1812 года»
Дата публикации30.03.2013
Размер104.33 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > Военное дело > Урок
Открытый урок по окружающему миру .

4 «А» класс.

Тема: «Отечественная Война 1812 года»

Цели:

1. Познакомить с историческим периодом Отечественной войны 1812 года; основными этапами, героями;

2. Воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине на примерах подвигов российского народа..

Задачи:

1. Сформировать у учащихся представление о причинах войны, о силах и планах сторон, характере войны, ее основных этапах, главных источниках победы России в войне.

2. Развивать речь, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Оборудование:


  1. Карточки с датами, основными терминами.

  2. Компьютер с проектором.

  3. Слайдовая презентация.

  4. Тесты 4 кл. А.А.Плешаков и др. ,из-во «Просвещение» 

    Ход урока.

  1. Организационный момент.

Тест по теме «Екатерина Великая» с последующей взаимопроверкой.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Мне хотелось бы начать наш урок с отрывка стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»:

Скажи-ка, дядя, ведь недаром,
Москва, спалённая пожаром
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина

Учитель:

  1. Ребята, как вы думаете, какие события описывает Лермонтов в этом отрывке?

  2. Какие главные слова вы услышали в этом отрывке?

  3. Скажите, а между какими странами происходили боевые сражения? (Дети отвечают)

  4. Как вы думаете из стихотворения, какую страну хотел покорить Наполеон?

(Учитель открывает на магнитной доске карточки с важными названиями (заранее подготовленные): ^ Москва, Россия, французы, Бородино, сражение, пожар.

Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

Тема нашего урока “ Отечественная война 1812 года ”. Мы будем говорить о важном историческом событии, об угрозе, которая нависла над Россией, о великих полководцах и героях этой войны.

^ 3. Подготовка к восприятию темы.

-Назовите знаменитых военачальников. (Слайд 1) (Слайд 2) ( Слайд 4)

-Ребята, может быть из вас кто-нибудь знает, кто был императором Франции и России? (Наполеон Бонапарт и Александр 1). ( Слайд 1 и 4)

Александр I родился1777, умер1825, российский император с 1801. Вел успешные войны с Турцией и Швецией . При Александре I к России присоединены территории Восточной Грузии , Финляндии , Азербайджана.

^ Наполеон Бонапарт – человек необычной судьбы.Ещё в детстве, он мечтал о военных победах.Сын бедного дворянина Наполеон окоечил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он произведён в чин генерала, а в 1804 году Наполеона провозгласили императором. С одной стороны — блестящий полководец, обаятельная личность, гордость Франции, с другой стороны — захватчик, разрушающий города, проливающий кровь, несущий смерть, страдания, боль и слезы. Более 15-ти лет водил он войска в разные страны — и всюду побеждал. Он планировал захватить Россию, и стать владыкой мира. «Через три года я буду господином всего мира… Остается Россия, но я раздавлю ее», - заявил Наполеон перед вторжением в Россию.

  1. Изучение нового материала

Итак, давайте вернёмся в 1812 год.

Рассказывают заранее подготовленные ученики.

^ ЗАЧЕМ Я ШЁЛ К ТЕБЕ, РОССИЯ?..

В начале XIX века во Франции правил император Наполеон Бонапарт. Он был выдающимся полководцем. Наполеон победил армии почти всех европейских стран и мечтал стать властелином всего мира.

Сначала он захватил малые соседние страны — Австрию, Чехию, Венгрию, Германию, Италию, Грецию. Богатства в завоёванных странах он брал столько, сколько хотел. Росла его мощь и военная сила. Он создал огромную армию, в которой, по некоторым данным, было около шестисот тысяч человек.

Но замыслы вели его дальше.

Сначала Наполеон заключил мир с Александром I, чтобы усыпить бдительность русского царя и его полководцев, будто он и не думает воевать с Россией.

Но в июне 1812 года он перешёл русскую границу и двинул свои войска в центр России — к Смоленску, к Москве.

На границе России стояла обычная, не такая многочисленная, как у Наполеона, армия. И она не могла сдержать

нашествие французов — часть армии погибла, часть отступила. А от Смоленска навстречу Наполеону шла более сильная, чем пограничная, армия. Но сдержать наполеоновское нашествие было невозможно.(Слайд 5)

И когда уже от границ французы дошли до Смоленска, царь Александр I назначил главнокомандующим самого опытного полководца Михаила Илларионовича Кутузова.

Кутузов приехал, когда наша армия уже отступила от Смоленска. Солдаты радовались: «Приехал Кутузов бить французов». Но Кутузов не мог сразу бросить в бой все свои войска. Это грозило разгромом всей армии. Армия Кутузова медленно, но отступала дальше к Москве. Генералы, офицеры, солдаты — все рвались в бой.
А в это время население тех мест, куда подходила наполеоновская армия, уезжало, захватывая с собой всё, что можно было увезти. «Наложенные верхом возы с домашней посудой, стульями, шкафчиками то и дело выезжали из ворот и ехали по улице» — так писал об этом Л.Н. Толстой.

Если люди не могли вывезти из домов, из лавок своего добра, они раздавали всё людям. Так, один купец в Смоленске кричал, увидев наших солдат в своей лавке: «Тащи всё, ребята! Не доставайся ничего для волков!» Он сам хватал мешки и выкидывал их на улицу: «Решилась Расея! Решилась! Сам запалю!» «Всё сожгу, чтоб хранцузу не досталось», — кричал другой.

Но армия русская продолжала отступать к Москве. Вот как пишет об этом М.Ю. Лермонтов в своём стихотворении «Бородино». Старый солдат рассказывает:

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»
Русская армия отступала, чтобы подтянуть всё растянувшееся войско, «собрать его в кулак», как говорят. Местом сражения Кутузов выбрал Бородинское поле под Москвой. Ночью французы и наши войска готовились к бою. Русские строили земляные изгороди (насыпи). Нашли место для батареи — построили редут

.

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки —

Французы тут как тут.

Забил снаряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдём ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Целый день шёл бой на подступах к Бородинскому полю, но перевеса ни на чьей стороне не было. Почему? Ведь наши солдаты понимали, что сражаются за Москву, и рвались в бой. А у Наполеона в запасе была гвардия, самая сильная часть его армии. Но он берёг её для взятия Москвы. Утром следующего дня началось сражение. Вот как описывает это сражение М.Ю. Лермонтов:
Полковник наш рождён был хватом

Слуга царю, отец солдатам...

Да, жаль его: сражён булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умрёмте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

(Слад 7) (Слайд 8) (Слайд 9)Бой был страшный:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Hаш рукопашный бой!..

Земля тряслась — как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой...

Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны —

И отступили басурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри — не вы.

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!
Бесстрашием и мужеством, находчивостью отличились в бою под Бородином многие командиры — Василий Васильевич Орлов, Денис Васильевич Давыдов, Пётр Иванович Багратион и другие.(Слайд 10) (Слайд 12) (Слайд 13) Кутузову доносили: «Наших смяли», «Наших бьют». Он сурово и спокойно отвечал: «Мне лучше знать — смяли наших или нет. Стояли и стоять будем!» Он не давал распространиться среди солдат и офицеров панике.

Через несколько дней после сражения под Бородином в деревне Фили под Москвой собрался военный совет. Что делать дальше? Биться здесь или отступать из Москвы? За битву стояло большинство генералов, членов военного совета. Легко сказать — отступать! Открыть дорогу врагу в Москву? «Почему надо отступать, — недоумевали генералы, — ведь французы не одолели русских? Бородинское поле устлано трупами и русских, и французских солдат». Но Кутузов молчал. Большинство за сражение — а он молчит. Ждут генералы. Ждёт Россия. Кутузов всё принимал во внимание, но он знал, что у Наполеона ещё было в запасе много сил — гвардия.

— С потерей Москвы, — тихо начал Кутузов, — ещё не потеряна Россия. Но коль уничтожится армия, погибли Москва и Россия... Властью, данной мне государем и Отечеством, повелеваю... повелеваю, — вновь повторил Кутузов, — отступление...

У всех перехватило дыхание — отдать Москву?! Но Кутузов решителен: да, отдать Москву, но спасти армию!

И войска отступают через Москву на Рязанскую дорогу.

Из Москвы уезжали все, кто мог. Иные снимали с возов свои вещи, отдавали подводы под раненых.
Когда Наполеон подошёл к Москве, он остановился на Поклонной горе. Отсюда Наполеон видел всю Москву! Москва у его ног! За ним — гвардия. Ему кричат: «Слава! Слава!» Он стоял долго. Ждал, что ему на серебряном блюде принесут ключи от Москвы. Для этого он надел парадный мундир, перчатки.

Прошёл час, другой, третий идёт. Наполеон был возмущён: «Что я, мальчишка? Сколько можно ждать?»

Вдруг скачут офицеры, которые были на разведке в Москве: «Ваше величество, жителей в Москве нет. За войском ушли и все горожане. Город пуст». «А ключи?!» — воскликнул Наполеон. Офицеры развели руками.

Въехали французы в Москву. Наполеон поднялся на Кремлёвскую стену — пустая Москва! Отдельные прохожие — и всё. А французы ринулись по домам — мародёрствовать . Брали всё: и посуду, и одежду, и продукты. Устраивались на ночлег. Разбивали лавки, чтобы добыть еду. Оставшихся жителей арестовывали.
А тут внезапно заполыхал пожар — Москва горела.(Слайд 14) (Слайд 15) Кто её поджёг? Французы из-за неосторожности с огнём? Русские, которые уходили из Москвы, оставив в ней лазутчиков и наказав им поджечь Москву сразу с разных концов? Или даже граф Растопчин, который был в это время комендантом Москвы, поджёг её, чтобы она не досталась врагу? До сих пор историки не разгадали этой загадки. Сначала загорелись склады с продовольствием. Видимо, кто-то знал, что их надо поджечь, чтобы морить французов голодом. Огонь охватывал деревянные дома, затопил улицы, переулки. Нечем было 14) дышать. А Наполеон, стоя на Кремлёвской стене, видел, как бегут его французы из Москвы. Народ сложил об этом песню:

Шумел, горел пожар московский

Дым расстилался по реке,

А на стенах вдали кремлёвских

Стоял он в сером сюртуке.

И призадумался великий,

Скрестивши руки на груди,

Он видел огненное море,

Он видел гибель впереди.

И, притаив свои мечтанья,

Свой взор на пламя устремил,

И тихим голосом сознанья

Он сам с собою говорил:

«Зачем я шёл к тебе, Россия,

Европу всю держа в руках?

Теперь, поникнув головою,

Стою на крепостных стенах.

Войска все, созванные мною,

Погибнут здесь среди снегов,

В полях истлеют наши кости

Без погребения, гробов».(Слайд 20)
Кутузов не случайно пошёл от Москвы по Рязанской дороге — здесь неоткуда ждать нападения и продовольствие есть. А Наполеону он оставил для бегства старую, разорённую им же и ограбленную Смоленскую дорогу. Простояв пять недель в Москве, французы пешком удирали из города, прося милостыню: «Хлип!» («Хлеб!»).

Жалкий вид имели завоеватели: кто в одеяло закутался, кто в чужой тулуп или пальто, кто шаль женскую стащил и закрывался ею от мороза. На ногах валенки. Французы сотнями замерзали в снегах.


Кутузов сохранил армию. И теперь она, полная сил, гнала завоевателей.

Но вместе с войсками бил французов и народ. Организовывались партизанские отряды. Под руководством Дениса Давыдова и других офицеров люди вооружались вилами, граблями и бились с врагом. Л.Н. Толстой писал: «Дубина народной войны поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие». Сам Наполеон при переправе через реку Березину чуть не попал в плен.
2 января 1813 года фельдмаршал М.И. Кутузов поздравил войска с изгнанием врага из России.

Вскоре русская армия под предводительством царя Александра I победно вошла в Париж.

Так закончилось наполеоновское нашествие в Россию.

И в этой войне снова победила особая черта русского характера — соборный дух, который объединил воинов и простых крестьян, богатых и бедных. Для России это была особая война — на защиту Отечества поднялась не только армия, но и весь народ, вся страна. Поэтому война 1812 года и называется Отечественной.
^ Итог урока.

1. Почему нападение на Россию Наполеона можно назвать вероломным?

2. Почему Кутузов выбрал для сражения Бородинское поле? А как на этот вопрос отвечает старый солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова?

3. Почему Кутузов приказал отступать и сдал Москву?

4. Как встретила Москва Наполеона?

5. Как, по-вашему, можно объяснить пожар Москвы? Перечитайте народную песню «Шумел, горел пожар московский...». Может, через неё что-то вам откроется?

      1. Почему войну 1812 года Л.Н. Толстой называет народной? А почему она называется Отечественной войной?


Домашнее задание.

Подробнее узнать о войне 1812 года вы, ребята, можете из книги С. Алексеева «Птица-слава». А когда будете учиться в старших классах, вам откроется одно из сокровищ нашей культуры — произведение Л.Н. Толстого «Война и мир». В нём война 1812 года и жизнь России в то время описаны подробно.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчёт о проведённых мероприятиях по празднованию 200-летия победы...
Выпуск школьной газеты «Школьная жизнь» с рубрикой «Отечественная война 1812 года»

Пояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру
Тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного...

Отечественная война 1812 года
Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер

Методическая разработка урока по теме "Отечественная война 1812 года"
Акцентировать их внимание на важнейших событиях, определить их значение в ходе войны

Уроков истории и литературы по теме: «Подвиг народа в войне 1812 года»
Оформление выставки «Война 1812 года в иллюстрациях и художественных произведениях»

Тема: Охрана животных
Конспект урока по окружающему миру Г. Г. Ивченкова И. В. Потапов 3 класс (умк «Планета знаний»)

Урок литературы Тема: «Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов»
...

Урок по окружающему миру в 1 классе. Тема урока. Как зимой помочь птицам?
Продолжить формирование общеучебных умений коммуникации(слушать учителя, друг друга)

План-конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе Тема: Почему Луна бывает разная?
Луне как спутнике Земли; объяснить детям, почему на Луне не живут люди при помощи мультимедийной презентации; воспитывать интерес...

Тема урока: «Отечественная война 1812г»
Формирование представлений  о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключается ее...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница