Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5 класса на 2011 2015 годы




Скачать 201.38 Kb.
НазваниеРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5 класса на 2011 2015 годы
Дата публикации19.04.2013
Размер201.38 Kb.
ТипРабочая программа
odtdocs.ru > Право > Рабочая программа
ТОГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Отъясская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей

с ограниченными возможностями здоровья»

РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДЕНО

на заседании педагогического совета приказом школы-интерната

протокол № _________ от № _____ от

«_____» _____________ 20_____г «_____» ______________ 20____г

директор школы-интерната

_________ /Глушкин Н.А./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедеятельности

для 5 класса

на 2011 – 2015 годы

2010

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по Основам Безопасности Жизнедеятельности для 5 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Конституция Российской Федерации

  • Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями);

  • Закон Тамбовской области от 29.12.1999 № 96-З «Об образовании в Тамбовской области» (с изменениями и дополнениями);

  • Закон Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;

  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);

  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);

  • Нормативно-правовые акты администрации Тамбовской области, управления образования и науки, отдела образования администрации района, Уставом ТОГБОУ Отъясская специальная (коррекционная) школа интернат VII — типа и локальными правовыми актами учреждения.

Цель обучения:

Познакомить учащихся с опасностями, которые могут произойти с человеком в жилище, транспорте, на дороге.

Учить безопасному поведению в доме, общественных местах, правильным действиям при возникновении ЧС.

Воспитывать ответственность за свои поступки, личное имущество, заботу о своем здоровье, способность прийти на помощь.

Задачи обучения:

  1. Освоение знаний о здоровом образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасной жизнедеятельности.

  2. Воспитание ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

  3. Развитие эмоционально волевых качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечение безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.

  4. Овладение умениями определять потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.


Сведения о программе

Рабочая программа по ОБЖ для 5 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по ОБЖ в 5 классе, авторской программы  Ю.П. Подолян «Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ» к учебнику М.П. Фролова, Е.Н. Литвинова и др. «Основы безопасности жизнедеятельности.9 класс» под редакцией

Ю.Л. Воробьева.

Обоснование выбора программы

Программа соответствует Государственному стандарту основного общего образования по Основам Безопасности Жизнедеятельности.

Место и роль учебного предмета

На современном этапе развития цивилизации Основа Безопасности Жизнедеятельности играет решающую роль во всех жизненных сферах. Она является одним из основных ресурсов, который во многом определяет уровень развития страны, её будущее. Мы находимся на пути к информационному обществу, основанному на разуме, интеллекте, эрудиции. Необходимым качеством становится высокий уровень информационной культуры. Поэтому Основы Безопасности Жизнедеятельности как предмет играет большую роль в учебном плане школы.

Коррекционная составляющая программы.

Задачи: выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями.

Получение детьми с ЗПР грамотности в области основ безопасности жизнедеятельности является одним из условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания программы и коррекцию недостатков развития обучающихся с ЗПР и способствует формированию у них учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

В процессе обучения Основам Безопасности Жизнедеятельности одним из направлений работы является коррекция высших психических функций обучающихся, развитие эмоционально - волевой и личностной сферы ребёнка и психокоррекция его поведения.

Процесс обучения Основам Безопасности Жизнедеятельности неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) учреждений VII вида- коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, умений планировать свои действия, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение носит практическую направленность и тесно связано с другими предметами, жизнью. Практические работы преследуют цели вооружения обучающихся необходимыми практическими навыками и умением переносить эти навыки на другие виды деятельности. Специальные подготовленные упражнения, комбинируемые в различных сочетаниях, позволяют организовывать интересные занятия типа игр.

Коррекционные цели уроков:
1. Развитие слухового восприятия через лекцию

2. Коррекция мышления через проведения операций анализа

3. Коррекция зрительного восприятия через использование схем и таблиц

4. Коррекция речи через словарную работу

5. Развитие слухового восприятия через тест

6. Коррекция памяти через неоднократное повторение

7. Развитие слухового восприятия через слуховую инструкцию

8. Псикоррекция поведения через беседы, поощрения за хорошие результаты

9. Коррекция волевых усилий при выполнении задания

10. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях через индивидуальную работу на уроках и домашнее задание.

11. Коррекция зрительного восприятии через работу по образцу.

12. Коррекция речи через комментирование своих действий

Информация о количестве учебных часов

Федеральный базисный учебный план отводит 34 часа для обязательного изучения Основ Безопасности Жизнедеятельности в 5 классе по 1 учебному часу в неделю. Согласно учебному плану школы изучение курса «ОБЖ» в 5 классе также предусматривается в объеме 34 часов по 1 часу в неделю.

Формы организации образовательного процесса:

  • творческая деятельность;

  • самостоятельная деятельность;

  • практическая деятельность.

Технологии обучения:

Дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса:

  • разноуровневые тесты, задания;

  • практические работы;

  • задания для выполнения практических работ

Дидактико-технологическое оснащение учебного процесса:

  • Рабочие тетради

  • раздаточный материал для контрольных работ,

  • тематические тесты

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Ключевая компетенция

Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся

Общекультурная компетенция


^ Способность и готовность:

- извлекать пользу из опыта;

- организовывать взаимосвязь и упорядочивание своих знаний

Социально-трудовая компетенция


^ Способность и готовность:

- включаться в социально-значимую деятельность;

- организовать свою работу

Коммуникативная компетенция


^ Усвоение основ коммуникативной культуры личности:

- умение высказывать и отстаивать свою точку зрения;

- овладение навыками неконфликтного общения

Ключевая компетенция

Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся

Компетенция в сфере личностного определения


^ Способность и готовность:

- уметь противостоять неуверенности и сложности;

- занимать личную позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение

Виды контроля: Формы контроля:

  • вводный

  • текущий

  • тематический

  • итоговый



  • фронтальный опрос;

  • индивидуальный опрос;

  • самостоятельные работы;

  • контрольные работы;

  • письменный опрос


Планируемый уровень подготовки обучающихся 5 класса
Учащиеся должны знать/понимать/уметь:

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания.

  • основы безопасной жизнедеятельности в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного происхождения.

  • основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности населения и порядок взаимодействия населения с этими службами.

  • правильно действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

  • правильно пользоваться бытовыми приборами и инструментами, бытовыми приборами контроля качества окружающей среды и продуктов питания;

  • соблюдать меры предосторожности и правила поведения пассажиров в общественном транспорте.

  • соблюдать меры предосторожности и правила поведения в криминогенной ситуации и в местах большого скопления людей, применять элементарные способы самозащиты в конкретной ситуации криминогенного характера.

  • проявлять бдительность и правильно действовать в случае угрозы террористического акта.

  • оказывать первую медицинскую помощь в неотложных случаях.

  • Обращаться за помощью в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.



Информация о используемом учебнике

Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс, учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др. под редакцией Ю. Л. Воробьева – 2-е издание, исп. и доп. – М.: АСТ: Астрель, 2006.-174, [2] с.: ил.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Глава I. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни(31 ч).

Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональным компьютером и др. Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Средства пожаротушения. Опасные ситуации и правила поведения на воде. Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части правил касающихся пешеходов). Опасные ситуации на транспорте. Правила поведения пассажиров в общественном транспорте. Опасные ситуации в условиях пребывания человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воде, воздухе, почве. Опасные ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и умение правильно вести себя в опасных ситуациях. Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей ( в толпе, на стадионах, в местах проведения массовых мероприятий и др.) меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвате в качестве заложника.

Учащиеся должны знать:

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания.

  • основы безопасной жизнедеятельности в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного происхождения.

  • основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности населения и порядок взаимодействия населения с этими службами.

  • правильно действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

Учащиеся должны уметь:

  • правильно пользоваться бытовыми приборами и инструментами, бытовыми приборами контроля качества окружающей среды и продуктов питания;

  • соблюдать меры предосторожности и правила поведения пассажиров в общественном транспорте.

  • соблюдать меры предосторожности и правила поведения в криминогенной ситуации и в местах большого скопления людей, применять элементарные способы самозащиты в конкретной ситуации криминогенного характера.

  • проявлять бдительность и правильно действовать в случае угрозы террористического акта.

  • Обращаться за помощью в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

^ Глава II. Оказание первой медицинской помощи. (3 ч.)

Первая медицинская помощь при отравлениях, ожогах, обморожениях, тепловых и солнечных ударах поражениях электрическим током, ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах, кровотечениях и др.

Учащиеся должны знать:

  • Как правильно оказывать первую медицинскую помощь.

  • При каких ситуациях нужно оказывать первую медицинскую помощь.

Учащиеся должны уметь:

  • Определять необходимость оказания первой медицинской помощи.

  • Оказывать первую медицинскую помощь в неотложных случаях.



^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема

Время, отведённое на изучение раздела

Время, отведённое на проведение контрольных (практических) мероприятий

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

31

4

Оказание первой медицинской помощи

3

1

Итого:

34

5

^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

5 КЛАССА

В ОБЛАСТИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учащиеся должны знать/понимать:

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания.

  • основы безопасной жизнедеятельности в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного происхождения.

  • основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности населения и порядок взаимодействия населения с этими службами.

  • правильно действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

  • правильно пользоваться бытовыми приборами и инструментами, бытовыми приборами контроля качества окружающей среды и продуктов питания;

  • соблюдать меры предосторожности и правила поведения пассажиров в общественном транспорте.

  • соблюдать меры предосторожности и правила поведения в криминогенной ситуации и в местах большого скопления людей, применять элементарные способы самозащиты в конкретной ситуации криминогенного характера.

  • проявлять бдительность и правильно действовать в случае угрозы террористического акта.

  • оказывать первую медицинскую помощь в неотложных случаях.

  • Обращаться за помощью в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.


^ Календарно тематическое планирование уроков ОБЖ.

№ п\п



Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Форма контроля

1

ТБ на уроках ОБЖ. Что такое опасные и чрезвычайные ситуации?

1

5.09

Инструктаж по ТБ.

Фронтальный опрос.

2

Главные правила ОБЖ.

1

12.09

Фронтальный опрос.

3

Как научится выявлять и предвидеть опасности.

1

19.09

Фронтальный опрос.

4

Опасности в городе и поселке.

1

26.09

Индивидуальный опрос.

5

Службы защиты населения. Сигналы опасности.

1

2.10

Фронтальный опрос.

6

Опасные ситуации в жилище.

1

10.10

Письменный опрос.

7

Пожары в жилище.

1

17.10

Фронтальный опрос

8

Оповещение и эвакуация при пожаре. Средства борьбы с огнем.

1

24.10

Фронтальный опрос

9

Опасные газы, с ними не шутят.

1

14.11

Контрольная работа

10

Затопление жилища.

1

21.11

Фронтальный опрос.

11

Разрушение здания.

1

28.11

Фронтальный опрос.

12

Как защитить себя от опасных веществ в быту.

1

5.12

Практическая работа.

13

Опасные ситуации на дорогах и тротуарах.

1

12.12

Фронтальный опрос

14

В метро или электричке может произойти любая неприятность.

1

19.12

Индивидуальный опрос

15

Другие опасности на улицах города.

1

26.12

Самостоятельная работа

16

Мы едем в далёкие края – кто мои соседи, где мои друзья?

1

18.01

Фронтальный опрос

17

Как уберечь себя от опасностей на воде и водном транспорте.

1

22.01

Фронтальный опрос

18

Опасности на льду.

1

29.01

Практическая работа

19

Аварийные ситуации на воздушном транспорте.

1

5.02

Фронтальный опрос

20

Как уберечь себя от преступлений.

1

12.02

Индивидуальный опрос

21

Как защитить свой дом.

1

19.02

Фронтальный опрос

22

Криминальные ситуации на улице и в других общественных местах.

2

26.02

5.03

Фронтальный опрос

23

Нарушение экологического равновесия.

1

12.03

Индивидуальный опрос

24

Вода – основа жизни!

1

19.03

Контрольная работа

25

Загрязнение почв.

1

2.04

Фронтальный опрос

26

Продукты под контролем.

1

9.04.

Практическая работа

27

От чего еще горожанину может стать не по себе. Шум.

1

16.04

Фронтальный опрос

28

Небезопасный компьютер (телевизор).

1

23.04

Индивидуальный опрос

29

Что следует знать об оказании первой медицинской помощи (ПМП).

2

30.04

7.05

Фронтальный опрос

30

Подведение итогов.

1

14.05

Контрольная работа

31

Резервные уроки.

1

21.05

Индивидуальный опрос

^ ЛТИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Методическая литература


  • УМК (Учебники, методические пособия к учебникам) 5 - 7 классы /Латчук В.Н., Марков В.В.. Маслов А.Г. М.: Дрофа, 2005, 2009, 2010.

8-9 классы /Вангородский С.Н, Кузнецов М.И, Латчук В.Н.М.:Дрофа, 2004,2010.

  • ОБЖ. Терроризм и безопасность человека: учебно-методическое пособие. Миронов С.К., Латчук В.Н.,

  • Игровые занятия в курсе «ОБЖ» 5-9 кл. Маслов А.Г.

  • ОБЖ. Алкоголь, табак и наркотики - главные враги здоровья человека. Соловьев С.С.

  • Основы медицинских знаний. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. М.: АСТ ЛТД, 2009

  • Медицинская помощь в ЧС. Виноградов А.В. М., 2010.

  • Действие населения в ЧС. Пособие. – М.: Зеркало, 2006.

  • Правила и безопасность дорожного движения. Жульнев Н.Я. – М.: Ливр, 2011.

  • Помощь при травмах и несчастных случаях. Мейсон Эндрю. – М.: Аргументы факты, 1998.

  • Основы пожароопасного поведения. Шаров О.Е. – СПб., 1997.

  • Учебное пособие для преподавателей. Топоров И.К. - СПб., 1992.

  • Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. М: Просвещение, 2009.



Учебник.

ОБЖ: 5-й кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений;/М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.;под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель, 2008 – 174, [2], с.: ил.


Оборудование и приборы

1. Стенд «Действия при стихийных бедствиях».

2. Стенд «Средства и способы защиты в зоне поражения».

3. Комплект плакатов «Оказание первой медицинской помощи».

4. Компас.

5. Аптечка первой медицинской помощи, шины, бинты, резиновый жгут.

6. Персональный компьютер.

Цифровые образовательные ресурсы:

Название сайта

Электронный адрес

Совет безопасности РФ

http://www.scrf.gov.ru

Министерство внутренних дел РФ

http://www.mvd.ru

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения и соцразвития РФ

http://www.minzdrav-rf.ru

Министерство обороны РФ

http://www.mil.ru

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Федеральная служба железнодорожных войск РФ

http://www.fsgv.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

Федеральная пограничная служба

http://www.fps.gov.ru

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

http://www.gan.ru

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Академия повышения квалификации работников образования

http://www.apkro.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

Журнал «Курьер образования»

http://www.courier.com.ru

Журнал «Вестник образования»

http://www.vestnik.edu.ru

Издательский дом «Профкнига»

http://www.profkniga.ru

Издательский дом «1 сентября»

http://www.1september.ru

Издательский дом «Армпресс»

http://www.armpress.info

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)

http://festival.1september.ru

Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net

Личная безопасность

http://personal-safety.redut-7.ru

Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)


http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det

^ КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ.

Критерий оценки устного ответа:

  Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

  ^ Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

  ^ Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

  Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

  ^ Отметка «1»: отсутствие ответа. 

Критерий оценки практического задания:

  Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

  Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

  Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

  Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

  Отметка «1»: работа не выполнена.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 9 класса на 2011 2015 годы
...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса на 2011 2015 годы
...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 7 класса на 2011 2015 годы
...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса на 2011 2015 годы
...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5 -9 классов на 2011 2015 годы
Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и адаптирована...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для основного...
Программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для основного...
Программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для общего...
Программа по основам военной службы составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования

Рабочая программа по основам военной службы для общего образования на 2010 2011 г г
Программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего...

Рабочая программа по математике для 6 класса на 2011 2015 годы
Рабочая программа по математике 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница