Урок физики «Трудовой подвиг наших учёных в годы Великой Отечественной войны»




Скачать 333.73 Kb.
НазваниеУрок физики «Трудовой подвиг наших учёных в годы Великой Отечественной войны»
Дата публикации22.03.2013
Размер333.73 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > Военное дело > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вырубовская средняя общеобразовательная школа»

Никифоровского района Тамбовской области

Урок физики

«Трудовой подвиг наших учёных в годы Великой Отечественной войны»

11 класс

Автор: учитель физики Попова

Валентина Васильевна

д. Вырубово 2010г

Цель: познакомить с трудовым подвигом учёных в годы Великой Отечественной войны, сделанными техническими открытиями и изобретениями; активизация творческой, познавательной деятельности, формирование у обучающихся патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества.

^ Форма проведения: устный журнал

Страница 1. Грозный 1941-й (слайд 2)

Учитель. Июнь 1941г. начался как обычно. Работали в привычном трудовом ритме фабрики и заводы, дети разъехались на летние каникулы, а выпускники готовились к прощальному школьному балу; учёные трудились в научных лабораториях, библиотеках, архивах… Прекрасный мир окружал людей. Но на рассвете воскресного дня, 22 июня, на страну обрушилась беда: грозный враг вероломно перешёл границу и напал на нашу Родину. Началась война.

От крови горячей

трава под росою

дымилась.

Горела вода от бензина.

Река обмелела.

И тлела резина.

А немцы валили вперёд…

Огнем поливали по окнам,

по крышам…

Учитель. Заполыхали пожары, с рёвом неслись снаряды, падали бомбы, рушились, как игрушечные, здания, горел на полях хлеб, стонали искалеченные, и… падали, падали мёртвыми люди – и солдаты, и женщины, и малые дети…

И сто, и двести лет спустя,

Кляня событье роковое,

Помянут старец и дитя

Июньский день, 22-е…

Земля, как мать в кольце огня,

Кричала –

Ужас исступленья.

Тот ужас в сердце у меня

Живёт – и нет ему забвенья.

Не уставали бомбы выть

И падать вниз, за сотней сотня…

Учитель. Сурово, как приказ, прозвучал призыв, обращённый ко всем гражданам:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой…

И народ встал, встал по велению своего сердца, движимый огромной любовью к своей Родине.

Учитель. А вот строки из обращения «К учёным всех стран», подписанного действительными членами Академии наук:

«В дни, когда по вине фашистских правителей земля заливается всё новыми потоками человеческой крови… может ли кто-либо из нас – работников науки – спокойно смотреть на это, что фашистский солдатский сапог угрожает задавить во всём мире яркий свет человечества – свободу человеческой мысли, право народов самостоятельно развивать свою культуру?...

В этот час решительного боя советские учёные идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны – во имя защиты своей Родины и во имя защиты свободы мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству». Под этим обращением стоят в числе других подписи крупнейших советских физиков А.Ф.Иоффе и П.Л.Капица. (слайд 3)

И учёные сделали решительный выбор: от сосредоточенной тишины библиотек, от налаженных лабораторных исследований они смело, с сознанием долга шагнули в жестокие военные будни.

Рассказать о всех героических делах, совершенных учёными в годы великой битвы с фашизмом, почти невозможно: так их много! Остановимся лишь на нескольких эпизодах.

^ Страница 2. На голубых морских дорогах (слайд 4)

Ведущий. Создание флота, тем более военного, дело сложное, требующее больших средств и времени, сильно развитой промышленной базы; оно практически невозможно в условиях войны. Это прекрасно понимали наши враги, и потому один из жесточайших ударов обрушили именно на Военно- Морской Флот.

Готовясь к войне, фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего военного флота неожиданным мощным ударом, а другую – « запереть» на морских базах с помощью различного типа мин и ликвидировать постепенно. Мины были секретным и грозным оружием.

В ночь с 21 на 22 июня 1941 г. гитлеровцы приступили к установке минных заграждений в бухтах. И тем самым создали реальную угрозу уничтожения нашего флота. Однако удалось обнаружить, что мины – магнитные, т. е. такие, которые срабатывали под действием магнитного поля проходящего корабля.

Помочь флоту могла только … квалифицированная научная сила. И эта помощь пришла. Учеными А. П. Александровым, Б. А. Гаевым, Ю. С. Лазуркиным были начаты работы, направленные на уменьшение возможности поражения кораблей магнитными минами.

В процессе их был создан обмоточный метод размагничивания судов. Заключался он в следующем. С помощью положенной на палубу или подвешенную с наружной стороны бортов большой петли из специального кабеля, по которой пропускался электрический ток, вокруг корабля создавалось искусственное магнитное поле противоположного направления по отношению к собственному магнитному полю корабля; в итоге результирующее магнитное поле судна становилось незначительным и не вызывало срабатывания магнитной мины.

Однако для создания надежной системы всех судов нужно было получить картины собственных магнитных полей кораблей разного типа ( линкоров, эсминцев, крейсеров, тральщиков и др.). Работа была очень трудоемкой и требовала большой точности.

Самоотверженно преодолевая трудности, специалисты уже к августу 1941 г. защитили от вражеских магнитных мин основную часть боевых кораблей на всех действующих флотах и флотилиях. Это была героическая победа научных знаний и практического мастерства.

Вскоре в тяжелых фронтовых условиях выяснилось, что размагничивающие устройства имеют и ряд существенных недостатков: они не учитывают различия магнитных полей однотипных кораблей, изменения этих полей в связи со сменой курса судна; кабели обмоток, проложенные с наружной стороны корабля, быстро выходят из строя. Все это заставило физиков продолжить научные изыскания.

По достоинству был оценен героический труд ученых, благодаря которому были сохранены для Родины сотни кораблей и многие тысячи человеческих жизней.



В 1942 г. группе сотрудников ЛТФИ: А.П. Александрову, И.В. Курчатову, Б.А Гаеву, П.Г. Степанову, И.В. Климову – была присуждена Государственная премия первой степени. (слайд 5)

^ Страница 3. «Нам разум дал стальные руки – крылья» (слайд 6)

Ведущий1. С началом войны начался величайший в истории поединок воздушных армий. Утром 22 июня 1941г., приступив к выполнению приказа о налетах на военные объекты и мирные города, фашистские летчики не подозревали, как ошиблось немецкое командование в оценке советской авиации, как быстро оправится она от, казалось бы, смертельного удара, сколь страшная участь ожидает их « непобедимый» воздушный флот. Уже в первые часы боевых действий, столкнувшись с сильным сопротивлением, фашисты убедились, что русские располагают новейшими самолетами всех назначений.

Ведущий 2. Реализуя принцип преемственности конструкций, заключающийся в последовательном совершенствовании летно - технических и боевых качеств имеющихся самолетов, авиаконструкторы в разгар Великой Отечественной войны, в суровых условиях военного времени создали ряд новых машин. Назовем лишь несколько:

Истребитель высокого класса Ла- 5 конструкции С.А. Лавочкина обладал скороподъемностью, маневренностью, огневой мощью и большим потолком полета ( более 11 км); самолет был прост в управлении и легок.

Як -3 – самый легкий и маневренный истребитель второй мировой войны, сконструированный в 1943 г. А.С. Яковлевым; его взлетная масса была равна 2650 кг, высота полета почти 12 км, для подъема на 5 км ему требовалось всего 4,1 мин.

Ведущий 2. Модифицированный штурмовик Ил – 2 конструкции С.В. Ильюшина, созданный во второй половине 1942 г., имел форсированный двигатель и крупнокалиберный пулемет; развивал скорость до 430 км/час; его хвостовая часть была защищена стрелковой установкой; фашисты прозвали его «черной смертью».

Пикирующий бомбардировщик Ту-2, созданный в конструкторском бюро А.Н. Туполева, имел два двигателя мощностью по 1815 л.с., потолок полета 9,5 км и дальность 2100 км; развивал скорость до 570 км/ час; его бомбовая нагрузка составляла 1000кг. Специальное оборудование позволяло прицельно сбрасывать бомбы при разных режимах полета – по горизонтали и пикировании. (слайд 7)

Успехи отечественного самолетостроения были бы невозможны без множества достижений специалистов разных профилей; например, за 4 года войны только новых мощных двигателей было создано 23 типа, получена для авиации (в результате исследований С.Т. Кишкина и доктора технических наук Н.М. Склярова)высокопрочная, броневая сталь АБ-2, содержащая значительно меньше дефицитных компонентов, чем обычная: никеля- в 2 раза, молибдена- в 3 раза.

Ведущий 1. Творческая многоплановая, целенаправленная деятельность ученых конструкторов дала свои результаты. Приводим лишь два факта, свидетельствующие об этом: за время войны скорость советских истребителей возросла на 25%, дальность полета- на 300% , скороподъемность более чем на 200%; за годы войны в серийное производство было запущено 25 новых и модернизированных типов самолетов.

На завершающем этапе войны количественное и качественное превосходство нашей авиации было уже абсолютным: в небе уничтожался любой самолет врага! И в этом героическая заслуга советских ученых, конструкторов, инженеров!

^ Страница 4. «За рекою грянула «Катюша» по врагу лавиной огневой» (слайд 8 - 9)

Ведущий 1: А вот славная страница из истории советской артиллерии минувшей войны.

Учёные вложили свои знания и опыт в создание новых артиллерийских установок – реактивных, которые обеспечивали мощный маневренный огонь, массированные залпы и были любовно названы в народе «катюшами». Реактивные снаряды имели ряд преимуществ перед обычными: заряд, сообщающий движение, находился внутри них, отсутствовала отдача при выстреле, и потому не требовались дорогие оружейные стволы при выстреле из высококачественной стали. По сравнению с тяжелыми орудиями эти установки были малогабаритными и монтировались на автомобилях.

Созданию реактивного оружия предшествовала длительная работа ученых и конструкторов: Н.И.Тихомирова, В.А.Артемьева и других. К началу войны были разработаны боевые ракеты и специальные порохи; созданы пусковые установки.

Установка образца 1941г. – БМ – 13 представляла собой ферму из 16 направлений (6 балок) на которой располагались 132 – миллиметровые реактивные снаряды массой 42,5 кг. Ферма монтировалась на трехосном автомобиле ЗИС-6. За несколько секунд установка выпускала 16 мощных снарядов (с каждой балки по 2 снаряда: один «шел» сверху, другой – снизу).

Новое оружие впервые было применено в бою 14 июля 1941 г.: батарея капитана И.А. Флерова произвела залп из семи пусковых установок по железнодорожной станции Орша. Генерал – лейтенант Г.Д. Плесков вспоминал об этом: «Мы на наблюдательном пункте оцепенели, когда услышали первый залп. С оглушительным ревом, свистом и раскатистым скрежетом вслед за огромными клубами красно-черного дыма прочертили небо над нашими головами горящие кометы. И все это в какое-то мгновение. Я прильнул к стереотрубе. Уму не постижимо что творилось километрах в четырех от нас. Не то что там танки и машины – горела даже земля!

Сердце захватывала радость, гордость за Родину, за творцов грозного оружия. Перепуганные гитлеровцы назвали это оружие «адской мясорубкой».

Враг не знал его устройство и любой ценой хотел раскрыть тайну. Были назначены большие награды тем, кто захватит хотя бы одну установку «метающую ракетообразные снаряды». Но советские воины свято хранили секрет. Когда батарея «катюш» под командованием Флерова попала под Смоленском в окружение и не могла выйти из него, воины по приказу своего командира взорвали боевые установки. При этом капитан Флеров и многие бойцы погибли.

Ведущий 2. Для улучшения этого оружия, еще очень несовершенного из-за своей новизны, было создано конструкторское бюро во главе с В.П. Барминым – крупным ученым в области механики и машиностроения. К работе, проводившейся в очень энергичном темпе, примкнул ряд научно-исследовательских институтов.

В результате в снаряды смогли закладывать вдвое больший заряд; была разработана 36- зарядная пусковая установка с тремя зарядами направляющих полозьев, использующая заряд М-8.

Осенью 41-го специально для обороны столицы были сконструированы 16-, 48- и 72- зарядные установки на железнодорожных платформах.Группа Тимофеева совместно с сотрудниками Реактивного научно- исследовательского института сделала 24- зарядную установку, смонтированную на шасси легких танков, которая принимала участие в боях под Сталинградом, в Крыму, на Северо-Западном и Волховском фронтах. В начале 1943г. был принят на вооружение снаряд М-30, созданный группой специалистов, которую возглавлял Н.Н. Кузнецов; снаряд имел массу почти 30 кг и обладал хорошим разрывным действием.

Во всех военных операциях, начиная с 1944 года реактивная артиллерия уже выступала как мощное средство подавления врага. И в этом – творческий подвиг создателей такого оружия.

,

^ Страница 5 «В осаждённом Ленинграде» (слайд 10-11)

Ведущий 1. В истории обороны Ленинграда и деятельности ленинградских ученых есть один героический эпизод, который связан с «Дорогой жизни» и занимает одно из самых выдающихся мест в ее летописи. Расскажем о нем.

По льду замерзшего Ладожского озера была проложена автотрасса, связавшая окруженный врагом город с Большой землей. От нее зависела жизнь осажденного Ленинграда: она давала возможность эвакуировать из города больных и раненых, завозить продовольствие, материалы, оружие.

Вскоре выяснилось обстоятельство, на первый взгляд, совершенно необъяснимое: когда шли грузовики в Ленинград, максимально нагруженные, лед выдерживал, а на обратном пути с больными и голодными людьми , т.е. со значительно меньшим грузом, часто машины проваливались под лед.

Ведущий 2. Павел Павлович Кобеко задался целью разработать методику регистрации колебаний льда в разных условиях, а потом с ее помощью прямо на месте выяснить причину аварий. Главное: надо было создать аппаратуру, которая могла бы регистрировать, что происходит со льдом в разную погоду под влиянием различных статистических и динамических нагрузок, причем регистрировать быстро, непрерывно и автоматически, ведь не станут же немцы, сложа руки, наблюдать, как русские «ковыряются» возле установок.

На институтских станках были изготовлены нужные детали, и спустя немного времени первая партия приборов, получивших название «прогибографы», была сделана. Они были установлены вдоль всей дороги по кромке льда. Исследования проходили в темноте, под обстрелом, на ветру в 30° стужу.

Ведущий 1. Исследования помогли установить ряд важных закономерностей. Степень деформации льда зависит от скорости движения транспорта- это был самый главный вывод. Критической оказалась скорость, близкая к 35 км/час. Большое значение имела интерференция волн сотрясения, которые возникли при встрече двух машин или при обгоне: сложение амплитуд колебаний вызывало разрушение льда. Особо опасной становилась ситуация, когда транспорт шел со скоростью, близкой к скорости распространения ледовой волны.

На основе полученных результатов ученые выработали правила безопасного движения по ладожской трассе; составили специальные таблицы и формулы для расчета допустимой скорости передвижения с любыми грузами. Эти таблицы, правила и инструкции были размножены и использовались неукоснительно на всем фронте. Ледовые аварии прекратились.

^ Заключение (лайд 12)

Учитель. Сейчас мы перевернём последнюю страницу нашего альманаха. Война, бушевавшая над нашей планетой 6 лет, в ходе которой было убито почти 55млн. человек и ранено 9млн.,закончилась 9 мая 1945 года благодаря Победе Советского Союза над гитлеровской Германией. Эта Победа означала спасение человечества от ужасов и мракобесия фашизма. Она спасла народы от порабощения и уничтожения. Оставшиеся в живых должны помнить, а их внуки и потомки знать, какой ценой она была завоёвана!

Память о сотнях тысяч замученных в концентрационных фашистских лагерях, о миллионах, погибших в сражениях, призывает всех нас беречь мир как самую большую ценность! Как залог жизни! Пусть немеркнущим великим примером для каждого молодого человека нашей страны станет любовь к Родине, которую так ярко проявили его сограждане-деды и прадеды- в лихую годину Великой Отечественной войны! Глубокая идейная убежденность и безграничная вера в Победу над врагом были неиссякаемым источником их духовных сил.

Мы должны неустанно стремиться к знаниям, овладевать ими, потому что, как доказала история, знания – это сила! В памяти нашей сегодня и вечно будет жить великий подвиг нашего народа, подвиг всех тех, чьей жизнью и самоотверженным трудом завоеваны Победа, Мир на Земле!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок Мужества: «Поклонимся великим тем годам!»
Цели: Уяснить значение Сталинградского сражения в годы Великой Отечественной войны

Повседневная жизнь молодежи в советском тылу в годы великой отечественной войны
Охватывают период Великой Отечественной войны с июня 1941 г по май 1945 г. В отдельных случаях, для иллюстрации определённой преемственности...

Моу новоюрьевская средняя общеобразовательная школа
Организационный замысел. Мероприятие провести как устный журнал, страницы которого посвящены трудовому и ратному подвигу советской...

Урок литературы Тема: «Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов»
...

О проведении районного конкурса «Семейные хроники Великой Отечественной войны»
С целью сохранения памяти о подвиге народа России в Великой Отечественной войне, воспитания ценностного отношения к патриотизму как...

Устный журнал на тему: Учитель Жукова О. А
Приобщение школьников к героической истории России – подвигу народа в годы Великой Отечественной войны

9 Мая день Победы
Цель: воспитывать чувство гордости и восхищения подвигами, совершенными в годы Великой Отечественной войне, показать героизм людей...

О проведении Международного конкурса-презентации
«Мои дороги, как военные пути…» памяти ветерана Великой Отечественной войны Юлия Михайловича Иконникова, посвященный 70-летию Победы...

Выплаты ветеранам Великой Отечественной войны
По случаю празднования 67-летия Победы в Великой Отечественной войне Пенсионный фонд России, выполняя Указ Президента рф*, единовременно...

Урок-объяснение нового материала по теме: Начало Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
Отметить роль предвоенных пятилеток в создании экономической базы для обеспечения обороноспособности страны

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница