Беларёв Н. П. Монголо-татарское иго и возвышение Москвы




НазваниеБеларёв Н. П. Монголо-татарское иго и возвышение Москвы
Дата публикации12.04.2013
Размер40.6 Kb.
ТипДокументы
odtdocs.ru > Право > Документы

Беларёв Н.П. Монголо-татарское иго и возвышение Москвы


Имя задачи Монголо-татарское иго и возвышение Москвы

Автор Беларёв Николай Павлович, учитель Центра образования 429 «Соколиная гора», Москва

Предмет История России

Класс 7, 10

Тема Рождение Московской Руси

Профиль Общеобразовательный

Уровень Общий

Текст задачи. В середине 13 века монголо-татары разгромили Киевскую Русь и это государство перестало существовать. Все европейские страны «стёрли его с карты мира». Теперь эта территория была территорией Золотой Орды – монгольского государства. Но внутри этой территории происходили могучие процессы формирования новых наций и государств. В конце 15 века это государство воспряло из пепла под новым названием: Московское княжество. Какую роль для него сыграло монголо-татарское иго?

а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.

б) Найдите и соберите необходимую информацию.

в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.

г) Сделайте выводы.

д) Сравните Ваши выводы с культурными образцами.

Возможные информационные источники.

Книги:

Компакт-диски:

Web-сайты:
^

Культурный образец


http://ru.wikipedia.org/wiki/Татарское_иго#cite_note-16.

Карамзин отметил, что татаро-монгольское иго сыграло важнейшую роль в эволюции русской государственности.

Помимо этого он также указал на Орду как на очевидную причину возвышения Московского княжества. Вслед за ним Ключевский также полагал, что Орда предотвратила изнурительные, братоубийственные междоусобные войны на Руси. «Монгольское иго при крайней бедственности для русского народа было суровой школой, в которой выковывались Московская государственность и русское самодержавие: школой, в которой русская нация осознавала себя как таковая и приобрела черты характера, облегчавшие ей последующую борьбу за существование».
Историк С.М. Соловьёв о монголо-татарском иге

Условия, на которых татары принимают к себе в подданство какой-нибудь народ, суть следующие: жители подчинённой страны обязаны ходить с ними на войну по первому востребованию, потом давать десятину от всего, от людей и от вещей, берут они десятого отрока и девицу, которых отводят в свои кочевья и держат в рабстве, остальных жителей перечисляют для сбора подати. Требуют также, чтоб князья подчинённых стран являлись без замедления в Орду и привозили богатые подарки хану, его жёнам, тысячникам, сотникам – одним словом, всем, имеющим какое-нибудь значение; некоторые из этих князей лишаются жизни в Орде; некоторые возвращаются, но оставляют в заложниках сыновей или братьев и принимают в свои земли баскаков, которым как сами князья, так и все жители обязаны повиноваться, в противном случае по донесению баскаков является толпа татар, которая истребляет ослушников, опустошает их город или страну; не только сам хан или наместник его, но всякий татарин, если случится ему приехать в подчинённую страну, ведёт себя в ней как господин, требует всё, чего только захочет, и получает. Во время пребывания в Орде у великого хана Плано-Карпини (итальянский монах, находившийся в 1240-е гг. в Орде с дипломатической миссией, – сост.) заметил необыкновенную терпимость последнего относительно чуждых вероисповеданий; терпимость эта была предписана законом: в самом семействе хана были христиане; на собственном иждивении содержал он христианских духовных греческого исповедания, которые открыто отправляли своё богослужение в церкви, помещавшейся перед большою его палаткою. По уставу Чингисхана (великий хан монголов в 1206-1227 гг., – сост.) и Октая (великий хан монголов в 1229-1241 гг., – сост.), подтверждённому впоследствии, служители всех религий были освобождены от платежа дани.
Л.Н. Гумилёв о проблеме “так называемого монголо-татарского ига”

В Древней Руси отрицательное отношение летописцев к татарам проявилось не в XIII веке, а столетие спустя, тогда, когда узурпатор Мамай стал налаживать связи с католиками против православной Москвы. …После похода Батыя в 1237-1240 годах, когда война кончилась, языческие монголы, среди которых было много христиан-несториан, с русскими дружили и помогли им остановить немецкий натиск в Прибалтике. Мусульманские ханы Узбек и Джанибек (1312-1356) использовали Москву как источник доходов, но при этом защищали её от Литвы. …Войны между государствами не всегда влекут за собой ненависть народов друг к другу. К счастью, между русскими и тюрками такой ненависти не возникло. Многие татары, путём смешанных браков, вошли в состав русского народа, а те, которые остались мусульманами, живут в Казани с русскими дружно. Вряд ли такое объединение народов следует называть «игом».

Утверждаю, что русские князья и бояре считали, что выгоднее иметь не очень сильного союзника за широкими степями, какой была Золотая Орда, чем Ливонский орден и Польшу на переднем крае агрессивного рыцарства и купеческой Ганзы у себя под боком. Пока существовала сильная Византия, ни «Христианский (католический)», ни Мусульманский мир не были страшны русской земле. Но в 1204 году этот естественный союзник исчез, так как Константинополь был взят и разрушен крестоносцами (следующей на очереди стала Русь, – сост.). Без друзей жить нельзя, и тогда возник союз полухристианской Орды и христианской Руси, эффективный до перехода хана Узбека в ислам в 1312 году.

В Древней Руси слово «иго» означало то, чем скрепляют что-либо, узду или хомут. Существовало оно и в значении бремя, то есть то, что несут. Слово «иго» в значении «господство», «угнетение» впервые зафиксировано лишь при Петре I. Союз Москвы и Орды держался до тех пор, пока он был взаимовыгоден. Но… Россия в ХV веке росла и крепла так неудержимо, что смогла противопоставить себя и западноевропейскому, романо-германскому суперэтносу, к которому примкнула Польша, и ближневосточному, возглавляемому Турцией. А Орда распалась. Часть татар… влилась в состав России. Таким образом, Россия в ХV веке унаследовала высокую культуру Византии и татарскую доблесть, что поставило её в ранг великих держав.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Оплата детского сада
Пп «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 31 января 2006 г. №62 пп» и приказом Департамента образования...

Календарный план Г
Экскурсии в музеи Москвы в рамках Дней исторического и культурного наследия Москвы

Постановление Правительства Москвы от 10. 09. 2012 №477-пп «О внесении...

Государственное бюджетное образовательное учреждение города москвы центр детского творчества
Департамента образования города Москвы от 02 ноября 2011 года №916р «Об эффективном использовании территорий государственных образовательных...

«Дорожное движение»
В зале на полу начерчена схема перекрестка с пешеходами; имеется возвышение для регулировщика, светофор. Дети входят в зал и рассаживаются...

График движения поездов дальнего следования по Северо-Кавказской...
И вагонов с №12 по №16 Москва – Сухум – Адлер отправлением из Москвы 12/05 с поездом №75/627. Вагоны с №12 по №16 Москва – Сухум...

Программа города Москвы на среднесрочный период 2012-2016 гг. «Развитие...
Правительства города Москвы была утверждена Государственная программа города Москвы на среднесрочный период 2012—2016 гг. «Развитие...

Положение о службе практической психологии в системе Департамента...
Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Департамента образования города Москвы

Руководствуясь постановлением Правительства Москвы от 16 ноября 1993...

График движения поездов дальнего следования по Северо-Кавказской...
И вагонов с №№12-16 Москва – Сухум – Адлер отправлением из Москвы 24 марта с поездом №75/627. Вагоны с №№12-16 Москва – Сухум прибытием...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница