Методические рекомендации по переходу на стандарт iso/iec 26300: 2006 (odf) в органах государственной власти




НазваниеМетодические рекомендации по переходу на стандарт iso/iec 26300: 2006 (odf) в органах государственной власти
страница1/23
Дата публикации17.03.2013
Размер1.02 Mb.
ТипМетодические рекомендации
odtdocs.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


УТВЕРЖДАЮ







Директор Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России







______________ А.В. Шаров







«___» ____________ 2007 г.








^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПЕРЕХОДУ НА СТАНДАРТ ISO/IEC 26300:2006 (ODF)

В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Шифр темы: 2111-05-07


Исполнитель темы,

Генеральный директор

ООО «Альт Линукс»

10.11.07

А.В. Смирнов

Соисполнитель,

Директор ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний»


10.11.07

А.А. Ахмеров


Реферат


Объем документа: страниц – , рисунков – 4, таблиц – 28, приложений – 5.

Ключевые слова: формат файлов ODF, учрежденческие приложения.

Объект исследования – выработка практического опыта внедрения стандарта ISO/IEC 26300:2006 в органах государственной власти и местного самоуправления.

Цель работы – разработка методических рекомендаций по переходу на стандарт ISO/IEC 26300:2006 в органах государственной власти и местного самоуправления.

Методология – миграционные решения основывались на передовом международном опыте внедрения стандарта ISO/IEC 26300:2006 в органах государственной власти.

В процессе работы проводились обследования текущего положения дел с оформлением электронных документов и обменом ими. По результатам обследования был разработан план внедрения, разработан комплект дистрибутивов программного обеспечения, осуществлен перевод автоматизированных рабочих мест служащих на учрежденческие приложения, соответствующие стандарту ISO/IEC 26300:2006. Во время пилотного внедрения выявлялись трудности и типичные ошибки, с которыми сталкивались государственные и муниципальные служащие.

Внедрение программного обеспечения сопровождалось тренингами государственных и муниципальных служащих. Для этого была разработана методика обучения, учебные материалы и руководства.

По результатам пилотного внедрения проведена конференция с участием специалистов федеральных органов государственного управления, органов управления субъектов федерации, а также органов местного самоуправления.

Результаты работ – разработаны методические рекомендации по переходу на стандарт ISO/IEC 26300:2006 в органах государственной власти и местного самоуправления.


Оглавление

Определения 5

Обозначения и сокращения 5

Нормативные ссылки 5

Введение 6

1.1.1 Угроза потери доступа к документам 6

1.1.2 Защита конституционных прав граждан 7

1.1.3 Национальные инновации и экономический рост 8

1.1.4 Экономия бюджетных средств 8

1.1.5 Стратегия закупок для государственных нужд 8

1.1.6 Обмен документами в чрезвычайных ситуациях 9

1.1.7 Повышение уровня безопасности 9

1.1.8 Сохранение культурного наследия 10

1.1.9 Использование опыта стран-лидеров 10

2 О стандарте ISO/IEC 26300:2006 11

2.1 ODF как стандарт 11

2.2 ODF как спецификация 12

2.3 Сравнение стандартов открытых форматов 14

3 Сценарий перехода 14

3.1 Варианты перехода 14

3.1.1 Миграция стандартов 15

3.1.2 Миграция программного обеспечения 15

3.1.3 «Хаотическая» миграция 15

3.2 Описание выбранного сценария перехода 15

3.3 Взаимосвязь ODF с другими сервисами 16

4 Методология перехода 18

4.1 Организационно-распорядительные документы 19

4.2 Создание рабочей группы и группы обучения 19

4.3 Определение границ перехода 19

4.4 Проведение инвентаризации рабочих мест 20

4.5 Проведение разъяснительной работы 21

4.6 Планирование 21

4.6.1 Принятие ключевых решений планирования 21

4.6.2 Формирование очередей внедрения 23

4.6.3 Разработка плана перехода 25

4.7 Подготовка к внедрению 26

4.8 Обучение служащих 27

4.9 Поддержка пользователей 28

5 Типичные проблемы 28

Заключение 30

Список использованной литературы 31

Приложение А. Тезаурус 33

1 Лицензии 33

2 Информационное взаимодействие 35

3 Стандартизация 35

4 Учрежденческие приложения 36

5 Записи и документы 36

Приложение Б. Формы проведения инвентаризации 38

Приложение В. Программные продукты, поддерживающие формат ODF 47

1 Приложения, поддерживающие текстовый формат ODT 47

2 Приложения, поддерживающие формат ODS расчётов 48

3 Приложения, поддерживающие формат ODP презентаций 49

4 Приложения, поддерживающие формат ODG векторной графики 49

5 Приложения, поддерживающие формат ODF формул 50

6 Поисковые системы 50

7 Фильтры и конвертеры 50

Приложение Г. Пример плана перехода 52

Приложение Д. Примерный план обучения служащих 53


Определения

Термины, установленные настоящей инструкцией, применяются в указанном значении во всех видах электронной документации органов государственной власти и местного самоуправления. Термины приведены в Приложении А.

^ Обозначения и сокращения

В настоящих методических рекомендациях содержатся следующие обозначения и сокращения.

Сокращение

Значение

АРМ

Автоматизированное рабочее место (служащего)

ГИС

Государственная информационная система

ЗПО

Программное обеспечение с закрытой лицензией

ИР

Информационные ресурсы

ОГВ

Орган государственной власти

ОМС

Орган местного самоуправления

СПО

Свободное программное обеспечение

ЭлД

Электронный документ

ODF

Open Document Format (Формат Открытых Документов)


Нормативные ссылки

В настоящих методических рекомендациях использованы ссылки на следующие стандарты.

  • ISO/IEC 26300:2006 Information technology – Open Document Format for Office Applications (OpenDocument) v1.0

  • OASIS Open Document Format for Office Applications (OpenDocument) v.1.0 (Second Edition). Committee Specification, 19 Jul 2006

  • ISO 15489-1:2002 Information and docementation – Records management

  • ГОСТ Р ИСО 15489-1–2007 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования


Введение

На заседании Совета безопасности 25 июля 2007 года была утверждена стратегия развития в России информационного общества. Органам государственной власти и местного самоуправления следует уделить внимание следующим вопросам, затрагиваемым в стратегии:

  • гарантиям реализации конституционных прав граждан;

  • создания равных возможностей по доступу граждан и юридических лиц к информации и документам органов государственной власти посредством офисных приложений различных поставщиков через локальные, региональные и глобальные неоднородные сети;

  • сохранению культурного наследия народов России;

  • повышению уровня конкурентоспособности России;

  • повышению эффективности государственного управления, применению «безбумажных» технологий;

  • противодействие угрозам использования потенциала информационно-коммуникационных технологий для нанесения ущерба национальным интересам России.

Развитие в России информационного общества неотъемлемо связано с укреплением суверенитета. И с этой точки зрения к информационным технологиям предъявляются следующие требования:

  • необходимо обеспечить технологическую целостность, т.е. развивать единое пространство информационных технологий при котором, ключевые технологии находятся внутри страны или контролируются из страны;

  • необходимо обеспечить экономическую целостность, т.е. развивать единое пространство национального информационного сектора экономики;

  • необходимо обеспечить политическую целостность, при которой государство может определять стратегии развития и свободно выбирать информационные технологии для реализации этих стратегий;

  • необходимо обеспечить культурную целостность, при которой информационные технологии позволяют сохранять культурное наследие народов России.

Обмен документами – это основа государственного управления. В документах фиксируются решения, принимаемые органами государственного управления и эти решения доводятся до тех, кого эти решения касаются. Государство осуществляет непрерывный обмен документами как между органами государственной власти, так и с гражданами и юридическими лицами.

Существуют следующие проблемы обмена электронными документами и полезность применения стандарта ISO/IEC 26300:2006 для этих целей.
^

1.1.1 Угроза потери доступа к документам


Для российских органов государственной власти применение программного обеспечения с закрытой лицензией порождает проблемы владения и доступа к государственной документации.

При использовании офисных приложений с закрытой лицензией электронные документы сохраняются в формате этих офисных приложений. А поскольку форматы файлов не отделены от приложения, то на них распространяются лицензионные условия. Получается парадоксальная ситуация – государственные органы России формально не является владельцем собственной документации. Более того, государственные информационные ресурсы юридически принадлежат частной иностранной коммерческой компании.

Ситуация усугубляется тем, что использование органами государственной власти России закрытого решения только одного производителя порождает угрозу технологического замыкания. Иностранный производитель в любой момент может осуществить следующие недружественные действия:

  • уйти с российского рынка;

  • резко и необоснованно повысить цены;

  • внести изменения, не соответствующих требованиям государства;

  • изменить условия лицензии, ущемляющие права государства;

  • прекратить поддерживать форматы, в которых хранятся старые документы.

В подобных случаях органы государственной власти и местного самоуправления России не смогут воспользоваться собственными документами. Вся государственная информация окажется заблокированной, а деятельность органов власти парализована.

Подобная зависимость органов государственной власти от иностранных частных компаний представляет угрозу политической и технологической целостности, а значит суверенитету России. Вследствие этого возникла неотложная необходимость выделить форматы электронных документов из коммерческой сферы и перевести государственные информационные ресурсы из закрытых коммерческих форматов в стандартизованные открытые форматы. Это российским органам государственной власти и местного самоуправления вернуть утерянные права владения государственной документацией и избежать угроз потери доступа к этой документации в будущем.
^

1.1.2 Защита конституционных прав граждан


Использование органами государственной власти России закрытых форматов заставляет граждан для чтения документации покупать не только приложения определенного иностранного поставщика, но еще и одну определенную операционную систему. Поскольку вышеупомянутое приложение работает исключительно на одной платформе. Подобная ситуация нарушает общественные интересы и конституционные права граждан России.

Для того, чтобы граждане могли для чтения документов органов государственной власти воспользоваться любым офисным приложением на любых платформах и операционных системах, необходимо, чтобы электронные документы были в открытом формате, соответствующем стандарту ISO/IEC 26300:2006.

Особую категорию граждан России составляют инвалиды. Государство обязано обеспечить их права на получение информации наравне с другими гражданами. Офисные приложения с закрытой лицензией игнорируют данную социальную группу, тем самым государство невольно ущемляет конституционные права этой категории граждан на информацию.

Стандарт ISO/IEC 26300:2006 содержит спецификацию создания и чтения документов инвалидами. В организации стандартизации OASIS работает подкомитет, специально занимающийся этими вопросами, который осуществляет консультации с государственными органами различных стран мира. Так в 2007 году вышла очередная версия спецификации ODF v1.1, в которой учтены требования инвалидов к электронным документам.
^

1.1.3 Национальные инновации и экономический рост


Международный анализ показал, что применение офисных приложений с закрытой лицензией сильно тормозит развитие отраслей национальной экономики, связанных с информационными технологиями. Расходование государством крупных бюджетных средств никак не отражается на национальной экономике.

Естественно, подобная ситуация не может быть признана нормальной. Необходимо за счет бюджетных средств, направляемых на закупку информационных технологий, стимулировать национальную экономику и увеличивать долю национальных компаний в поставках ИКТ для государственных нужд. Поскольку стандарт ISO/IEC 26300:2006 не зависит от платформы, любая российская компания может создавать и распространять новые офисные приложения и сервисы для работы с форматами электронных документов. Подобный подход открывает российским компаниям возможность для инноваций в области обработки электронных документов.

Мигрируя от консервативных офисных приложений с закрытой лицензией к поставщикам новых инновационных решений, российские органы государственной власти смогут впитывать ценности и передовые достижения технического прогресса.

Таким образом, переход органами государственной власти на стандарт ISO/IEC 26300:2006, позволяет задействовать имеющиеся мощности национальной индустрии ИКТ и меньше зависеть от иностранных поставщиков.
^

1.1.4 Экономия бюджетных средств


Российские налогоплательщики, все чаще задают вопросы об эффективности расходования бюджетных средств органов государственной власти и местного самоуправления. Расходование необоснованно больших средств на закупку программного обеспечения с закрытой лицензией зарубежных компаний вызывает недовольство граждан.

Закупка органами государственной власти офисных приложений, совместимых со стандартом ISO/IEC 26300:2006 позволяет экономить бюджетные средства:

  • за счет повышения уровня конкуренции между поставщиками, что заставляет их снижать цены;

  • за счет отказа от покупки дорогостоящих закрытых лицензий п переход на бесплатные свободные лицензии.

Опыт стран-лидеров внедрения стандарта ISO/IEC 26300:2006 показал, что экономия бюджетных средств от внедрения открытых форматов в обмен электронными документами за 5 лет составила от 60 до 90 процентов.
^

1.1.5 Стратегия закупок для государственных нужд


При разработке политики и стратегий в области информационных технологий органы государственной власти России не должны оглядываться на единственного производителя офисных решений. Все должно быть прямо наоборот. Принятая государством стратегия развития информационного общества России должна обеспечиваться необходимым инструментарием. И для этого закупки для государственных нужд информационных технологий должны производиться у тех поставщиков, которые предложат лучшие решения, удовлетворяющее требованиям сформулированной стратегии.

Следовательно, для увеличения количества альтернатив поставляемых решений, позволяющих увеличивать степень свободы государства в выработке стратегий развития, необходимо в состав тендерных требований включать условия на совместимость офисных приложений со стандартом ISO/IEC 26300:2006.
^

1.1.6 Обмен документами в чрезвычайных ситуациях


При наступлении чрезвычайных ситуаций необходим активный обмен информацией между множеством участников – федеральных и региональных органов власти, муниципального самоуправления, организаций, граждан, международных участников и т.п. При этом, для каждой группы участников необходимо обеспечить свои права доступа к информации. Вероятность того, что у всех участников окажется один и тот же закрытый формат, очень мала. Именно поэтому, крайне необходима стандартизация форматов обмена документами, приемлемая как для большинства участников в России, так и на международном уровне. Для этого и применяется стандарт ISO/IEC 26300:2006.
^

1.1.7 Повышение уровня безопасности


Государство предъявляет повышенные требования к безопасности обмена электронными документами. Особое внимание уделяется:

  • полному контролю над процессами разработки стандарта;

  • быстрому реагированию на информацию о потенциальных уязвимостях, способных повредить электронные документы;

  • защите электронных документов от вирусов и других угроз.

Рассмотрим данные вопросы немного подробнее.

Полный контроль над процессами разработки стандартам позволяет органам государственного управления делать выводы о степени зрелости стандарта и принимать решения о переходе на этот стандарт. Подобный подход позволяет органам государственной власти пользоваться только надежными решениями, прошедшими проверку множеством организаций различных стран мира.

Зарубежные разработчики программного обеспечения с закрытой лицензией делают форматы частью своих приложений. При этом, появляющиеся в приложении уязвимости могут повлиять и на файлы электронных документов. Многолетний опыт показывает, что разработчики офисных приложений с закрытой лицензией предпочитают замалчивать проблемы при возникновении уязвимостей. Органы государственной власти своевременно не информируются, что влечет за собой угрозы потери государственной документации. Более того, устранение уязвимостей зарубежными разработчиками офисных приложений с закрытой лицензией происходит медленно. В лучшем случае органы государственной власти получат исправления лишь в следующей версии программного обеспечения.

Зарубежные разработчики программного обеспечения с закрытой лицензией не открывают программный код. В результате службы обеспечения информационной безопасности органов государственной власти не могут выявить скрытые угрозы и убедиться в отсутствии в коде программ-шпионов, логических бомб и вирусов, способных разрушить файлы электронных документов. Подобная ситуация сопряжена для государства с высоким уровнем риска:

  • потери государственных информационных ресурсов;

  • предоставления несанкционированного доступа к служебной и государственной тайне.

Необходимость повышенной безопасности использования электронных документов органами государственной власти выдвигает требования:

  • к полному отделению формата электронного документа от программного кода офисных приложений;

  • использованию лишь тех офисных приложений, программный код которых поддаются анализу и выявлению скрытых угроз.

Именно этим требованиям и удовлетворяет стандарт ISO/IEC 26300:2006.
^

1.1.8 Сохранение культурного наследия


Все больше электронных документов становятся историей. Необходимо, чтобы в будущем обеспечивался доступ к этим историческим документам. Для этого форматы хранения электронных документов в архивах и библиотеках не должны зависеть от офисных приложений, применяемых сегодня.

Применение стандарта ISO/IEC 26300:2006 позволяет отделить форматы хранения от применяемых офисных приложений. В будущем электронные документы, хранящиеся в формате ODF, можно будет читать:

  • либо любым из имеющихся приложений, умеющих работать с форматом ODF;

  • либо преобразовать электронный документ из формата ODF в какой-то из распространенных форматов будущего.
^

1.1.9 Использование опыта стран-лидеров


В последние годы стандарт ISO/IEC 26300:2006 очень активно внедряется различными государствами по всему миру. Об этом красноречиво свидетельствуют следующие факты:

  • В организацию The ODF Alliance, осуществляющую поддержку стандарта, вошло более 370 участников из 51 страны.

  • На 01.01.2007 правительства Бельгии, Бразилии, Хорватии, Франции, Германии, Норвегии, Малайзии, Австралии, Новой Зеландии одобрили стандарт ISO/IEC 26300:2006 в качестве национального стандарта.

  • В 2007 году все большее число государств вносит стандарт ISO/IEC 26300:2006 в свои профили стандартов государственных информационных систем для обеспечения обмена электронными документами.

  • Более 50 федеральных органов государственного управления различных стран используют стандарт ISO/IEC 26300:2006 в своей деятельности.

  • Множество региональных органов управления по всему миру внедряют у себя стандарт ISO/IEC 26300:2006.

  • Исследовательская компания Gartner прогнозирует, что к 2010 году стандарт ISO/IEC 26300:2006 будет использоваться не менее чем половиной государств мира.

Странами-лидерами накоплен как положительный, так и негативный опыт внедрения стандарта. Российская Федерация может воспользоваться этим опытом для организации более гладкого перехода.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа подготовки презентаций
Одним из первых стал поддерживать новый открытый формат OpenDocument (iso/iec 26300). Работает на платформах Microsoft Windows и...

Программа подготовки презентаций
Одним из первых стал поддерживать новый открытый формат OpenDocument (iso/iec 26300). Работает на платформах Microsoft Windows и...

Методические рекомендации по переходу на стандарт iso/iec 26300: 2006 (odf) в органах государственной власти iconМетодические рекомендации по организации управленческого учета в...
Цпро: «Исследование проблем эффективного управления бюджетными средствами в сфере профессионального образования, разработка и апробация...

Atmel руководство по применению Требования iso/iec 14443 Тип b proximity...
Этот документ описывает функциональные возможности и электрические характеристики бесконтактных устройств чтения/записи mfrc523

Кодекс этического поведения государственных гражданских служащих...
Руководителям исполнительных органов государственной власти области организовать работу по ознакомлению с настоящим постановлением...

Федеральная служба судебных приставов
Типовой инструкцией по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденной приказом Министерства культуры...

Предоставления информации об организации кадровой работы в органах...
Правительства Курганской области в разделе «Государственная и муниципальная служба»

Извлечение из Федерального государственного образовательного стандарта...
«Правовое обеспечение государственного управления и местного самоуправления». Выпускники данной магистерской программы получают высшее...

Приказ фссп россии от 10. 12. 2010 №682 "Об утверждении Инструкции...
Тва в федеральных органах исполнительной власти, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15. 06. 2009...

Методические рекомендации по переходу на стандарт iso/iec 26300: 2006 (odf) в органах государственной власти iconIwa 2 Системы менеджмента качества – Рекомендации по применению iso 9001: 2000 в образовании
Системы менеджмента качества – Рекомендации по применению iso 9001: 2000 в образовании

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница