Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей




НазваниеСовременное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей
страница1/61
Дата публикации12.08.2013
Размер7.83 Mb.
ТипДокументы
odtdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Пензенский государственный университет

Педагогический институт имени В. Г. Белинского

Факультет педагогики, психологии и социальных наук
Физико-математический факультет
Посвящается 350-летию г. Пензы

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ, ОПЫТ,

ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ

(ПО ИТОГАМ ix всероссийской научно-практической

конференции с международным участием

«Артемовские чтения»)

Пенза 2013

^ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Пензенский государственный университет

Педагогический институт имени В. Г. Белинского

Факультет педагогики, психологии и социальных наук
Физико-математический факультет
Посвящается 350-летию г. Пензы

^ СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ, ОПЫТ,

ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ

(ПО ИТОГАМ ix всероссийской научно-практической

конференции с международным участием

«Артемовские чтения»)

Пенза 2013

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Пензенского государственного университета

^ Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: Сборник научных статей по итогам IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Артемовские чтения» (16-17 мая 2013 года) / Под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора М.А. Родионова – Пенза: Изд-во Пензенского государственного университета, 2013. – 292 с.
Ориентация современного образования на «свободное развитие человека», на формирование готовности к проявлению творческой инициативы, самостоятельности, мобильности и конкурентноспособности выпускников разных типов и уровней образовательных учреждений вызывает необходимость реализации нового подхода к проектированию целевого, содержательного, процессуально-технологического и результативного компонентов образовательного процесса. Такой подход, основанный на компетентностной модели учащегося применительно к различным дисциплинам и профилям обучения, положен в основу большинства материалов настоящего сборника.

Сборник адресован учителям, преподавателям вузов и научным работникам в области педагогики и методики обучения различным дисциплинам.

^ Редакционная коллегия: к. п. н., доцент Л. Д. Мали; к. п. н., доцент Н. Н. Осипова (зам. гл. ред.), д. фил. н., доцент И. В. Замятина, к. фил. н., доцент Е. Л. Бабичева, к. п. н., доцент С. А. Климова.


Рецензенты:

Гребенев И. В. – д.п.н., профессор ГОУ ВПО "Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского";

Боликова Л. Ю. – к.п.н., доцент ГОУ ВПО "Пензенский государственный университет".

ISBN

© Пензенский государственный университет, 2013

^ КЛЮЧЕВЫЕ ДОКЛАДЫ

«СУМЕРКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ» ИЛИ ПОИСК СМЫСЛА ОБРАЗОВАНИЯ?

В. В. Сохранов-Преображенский (Пенза)

В последние двадцать с лишним лет жизнедеятельность каждого человека, являющегося гражданином России, изменилась кардинально. Существовавшая в ХХ веке система образования проходит очередной период существенных преобразований. Изменились все компоненты образования: от целеполагания до его результатов. На смену специалистов приходят бакалавры и магистры. Информатизация, бально-рейтинговые модели аттестации, внешний и внутренний аудит и так далее – новые термины, новое содержание самоопределения и самореализации личности. В чем суть образовательного ковчега, плывущего между «Сциллой» и «Харибдой», между культурой духовности и культурой полезности? Иметь или быть? Спасет ли наше образование идея Э. Фромма: «Быть, но, имея!». Или же совершается деяние, не осмысленное по цели, содержанию и результатам содеянного? Ответы на эти и другие вопросы даст время. Однако, многовековой опыт отечественной школы, психолого-педагогической науки и собственный многолетний опыт педагогической деятельности позволяют высказать некоторые предположения.

Изменение парадигмы образования взаимосвязано и осуществляется в контексте инновационных подходов к его структуре и содержанию. В Законе об образовании 2012 г. отмечается, что «образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Представленное понимание ключевой дефиниции формирования и развития личности на современном этапе функционирования высшей профессиональной школы раскрывает стремление власти к учету происходящих в обществе изменений [1; 3].

С другой стороны, одним из главных принципов реализации принятого Закона об образовании является «свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания»[1; 4].Тем самым провозглашается субъектность образования личности, предполагающая ее готовность к компетентному осознанию и реализации акмеологического варианта получения знаний и саморазвития необходимого для самореализации опыта учебной, социальной и профессиональной деятельности.

Осуществление названного принципа встречается с объективными трудностями образования обучающихся. В их число можно включить маркетизацию, медикализацию и маргинализацию связей и отношений. Человек попадает в ситуацию дефицита социального и профессионального опыта. На протяжении жизни одного поколения происходит смена ценностей, стереотипов самовыражения и социальных правил, определяющих комфортное соотнесение индивидуального и признанного обществом типа поведения и стиля деятельности. Фактически личность попадает в ситуацию, когда знание предыдущих поколений не помогает ей. В этом случае, по мнению М. Мамардашвили, она идет в направлении смысла. В этом и состоит основное назначение современного образования. Оно должно развить готовность каждого человека к смыслообразующей познавательной деятельности в процессе образования, которая подтверждает индивидуальные характеристики человека, способствует нравственно-этической и гуманной самореализации универсальности каждой личности и позволяет ей состояться в образе самодостаточной и результативной личности, выступающей в социально и профессионально признанной роли компетентного работника, порядочного семьянина и ответственного гражданина.

Если это так, то процесс образования должен характеризоваться следующими признаками: акмеологичность, аксиологичность, мотивационная осмысленность взаимодействия участников образовательного процесса; готовность к саморазвитию; критическая и творческая направленность, проектная основа образования.

Каждый из признаков раскрывает определенную структурную и содержательную характеристику инновационных основ образовательного процесса и, прежде всего, имеет смыслообразующее значение. Так, акмеологичность образования предполагает изменение позиции обучающихся и обучающих. Предыдущий социально-исторический этап развития образовательной системы позволял личности получить образование на определенном уровне и на весь период активной социальной и профессиональной деятельности. Современные условия социальной и профессиональной социализации личности побуждают ее к непрерывному образованию и самообразованию на основе саморазвития. Образовательный процесс сопровождает личность на протяжении всего периода ее жизнедеятельности.

Аксиологичность современного образования проявляется неоднозначно. Во-первых, она реализуется на групповом уровне, что не позволяет определить механизм личностного социального и профессионального значения приобретаемого знания и переводит образование на индивидуально смысловой уровень реализации. Во-вторых, ценность образования определяется мотивационной осмысленностью взаимодействия участников образовательного процесса. Внешняя обусловленность перехода общества с культуры духовности к культуре полезности приводит к неполному замещению, к соотнесению внешней и внутренней мотивационной основы взаимодействия участников образовательного процесса на всех этапах его реализации: от постановки цели, до коррекции получаемых результатов.

Обозначенная противоречивость образовательного процесса вуза дополняется проблемой перевода образования от «знаниевой парадигмы» к парадигме «системно-деятельностного осуществления на компетентностной основе». Уровень «владения…» требует готовности участников образовательного процесса к реализации модели «социальный опыт – дидактическое взаимодействие – социально-профессииональное самоопределение» и достигается в случае готовности педагогов и обучающихся к саморазвитию; реализации критической и творческой направленности участия в образовательном процессе и проектной основы образования.

Снятие обозначенного противоречия возможно на культурной основе. В своих работах («Бегство от свободы», «Иметь или быть») Э. Фромм отмечал, что результативность устремлений личности в любом процессе имеет культурную основу и качественно в случае самоопределения человека в информационном потоке, суть которого можно выразить фразой: «быть, но, имея!». В этом и кроется позитивная и деструктивная компонента образования.

Как показывает проведенное исследование, «культурное образование», позволяющее личности преодолеть внутреннюю противоречивость социализации в информационном поле культур, характеризуется следующими особенностями реализации. Оно должно быть опережающим, открытым, информационно насыщенным, саморегулируемым, сопровождающим индивидуальное развитие личности, адаптивным, здоровьесберегающим, независимо сертификационным, инклюзивным и индивидуально пенитенциарным.

Технология обозначенного процесса основывается на мониторинге достижения; постановке операционной цели; реализации модели взаимного саморазвития участников образовательного процесса; индивидуально-адекватном определении набора компетенций; готовности студентов к социально востребованной самопрезентации.

Литература:

1. Закон об образовании (2012 г.). М., РГ. 2013. С. 3-4.

2. Сохранов В.В., Лупанова Н.А., Стенякова Н.Е. Особенности подготовки студентов к профессиональной деятельности в процессе изучения дисциплин педагогического цикла ПГПУ им. В.Г. Белинского, Пенза, 2007.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования и науки Красноярского края
«Организация обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта в современных условиях: проблемы, опыт, перспективы» 

Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей iconZarlit современнаяпоэзия : русскаяизарубежная краснодар 2011 удк...
С современная поэзия: русская и зарубежная (сборник статей) / Под ред. А. В. Татаринова. Краснодар: zarlit, 2011

Основополагающими нормативными правовыми  документы  для введения ...
Реализация профильного обучения в оу района на старшей ступени образования: опыт, проблемы, перспективы

Программа IV всероссийской научно-практической конференции «Дошкольное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Научно-практическая Интернет-конференция развитие образования в условиях...
Цель конференции: активизация и развитие инновационной, интеллектуальной, творческой и исследовательской инициативы и интересов педагогических...

Законодательства Тема Источники регулирования гражданских правоотношений:...
Общетеоретические проблемы совершенствования гражданского законодательства

Акмеология Актуальные вопросы ветеринарной биологии
Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты

Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей iconОпыт становления и перспективы развития
Частного учреждения образования «Институт предпринимательской деятельности» В. Л. Цыбовский

Проектной работы должна быть сформулирована в виде проблемы. В ходе...
Примерные положения о научно исследовательской и проектной деятельности учащихся

«исламоведческие исследования в современной россии и снг: достижения, проблемы, перспективы»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница