Здоровьесберегающие технологии в учреждениях дополнительного образования




НазваниеЗдоровьесберегающие технологии в учреждениях дополнительного образования
Дата публикации11.04.2013
Размер81.6 Kb.
ТипДокументы
odtdocs.ru > Психология > Документы
Здоровьесберегающие технологии в учреждениях дополнительного образования.

В каждом маленьком ребенке,

И в мальчишке , и в девчонке,

Есть по двести грамм взрывчатки.

Или даже полкило,

Должен он скакать и прыгать,

Все хватать, ногами дрыгать

А иначе он взорвется

Неизвестно отчего.
Здоровье человека-тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу.

Система доп. Образования обладает рядом преимуществ по сравнению с образовательной школой: во- первых, мотивированность детей к занятиям в системе доп. Образования- воспитанники осуществляют свободный выбор деятельности по интересам; во- вторых, объем количества учебных часов, реализуемых по дополнительным образовательным программам незначительны ( 68, 144, 216 часов в год ); в-третьих отход от классно-урочной системы позволяет использовать различные инновационные формы занятий, обеспечивающие максимальный комфорт воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода.

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка:его ума. Нравственных и эстетических чувстк, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

«Здороьеформирующие образовательные технологии» по определению Н. К. Смирнова-это все те психолого-педагогические технологии, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности,мотивацию на ведение здорового образа жизни.

^ Принципы здороьесбережения.

Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальным на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. По результатам исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков причиной резкого снижения уровня здоровья детей являются:

  • падение уровня жизни, социальные потрясения, неблаготприятная экологическая обстановка в России;

  • ухудшение состояния здоровья матерей;

  • стрессы;

  • дефицит двигательной активности;

  • безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

  • неполноценное питание.

    Приоритеты заботы о здоровье учащегося и педагога.

-субъект- субъектные взаимоотношения: учащийся является напосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном и в про цессуальном акспектах;

-соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся-объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся;

-успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки;

-активность-активное включение, и любой процесс снижает риск переутомления.

^ Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.

От правильной организации занятия уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Критерии здоровьязбережения на занятии, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности.


^ Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановки и гигиенические условия в кабинете

Температура, свежесть воздуха, освещение

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, рассказ, выполнение практической работы и т.д.

Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, и способа творчества)

Активные методы ( ученик в роли учителя, исследователя, деловая игра)

Методы напрвленные на самопознание и развитие (интелекта, эмоций, общения, самооценки)

Поза учащегося, чередование позы

Правильная посадка обучающегося, смена видов деятельности

Наличие, место, содержание и продолжительность на занятии моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Наличие мативации деятельности обучающихся на занятии

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

Психологический климат на занятии

Взаимоотношение на занятии: педагог — обучающийся (комфорт — напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей)

Эмоциональные разрядки на занятии

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка и т.д.

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или поссивных отвлечений в процессе учебной деятельности

Момент наступления утомления и снижения учебной активности


Использование игровых технологий, оригинальных заданий позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую нагрузку обучающихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

^ Создание благоприятного психологического климата на занятии.

Одним из важнейших аспектов является психологический комфорт обучающихся во время занятия. С одной стороны решается задача предупреждения переутомления, а с другой появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на занятии, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция педагога на желание обучающегося выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной деятельности, уместный юмор или небольшие отступления — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Обучающиеся входят в кабинет не со страхом получить замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания и умения, получить новую информацию. В процессе такого занятия не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда обучающийся с чем то не справился, что-то не смог выполнить. Более того отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться выражать свою точку зрения.

Педагог поощряет стремление обучающегося к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность заметно повышается, что в конечном итоге приводит к более качественному усвоению знаний и к более высоким результатам.

^ Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиеническихи психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. Сюда же можно отнести профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях.

^ Комплексное использование личностно-ориентированных технологий.

  • Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе занятия;

  • использование проблемных творческих заданий;

  • стимулирование обучающихся к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения задания;

  • применение заданий, позволяющих обучающемуся самому выбирать тип, вид и форму материала

  • рефлексия. Обсуждение того,ч то получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Исходя, из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья детей как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря испольтзованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому обучающемуся, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка.

Охрана здоровья детей требует от педагога поиска нетрадиционных путей решения этой актуальнейшей проблемы.

Игры — это хороший отдых между занятиями; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояниеи повышают работоспособность.

Попыткой оздоровить обучающихся, облегчить их пребывание в стенах ЦРТДиЮ, явилось ведение элементов здоровьезберегающих технологий, направленных на расширение зрительно-пространственной активности, которые были разработаны В.Ф. Базарным и Л.П. Уфимцевой. Я хочу познакомить Вас с некоторыми из этих приемов:

  • Использование разного вида траекторий, по которым дети «Бегают» глазами (например, на листе ватмана или на доске изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль). Этот плакат размещается на уровне глаз. По просьбе педагога дети начинают «пробегать» глазами по заданному направлению (обязательно стоя).

  • Можно использовать такие упражнения для глаз, которые хорошо сочетаются с общими физическими упражнениями. Например, игра «Веселые человечки». На карточках педагог быстро показывает детям схематично изображенных человечков, выполняющих различные гимнастические упражнения. Дети должны сначала рассмотреть человечка, а потом повторить его движения.

  • Проведение мимических упражнений, например, на карточках нарисованы лица клоунов с различными выражениями: улыбающиеся, грустные, испуганные. Дети их копируют.

  • Помогают сохранить здоровье ребенка цветовые круги, выставленные на доске. Каково же их назначение?

    - желтый цвет — уменьшает чувства страха у детей ;

    - синий цвет — тонизирует умственную активность;

    - красный цвет — активизирует умственные способности детей;

    - зеленый круг — для успокоения, если дети расшумелись;

    - оранжевый круг — цвет творчества, будет фантазия.

    К одному из направлений здоровьесберегающих технологий можно отнести ароматотерапию. Она используется по профилактике простудных заболеваний. Во время эпидемии гриппа используем бактерицидные и противовоспалительные свойства некоторых растений (лука, честнока). В кабинете много комнатных растений, которые очищают воздух.

    Ведь здоровье должно быть и у детей и у педагогов! Мы считаем, что здоровье — наше личное дело, и не чувствуем вины перед людьми, окружающими нас, за его утрату, а ведь от наших болезней страдают и близкие нам люди. Наверное поэтому так необходимо еще в начальном звене научить детей воспринимать свою жизнь и здоровье как величайшую ценность.

    Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, береч и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интелектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле — здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях
Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. В своей работе я опираюсь на «Систему музыкально – оздоровительной...

Всероссийский конкурс методических разработок педагогов, реализующих...
Использование компьютерных программ при проведении занятий и при организации массовых мероприятий с обучающимися в учреждениях дополнительного...

Объединения дополнительного образования
Тамбовской области от 12. 2007г. №2328 «О мерах по созданию условий для получения общедоступного дополнительного образования детей...

Положение о педагоге дополнительного образования Общие положения
Педагог дополнительного образования есть педагог школы или учреждения дополнительного образования, планирующий и организующий развивающую...

Здоровьесберегающие технологии в процессе
Из истинно человеческих ценностей здоровье — одна из основных. Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что воистину здоровый...

Здоровьесберегающие технологии
Внедрение в учебный процесс здоровье сберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников,...

В соответствии с планом работы Комитета по образованию Санкт-Петербурга,...
Одод (отделений дополнительного образования детей в образовательных учреждениях) в 19 марта 2013 г проводится педагогическая конференция...

«нетрадиционные логопедические здоровьесберегающие технологии»
С введением фгт изменяются подходы к организации воспитательно-образовательного процесса: решение задач образовательной деятельности...

Здоровьесберегающие технологии в учреждениях дополнительного образования iconТеоретико-методологические условия художественного образования учащихся...
Работа выполнена на кафедре декоративного искусства факультета изобразительных искусств гоу впо города Москвы «Московский городской...

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки
Уроки музыки неразрывно связаны со здоровьесберегающими технологиями. О том, что определенные мелодии способны влиять на душевное...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница