Аннотации к лекционному курсу Лекция Сущность понятия дезадаптация, виды дезадаптации




Скачать 47.12 Kb.
НазваниеАннотации к лекционному курсу Лекция Сущность понятия дезадаптация, виды дезадаптации
Дата публикации26.03.2013
Размер47.12 Kb.
ТипЛекция
odtdocs.ru > Психология > Лекция
Аннотации к лекционному курсу

Лекция 1. Сущность понятия дезадаптация, виды дезадаптации

Адаптация – способность человека активно взаимодействовать с социальной средой и использовать ее потенциал для собственного развития. Критерий адаптированности – социальное самочувствие личности. Внешняя (соответствие поведения требованиям общества) и внутренняя (личностная комфортность) составляющие адаптации.

Дезадаптация – несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса человека требованиям ситуации жизнедеятельности, что не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования.

Дезадаптация как процесс, проявление и результат. Виды дезадаптации – патогенная, психосоциальная и социальная. Стадии социальной дезадаптации – педгогическая и социальная запущенность.

^ Лекция 2. Причины дезадаптации

Внутренние (личностные) и внешние (средовые) факторы дезадаптации. Предпосылки дезадаптации – семейное неблагополучие и церебральная недостаточность. Психотравмирующие факторы – шоковые психические травмы, психотравмирующие ситуации кратковременного действия, хронически действующие психотравмирующие ситуации, эмоциональная депривация. Дезадаптация детей выражается в нарушении психического и физического здоровья ребенка, разрыве его социальных связей семьей, другими институтами социализации, деформации личностных структур, сужении важнейших видов деятельности, необходимых для полноценной социализации.

^ Лекция 3. Психологические особенности подросткового возраста как предпосылки дезадаптации

Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения. Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке ущемить самолюбие подростка. Причина психологических трудностей связана с половым созреванием подростка с неравномерностью его физиологического развития. Для подросткового возраста характерна полярность психики: целеустремленность, настойчивость и импульсивность, неустойчивость; повышенная самоуверенность, безапеляционность в суждениях и ранимость, неуверенность в себе; потребность в общении и желание уединиться. Важнейшие новообразования в подростковом периоде – чувство взрослости, самосознание и самоопределение.

Дискуссия – при каких условиях эти особенности будут способствовать дезадаптации подростка?

^ Лекция 4. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков

Сущность понятия «реабилитация», виды реабилитации: медицинская, психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая. Реабилитация, ресоциализация, коррекция – функции, этапы, формы. Индивидуальная комплексная реабилитация. Реабилитационные программы. Направления социально-педагогической реабилитации – организация социального контроля за условиями воспитания и поведения воспитанника; социальная поддержка испытывающих затруднения из-за неблагоприятной обстановки; помощь в преодолении внутриличностного конфликта; предупреждение и пресечение отклонений в поведении; координация отношений ребенка с первичным коллективом; оздоровление; психопрофилактика.

^ Лекция 5. Особенности диагностической работы с дезадаптированными детьми

Диагностика – начальный этап социально-психологической реабилитации ребенка. Задачи диагностики – выявить причины и определить реабилитационный потенциал. Компоненты реабилитационного потенциала – медицинский, психологический и социальный. Динамичность реабилитационного потенциала. Контроль за уровнем реабилитационного потенциала – средство оценки эффективности проводимых мероприятий. Реабилитационный диагноз. Характеристика основных методов диагностики.

^ Лекция 6. Содержание реабилитационной работы с дезадаптированными детьми

Основные средства реализации социально-психологической реабилитации – коррекция, психотерапия, психологический тренинг, консультирование, социально-бытовая адаптация, социально-средовая ориентация. Вариативность средств. Этапы реабилитации – установление психологического контакта с подростком; диагностическая работа; составление программы по оказанию психолого-педагогической помощи; определение эффективности проделанной работы. Учет закономерностей психического и личностного развития ребенка в социально-реабилитационной деятельности.

^ Лекция 7. Социально-психолого-педагогическая поддержка дезадаптированных детей

Соц-псих-пед поддержка – «процесс совместного с подростком определения препятствий, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, воспитании, общении, образе жизни»(О.С.Газман). Структура социально-психолого-педагогической поддержки: диагностический этап – осознание подростком сути проблемы, проявление противоречий и собственных смыслов; поисковый этап – поиск причин возникновения проблемы, принятие подростком на себя ответственности за возникновение и разрешение проблемы\4 договорный этап – проектирование действий педагога и подростка; деятельностный этап – выполнение договора, поддержка педагогом ребенка; рефлексивный этап – совместное с подростком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности.

Принципы поддержки: согласие подростка на помощь, опора на личные силы и потенциальные возможности личности, вера в эти возможности, ориентация на способности подростка самостоятельно преодолевать трудности, конфиденциальность, доброжелательность и безоценочность.

^ 8. Словарь терминов (глоссарий) по предметному содержанию дисциплины

Адаптация - процесс активного приспособления личности или группы к меняющейся социальной среде.
Дезадаптация - нарушение процессов взаимодействия человека со средой.

^ Школьная дезадаптация - несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям школьного обучения, овладение которыми становится затруднительным или в крайних случаях невозможным.
^ Девиантное поведение - поведение, отклоняющееся от нормы, нестандартное .
Ресоциализация- организованный социально-педагогический процесс восстановления социального статуса, утраченных либо несформированных социальных навыков дезадаптированных несовершеннолетних, переориентация их социальных установок и референтных ориентаций за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения и виды деятельности педагогически организованной среды.
Профилактика - деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин
Реабилитация - комплекс медицинских, социально-экономических, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление нарушенных функций, дефекта, социального отклонения
Социальная служба - система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специализированные учреждения для оказания социальных услуг
Валеология - наука о здоровье человека, предпосылках и факторах здорового образа жизни.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аннотации к лекционному курсу Лекция Сущность и содержание социально-значимой деятельности
Направленность деятельности – личностно-ценностное восприятие, понимание и преобразование действительности. Сзд способствует социализации...

Аннотации к лекциям Лекция Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности
Хх века. Значение термина «социальная педагогика». Определение объекта и предмета науки. Междисциплинарный характер социальной педагогики....

Контрольная работа Терминологический диктант Термины дезадаптация,...
Термины – дезадаптация, девиантное, адаптация, социальная служба, валеология, профилактика, школьная дезадаптация, ресоциалиция,...

План-конспект урока по курсу орксэ в 4-м классе по модулю «Основы...
Цели урока: ввести понятия «добро» и «зло», как главные моральные понятия в жизни; повторить и закрепить ранее изученные понятия...

Аннотации к лекционному курсу Лекция Сущность понятия дезадаптация, виды дезадаптации iconЛекция Понятия, цели, задачи и технологии. 4
Состояние и тенденции развития нормативно-правовой базы природоохранной деятельности. 10

Социальное проектирование: сущность и виды, структура социального проектирования
Почему знания и умения из области управления проектами важны в современной жизни

Понятия вычислительной и резидентной программы; понятия пред- условия...
Лемма о разрастании для регулярных языков, пример контекстно- свободного нерегулярного языка

Объем дисциплин и виды учебной работы по базовому курсу

Лекция «Виды обучения»
Воронов В. В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. М., 1997. –146 с

Курс"Менеджер по туризму"(для новичков) – 5 000рублей
Основные понятия: турист (типы туристов), турагент, туроператор, виды туров, турпродукт

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница