Педагогические условия формирования культуры здоровья в системе гармонического развития школьника




Скачать 301.7 Kb.
НазваниеПедагогические условия формирования культуры здоровья в системе гармонического развития школьника
страница1/3
Дата публикации26.03.2013
Размер301.7 Kb.
ТипАвтореферат
odtdocs.ru > Право > Автореферат
  1   2   3
На правах рукописи

МИШУРИНА Елена Александровна

Педагогические условия формирования культуры здоровья в системе гармонического развития

школьника


13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Рязань – 2009

Работа выполнена на кафедре педагогических технологий

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»


Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор

ГРЕБЕНКИНА Лидия Константиновна
Официальные оппоненты доктор педагогических наук, профессор

БЕЛЯЕВА Валентина Александровна,

ГОУ ВПО «Рязанский государственный

университет имени С.А. Есенина»
кандидат педагогических наук,

КАШАЕВ Андрей Анатольевич,

Управление культуры и искусства

Администрации г. Рязани
Ведущая организация ГОУ ВПО МО «Коломенский

государственный педагогический

институт»


Защита диссертации состоится «20» октября 2009 года в 14. 00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.212.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в ГОУ ВПО
«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина» по адресу: 390000, Рязань, ул. Свободы, д. 46, ауд. 5.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина» по адресу: 390000, Рязань, ул. Свободы, д. 46.

Автореферат диссертации размещен на сайте Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина: www.rsu.edu.ru

Автореферат разослан « » 2009 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета Кирьяков Б.С.


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью осмысления растущей роли образовательных учреждений в формировании гармонически развитого, здорового поколения. Особенно актуальной данная проблема стала в переходный период развития нашего общества, когда произошла девальвация нравственных ценностей, рост правонарушений среди несовершеннолетних, потеря приоритетов здорового образа жизни. С другой стороны, современное российское общество и интенсивно развивающийся рынок труда предъявляют все большие требования к физическому, душевному и нравственному здоровью граждан. Ухудшение показателей здоровья и здорового образа жизни подрастающего поколения конца XX и начала XXI веков является общенациональной проблемой, в решении которой большую роль призвано сыграть педагогическое сообщество.

Несмотря на изменение цели и задач, содержания, форм и способов реформирования школы, одна проблема всегда оставалась неизменной - проблема здоровья детей, его охраны и укрепления, создания нормальных условий роста и развития школьников. В последние годы много говорится о резком ухудшении здоровья детей, однако о реальных цифрах состояния здоровья подрастающего поколения стало известно лишь в начале 90-х годов. Отсюда, воспитание культуры здоровья школьников и привлечение их к ведению здорового образа жизни – это не только социальная функция, но и функция педагогической деятельности. Для устранения негативных тенденций в гармоническом развитии подрастающего поколения необходимо осуществление здоровьесберегающей педагогической деятельности, направленной на воспитание культуры здоровья учащихся.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 октября 2008 года Президент Д.А. Медведев особенно подчеркнул необходимость модернизации школы. Её главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений была подготовлена национальная образовательная стратегия, инициатива «Наша новая школа». Её составляющими стали пять направлений, одним из них которых является формирование здоровья молодого человека. Президент заявил о необходимости уйти от усредненного подхода к ребенку. К каждому ученику должен быть применён индивидуальный подход – минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.

Многими отечественными учёными разрабатывается проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения (Р.И. Айзман,

О.А. Александров, М.М. Безруких, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, Ю.Е. Вельтищев, П.П. Горбенко, О.В. Гринина, С.М. Громбах, Д.Н. Давиденко, В.И. Дубровский, Э.М. Казин, В.П. Казначеев, Т.В. Карасева, В.В. Колбанов, Ю.П. Лисицын, И.Н. Смирнов, Л.Ф. Тихомирова, С.Н. Толстов). В педагогической науке ведется постоянный поиск новых подходов к формированию культуры здоровья школьника (Ш.А. Амонашвили, Н.М. Амосов, Ю.К. Бабанский, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, И.Я. Лернер, В.А. Сластенин,В.А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский) и др..

Для воспитания гармонически развитой, здоровой личности ребенка

необходимо создание педагогического механизма, адекватного современному обществу. Воспитание гармонически развитого человека происходит в течение всей его жизни, но наиболее благоприятным периодом для восприятия общечеловеческих ценностей является школьный подростковый возраст.

Однако современное школьное образование не в достаточной мере учитывает уровень здоровья и адаптивные возможности детей, не создает всех необходимых условий для формирования культуры здоровья школьников.

^ Проблемное поле исследования определяется противоречием между растущей потребностью реализации здоровьесберегающей составляющей в системе гармонического развития школьника и недостаточной разработанностью этого вопроса в современной педагогической теории и практике.

Несмотря на очевидную актуальность данной проблемы, в научной литературе не существуют специальные исследования по использованию комплекса вопросов, связанных с формированием культуры здоровья в системе гармонического развития школьника.

Это положение обусловило проблему: каковы педагогические условия эффективного формирования культуры здоровья в системе гармонического развития школьника.

Научная значимость решения проблемы определила выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования культуры здоровья в системе гармонического развития школьника».

^ Цель исследования: выявление, обоснование и внедрение комплекса организационно-педагогических условий формирования культуры здоровья в системе гармонического развития школьника.

^ Объект исследования: целостный педагогический процесс воспитания гармонически развитой личности, обеспечивающий формирование культуры здоровья школьника.

^ Предмет исследования: пути и средства формирования культуры здоровья учащихся в системе их гармонического развития.

Гипотеза исследования: формирование культуры здоровья школьника будет эффективным, если оно выступает как неотъемлемая часть системы гармонического развития личности в средней общеобразовательной школе при разработке и реализации следующих педагогических условий:

  • включение культуры здоровья в состав приоритетных целей гармонического развития школьника;

  • разработка и внедрение концептуальной модели учебно-воспитательного процесса с учетом интегративного, комплексного, системно-деятельностного, субъектно-деятельностного, культурологического и личностно-ориентированного подходов;

  • определение путей и средств реализации комплекса педагогических условий формирования культуры здоровья в системе гармонического развития школьника;

  • выявление, учет и использование критериев и показателей развития культуры здоровья школьников в процессе гармонического развития обучающихся.

Задачи исследования:

  1. Конкретизировать понятия «культура здоровья», «культура здоровья школьника», «здоровый образ жизни» в системе гармонического развития школьника.

  2. Разработать концептуальную модель формирования культуры здоровья в системе гармонического развития школьника.

  3. Выявить современное состояние и основные критерии и показатели сформированности культуры здоровья школьников.

  4. Обосновать пути и средства реализации комплекса педагогических условий формирования культуры здоровья в системе гармонического развития школьника.

  5. Оценить эффективность внедрения педагогических условий формирования культуры здоровья и разработать научно-практические рекомендации для педагогов по данному направлению.

^ Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы: единства сознания и деятельности, детерминизма, развития, гуманизма, а также комплексный, субъектный и системный подходы к анализу проблемы (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Т.А. Ильина, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн,); принцип гетерохронности (чередования) различных видов обучения и воспитания (Б.Г. Ананьев); идеи личностно-деятельностного подхода (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская, П.М. Якобсон); антропологический подход (Б.Г. Ананьев, А.И. Арнольдов, В.М. Бехтерев, Б.М. Бим-Бад, В.И. Гинецинский, А.П. Доброславин, В.И. Добрынина, П.Ф. Каптерев, В.А. Сухомлинский, В.П. Тугаринов, К.Д. Ушинский, Н.Э. Чавчавадзе, В.Д. Шадриков); культурологический подход (В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, В.Д. Шадриков,); гуманистическая направленность воспитания личности (Ш.А. Амонашвили , Л.А. Байкова, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, М.С. Каган, А. Маслоу, И.Т. Огородников, П.И. Пидкасистый, К. Рождерс, В.П. Тугаринов, Г.И. Щукина, Н.Е. Щуркова, К. Юнг, И.С. Якиманская,); научные основы организации воспитательного процесса (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин, Г.К. Селевко); идеи классической педагогики о значимости воспитания здорового ребенка, принцип природосообразности развития личности (Я.А. Коменский, Д.Локк, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский); концепции образования в области здоровья (Н.М. Амосов, Г.Л. Апанасенко, Э.Н. Вайнер, Э.М. Казин, В.П. Казначеев, В.В. Колбанов).

^ Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта в сфере формирования культуры здоровья; наблюдение и педагогический эксперимент; анкетирование, опрос, качественный и количественный анализ; проектирование и моделирование, самоанализ воспитательной деятельности, статистический анализ полученных данных.

^ Научная новизна исследования заключается в следующем:

  • конкретизированы понятия «культура здоровья», «культура здоровья школьника», «здоровый образ жизни» в системе гармонического развития личности;

  • проведено комплексное исследование и систематизация педагогических условий (внешних и внутренних) формирования культуры здоровья в системе гармонического развития школьника;

  • обоснована концептуальная модель формирования культуры здоровья как часть гармонического развития личности школьника, включающая: внешние условия (общественно-политические, нормативно-правовые, материально-технические, санитарно-гигиенические, кадровые, а также здоровьесберегающая образовательная среда); внутренние условия (включение формирования культуры здоровья школьника в состав целей гармонического развития личности; непрерывное профессиональное образование педагогов, создание стимулов для творческой педагогической деятельности по формированию культуры здоровья учащихся; единство действий субъектов образовательного процесса в сфере формирования культуры здоровья); основные подходы и принципы формирования культуры здоровья в системе гармонического развития школьника; педагогическую систему гармонического развития школьника;

  • разработаны критерии и показатели оценки эффективности формирования у школьников культуры здоровья.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в следующем:

  • уточнена педагогическая сущность категории «культура здоровья», «культура здоровья школьника», «здоровый образ жизни»;

  • разработана, реализована и научно обоснована комплексная программа формирования культуры здоровья на основе комплексного подхода и межпредметной интеграции, обновления структуры и содержания учебно-воспитательного процесса, соответствующей подготовки педагогов и учащихся, создания здоровьесберегающей среды в учебных заведениях, теоретически обоснованы основные модули ее формирования в процессе гармонического развития личности;

  • расширена методологическая база педагогических исследований по данному направлению за счет философских и психологических идей;

  • на основе выявленных критериев и показателей развития культуры здоровья в системе гармонически развитой личности определена и апробирована комплексная методика оценки культуры здоровья школьника;

  • теоретически обоснованы данные о структуре, уровнях и резервах повышения культуры здоровья школьников.

^ Практическая значимость результатов исследования определяется в разработке рекомендаций для педагогов, позволяющих эффективно формировать культуру здоровья школьников в системе их гармонического развития. Предлагаемые технологии были апробированы в ходе осуществления учебно-воспитательного процесса в школах, проведенного мониторинга личностного развития школьников, направленного на эффективное формирование здорового образа жизни подрастающего поколения. Методические материалы могут быть использованы практическими работниками школ и в системе повышения квалификации педагогических кадров.

^ Базой исследования являлись:

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 55» г. Рязани (директор школы Н.С. Иванюк); муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 68» г. Иваново (директор школы А.В. Тунцев).

Исследованием было охвачено 268 учащихся (120 в Рязани, 148 в Иваново) и 45 классных руководителей.

^ Этапы исследования:

I этап (2003 – 2005 гг.) включает в себя теоретическое осмысление проблемы, определение цели, задач, объекта и предмета исследования. Проводилось пилотное исследование и констатирующий эксперимент, который осуществлялся по двум основным направлениям: анализ современного состояния сформированности культуры здоровья школьников и анализ педагогического сопровождения формирования культуры здоровья в школах.

II этап (2005 – 2008 гг.) состоит в разработке и апробации модели формирования культуры здоровья школьника на основе проектирования комплекса педагогических условий. Эффективность предлагаемых условий оценивалась в ходе проведения формирующего и контрольного экспериментов на основе разработанных критериев и показателей эффективного формирования культуры здоровья школьников в системе гармонического развития личности.

III этап (2008 – 2009 гг.) заключается в проведении теоретического обобщения, анализа и систематизации полученных данных, уточнении основных положений и выводов данного исследования. На данном этапе произведена обработка и интерпретация полученных данных, оформление диссертации, разработаны практические рекомендации для образовательных учреждений, внедрялся позитивный опыт формирования культуры здоровья учащихся в системе гармонического развития личности.

^ Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась: на конкурсе «Образование 1999», где автор занял первое место в городе и второе место в области в номинации «Учитель года» (Рязань, 1999); на российско-американском конкурсе преподавателей английского языка и страноведения США (Москва, 2000 – 2002 г.г.); в ходе выступлений с докладами и сообщениями перед разными категориями педагогических работников (курсы повышения квалификации учителей иностранного языка в Рязанском институте развития образования в 2001 – 2004 г.г.); при разработке и внедрении технологии «Развитие гармонической личности учащихся в классах повышенного уровня средствами английского языка», публикаций в печати; выступлений на педагогических советах и методических объединениях учителей и классных руководителей с информацией об опыте работы и рекомендациями, проведения внеклассной работы в качестве классного руководителя старших классов и одного из руководителей школьного музыкального театра в муниципальном учреждении средней общеобразовательной школе № 55 г. Рязани (1998 – 2005 г.г.); в процессе подготовки и проведения семинаров для директоров школ г. Рязани и Рязанской, Ивановской, Тамбовской, Орловской областей (2005 – 2006 г.г.); на научно-практических конференциях «Формирование гармонично развитой личности ребенка, психолого-педагогический аспект» (Иваново, 2008), «Здоровьесберегающая среда как условие повышения эффективности подготовки специалистов по физической культуре и спорту». (Москва, МГПУ, 2008); при апробации рекомендаций для педагогов по формированию культуры здоровья школьников, обеспечения их гармонического развития в школе №55 г. Рязани и в школе №68 г. Иваново.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Спортивно-оздоровительное направление
Стремление к физическому совершенству как неотъемлемой части гармонического развития личности: активное отношение к укреплению своего...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние...

О проведении муниципального этапа областного конкурса «Учитель здоровья 2012»
«Областной конкурс «Учитель здоровья 2012», с целью повышения профессиональной компетентности педагогов в области формирования культуры...

«Уроки Мойдодыра» Г. Зайцев. Спб., Акцидент, 1996
Содержание образовательной области "Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры...

Математика Пояснительная записка
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования...

Темы вашего учебного проекта
В ходе реализации проекта мы попытаемся выявить психолого-педагогические условия духовно-нравственного воспитания школьников во внеурочной...

Педагогические условия развития информационно-коммуникационных технологий в сельской школе
Д 212. 212. 01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук в государственном образовательном учреждении высшего профессионального...

План работы педагога-психолога на 2011-2012 учебный год
Цель: Содействовать администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности...

Информационная справка о выполнении Программы развития Муниципального...
Моу сош №45 – школа адаптивной модели, в которой созданы условия для обучения, развития, воспитания и социализации обучающихся с...

Прика з
В соответствии с планом воспитательной работы школы, в целях гражданско-патриотического, духовно-нравственного развития и воспитания...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница