Рабочая программа по грамматике, правописанию




Скачать 195.03 Kb.
НазваниеРабочая программа по грамматике, правописанию
Дата публикации26.03.2013
Размер195.03 Kb.
ТипРабочая программа
odtdocs.ru > Право > Рабочая программа
ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа I и II видов»

Центр дистанционного образования

Рабочая программа

по грамматике, правописанию

и развитию речи

в 5 классе
Учитель: Титова Татьяна Александровна

2012 — 2013 учебный год


РАССМОТРЕНО

на заседании МО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Протокол № 1 от «___»___________ 2012 г.

Зам.директора по УВР _______/Н.Ю.Жукова/

Директор школы __________/Н.А.Коткина/

Руководитель МО _________ / О.А. Голубева/

«___»_____________ 2012 г.

«___» _____________ 2012 г.


Предмет

Грамматика. Правописание. Развитие речи.

Класс

5

Учитель

Титова Татьяна Александровна

Количество часов

на 1 полугодие

32

на 2 полугодие

36

^ Всего часов

68

В неделю

2

Плановых контрольных работ




Зачетов




Тестов




Административные контрольные работы




^ Планирование составлено на основе программы

для 5-9 классов специальных (коррекционных)

Учреждений VIII вида: Сб. 1. / под. ред. В.В. Воронковой. - М.: Владос, 2000.


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе программы для для 5-9 классов специальных (коррекционных) Учреждений VIII вида: Сб. 1. / под. ред. В.В. Воронковой. - М.: Владос, 2000.

^ 1. ОБЩИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ.

Программа для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно отсталых детей) определяет содержание предмета, последовательность его прохождения.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Содержание обучения имеет практическую направленность: подготовить учащихся к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом.

Обучение умственно отсталых учащихся носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материла учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

^ Цели курса:

1)Развитие речи, мышления, воображения школьника, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитии интуиции и «чувства языка»

2) Усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание)

3) Овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.

^ Задачи курса:

1) Овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

2) Формирование орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

3) Обогащение словарного запаса, формирование умения пользоваться словарями разных типов;

4) Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
^ 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

В 5 класе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.

Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов)и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).

В 5 классе продолжается тренировка графических навыков, которые формировались главным образом во 2—4 классах. Современные компьютерные технологии позволяют это делать и в условиях дистанционного обучения.
^ 3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Курс грамматики, правописания и развития речи рассчитан на дистанционную форму обучения. В учебном плане смоленской специальной (коррекционной) общеобразовательной

школы I и II видов на изучение предмета выделено 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год. В связи с этим внесены изменения в распределение часов по разделам программы. Некоторые темы изучаются менее подробно, чем того требует основная программа.
^ 4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.

Для умственно отсталых детей в старших классах (5-9) осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Учащиеся должны:

1) овладеть навыками правильного, беглого и выразительного
чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из
произведений русских и зарубежных классиков и современных пи
сателей;

2) получить достаточно прочные навыки грамотного письма на
основе изучения элементарного курса грамматики;

3) научиться правильно и последовательно излагать свои мыс
ли в устной и письменной форме;

4) быть социально адаптированными в плане общего развития и
сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
^ 5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «Грамматика. Правописание. Развитие речи» за 5 класс.

I. Повторение (5 ч.)

Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.

II. Звуки и буквы (10 ч.)

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.

III. Слово (41 ч.)

Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Правописание приставок. Приставка и предлог.

Разделительный ъ.

^ Части речи: Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.

Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.

Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число).

Род имен существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).

Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).

Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.

Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных.

Первое склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания -ы, -и в родительном падеже (из комнаты, из деревни), окончание -е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания -ей, -ой в творительном падеже (за деревней, за страной).

Второе склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания -а, -я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания -у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море), окончания -ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом).

Третье склонение имен существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание -ью в творительном падеже (сиренью).

Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).

IV. Предложение (10 ч.)

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные.

Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.

V. Связная речь (упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку) (6 ч.)

Работа с деформированным текстом.

Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся).

Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.

Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).

Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.

VI. Повторение пройденного за год (2 ч.)
^ 6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:


I. ПОВТОРЕНИЕ

5 ч.

^ II. ЗВУКИ И БУКВЫ

10 ч.

III. СЛОВО

41 ч.

Состав слова

19 ч.

Части речи

3 ч.

Имя существительное

19 ч.

^ IV. ПРЕДЛОЖЕНИЕ

10 ч

V. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО ЗА ГОД

2 ч.


Итого — 68 часов
Календарно-тематическое планирование




Раздел



урока в разделе

Тема урока

Дата

^ I. ПОВТОРЕНИЕ (5 часов)

Повторение

(5 часов)

1

Составление и распространение предложений (практические упражнения).




2

Связь слов в предложении.




3

Главные члены предложения.




4

Второстепенные члены предложения.




5

Различение предложений по интонации.




^ II. ЗВУКИ И БУКВЫ (10 часов)

Звуки и буквы

(10 часов)

1

Звуки гласные и согласные.




2

Согласные твердые и мягкие.




3

Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я.




4

Согласные звонкие и глухие.




5

Правописание звонких и глухих согласных на конце слов.




6

Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных.




7

Гласные ударные и безударные.




8

Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.




9

Алфавит.




10

Работа с деформированным текстом.




^ III. СЛОВО (41 час)

Состав слова

(19 часов)

1

Корень и однокоренные слова.




2

Окончание.




3

Приставка.




4

Суффикс.




5

Образование слов при помощи приставок.




6

Образование слов при помощи суффиксов.




7

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.




8

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова (закрепление).




9

Правописание проверяемых звонких и глухих согласных в корне слова.




10

Правописание проверяемых звонких и глухих согласных в корне слова (закрепление).




11

Непроверяемые гласные в корне слов.




12

Непроверяемые согласные в корне слов.




13

Правописание приставок.




14

Приставка и предлог.




15

Разделительный ъ.




16

Изложение по плану на тему «Мои домашние питомцы».




17

Подготовка к контрольной работе по темам «Звуки и буквы», «Части слова».




18

Контрольная работа по темам «Звуки и буквы», «Части слова».




19

Коррекция знаний и умений учащихся. Анализ контрольной работы по темам «Звуки и буквы», «Части слова».




^ Части речи

(3 часа)

1

Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное.




2

Различение частей речи по вопросам и значению (практические упражнения).




3

Составление предложений и рассказа по картине.




^ Имя существительное

(19 часов)

1

Понятие об имени существительном.




2

Имена существительные собственные и нарицательные.




3

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.




4

Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число).




5

Род имен существительных.




6

Ь после шипящих в конце слов у существительных женского рода и его отсутствие у существительных мужского рода.




7

Составление рассказа по опорным словам на тему «Как я провёл зимние каникулы».




8

Изменение существительных по падежам.




9

Различение падежей по вопросам (практические упражнения).




10

Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных.




11

Первое склонение имен существительных в единственном числе.




12

Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения.




13

Второе склонение имен существительных в единственном числе.




14

Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения.




15

Третье склонение имен существительных в единственном числе.




16

Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения.




17

Правописание падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения (практические упражнения).




18

Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).




19

Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка.




^ IV. ПРЕДЛОЖЕНИЕ (10 часов).

Предложение

(10 часов)

1

Главные и второстепенные члены предложения.




2

Предложения нераспространенные и распространенные.




3

Однородные члены предложения.




4

Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены предложения.




5

Перечисление без союзов и с одиночным союзом и.




6

Знаки препинания при однородных членах.




7

Деловое письмо: письмо родителям.




8

Подготовка к контрольной работе по темам «Имя существительное», «Предложение».




9

Контрольная работа по темам «Имя существительное», «Предложение».




10

Коррекция знаний и умений учащихся. Анализ контрольной работы по темам «Имя существительное», «Предложение».




^ V. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО ЗА ГОД (2 часа)

Повторение пройденного за год

(2 часа)

1

Повторение по темам «Звуки и буквы», «Слово».




2

Итоговое повторение по теме «Предложение».





^ 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Дистанционная форма изучения курса определила идею глубокого взаимопроникновения предмета русский язык и информатики: в процессе изучения предмета «Русский язык» учащиеся осваивают информационные технологии и, в свою очередь, используют информационные технологии для изучения данного предмета. Это позволяет ставить и решать сложные и актуальные задачи развития учащегося, его интеллектуального, творческого потенциала, самостоятельности в приобретении знаний, работе с различными источниками информации, в том числе Интернет-ресурсами.

^ Учебно-методическое обеспечение:

  1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида. 5 – 9 классы\ под ред. В.В.Воронковой \Сборник 1 .- М.: ВЛАДОС, 2000

  2. Учебник «Русский язык» 5-го класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Воронковой В. В.- изд. «Просвещение», 2005г.

  3. Рабочие тетради по русскому языку 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида \ Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская.- М.: Просвещение, 2004 г. ( №1 (Состав слова), №2 (Имя существительное), №3(Имя прилагательное), №4 (Глагол)

  4. Русский язык и чтение. 5 -7 класс: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения \ М.Е.Прокопьенко . –Волгоград: Учитель, 2009 . – серия «Коррекционное обучение»

  5. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе: Учеб.пособие для студентов дефектологов \Аксенова А.К . – М.: Просвещение, 1994

  6. Словарь русского языка \ под ред. С.И.Ожегова.- М., 2009 г.



^ Образовательные электронные ресурсы:

http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета


    1. ^ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМСЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
      Учащийся должен уметь:
      - различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
      - подбирать группы родственных слов ( несложные случаи);
      - проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;
      - обозначать мягкость согласных буквой ь;
      - разбирать слово по составу;

      - выделять имя существительное как часть речи;
      - строить простое распространенное предложение;
      - связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
      - пользоваться словарем.
      Учащийся должен знать:
      - алфавит;
      - способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету «Английский язык»
Рабочая программа по английскому языку предназначена для работы с учащимися 2-го класса в общеобразовательной школе. Рабочая программа...

Рабочая программа по математике для 3 класса
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

Рабочая программа учебного предмета «информатика и икт»
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе Федерального

Рабочая программа по учебному предмету
...

Рабочая программа по учебному предмету
...

Рабочая программа по учебному предмету «Английский язык»
Рабочая программа по английскому языку в 4 классе составлена на основе следующих нормативных документов

Рабочая программа по учебному предмету «Алгебра»
...

Рабочая программа по москвоведению начальное общее образование
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница