Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 9 класса на 2011 2015 годы




Скачать 317.48 Kb.
НазваниеРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 9 класса на 2011 2015 годы
страница1/3
Дата публикации04.04.2013
Размер317.48 Kb.
ТипРабочая программа
odtdocs.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3
ТОГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Отъясская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей

с ограниченными возможностями здоровья»

РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДЕНО

на заседании педагогического совета приказом школы-интерната

протокол № _________ от № _____ от

«_____» _____________ 20_____г «_____» ______________ 20____г

директор школы-интерната

_________ /Глушкин Н.А./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедеятельности

для 9 класса

на 2011 – 2015 годы

2010

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по Основам Безопасности Жизнедеятельности для 9 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Конституция Российской Федерации

  • Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями);

  • Закон Тамбовской области от 29.12.1999 № 96-З «Об образовании в Тамбовской области» (с изменениями и дополнениями);

  • Закон Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;

  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);

  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);

  • Нормативно-правовые акты администрации Тамбовской области, управления образования и науки, отдела образования администрации района, Уставом ТОГБОУ Отъясская специальная (коррекционная) школа интернат VII — типа и локальными правовыми актами учреждения.

Цели обучения:

  • Освоение знаний о здоровом образе жизни; опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

  • Развитие качеств личности, необходимых, для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • Воспитание чувства ответственности за личную безопасность ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

  • Овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь

Задачи обучения:

  1. Освоение знаний о здоровом образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасной жизнедеятельности.

  2. Воспитание ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

  3. Развитие эмоционально волевых качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечение безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.

  4. Овладение умениями определять потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

  5. Овладение навыкам поведения в экстремальной ситуации.

  6. Приобретение умений бороться с факторами мешающими справится с экстремальной ситуацией.

  7. Освоение способов выживания человека в условиях автономного существования в природной среде.

  8. Приобретение навыков по оказанию первой медицинской помощи


Сведения о программе

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по ОБЖ в 9 классе, авторской программы  Ю.П. Подолян «Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ» к учебнику М.П. Фролова, Е.Н. Литвинова и др. «Основы безопасности жизнедеятельности.9 класс» под редакцией

Ю.Л. Воробьева/Ю.П. Подоляна.

Обоснование выбора программы

Программа соответствует Государственному стандарту основного общего образования по Основам Безопасности Жизнедеятельности.

Место и роль учебного предмета

На современном этапе развития цивилизации Основы Безопасности Жизнедеятельности играет решающую роль во всех жизненных сферах. Она является одним из основных ресурсов, который во многом определяет уровень развития страны, её будущее. Мы находимся на пути к безопасному обществу, основанному на разуме, интеллекте, эрудиции. Необходимым качеством становится высокий уровень безопасности человека. Поэтому Основы Безопасности Жизнедеятельности как предмет играет большую роль в учебном плане школы.
Коррекционная составляющая программы.

Задачи: выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями.

Получение детьми с ЗПР грамотности в области основ безопасности жизнедеятельности является одним из условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания программы и коррекцию недостатков развития обучающихся с ЗПР и способствует формированию у них учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

В процессе обучения Основам Безопасности Жизнедеятельности одним из направлений работы является коррекция высших психических функций обучающихся, развитие эмоционально - волевой и личностной сферы ребёнка и психокоррекция его поведения.

Процесс обучения Основам Безопасности Жизнедеятельности неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) учреждений VII вида- коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, умений планировать свои действия, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение носит практическую направленность и тесно связано с другими предметами, жизнью. Практические работы преследуют цели вооружения обучающихся необходимыми практическими навыками и умением переносить эти навыки на другие виды деятельности. Специальные подготовленные упражнения, комбинируемые в различных сочетаниях, позволяют организовывать интересные занятия типа игр.

Коррекционные цели уроков:

1. Развитие слухового восприятия через лекцию

2. Коррекция мышления через проведения операций анализа

3. Коррекция зрительного восприятия через использование схем и таблиц

4. Коррекция речи через словарную работу

5. Развитие слухового восприятия через тест

6. Коррекция памяти через неоднократное повторение

7. Развитие слухового восприятия через слуховую инструкцию

8. Псикоррекция поведения через беседы, поощрения за хорошие результаты

9. Коррекция волевых усилий при выполнении задания

10. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях через индивидуальную работу на уроках и домашнее задание.

11. Коррекция зрительного восприятии через работу по образцу.

12. Коррекция речи через комментирование своих действий

13. Коррекция пространственной ориентации через распознавание знакомых предметов

14. Коррекция долговременной памяти через воспоминания, пояснения.

15. Коррекция зрительного восприятия через практическую работу

16. Развитие слухового восприятия через слуховые диктанты

17.Коррекция эмоционально- волевой сферы через соблюдение дозировки в работе.

18.Коррекция мышления через анализ и сравнение

19.Коррекция эмоционально-волевой сферы через смену видов деятельности

20.коррекция зрительного восприятии через работу по образцу

21. Коррекция мелкой моторики путем проведения пальцевой гимнастики

22. Коррекция операций анализа и синтеза на основе работы с шифрограммой

23. Развитие логического мышления на основе выделения лишнего слова

24. Коррекция вербальной памяти на основе запоминания ряда слов

25. Коррекция зрительного восприятия и памяти на основе нахождения различий в двух картинках

26. Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе классификации

27. Коррекция процессов анализа и синтеза на основе составления слов из букв данного слова

28. Развитие монологической формы речи

29. Коррекция процессов мышления на основе воспоминания недостающих слов или букв в словах

30. коррекция вербальной памяти на основе запоминания специальных терминов

31. Коррекция зрительной памяти на основе запоминания ряда картинок.

Информация о количестве учебных часов

Федеральный базисный учебный план отводит 34 часа для обязательного изучения Основ Безопасности Жизнедеятельности в 9 классе по 1 учебному часу в неделю. Согласно учебному плану школы изучение курса «ОБЖ» в 9 классе также предусматривается в объеме 34 часов по 1 часу в неделю.

Формы организации образовательного процесса:

  • творческая деятельность;

  • самостоятельная деятельность;

  • практическая деятельность.

Технологии обучения:

Дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса:

  • разноуровневые тесты, задания;

  • практические работы;

  • задания для выполнения практических работ

Дидактико-технологическое оснащение учебного процесса:

  • Рабочие тетради

  • раздаточный материал для контрольных работ,

  • тематические тесты


Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Ключевая компетенция

Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся

Общекультурная компетенция


^ Способность и готовность:

- извлекать пользу из опыта;

- организовывать взаимосвязь и упорядочивание своих знаний

Социально-трудовая компетенция


^ Способность и готовность:

- включаться в социально-значимую деятельность;

- организовать свою работу

Коммуникативная компетенция


^ Усвоение основ коммуникативной культуры личности:

- умение высказывать и отстаивать свою точку зрения;

- овладение навыками неконфликтного общения

Ключевая компетенция

Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся

Компетенция в сфере личностного определения


^ Способность и готовность:

- уметь противостоять неуверенности и сложности;

- занимать личную позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение

Виды контроля: Формы контроля:

  • вводный

  • текущий

  • тематический

  • итоговый



  • фронтальный опрос;

  • индивидуальный опрос;

  • самостоятельные работы;

  • контрольные работы;

  • письменный опрос


Планируемый уровень подготовки обучающихся 9 класса.
Учащиеся должны знать/понимать/уметь:


  • Понятия и систему обеспечения экологической безопасности.

  • Источники химического загрязнения окружающее среды и способы защиты от него

  • Что такое бытовые ксенобиотики.

  • Чем опасно влияние шумового загрязнения на организм человека, а так же меры безопасности и способы защиты организма от шумового загрязнения

  • Историю питания, болезни из-за неправильного питания и понятие рационального питания.

  • Природу и классификацию биоритмов, преимущества соблюдения биоритмов в повседневной жизни.

  • Понятия «двигательная активность», «гиподинамия», связь гиподинамии с различными болезнями человека.

  • Понятия «стресс», «стресс-факторы», «стресс-реакции», «невроз», взаимосвязь этих явлений.

  • Особенности реакции человека на стресс в зависимости от типа нервной системы.

  • Понятие «информационные перегрузки», их влияние на жизнь и здоровье человека.

  • Правила предупреждения информационных перегрузок.

  • Принципы механизма старения и факторы, ускоряющие его воздействие на организм.

  • Обращаться с бытовыми ксенобиотиками.

  • Соблюдать оптимальный рацион подростка, с учетом нагрузок и климатических условий.

  • Планировать рабочую неделю с учетом биоритмов.

  • Использовать экологические знания для анализа окружающих событий.

  • Проводит профилактику аллергических заболеваний.

  • Вырабатывать мотивацию на здоровый образ жизни.

  • Факторы отрицательного воздействия компьютера на организм человека.

  • Меры безопасности при работе на компьютере.

  • Источники опасности при проведении уроков физики и химии.

  • Правила безопасности на уроках химии и физики.

  • Источники опасности при проведении уроков физической культуры и ОБЖ, при занятиях спортом.

  • Правила безопасности на уроках физической культуры и ОБЖ, и занятиях спортом.

  • Источники опасности при проведении занятий по технологии.

  • Организовывать компьютерное рабочее место и содержать помещение, где установлен компьютер.

  • Безопасно вести себя на уроках химии и физики при выполнении лабораторных работ.

  • Безопасно вести себя при проведении занятий по физической культуре и ОБЖ, при использовании оборудования кабинета технологии и при пользовании домашними столярными и слесарными инструментами и устройствами.

  • Необходимость создания, зарождение, развитие и современное состояние международной системы гуманитарного реагирования при ЧС мирного и военного времени.

  • Понятие, цели, задачи и принципы гуманитарной деятельности

  • Силы и средств МЧС России, предназначенные для проведения международных гуманитарных акций.

  • Основные гуманитарные акции МЧС России.

  • Определять средства и задачи МЧС России, предназначенные для проведения международных гуманитарных акций.

  • Необходимый набор снаряжения для преодоления препятствий, страховки и правила её использования.

  • Типичный состав медикаментов индивидуальной аптечки и правила их использования.

  • Правила первой медицинской помощи при терминальных состояниях.

  • Ориентироваться на местности и определять стороны горизонта различными способами в дневное время.

  • Ходить по азимуту.

  • Работать с картой и планом местности.

  • Ориентироваться и двигаться по местности без карты.

  • Подготавливаться к выходу на природу в различных условиях.

  • Преодолевать препятствия на характерном для данного региона маршруте.

  • Использовать индивидуальную аптечку.

  • Оказывать реанимационную помощь при терминальных состояниях.

  • Использовать средства защиты кожи и органов дыхания.

  • Преодолевать зоны заражения радиоактивными веществами.


Информация о используемом учебнике

Основы безопасности жизнедеятельности: 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др. под редакцией Ю. Л. Воробьева – 2-е издание, исп. и доп. – М.: АСТ: Астрель, 2008 -233, [1] с.: ил.

^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Раздел I Опасные ситуации и условия жизнедеятельности человека (19 часов).
Глава I. Нарушение экологического равновесия в местах проживания и его влияние на здоровье человека (14 часов).
Экологическая безопасность России. Окружающая среда и экологическая опасность. Среда обитания человека – важнейший фактор его здоровья. Загрязнение окружающей среды. Химические загрязнения и отравления. Что такое ксенобиотики. Как организм защищается от ксенобиотиков. Шум и здоровье. Что такое шумовое загрязнение среды. В чем заключается опасность шумов. Безопасное питание. Из истории пищевого рациона человека. Современный «благополучный рацион» и болезни питания. Биоритмы – организаторы нашей жизни. Откуда взялись биологические ритмы. О «совах», «жаворонках» и «голубях». Как избежать переутомления. В движении – жизнь. О физических резервах человека. Защититесь от стрессов. Стресс – факторы и стресс – реакции. Болезни истощения. Особенности реакции на стресс у разных людей. Как не позволить стрессу застать себя врасплох. Как выплыть в море информации и завоевать друзей. Преодолении информационных перегрузок. Искусство общения. Окружающая среда – источник инфекционных заболеваний. Инфекции и их природные источники. Почему возникают эпидемии. СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита человека. Экологическая безопасность и природные условия. Опасные природные явления. Последствия воздействия резкого изменения климатических условий. Природные аллергены. Ядовиты растения и животные. Сколько лет жить человеку. Что такое старение и как изменялась продолжительность жизни человека. О причинах старения. Доступные каждому пути продления жизни. Современные теории продления жизни.
Учащиеся должны знать:

  • Понятия и систему обеспечения экологической безопасности.

  • Источники химического загрязнения окружающее среды и способы защиты от него

  • Что такое бытовые ксенобиотики.

  • Чем опасно влияние шумового загрязнения на организм человека, а так же меры безопасности и способы защиты организма от шумового загрязнения

  • Историю питания, болезни из-за неправильного питания и понятие рационального питания.

  • Природу и классификацию биоритмов, преимущества соблюдения биоритмов в повседневной жизни.

  • Понятия «двигательная активность», «гиподинамия», связь гиподинамии с различными болезнями человека.

  • Понятия «стресс», «стресс-факторы», «стресс-реакции», «невроз», взаимосвязь этих явлений.

  • Особенности реакции человека на стресс в зависимости от типа нервной системы.

  • Понятие «информационные перегрузки», их влияние на жизнь и здоровье человека.

  • Правила предупреждения информационных перегрузок.

  • Принципы механизма старения и факторы, ускоряющие его воздействие на организм.


Учащиеся должны уметь:

  • Обращаться с бытовыми ксенобиотиками.

  • Соблюдать оптимальный рацион подростка, с учетом нагрузок и климатических условий.

  • Планировать рабочую неделю с учетом биоритмов.

  • Использовать экологические знания для анализа окружающих событий.

  • Проводит профилактику аллергических заболеваний.

  • Вырабатывать мотивацию на здоровый образ жизни.


Глава II. Правила безопасного поведения в повседневной жизни(5 часов).
Безопасное пользование компьютером. Факторы отрицательного взаимодействия компьютера на организм человека. Организация рабочего места у компьютера. Меры безопасности на уроках в школе. Правила безопасности на уроках химии и физики. Безопасное поведение на уроках физкультуры и ОБЖ и при занятиях спортом. Безопасность при работе с режущими, колющими инструментами и металлорежущим оборудованием.
Учащиеся должны знать:

  • Факторы отрицательного воздействия компьютера на организм человека.

  • Меры безопасности при работе на компьютере.

  • Источники опасности при проведении уроков физики и химии.

  • Правила безопасности на уроках химии и физики.

  • Источники опасности при проведении уроков физической культуры и ОБЖ, при занятиях спортом.

  • Правила безопасности на уроках физической культуры и ОБЖ, и занятиях спортом.

  • Источники опасности при проведении занятий по технологии.


Учащиеся должны уметь:

  • Организовывать компьютерное рабочее место и содержать помещение, где установлен компьютер.

  • Безопасно вести себя на уроках химии и физики при выполнении лабораторных работ.

  • Безопасно вести себя при проведении занятий по физической культуре и ОБЖ, при использовании оборудования кабинета технологии и при пользовании домашними столярными и слесарными инструментами и устройствами.


Раздел II. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (15 часов).
Глава III. Международное гуманитарное право по защите населения в чрезвычайных ситуациях (4 часа).
История создания международной системы гуманитарного реагирования при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Цели, задачи и принципы гуманитарной деятельности. Гуманитарные акции МЧС России.
Учащиеся должны знать:

  • Необходимость создания, зарождение, развитие и современное состояние международной системы гуманитарного реагирования при ЧС мирного и военного времени.

  • Понятие, цели, задачи и принципы гуманитарной деятельности

  • Силы и средств МЧС России, предназначенные для проведения международных гуманитарных акций.

  • Основные гуманитарные акции МЧС России.


Учащиеся должны уметь:

  • Определять средства и задачи МЧС России, предназначенные для проведения международных гуманитарных акций.



Глава IV. Всероссийское движение «Школа безопасности» - составная часть подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях (практикум по ОБЖ) (11 часов).
Организация работы движения и соревнований. Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по Солнцу и при помощи часов, по Луне и звездам. Ориентирование по местным признакам и предметам. Ориентирование на местности без карты. Ориентирование по туристской маркировке. Движение без чётких ориентиров. Действия при потере ориентировки. Определение высоты и ширины объекта. Жизнеобеспечение человека. Необходимое снаряжение и имущество. Оборудование бивака и укрытия. Преодоление препятствий. Специальное снаряжение, используемое для страховки и преодоления препятствий. Техника вязания узлов. Техника преодоления препятствий без специального снаряжения и с его применением. Организация первой доврачебной помощи. Медицинская аптечка и правила её использования. Использование природных лекарственных средств. Терминальные состояния. Первая реанимационная помощь. Шок. Водные травмы. Действия в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Действия в районе аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Преодоление зоны заражения радиоактивными веществами. Действия в опасных ситуациях криминального характера. Терроризм и безопасность человека. Поисково – спасательные работы.
Учащиеся должны знать:

  • Необходимый набор снаряжения для преодоления препятствий, страховки и правила её использования.

  • Типичный состав медикаментов индивидуальной аптечки и правила их использования.

  • Правила первой медицинской помощи при терминальных состояниях.


Учащиеся должны уметь:

  • Ориентироваться на местности и определять стороны горизонта различными способами в дневное время.

  • Ходить по азимуту.

  • Работать с картой и планом местности.

  • Ориентироваться и двигаться по местности без карты.

  • Подготавливаться к выходу на природу в различных условиях.

  • Преодолевать препятствия на характерном для данного региона маршруте.

  • Использовать индивидуальную аптечку.

  • Оказывать реанимационную помощь при терминальных состояниях.

  • Использовать средства защиты кожи и органов дыхания.

  • Преодолевать зоны заражения радиоактивными веществами.



^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема

Время, отведённое на изучение раздела

Время, отведённое на проведение контрольных (практических) мероприятий

Раздел I Опасные ситуации и условия жизнедеятельности человека.

^ Глава I. Нарушение экологического равновесия в местах проживания и его влияние на здоровье человека.

14

3

Глава II. Правила безопасного поведения в повседневной жизни

5

3

Раздел II. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Глава III. Международное гуманитарное право по защите населения в чрезвычайных ситуациях.

4

1

Глава IV. Всероссийское движение «Школа безопасности» - составная часть подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях (практикум по ОБЖ).

11

6

Итого:

34

13
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса на 2011 2015 годы
...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5 класса на 2011 2015 годы
...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 7 класса на 2011 2015 годы
...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса на 2011 2015 годы
...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5 -9 классов на 2011 2015 годы
Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и адаптирована...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для основного...
Программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для основного...
Программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для общего...
Программа по основам военной службы составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования

Рабочая программа по основам военной службы для общего образования на 2010 2011 г г
Программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего...

Рабочая программа по математике для 6 класса на 2011 2015 годы
Рабочая программа по математике 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница