В докладе будет представлены основные трудности, которые возникают при изучении школьного курса информатики и икт на основе свободного по, возможные пути




Скачать 44.34 Kb.
НазваниеВ докладе будет представлены основные трудности, которые возникают при изучении школьного курса информатики и икт на основе свободного по, возможные пути
Дата публикации08.05.2013
Размер44.34 Kb.
ТипДоклад
odtdocs.ru > Психология > Доклад
В докладе будет представлены основные трудности, которые возникают при изучении школьного курса информатики и ИКТ на основе свободного ПО, возможные пути решения проблем, которые можно будет обсудить в ходе дискуссии.

Классификация трудностей

Необходимо выделить как психологические так и трудности в изучении самого материала. Опыт показывает, что больше психологических трудностей возникает у учеников более старшего возраста (от 7 класса). Связано это с тем, что у большинство из них активно пользуется операционной системой WINDOWS дома и изучали эту систему на уроках информатики раньше. Такие же трудности есть и у многих учителей, т. к. при переходе на новое программное обеспечение приходится переучиваться, отходить от некоторых привычных действий. Из-за этого возникает отторжение, вопросы из раздела «А зачем, вообще, это нужно?», «А можно скачать (купить) пиратский диск», «У нас все равно дома WINDOWS, а это нам никогда не понадобится»... У детей более младшего (5-6 класс) возраста, наоборот, возникает желание познакомиться с неизвестными программами, гораздо больше учащихся консультируется по вопросам установки операционной системы линукс на домашний компьютер как раз в более младшем возрасте.

В изучении же предмета возникают трудности как раз также у тех учащихся, кто уже на уроках или самостоятельно освоил офисные приложения от Microsoft и начинает путаться, видя отличия в программах от OpenOffice. Это же касается различия в других программных средах (например, GAMBAS, отличается от классического QBASIC...)

^ Возможные пути преодоления трудностей

Что касается психологических трудностей, то здесь не может быть универсального ответа, психологическое отторжение свободных программ есть не только у детей, но и у многих учителей. Здесь нужно различать, когда идет отторжение из-за новизны, а когда из-за неудобств (или отсутствия каких-то возможностей) в новой программе. Например, разница в способе установки параметров страницы в OpenOffice.Writer и Microsoft Word (соответственно, формат-страница и вид-параметры страницы) может быть просто неизвестна и достигается простым обращением к справочной системе или консультацией учителя, а способ расстановки номеров страниц или необходимость следить за типом файла при сохранении документа может быть воспринято, как неудобство именно в связи с необходимостью проводить большее количество действий, чем в привычной программе.

Отторжение по причине незаинтересованности необходимо преодолевать как информацией (что свободное ПО, в частности Linux, активно используется во многих странах, что есть программа постепенного перехода государственных организаций на свободные программы, идет активное использование свободных программ в частных фирмах, о недопустимости использования нелицензионных программ в организациях), так и сравнением возможностей коммерческих и аналогичных свободных программ, грамотным объяснением различий учителем.

Нежелание изучать свободные программы именно по причине трудностей достигается как подчеркиванием, объяснением основных моментов в различиях при выполнении определенных действий учителем, так и призывом использовать справочные системы.

Необходимо отметить, что само различие в программах не относится только к свободному ПО, отличаются как разные коммерческие программы, так и различные версии конкретных программ (например, отличается по технологии и интерфейсу пакет Microsoft Office 2003 и 2007). В процессе обучения само сравнение программ развивает мышление, приучает пользоваться справочными системами.

^ Трудности при обучении на основе свободного ПО для учителей

Основные трудности состоят в необходимости постоянного самообучения учителей свободным программам. Слишком быстрый переход в школах на свободное ПО, отсутствие свободных программ при обучении в педагогических вузах, на курсах повышения квалификации не приводит к совершенному знанию учителями всех пунктов меню каждой свободной программы.

Каждый учитель может как начать изучать основные моменты, различающиеся в программах, и выучить основные действия заранее, так и рискнуть и предложить ученикам самим освоить часть материала, воспользовавшись справочной системой. Можно показывать способ работы со справочной системой и во время занятия самим ученикам.

Эти методы каждый учитель может применять в зависимости от уровня конкретного класса, своего собственного стиля ведения урока и т. д.

Можно сделать небольшую шпаргалку, например:

для OpenOffice.Writer:

Изменение формата страницы

Формат-страница

Создание колонтитулов

Вставка-верхний (нижний) колонтитул

Установка номеров страниц

Вставка-поля-номер страницы

Убрать номер с первой страницы

Формат-стили (стили и форматирование)

Выбрать вкладку «Стили страницы»

Выбрать стиль «Первая страница»


для OpenOffice.Саlc:

Функция для суммы чисел

SUM()

Произведение чисел

PRODUCT()

Cцепить несколько текстовых строк в одну

CONCATENATE()

Создание графика функции

Выбрать тип «Диаграмма XY»


для OpenOffice.Base:

Создание автозаполняющегося списка в таблице (аналогичного типу данных счетчик)

Выбрать тип Integer (целое)

В параметрах включить автозначение-да


Также необходимо акцентировать внимание на форматах сохранения файла (.doc) для дальнейшей работы в программе Microsoft Word (соответственно, .xls, .ppt). Необходимо сказать, что это также не является спецификой работы свободных программ, необходимо следить за форматом сохранения файла и в 2007 Office.

К другим трудностям отнесем иногда происходящие изменения некоторых объектов при переходе из одного формата файлов в другой (таблицы в текстовых процессорах, диаграммы в электронных таблицах...), невозможность перевода базы данных из одного формата в другой, сложности при администрировании операционной системы, установки драйверов для принтеров, устройств... В данный момент мы эти трудности преодолеть не можем, отметим только постепенное совершенствование свободных программ. Однако, изучение свободных программ, некоторые их отличия от известных нам аналогов, не противоречат стандарту, целям обучения информатике, т. к. позволяют изучить информационные технологии, приемы работы с текстом, электронными таблицами, запросы в базах данных и др.

Список использованных источников

  1. Справочные системы операционных систем, программ

  2. Примерная программа по информатике и ИКТ (http://mon.gov.ru)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса информатики и икт для 5-6 классов общеобразовательной...
Основные понятия: информация, информативность, информационный объект, информационный процесс, язык, кодирование, двоичная система...

Рабочая программа учебного предмета «информатика и икт»
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и икт» и рассчитана на...

Урок информатики и икт в 11 классе открытый урок в рамках проведения...
Марков Г. В., учитель информатики маоу «сош №9» г. Мегион Ханты-Мансийский автономный округ

Информатики и информационных технологий для 5-6 классов
Содержание курса информатики и информационных технологий для 5—6 классов общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой...

Составитель: учитель информатики и икт леонов Е. Е
Программа факультативного курса рассчитана на обучение учащихся 11 классов и основана на знаниях и умениях сформированных у учащихся...

В докладе представлены общие сведения о школе, различные направления...
Доклад подготовлен управленческой командой школы в целях улучшения качества информирования родителей обучающихся и представителей...

Тематическое планирование базового курса (10 11 кл.) информатики в 11-м классе
В планировании отдельно выделен минимальный перечень практических работ на пк, которые необходимы для реализации практической составляющей...

Тематическое планирование базового курса (8 9 кл.) информатики в 9-м классе
В планировании отдельно выделен минимальный перечень практических работ на пк, которые необходимы для реализации практической составляющей...

Тематическое планирование базового курса информатики в 8-м классе
В планировании отдельно выделен минимальный перечень практических работ на пк, которые необходимы для реализации практической составляющей...

На Пакет свободного программного обеспечения (пспо)
«Информатика и икт», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница