Сказкотерапия в работе с родителями и детьми




НазваниеСказкотерапия в работе с родителями и детьми
Дата публикации16.04.2013
Размер38.4 Kb.
ТипСочинение
odtdocs.ru > Психология > Сочинение
СКАЗКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ.

(ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ)

В нашей стране очень остро стоят социальные проблемы семьи: снижение ее материального уровня, ухудшение физического и психического состояния здоровья детей и родителей. На основе этого возникает не понимание между родителями и детьми, что ведет к нарушению детско-родительских отношений. С учётом этих данных мы строем свою работу по налаживанию взаимоотношений между родителями и детьми. Для решения этой проблемы я применяю элементы сказкотерапии – этот метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Взаимодействие ребёнка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.

Ребёнку или взрослому подчас бывает сложно поделиться с другими своими чувствами и переживаниями. В сказке каждый способен легко, непринужденно и естественно прожить весь свой жизненный путь и чувства.

Тексты сказок вызывают интерес, как у детей, так и у взрослых, именно поэтому они очень удобны для работы в семье. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Рассказывание сказок способствует более глубокому пониманию детских отношений, их укреплению, приводит к изменению поведения детей. Вовремя рассказанная, сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне .

Когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечь человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации - так и останется пассиве. В процессе психологической помощи мы обращаемся как к жизненному опыту ребенка, так и к его сказочному «банку жизненных ситуаций». Часто это позволяет найти нужное решение.

Сочинение историй само по себе психотерапевтическое занятие, ведь в свой творческий продукт человек вкладывает частичку внутренней реальности.

Многие родители упрекают детей в склонности к излишнему фантазированию. Часто детские фантазии и истории являются актом самотерапии, ибо в образной форме ребенок проговаривает волнующие его вопросы и пробует найти на них ответы.

Сказки, сочиняемые детьми и взрослыми, не только дают нам необходимую психодиагностическую информацию, но и одновременно являются мощным терапевтическим средством для обеих сторон. Поэтому девиз для детей и родителей прост: “Сочиняйте сказки и дарите их друг другу”. Даже без специальной психологической работы это делает взаимоотношения более добрыми и гармоничными.

Для организации и проведения эффективной работы с родителями и детьми в условиях группы дошкольников мной подобран материал (занятия, консультации, развлечения и тренинги) построенный на основе содержания современных программ и технологий:

«Страна Воображалия» - совместное занятие по изготовлению кукол-марионеток. Изготовление марионеток полезно и для детей и для взрослых. Это сплачивает и позволяет им лучше понимать и чувствовать друг друга. Родители при изготовлении куклы-марионетки узнают заветные желания детей, что помогает им скорректировать некоторые ошибки в воспитании. С помощью кукол ребенок и взрослый проигрывает, просматривает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль.

«Замок из песка» - песчаная сказка, в которой Членам семьи (маме, папе, ребенку) предлагается построить в подносе мир, отражающий их реальную семейную ситуацию. Затем в течение 5–10 минут “мир оживает”, и членам семьи предлагается “пожить в мире”.После обсуждения семье предлагается построить“идеальную семью”, то есть мир, отражающий их желанную семейную ситуацию. Затем “идеальный мир” также оживает. После игры проводится обсуждение, предлагая выбрать из коллекции миниатюр те фигуры, которые являются символами достижения идеальной семьи, помощниками или ресурсами в этом достижении, необходимыми условиями или действиями. По желанию семья может привнести их в песочный мир и проиграть различные варианты выхода из проблемной ситуации.

Таким образом, сказкотерапия способствует эмоциональному сближению ребенка и родителя, формированию позитивных детско-родительских отношений, раскрытию внутреннего мира каждого участника.

Литература:

  1. Джайнотт X. Родители и дети / X. Джайнотт, - М.: Знание. - 1986.

  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб., 2002.

  3. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000.

  4. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы / Ю. Хямяляйнен. М.: Просвещение. - 1993.

  5. . Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось- 89, 2007..

  6. . Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии

  7. Фаустова И.В. Метод куклотерапии в работе с дошкольниками /Управление ДОУ, №5-2008,

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статья отнесена к разделу
Цель: выяснить типы отношений между детьми и родителями в семьях учащихся класса и скорректировать (при необходимости) отношения...

Памятка для социального педагога при работе с детьми группы риска
Кроме того, он и сам должен уметь педагогически правильно построить воспитательную, социально-педагогическую работу с отдельными...

О работе отдела образования администрации района по предупреждению...
Особое внимание уделяется работе с семьями, находящимися в социально опасном положении: своевременному выявлению детей, нуждающихся...

О работе отдела образования администрации района по предупреждению...
Особое внимание уделяется работе с семьями, находящимися в социально опасном положении: своевременному выявлению детей, нуждающихся...

График взаимодействия педагога-психолога с воспитателями
Занятия совместно с родителями и детьми в рамках консультативного пункта в качестве профилактики дезадаптации

Отчет о работе службы
Целью деятельности Службы является оказание комплексной психолого- педагогической социальной помощи семьям с детьми-инвалидами, детьми...

Отдела образования администрации района
Особое внимание уделяется работе с семьями, находящимися в социально опасном положении: своевременному выявлению детей, нуждающихся...

Отдела образования администрации района
Особое внимание уделяется работе с семьями, находящимися в социально опасном положении: своевременному выявлению детей, нуждающихся...

План ключевых мероприятий управления образования администрации г. Владимира на май 2013 г
...

Название темы учебного проекта
В данном учебном проекте раскрывается понятие социальное отношение, связь различных людей с обществом. Учащиеся, самостоятельно исследуют...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница