Принудительное исполнение алиментных обязательств родителей в отношении несовершеннолетних детей




Скачать 125.09 Kb.
НазваниеПринудительное исполнение алиментных обязательств родителей в отношении несовершеннолетних детей
Дата публикации23.04.2013
Размер125.09 Kb.
ТипДокументы
odtdocs.ru > Право > Документы
Принудительное исполнение алиментных обязательств родителей
в отношении несовершеннолетних детей

Каков порядок принудительного исполнения алиментных обязательств по соглашению родителей об уплате алиментов, судебному приказу и исполнительному листу, выданному на основании решения суда? Что делать судебному приставу-исполнителю, когда должник, обязанный уплачивать алименты, скрывает свои доходы, место жительства и место работы или когда работодатель не выплачивает такому должнику заработную плату?

1. Порядок исполнения исполнительных документов о взыскании
алиментов с родителей на содержание несовершеннолетних детей

Исполнение алиментных обязательств родителей в отношении несовершеннолетних детей осуществляется на основании различных исполнительных документов.

К исполнительным документам о взыскании алиментов относятся, прежде всего, исполнительные листы, выдаваемые судами на основании принимаемых ими судебных актов. Исполнительные листы должны соответствовать требованиям, указанным в ст. 8 Закона об исполнительном производстве.

Той же цели служат судебные приказы, выдаваемые судьей. К сожалению, в Семейном кодексе (СК) РФ данный исполнительный документ не упоминается, но на основании ст. 121 ГПК РФ и ст. 7 Закона об исполнительном производстве судебный приказ также относится к числу исполнительных документов о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей.

В перечень исполнительных документов о взыскании алиментов входит и нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов. В соглашении об уплате алиментов, как и в судебном приказе, отсутствуют реквизиты, которые являются необходимой частью исполнительного документа (они всегда имеются в исполнительном листе). Это несоответствие реквизитов соглашения об уплате алиментов требованиям, предъявляемым к исполнительному документу, способно привести к тому, что в случае принудительного исполнения такого соглашения невозможно будет обойтись без выписки исполнительного листа. Практика применения ГПК РФ в части вынесения судебного приказа пошла именно по этому пути.

Получив исполнительный документ о взыскании алиментов, судебный пристав-исполнитель принимает его к исполнению, если данный документ отвечает требованиям ст. 8 Закона об исполнительном производстве, и в трехдневный срок со дня его поступления выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. В этом постановлении должнику устанавливается срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований (сообщить место работы и (или) источники иных доходов; выплатить текущие платежи; погасить задолженность по алиментам, если таковая имеется). Срок добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня со дня его вынесения направляется или вручается взыскателю и должнику, а также направляется в суд или иной орган, выдавший исполнительный документ.

По истечении срока для добровольного исполнения судебный пристав-исполнитель принимает активные меры к установлению места жительства, места работы и источников иных доходов должника. Если вследствие принятых судебным приставом-исполнителем мер место жительства, место работы и (или) источники иных доходов должника не будут установлены, судебный пристав-исполнитель выносит постановление об объявлении розыска должника через органы внутренних дел.

Если у должника отсутствует имущество, на которое можно обратить взыскание, а принятые судебным приставом-исполнителем меры розыска имущества оказались безрезультатными, исполнительный документ о взыскании алиментов не возвращается ни взыскателю, ни тем более в орган, выдавший исполнительный документ, а остается на контроле у судебного пристава, который обязан периодически проверять имущественное положение должника и возможность обращения взыскания на его зарплату или иные доходы (п. 4 ст. 26 Закона об исполнительном производстве). Данный подход представляется правильным, поскольку учитывает такие специфические черты алиментного обязательства, как длящийся характер и периодичность выплат, и делает возможным постоянный контроль за имущественным положением должника, которое с течением времени может измениться в лучшую сторону.

При направлении исполнительного документа по месту работы должника или получения им иного дохода судебный пристав-исполнитель в сопроводительном письме указывает: размер или сумму удержаний; сумму задолженности, если она имеется; порядок удержания при предъявлении нескольких исполнительных документов; почтовые или другие координаты взыскателя, по которым следует перечислять удержанные суммы. О движении исполнительного документа во всех случаях уведомляются взыскатель и суд.

В действующем законодательстве установлены виды имущества, на которое обращается взыскание алиментов в размере, установленном соглашением сторон об уплате алиментов или решением суда, а также взыскание задолженности по алиментам (ст. 112 СК РФ):

1) заработок и (или) иной доход лица, обязанного уплачивать алименты;

2) денежные средства, находящиеся на счетах в банках или иных кредитных организациях, принадлежащие лицу, обязанному уплачивать алименты, а также переданные по договорам коммерческим и некоммерческим организациям, кроме договоров, влекущих переход права собственности на денежные средства (такой переход права собственности имеет место при внесении вкладов в хозяйственные общества и товарищества, а также в производственные и потребительские кооперативы; в этом случае указанные юридические лица становятся собственниками внесенных вкладов, а их учредители или участники сохраняют лишь обязательственные права на вложенное имущество);

3) любое иное имущество лица, обязанного уплачивать алименты, на которое по закону может быть обращено взыскание (за исключением имущества, указанного в ст. 446 ГПК РФ).

Как правило, большинство плательщиков алиментов работает, поэтому именно администрация организации по месту работы лица, обязанного уплачивать алименты, на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, судебного приказа или исполнительного листа должна ежемесячно удерживать алименты из заработной платы и (или) иного дохода такого лица и перечислять их лицу, получающему алименты, не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты должнику заработной платы и (или) иного дохода. Эта обязанность распространяется на администрацию предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности. Администрация предприятий, учреждений и организаций не вправе отказаться от удержания алиментов.

Законодательство об исполнительном производстве обязывает администрацию предприятия, учреждения или организации, в которой работает лицо, уплачивающее алименты, в трехдневный срок сообщать о его увольнении, новом месте работы и месте жительства судебному приставу-исполнителю и лицу, получающему алименты, в целях обеспечения непрерывности уплаты алиментов.

При увольнении должника администрация предприятия, учреждения или организации обязана незамедлительно направить исполнительный лист судебному приставу-исполнителю, а нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов - судебному приставу-исполнителю или лицу, получающему алименты. Руководители предприятия, учреждения или организации, в которой работает должник, обязаны принимать меры к установлению нового места работы должника при его увольнении.

Представляется, что обязанность администрации сообщить о наличии дополнительного заработка или дохода лица, уплачивающего алименты на несовершеннолетних детей, возникает только в случае, если алименты рассчитываются в долях к заработку или доходу плательщика или одновременно в твердой денежной сумме и в долях к заработку плательщика.

Взыскатель вправе предъявить к предприятию, учреждению, организации, индивидуальному предпринимателю иск о взыскании подлежащей удержанию с должника суммы, не удержанной по вине данного предприятия, учреждения, организации, индивидуального предпринимателя (ст. 91 Закона об исполнительном производстве). В случае удовлетворения такого иска в пределах соответствующей суммы задолженность у должника не образуется.
^ 2. Правовые проблемы принудительного исполнения алиментных
обязательств родителей в отношении несовершеннолетних детей

Принудительное взыскание алиментов осуществляется в соответствии с требованиями ст. 79 СК РФ по правилам, установленным Законом об исполнительном производстве и Законом о судебных пристава, а также другими нормативными правовыми актами, регулирующими условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов. Полагаем, что законодательство в области принудительного взыскания алиментов нуждается в дальнейшем совершенствовании, поскольку обеспечение прав детей надлежащей правовой защитой - одна из важнейших задач общества.

В настоящее время, как и двадцать лет назад, судебные приставы-исполнители должны решать сложные проблемы, среди которых важнейшая - розыск плательщиков алиментов и имущества, на которое может быть обращено взыскание по данной категории дел. Современное состояние экономики способствует росту миграционных процессов, и в частности, значительному увеличению временной неучтенной миграции, особенно в крупных городах. В этих условиях наибольшую сложность представляет розыск именно имущества должника, а не самого должника. Кроме того, гораздо более распространенными стали случаи искусственного занижения плательщиками алиментов размеров своих доходов, существенно изменившихся в условиях рыночной экономики в связи с появлением новых форм занятости.

Помимо органов внутренних дел, на которые закон (ст. 28 Закона об исполнительном производстве) возлагает розыск должника и его имущества, судебный пристав-исполнитель вправе при решении данного вопроса прибегнуть к помощи иных ведомств. Например, если должник скрывает место своей работы, эти сведения можно получить в территориальном отделении Пенсионного фонда РФ, который ведет персонифицированный учет всех работников, разумеется, при условии, что трудовые отношения должника с конкретным работодателем официально оформлены.

В целях получения информации об имущественном положении должника следует обращаться также в налоговые органы, органы по регистрации недвижимости, органы ГИБДД, банки и иные кредитные организации, органы социального обеспечения, местного самоуправления и т.д.

Действующее российское законодательство, к сожалению, не обязывает как все перечисленные, так и иные ведомства к сотрудничеству со службой судебных приставов. Поэтому складывающаяся на местах практика получения информации, связанной с личностью и имуществом должника, весьма разнообразна. В отсутствие единого отлаженного и закрепленного в законе механизма розыска должников и их имущества служба судебных приставов в каждом регионе вынуждена изобретать собственное "ноу-хау" в этой сфере и полагаться на собственную сообразительность.

Традиционной проблемой исполнения решений по делам о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей является определение размера задолженности. По общему правилу размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей на основании ст. 81 СК РФ, т.е. в долях к заработку (доходу), определяется судебным приставом-исполнителем исходя из заработка или иного дохода за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось (п. 4 ст. 113 СК РФ). Если же плательщик в этот период не работал или не может представить документы в подтверждение своего заработка и (или) иного дохода, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы по Российской Федерации на момент взыскания (п. 4 ст. 113 СК РФ).

Одной из проблем в сфере алиментных обязательств является искусственное занижение плательщиками алиментов получаемых ими доходов. Взыскатели часто жалуются на мизерный размер получаемых ими алиментов. Как правило, при проверке подобных жалоб выясняется, что должник представил судебному приставу-исполнителю справку о том, что его заработная плата составляет 1000-1200 руб. в месяц, тогда как реальная заработная плата в 10-20 раз выше. Подобные справки в основном предъявляются лицами, работающими у частных предпринимателей. Судебным приставам в подобных случаях необходимо направлять материалы в органы внутренних дел для проведения соответствующей проверки у работодателя.

Нередки случаи, когда взыскатель сообщает судебному приставу-исполнителю о том, что плательщик алиментов ездит на дорогостоящем автомобиле, живет в коттедже, но алименты не выплачивает или перечисляет незначительные суммы. При проверке данных фактов выясняется, что право собственности на указанное имущество за должником не зарегистрировано, и судебный пристав-исполнитель не имеет возможности обратить на него взыскание.

Порой осложняет взыскание алиментов и неперечисление денег той организацией, в которой работает должник, хотя алименты регулярно удерживаются. Обычно это происходит из-за отсутствия денежных средств на расчетном счете данной организации. В таком случае должником является уже не то лицо, которое обязано уплачивать алименты, а организация, которая не перечисляет их взыскателю. С подобными ситуациями приставы-исполнители сталкиваются чаще всего на сельскохозяйственных предприятиях, которые порой предлагают взыскателю погасить задолженность по алиментам продуктами: маслом, мукой, мясом и т.д. Взыскатели алиментов могут при желании воспользоваться таким способом, но сделать это весьма проблематично.

В указанных случаях судебные приставы-исполнители направляют представление о возбуждении уголовного дела (ст. 315 УК РФ) в отношении руководителей таких предприятий. Данная мера почти всегда дает положительный результат: как только появляется представление прокуратуры о возбуждении уголовного дела в отношении руководителя организации, денежные средства практически в полном объеме перечисляются взыскателю.

Особо следует остановиться на проблеме ответственности за уклонение от уплаты алиментов. Как правило, судебные приставы-исполнители жалуются на отсутствие действенного механизма ответственности и считают необходимым ужесточение наказания должника за неуплату алиментов вплоть до лишения свободы.

Между тем действующее законодательство предусматривает несколько видов ответственности для названной категории должников. В СК РФ установлена прежде всего имущественная (гражданско-правовая) ответственность за несвоевременную уплату алиментов (ст. 115) При образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда (судебному приказу), виновное лицо уплачивает неустойку получателю алиментов в размере 0,1% от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки.

Суд вправе взыскать с виновного при несвоевременной уплате алиментов не только неустойку, но и убытки в части, не покрытой неустойкой. Под убытками в данном случае понимаются прямые издержки, но не упущенная выгода, поскольку алиментные платежи не подразумевают извлечение дохода. Ущерб может выразиться, например, в уплате процентов по договору займа (ст. 807 ГК РФ), кредитному договору (ст. 819 ГК РФ), если взыскатель докажет, что был вынужден заключить такие договоры исключительно из-за неполучения алиментов.

Помимо этого в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя должник может быть привлечен к административной ответственности на основании п. 1 ст. 87 Закона об исполнительном производстве и подвергнут штрафу в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда.

Другим видом ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов является лишение родительских прав, которое, как известно, выражается в потере родителем всех прав, основанных на факте родства с ребенком, но не освобождает его от обязанности содержать своего ребенка (ст. 69, п. 1, 2 ст. 71 СК РФ).

Наконец, злостное уклонение родителя от уплаты средств на содержание детей становится основанием для привлечения к уголовной ответственности (ст. 157 УК РФ). Лицу, признанному судом виновным поданной статье, может быть назначен один из трех предусмотренных за названное преступление видов наказания: обязательные работы, исправительные работы, арест.

Однако эффективность перечисленных мер наказания не одинакова. Критерием в данном случае может служить достижение цели алиментного обязательства - обеспечение содержания несовершеннолетнего ребенка его родителем. Если исходить из необходимости решить именно эту задачу, то обязательные работы и арест представляются нерезультативными, поскольку не способны включить механизм принудительного исполнения алиментного обязательства.

Обязательные работы, которые назначаются на срок от 120 до 180 часов, отбываются не свыше 4 часов в день, т.е. наказание общей продолжительностью от 30 до 45 суток заключается в выполнении осужденным в свободное от основной работы и учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы или арестом (ст. 49 УК РФ).

Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается ст. 157 УК РФ на срок до трех месяцев. В случаях замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца (ст. 54 УК РФ).

К сожалению, обе указанные меры не только не способствуют исполнению обязанности содержать ребенка, но и исключают возможность принудительного исполнения алиментного обязательства, поскольку в случае обязательных работ труд осужденного должника не оплачивается, а арест вообще исключает принуждение к труду.

Что касается исправительных работ, то эта мера довольно эффективна, поскольку включает в себя не только меры воздействия на личность должника, но и заставляет работать механизм принудительного исполнения обязанности уплачивать алименты. Исправительные работы на срок до одного года отбываются по месту работы осужденного. При этом из заработка лица, осужденного к исправительным работам, производятся отчисления, во-первых, алиментных платежей в размере, установленном судом, а во-вторых, сумм в доход государства в размере, установленном приговором суда (от 5 до 20%) (ст. 50 УК РФ).

При наличии в действиях лица, не выплачивающего алименты по решению суда, признаков состава преступления судебный пристав-исполнитель выносит постановление о передаче материала в отношении должника в органы внутренних дел. Постановление о привлечении должника к уголовной ответственности и соответствующие материалы направляются в органы внутренних дел с сопроводительным письмом, которое подписывает начальник отдела судебных приставов. Копии сопроводительного письма направляются прокурору соответствующего района и взыскателю. Судебный пристав-исполнитель обязан контролировать результаты рассмотрения вынесенного постановления.

Направление в органы внутренних дел материалов о привлечении должника к уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов по решению суда не является основанием для окончания исполнительного производства или приостановления исполнительных действий по исполнительному производству. Поэтому судебный пристав-исполнитель должен принимать меры, предусмотренные действующим законодательством, к исполнению требований исполнительного документа о взыскании алиментов, на основании которого возбуждено данное исполнительное производство.

Для разрешения возникающих на практике проблем, касающихся реального взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей, необходимо использовать эффективный отечественный опыт. Причем наиболее эффективные меры следует закрепить законодательно, изменив и дополнив нормативные правовые акты, регулирующие принудительное исполнение судебных актов и актов других юрисдикционных органов о взыскании алиментов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основные усилия Управления Федеральной службы судебных приставов...
Оупдс, на формирование у населения ответственности за исполнение обязательств по оплате заработной платы, алиментных обязательств,...

Список взыскателей по невостребованным (хранящимся) на депозитном...

Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных...
О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних см письмо Минобрнауки России от 31 августа...

Постановление Администрации Тамбовской области от 1 июля 2011 г....
З "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Тамбовской области", с...

При отчуждении собственности несовершеннолетних
Заявления от собственников жилья, родителей и детей старше 14 лет (подписи удостоверяются специалистом по охране прав детей на приёме...

Порядок ареста и реализации арестованного имущества
В соответствии со ст. 5 Фз-229 «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в...

Управление федеральной службы судебных приставов по московской области...
«Радиовещание Подмосковья» от 27. 02. 2013 радиоэфир с комментариями начальника отдела по взаимодействию со сми а. Ф. Гары по вопросу...

Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей
Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права)

Методические рекомендации Федеральной службы судебных приставов по...
Среди общего количества исполнительных производств, находящихся на исполнении в службе судебных приставов, необходимо выделить производства...

Статья 1; «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами,...
Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница