Рабочая программа по курсу «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» для 4класса




Скачать 258.77 Kb.
НазваниеРабочая программа по курсу «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» для 4класса
страница1/3
Дата публикации05.04.2013
Размер258.77 Kb.
ТипРабочая программа
odtdocs.ru > Туризм > Рабочая программа
  1   2   3


Рассмотрено и рекомендовано Приложение

к утверждению МО учителей к приказу №90

начальных классов от 1.09.2012г

Протокол №1

от 30.08.2012г. Утверждаю:

Руководитель МО Директор школы-интерната
_______________ __________________

Осипова Е.В. Воеводина Е.Е.
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Знаменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»


Рабочая программа по курсу

«Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»

для 4класса

Учитель: Кочетова Наталия Александровна

2012-2013

^ Пояснительная записка

Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.

Дети с нарушением интеллекта значительно позднее овладевают речью, чем их нормальные сверстники. Словарный запас их очень беден. Они часто не знают названия, казалось бы, хорошо знакомых им предметов. Еще меньшим кругом слов располагают для обозначения их действий. Изредка появляются в речи слова, характеризующие свойства и качества предметов. Их речь страдает неточностью, и недостаточностью обобщений: высказывания однообразны, коротки, односложны. Большие трудности возникают при овладении повествовательной речью, развитие которой необходимо для успешного усвоения сообщаемых знаний.

В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируются значения слов (стебель-ствол, трава-куст-дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза-цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь.

Целью занятий по развитию речи является исправление дефектов общего развития учащихся.

Основные задачи:

- расширить и уточнить представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности;

- научить видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарный вывод, т. е. способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся и коррекции их мышления.

- обогатить словарный запас учащихся;

- активизировать речевую деятельность;

- развивать внимание, наблюдательность, чувственное восприятие, речь и мышление.
Рабочая программа разработана на основании Учебного плана школы-интерната, который разработан на основе первого варианта Базисного учебного плана специальных ( коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида (приложение к приказу министерства образования РФ от 10.04.2002 г.№ 29/2065)

Сведения о примерной программе

Рабочая программа составлена на основе примерной программы под ред. В.В.Воронковой «Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида», Москва. «Просвещение» 2010 г.

Учебные часы:

-по учебному плану- 68 ч ( 2 часа в неделю)

-по учебно-календарному графику- 66 ч.

Часы для экскурсий: 7 ч.

Формы организации образовательного процесса: урок
Формы обучения:

-Коллективные;

- индивидуальные;

-групповые;

-фронтальные.

Технологии обучения:

-дифференцированное обучение

-личностно- ориентированное обучение.

Виды и формы контроля:

-текущий контроль;

-практические, самостоятельные работы;

- индивидуальные задания.

Основным методом является беседы, главным компонентом которой является речь учащихся, учитель только руководит речевой деятельностью, активизирует, исправляет

ошибки, учит правильно наблюдать, выражать свои впечатления.

Наблюдая на экскурсиях за предметами и явлениями, дети учатся анализировать, сравнивать, делать простейшие выводы, обобщать. Наблюдения за природой расширяют знания об окружающем мире.

Практические работы, проводимые в ходе уроков, помогают закреплять полученные знания.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся. Учащиеся должны уметь:

- называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, -устанавливать элементарные зависимости;

- активно участвовать в беседе;

- употреблять простые распространенные предложения, использовать формы знакомых

слов;

- использовать в своей речи вновь усвоенные слова и обороты;

- группировать предметы по определенным признакам;

-обозначать признаки предметов словами;

- связно высказываться на предложенную тему на основе проведённых наблюдений;

-выполнять практические работы по уходу за жилищем;

- соблюдать правила личной гигиены;

- соблюдать правила дорожного движения.
Учащиеся должны знать:

- названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;

- правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.
Информация об используемом учебнике:

Е.Д.Худенко И.А.Терехова «Ознокамление с окружающим миром» учебник для специальных ( коррекционных) школ 8 вида 4 класс М. «Аркти» 2004г

^ Содержание программы

  1. Сезонные изменения в природе

Погода (ясно, пасмурно, дождь, гроза, ветер). Высота солнца в разное время дня. Признаки лета: солнце сильно греет, жарко, роса, туман, на небе бывают облака и тучи, летний дождь, ливень, град, гроза (молния, гром). Летние работы в деревне. Названия летних месяцев. Признаки осени: дует холодный ветер, часто идут дожди, становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки; птицы ( грачи, скворцы) собираются в стаи, улетают в тёплые края; заморозки. Осенние работы в поле. Названия осенних месяцев.

Признаки зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце. Зимой солнце поздно всходит, рано заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая короткая ночь; замерзают пруды, реки; лёд на реке твёрдый, скользкий; птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах. Труд людей. Название зимних месяцев.

Признаки весны: солнце поднимается выше, греет всё сильнее, ледоход, разлив, первые проталины, первые травы и цветы, на деревьях и кустарниках набухают почки, распускаются листья и цветки, цветут фруктовые деревья, на улицах и в садах люди сажают деревья и кустарники, в огородах и цветниках сеют семена, появляются насекомые, прилетают птицы. Названия весенних месяцев.

^ Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

Учащиеся должны уметь:

- называть и различать времена года;

- давать их характеристику

- участвовать в беседе и отвечать на вопросы;

- употреблять простые распространенные предложения, использовать формы знакомых слов;

- использовать в своей речи вновь усвоенные слова и обороты;
Учащиеся должны знать:

- знать названия месяцев, времен года , природных явлений;


  1. Город, село, деревня

Главная улица города, села. Учреждения города, села, деревни (почта, телеграф, телефонный узел, магазины, рынок, кинотеатр, клуб, музей, фабрика , завод, больница, аптека и др.)

Правила дорожного движения: правильный переход улицы (все случаи).

^ Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

Учащиеся должны уметь:

- выбирать безопасный маршрут передвижения по улице;

- называть виды транспорта;

- различать транспорт в зависимости от его назначения, месту передвижения, того где его используют;

- давать их характеристику;

- соблюдать правила дорожного движения.

- участвовать в беседе и отвечать на вопросы;

- употреблять простые распространенные предложения, использовать формы знакомых слов;

- группировать предметы по определенным признакам;

-обозначать признаки предметов словами;

- использовать в своей речи вновь усвоенные слова и обороты;

Учащиеся должны знать:

- знать домашний адрес и адрес школы;

- знать правила дорожного движения.
^ 3.Овощи, фрукты, ягоды, орехи

Определение и различение.

Орех лещины, грецкий орех, кедровый орешек. Различие по внешнему виду, вкусу.

. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

Учащиеся должны уметь:

- называть и различать овощи и фрукты,

- давать их характеристику;

- участвовать в беседе и отвечать на вопросы;

-составлять рассказ-описание;

- употреблять простые распространенные предложения, использовать формы знакомых слов;

- группировать предметы по определенным признакам;

-обозначать признаки предметов словами;

- использовать в своей речи вновь усвоенные слова и обороты;

Учащиеся должны знать:

- знать названия изученных овощей и фруктов, орехов;
4.Грибы

Части гриба, грибы съедобные и несъедобные. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

Учащиеся должны уметь:

- называть и различать грибы,

- назвать части гриба;

- давать их характеристику;

- участвовать в беседе и отвечать на вопросы;

-составлять рассказ-описание;

- употреблять простые распространенные предложения, использовать формы знакомых слов;

- группировать предметы по определенным признакам;

-обозначать признаки предметов словами;

- использовать в своей речи вновь усвоенные слова и обороты;

Учащиеся должны знать:

- знать название съедобных и несъедобных грибов;
5.Растения

Ель, сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. Ель, сосна – хвойные деревья. Полевые растения:рожь, кукуруза, овёс. Части этих растений: корень, стебель (соломина), листья, колос (метёлка, початок), зёрна. Как используются эти растения.

^ Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

Учащиеся должны уметь:

- называть и различать растения,

- давать их характеристику,

-различать виды растений ;

- ухаживать за растениями;

- участвовать в беседе и отвечать на вопросы;

-составлять рассказ-описание;

- употреблять простые распространенные предложения, использовать формы знакомых слов;

- группировать растения по определенным признакам;

- использовать в своей речи вновь усвоенные слова и обороты;
Учащиеся должны знать:

- знать названия изученных растений;

-знать правила охраны природы.
6. Квартира, комната

Жизнь и быт школьника. Квартира. Комната. Мебель. Как обставить квартиру.

^ Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

Учащиеся должны уметь:

- различать назначение комнат в квартире ;

- называть мебель;

- давать ей характеристику ;

- участвовать в беседе и отвечать на вопросы;

- употреблять простые распространенные предложения, использовать формы знакомых слов;

- группировать посуду по определенным признакам;

-обозначать признаки предметов словами;

- использовать в своей речи вновь усвоенные слова и обороты
Учащиеся должны знать:

- знать названия комнат и их назначение;

- знать названия мебели и её назначение;

7.Одежда и обувь

Виды одежды. Уход за ней. Виды обуви. Уход за ней.

^ Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

Учащиеся должны уметь:

- называть виды одежды и обуви;

- давать их характеристику;

- выбирать одежду и обувь в зависимости от сезона;

- участвовать в беседе и отвечать на вопросы;

- употреблять простые распространенные предложения, использовать формы знакомых слов;

- группировать одежду и обувь по определенным признакам;

-обозначать признаки предметов словами;

- использовать в своей речи вновь усвоенные слова и обороты;

- ухаживать за одеждой и обувью;

Учащиеся должны знать:

- знать названия одежды и обуви их назначение;
8.Посуда

Название посуды. Посуда столовая, чайная, кухонная. Уход и хранение.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

Учащиеся должны уметь:

- называть и различать посуду;

- давать ей характеристику;

- участвовать в беседе и отвечать на вопросы;

- употреблять простые распространенные предложения, использовать формы знакомых слов;

- группировать посуду по определенным признакам;

-обозначать признаки предметов словами;

- использовать в своей речи вновь усвоенные слова и обороты
Учащиеся должны знать:

- знать названия посуды и её назначение;

9Животные

Дикие и домашние птицы. Птицы перелётные и зимующие.Время отлёта и прилёта разных птиц. Дикие и домашние животные. Насекомые (бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха.). Рыбы. Разнообразие животного мира. Охрана животных.

^ Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

Учащиеся должны уметь:

- называть и различать птиц, животных, насекомых, рыб;

- давать их характеристику,

-различать их виды ;

- участвовать в беседе и отвечать на вопросы;

-составлять рассказ-описание;

- употреблять простые распространенные предложения, использовать формы знакомых слов;

- группировать растения по определенным признакам;

- использовать в своей речи вновь усвоенные слова и обороты;
Учащиеся должны знать:

- знать названия изученных птиц, животных, насекомых, рыб;;

-знать правила охраны природы.

10.Человек- часть природы

Все мы – звенья одной цепи. Познание окружающего мира.

- участвовать в беседе и отвечать на вопросы;

-составлять рассказ-описание;

- употреблять простые распространенные предложения, использовать формы знакомых слов;

- группировать растения по определенным признакам;

- использовать в своей речи вновь усвоенные слова и обороты;
Учащиеся должны знать:

-знать правила охраны природы.
11.Охрана здоровья

Отдых и труд дома. Режим сна. Режим питания. Наше общение

^ Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

Учащиеся должны уметь:

- называть и различать части тела , органы чувств, внутренние органы ;

- давать их характеристику;

- участвовать в беседе и отвечать на вопросы;

- употреблять простые распространенные предложения, использовать формы знакомых слов;

- группировать предметы по определенным признакам;

-обозначать признаки предметов словами;

- использовать в своей речи вновь усвоенные слова и обороты;

- соблюдать правила личной гигиены;

Учащиеся должны знать:

- знать названия органов чувств, частей тела;

- знать режим сна, режим питания;

- знать правила здорового образа жизни, личной гигиены.

12.Повторение материала

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по курсу «Развитие устной речи на основе изучения...
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...

Рабочая программа по курсу «Развитие устной речи на основе изучения...
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...

Рабочая программа по курсу «Развитие устной речи на основе ознакомления...
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...

Здоровья «Знаменская специальная (коррекционная) общеобразовательная...
«Развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для 2 класса

Рабочая программа по курсу «Чтение и развитие речи» для 4класса
Рабочая программа разработана на основании Учебного плана школы-интерната, который разработан на основе первого варианта Базисного...

Рабочая программа по курсу «Развитию речи на основе ознакомления...
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями...

Рабочая программа по курсу «Развитие устной речи и чтение» для 4 класса
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...

Конспект урока развития речи на основе ознакомления с предметами...
Цель: формирование умения составлять описание предмета с помощью заданного алгоритма на основе знакомства с особенностями яблока

Рабочая программа по курсу «Письмо и развитие речи» для 4 класса
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...

Рабочая программа по курсу «Письмо и развитие речи» для 4 класса
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница