«Вокально-хоровая работа на уроках музыки в начальной школе» из опыта работы учителя музыки сош№6




Скачать 360.48 Kb.
Название«Вокально-хоровая работа на уроках музыки в начальной школе» из опыта работы учителя музыки сош№6
страница1/3
Дата публикации04.04.2013
Размер360.48 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > Музыка > Урок
  1   2   3
Муниципальное образовательное учреждение

сош№6 п.Новый Надеждинского района

«Вокально-хоровая работа на уроках музыки в начальной школе»

из опыта работы учителя музыки сош№6

Шкуренко Людмилы Сергеевны


Перед общеобразовательной школой, где систематически и планомерно осуществляется массовое эстетическое воспитание, в числе других поставлена задача – дать всем детям возможность развивать и удовлетворять свои эстетические потребности, посильно проявлять себя в искусстве.

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов и ведущее место в этом процессе принадлежит пению.

Пение – наиболее доступная исполнительская деятельность школьников. В процессе обучения пению затрагиваются многие проблемы, которые необходимы для эстетического развития человека. Это расширение музыкального кругозора, формирование музыкального и художественного вкуса, развитие певческой культуры школьников, воспитание духовного мира учащихся, становление их мировоззрения, формирование будущей личности. Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики говорят, что вокальное воспитание оказывает влияние и на умственное развитие личности ребёнка. Достаточно указать на то, что воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, на физическом здоровье детей.

Пение на уроках музыки - это такая система всеобщего певческого воспитания детей в школе, которая позволяет музыкально воспитать всех детей, включая самых слабых, помогает им стать музыкально грамотными.

Решение задач музыкального воспитания в школе возможно только при условии достижения школьниками художественного исполнения репертуара. Такое исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями как средствами выразительности. Успех работы учителя музыки в решении задач общего музыкального образования во многом зависит от того, насколько глубоко он осознаёт воспитательное значение хорового пения, владеет методами и приёмами певческого развития школьников, знает особенности детского голоса, умеет организовать работу по освоению песенного материала.

Методическая разработка содержит не только методы и приёмы по данной теме, но и практический материал, нотные приложения, которые могут представлять интерес для учителей музыки.

^ Особенности детского голоса.

Чтобы развивать и воспитывать детские голоса, необходимо знать певческие возможности школьников. Основная их физиологическая особенность заключается в хрупкости, непрерывном развитии. Возрастные изменения в детских голосах связаны с физиологическим становлением всего организма. Однако этот процесс происходит по-разному. Многое зависит от состояния организма, степени музыкальности ребёнка, музыкальной среды.

К началу обучения в общеобразовательной школе у ребёнка в 6-7летнем возрасте гортань расположена выше, чем у взрослых. Грудное резонирование практически отсутствует. Поэтому певческий звук характеризуется особой лёгкостью, нежностью, небольшой силой. Голосовая мышца находится, как правило, ещё в зачаточном состоянии и не способна в должной мере регулировать работу голосовых связок. У необученных младших школьников чаще всего отсутствует дифференциация между работой мышц дыхания и голосообразования. Поэтому можно наблюдать, как при пении учащиеся делают вдох, поднимая плечи. В процессе возрастного развития дыхание делается более глубоким и равномерным.

Рабочий диапазон голоса детей 6-7 лет сравнительно невелик и колеблется между ре первой и ре второй октавы. С приближением к верхнему и нижнему отрезкам диапазона заметно ухудшается дикция, что связано о особенностями звукоизвлечения в этом возрасте. Следует с осторожностью использовать крайние звуки рабочего диапазона голоса детей этой возрастной категории.

Учащиеся 8-10 лет. Переход на эту стадию развития детского голоса происходит плавно, без заметных скачков и срывов. Голоса детей в процессе становления приобретают чуть большую громкость, звонкость, серебристость. Повышается упругость верхних резонаторов (область мягкого нёба, надгортанные полости). Идёт интенсивное развитие голосовой мышцы, особенно у детей, обладающих низкими голосами. В этот возрастной период у ребёнка появляется реальная возможность увеличить силу звучания голоса. Рабочий диапазон певческого голоса в этом возрасте колеблется в зоне между си малой и до-ре второй октавы. Большой вред может принести требование насыщенного звучания на нижних звуках диапазона и тихого - на верхних. Лучшие качества голоса проявляются на средних звуках певческого диапазона, которые наиболее удобны поющим.

У младших школьников происходит становление характерных качеств певческого голоса, Поэтому тембры детских голосов и их особенности должны постоянно находиться в центре внимания учителя.
^ Вокально-хоровые упражнения
Большое место в системе хоровой работы с детьми занимают вокально-хоровые упражнения. Основная цель упражнений заключается в выработке специальных певческих навыков, которые помогают учащимся в передаче художественного образа песни, содержания хорового произведения. Вместе с тем планомерное и целенаправленное применение упражнений весьма способствует укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости.

Пение упражнений перед началом разучивания и исполнения хоровых произведений служит своеобразной настройкой голоса, помогает привести его в рабочее состояние. Опыт показывает, что применение в течение ряда лет одних и тех же упражнений в различных комбинациях друг с другом приводит к устойчивым, хорошо сформированным вокально-хоровым навыкам.

Материал для хоровых упражнений можно, хотя и несколько условно, разделить на две основные категории. К первой относятся те упражнения, которые применяются вне связи с разучиванием конкретного произведения. Эти упражнения чаще всего используются в начале занятия в качестве распевания и помогают решить следующие задачи:

-развивать певческое дыхание, напевное звучание детских голосов;

-развивать дикцию и ясную артикуляцию в упражнениях медленного и быстрого темпа;

-расширять диапазон голоса детей;

-формировать навык слаженного пения (ансамбль);

-добиваться кантиленного звучания, унисона;

-работать над динамикой детских голосов с опорным дыханием.

Вторая категория упражнений связана с конкретным хоровым произведением и направлена на преодоление в нём вполне определённой трудности. Понятно, что упражнения второго рода обладают значительно более узкой направленностью и не могут быть систематизированы с достаточной чёткостью и последовательностью.

Применяя в хоровом обучении те или иные упражнения, важно обращать особое внимание на воспитание у учащихся сознательного отношения к ним. Необходимым условием действенности упражнений является последовательное усложнение учебных задач, которые требуют от ребят определённых усилий. Последовательность в усложнении упражнений, безусловно, сказывается на сохранении интереса и внимания учащихся к занятиям, а также настойчивости в преодолении вокально-хоровых трудностей.

Диапазон распевок и других вокальных упражнений вначале очень ограничен – он равен большой терции или кварте. И только постепенно, по мере укрепления и развития голосовых связок и гортани, диапазон несколько расширяется. Многократный повтор вокально-хоровых упражнений немыслим без варьирования, без установки новых задач. Дети привыкают к методическим приёмам, которые часто используются на уроках. Однообразие распевок противоречит основам современного хороведения. Для того чтобы распевание не выглядело как самоцель, я для себя уясняю прежде всего следующее:

-соблюдение основ хороведения в вокальных упражнениях;

-выбор вида упражнения;

-взаимосвязь упражнения с разучиваемой песней;

-задачи по развитию голоса и слуха в упражнениях, не связанных с разучиванием песни.

Моя творческая работа при этом заключается в том, чтобы правильно подобрать вокальные упражнения, постоянно следить за всеми изменениями в детском голосе. Отсюда исходит выбор диапазона, тесситуры, темпа, характера звуковедения. Здесь всегда можно внести элемент новизны.

В качестве упражнений можно использовать несложные попевки, прибаутки, музыкальный материал из разучиваемого репертуара, мелодии из произведений, предназначенных для слушания. Все упражнения должны включаться в урок с учётом принципов последовательности,

систематичности и доступности.

Чтобы просьба повторять распевания не показалось младшеклассникам утомительной, я разнообразила этот вид работы, предлагая исполнение упражнений в разных вариантах:

Приём «эхо»

Сначала весь класс поёт распевку относительно громким звуком, а затем повторяет его же в тихой динамике. Таким образом исполняется ряд одинаковых распевок по хроматической гамме.

Приём «перекличка»

Класс делится на две группы. Сначала распевку исполняет одна группа, затем её же повторяет вторая. В переходе на исполнение упражнения с другого звука последовательность исполнителей меняется: сначала распевку поёт вторая группа, а затем её повторяет первая.

По мере освоения простейших распевок следует постепенно разучивать новые, которые строятся в более широком диапазоне. Распевания можно исполнять как на различные открытые слоги-«лё», «ля», «ма», «ми» и т.д., так и со словами. Роль распевок с текстом успешно выполняют фольклорные потешки и попевки. Они обычно невелики по объёму, имеют забавное содержание, легко запоминаются и затем воспроизводятся школьниками. Приведу перечень народных потешек и несложных песен, мелодии которых построены в диапазонах на разных певческих интервалах:

Прима - « Андрей-воробей», «Барашеньки-крутороженьки», «Дон-дон», «Сорока-сорока».

Секунда –« Уж как шла лиса по травке»(одна-две первые фразы).

^ Терция –« Ходит зайка по саду», «У кота – воркота».

Кварта –« Куры, гуси да индюшки», «Скок-скок-поскок», «Савка и Гришка»(запев песни).

Квинта –« Пойду ль я, выйду ль я да»(первая фраза), «Во поле береза стояла»(первая фраза), «Со вьюном я хожу»(первая фраза).

Для распевания в квинтовом диапазоне можно также использовать начальные фразы известных авторских песен – М.Красева «Ёлочка». В.Калинникова « Тень-тень», вокализированные пьесы Э.Грига «Утро».

Кроме того, в своей практике я использую ряд популярных распеваний, также приемлемых при работе в школе: «Родина моя» (нисходящий мажорный звукоряд в объёме квинты), «Утром я встаю, песенку пою»(мажорный звукоряд в объёме квинты сначала вверх, затем вниз), «Милая мама»(четырёхкратное повторение одной фразы в секвенции от четырех нисходящих звуков-соль, фа, ми, ре с переходом в тонику до).

Диапазон распевок в начальной школе вполне можно ограничить квинтовыми ходами. Если учесть, что распевание неоднократно повторяется от разных звуков, то обычно рабочий диапазон классного хора достигает в течении учебного года нужного размера, позволяющего впоследствии исполнить гамму до мажор. Нередко я предпочитаю проводить музыкальные распевания. Когда дети не сидят, а стоят возле своих мест. Это дает возможность учащимся менять свои позы во время занятий, снимая нагрузку с одних мышц и перенося её на группу других, что способствует снятию усталости на уроке.

При достижении некоторых результатов в исполнении попевок, можно перейти к более сложному виду музыкальной деятельности- разучиванию и исполнению песен.

Приведу ряд нотных примеров, которые я использую в качестве вокальных упражнений и распевок.

^ Вокально-хоровая работа над песней.

От природы каждый ребёнок имеет музыкальные задатки. Всё дело в том, чтобы их вовремя развивать, возбудить желание и потребность. Поэтому при выборе и работе над песней я использую следующий план:

  1. Художественная ценность и педагогическая целесообразность песни.

  2. Соответствие песенного репертуара возрастным, физиологическим, психологическим, общекультурным и музыкальным возможностям детей конкретного класса.

  3. Место песни в системе уроков четверти, в конкретном уроке.

  4. Круг вопросов по включению по включению песни в урок и ее художественно-педагогическому анализу.

  5. Первое представление о песне и процесс её разучивания:

- интонационно-образные особенности песни (выявление главных смысловых интонаций стихотворного текста и музыки);

- распевание на отдельных интонациях без слов и с текстом;

- учёт характера, жанровой основы интонаций, их соответствие образному содержанию;

- динамические, ритмические, ладовые, темповые особенности интонаций, их соотнесение с образным строем песни;

- характер движения мелодии и сопровождения;

- интонационно-драматургическое развитие песни;

- углубленное интонационно-образное восприятие песни путём использования наиболее ярких средств выразительности с помощью пластического интонирования, игры на музыкальных инструментах, игровых моментах.

Работа над песнями и упражнениями в разных возрастных группах имеет общие черты. Так, освоение песни включает: ознакомление, собственно разучивание, закрепление, исполнение.

Разучиванию песни предшествует вступительное слово учителя, показ песни и беседа с учащимися. Их цель - создать соответствующий эмоциональный настрой, активизировать воображение школьников. В ходе беседы определяется характер песни, наиболее яркие выразительные средства, которые использовал композитор для создания музыкального образа.

Разучивание песенного репертуара я всегда осуществляю по фрагментам ( чаще - это фразы). Иногда разучивание начинаю не с начала, а с наиболее запоминающейся - лёгкой или, наоборот, с более трудной части, в умеренном темпе и умеренной динамике, а также при звуковедении легато( что помогает лучшему впеванию и осмыслению мелодической линии).В процессе разучивания песни большое внимание уделяю не только усвоению мелодии, но и осмыслению текста как важного средства создания музыкального образа. Текст осваивается в большинстве случаев одновременно с мелодией. Непонятные или трудные слова объясняю ученикам до исполнения, при необходимости записываю их на доске. В процессе работы выявляю логические вершины в тексте, провожу работу над его ясным и чётким произношением. Основа пения-гласные звуки. На них воспитываются все вокальные качества голоса. От правильного образования гласных зависит красота тембра. У детей младшего школьного возраста тембр неровный. В основном это происходит из-за «пестроты» гласных. Чтобы они звучали ровно, дети должны постоянно стремиться сохранять высокое звучание (позицию) на всех звуках певческого диапазона. Для этого использую попевки, упражнения на гласные у, ю, а также песни с нисходящим движением мелодии (например, русская народная песня «Во поле берёза стояла»). Большое внимание в вокальном воспитании уделяется гласному звуку о. Пение упражнений и мелодий на гласные о, ё помогает выработать округлый красивый звук. Специального округления требуют звуки и (его приближают к звуку ы), а (приближают к звуку о), е (приближают к звуку э). Немаловажное значение в произношении гласных имеет положение рта и губ (например, песня М.Ройтерштейна «Доброй ночи»- в её тексте встречаются все гласные, требующие округления).

Если гласные являются основой пения и их необходимо тянуть, то согласные произносятся легко, чётко, ясно и энергично. При исполнении их следует обратить внимание учащихся на необходимость утрированного произношения некоторых согласных, и в первую очередь р. В развитии правильной дикции необходимо приучить детей ясно произносить согласные в конце слов. Можно даже показать ребятам, что получится, если петь песню, пропуская согласные. Внимание учащихся обращается на то, что в словах следует переносить согласные к следующему слогу или слову. Например, «то-птоп», вместо «топ-топ» или «гро-мко» вместо «гром-ко».

На конкретных примерах школьники должны узнать важные правила:

- о необходимости раздельного пения одинаковых или двух разных гласных, встречающихся в одном слове или в конце одного и в начале другого слова (например, в русской народной песне « А я по лугу» нельзя соединять а и я);

-о произнесении слов в пении в соответствии с общепринятыми правилами орфоэпии (например, произносить «серенькый», а не «серенький», «улыбнулас», а не «улыбнулась», «веселимса», а не «веселимся» и т.д.)

Совместное и согласованное исполнение произведения, т.е. ансамбль, достигается нелегко. Навыки такого исполнения развиваются на практике. Для достижения ансамбля необходимо работать над всеми его составляющими: интонационной слаженностью, единообразием манеры звукообразования, ритмической и темповой слитностью, динамическим единством в партии, одновременным началом и окончанием пения произведения в целом и отдельных его частей (куплета, фразы). При работе над ансамблем надо развивать у ребят чувство ответственности, навыки самоконтроля, умение анализировать качество пения, умение слышать себя и класс. Работая над ритмическим ансамблем, я использую движения, детские музыкальные инструменты: прохлопать ритмический рисунок, исполнить ритмическое сопровождение к пению своих товарищей на простейших музыкальных инструментах. Динамический ансамбль зависит от понимания учащимися образного содержания произведения и стремления передать свое отношение в исполнении. Тембровый ансамбль достигается в процессе работы над единой манерой звукообразования.

В младшем школьном возрасте начинают формироваться все основные певческие понятия и умения, которые в дальнейшем развиваются. Специфика вокально-хоровой работы диктуется в первую очередь именно этим обстоятельством. Другой её особенностью является учёт физических и психических свойств детей начальной школы.

Важно чтобы музыкальный материал дети воспринимали с интересом. Ученикам интересно то, что непросто. И они должны знать, что, воспринимая, слушая что-то, они преодолевают различные трудности, хотя совсем не обязательно, чтобы материал был действительно сложным. Положительная эмоциональная реакция весьма влияет на полноценность восприятия музыки и на её воспроизведение. Поэтому полезно приободрить учеников, развеселить, заинтересовать «невероятной», сказочной ситуацией, интригующим сюжетом, поощрить.

Опора на опыт учеников, их знания, память - важнейшее условие успешного обучения. Воспитание наблюдательности помогает накоплению музыкально-слуховых представлений, развивает творческое воображение. Без умения наблюдать невозможно формирование вокального слуха. Обучение умению прослеживать за мыслью композитора, «наблюдать» произведение от начала до конца – очень активизирует процесс восприятия. Для этого даются задания: определить, меняется ли характер (настроение); сколько частей в песне; какая главная её мысль; плавно или скачкообразно развивается мелодия; в каком регистре звучит аккомпанемент; не допущена ли ошибка в исполнении (если музыкальный материал знаком); кто исполняет (если звучит запись) и т.д.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка «Критерии оценок на уроках музыки» Педагогические...
Этот урок- неотъемлемая часть общей системы обучения; он призван развивать детей эмоционально, творчески, обогащать их художественные...

Реферат "Развитие чувства ритма у младших школьников на уроках музыки"...
Попова Наталия Николаевна, мобу "сош с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля №57" города Оренбурга

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки
Уроки музыки неразрывно связаны со здоровьесберегающими технологиями. О том, что определенные мелодии способны влиять на душевное...

Конспект урока музыки в 3 классе
...

Англ. Rock music обобщающее название многих направлений современной...
По этой причине принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается. Также рок является особым субкультурным явлением; такие...

Педагогического творчества
Выступление-практикум учителя музыки первой квалификационной категории, педагогический стаж 25 лет

Практикум по школьному репертуару
...

Анализ работы начальной школы. Состояние качества знаний, умений...
На начало 2010 –2011 учебного года в начальной школе обучалось 12 учеников, к концу учебного года – 12 (прибыл Ерохин Р. в 3класс,...

Рабочая программа По мхк
...

Рабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура»
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница