Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и Учебно-тематический план № п/п




Скачать 144.05 Kb.
НазваниеПрограмма подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и Учебно-тематический план № п/п
Дата публикации26.03.2013
Размер144.05 Kb.
ТипПрограмма
odtdocs.ru > Психология > Программа




Приложение №2

к приказу управления

образования и науки области

от ______________№_______+



Программа

подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и
Учебно-тематический план


№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Количество часов,

в том числе

Форма контроля

лекции

Семинары - тренинги

Индивидуальное консультирование

1.

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

4

2




2

Структурированное интервью

2.

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

8

2

6







3.


Этапы развития ребенка

4

2

2







4.

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

10

4

4

2




5.


Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

8

2

6







6.

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

8

2

6







7.

Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка

10

4

6







8.

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

6

2

4







9.

Особенности полового воспитания приемного ребенка

8

2

6







10.

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

6

2

4







11

Основы законадательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

4

4

2







12.

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

2

2










13.

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители

2







2

Собеседование




Всего

80

30

44

6





^ Примерная программа тем



Раздел 1 "Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители"

Проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка) и изучение в том числе следующих тем:

а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители;

б) задачи подготовки, в том числе касающиеся:

-выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

-оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;

-ознакомления кандидатов в приемные родители с основами  законодательства  Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;

-формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

-формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

-ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;

-ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;

-ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;

в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);

г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;

д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.





^ Раздел 2 "Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей"

В данном разделе:

- изучаются потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;

- проводится оценка кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;

- проводится оценка кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.




^ Раздел 3 "Этапы развития ребенка"

Данный раздел, включает изучение следующих тем:

- общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);

- роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.




^ Раздел 4 "Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка"

В разделе рассматриваются следующие темы:

- виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;

- диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия;

- семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;

- оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.




Раздел 5 "Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)"

Включает следующие темы:

- потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;

- причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;

- типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности");

- понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.




^ Раздел 6 "Адаптация приемного ребенка и приемной семьи"

Изучение следующих тем:

- особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка;

- этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации;

- тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;

- роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.




^ Раздел 7 "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка"

Включены темы:

- формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;

- эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;

- причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;

- понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.




^ Раздел 8 "Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка"

В разделе рассматриваются:

- способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;

- создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);

- предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;

- медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.


^ Раздел 9 "Особенности полового воспитания приемного ребенка"

Включены следующие темы:

- возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;

- формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;

- способы защиты ребенка от сексуального насилия.


^ Раздел 10 "Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка"

Включающий в том числе изучение следующих тем:

- родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;

- стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;

- способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;

- социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;

- семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;

- понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.


^ Раздел 11 "Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан"

Включающий темы:

- правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;

- формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства;

- требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;

- порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

- правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;

- порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;

- порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье;

- порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;

- меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;

- защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;

- порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;

- правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;

- порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;

- последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;

- порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.





^ Раздел 12 "Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям"

В разделе изучаются:

- родительские и профессиональные функции приемной семьи;

- взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;

- информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи;

- взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.




^ Раздел 13 "Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители"

Проходит:

- обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий;

- обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;

- проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание;

- составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Порядок подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью...
Российской Федерации, рекомендациями по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание...

Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц,...
См. Рекомендации по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка,...

Требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять...
России от 20 августа 2012 г. N 623 г. Москва "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на...

Управление образования и науки тамбовской области прика з
Об утверждении порядка и программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения...

Органов и организаций, осуществляющих подготовку лиц, желающих принять...
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,...

К постановлению главы Меленковского района
Меленковского района, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее — Порядок)

Министерство здравоохранения российской федерации приказ
Федерации n 542 от 1 мая 1996 года "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять...

Анкета гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью
Информация о ребенке (детях), которого гражданин желал бы усыновить, принять под опеку (попечительство), в приемную семью (нужное...

Регламент предоставления государственной услуги «устройство детей,...
Российской Федерации, выразившие желание взять ребенка на воспитание в семью, имеющие заключение органа опеки и попечительства, выданное...

Областная целевая программа "Обеспечение жилым помещением детей-сирот,...
Об утверждении областной целевой программы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница