Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки




Скачать 53.17 Kb.
НазваниеЗдоровьесберегающие технологии на уроках музыки
Дата публикации29.03.2013
Размер53.17 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > Музыка > Урок
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Уроки музыки неразрывно связаны со здоровьесберегающими технологиями. О том, что определенные мелодии способны влиять на душевное и физическое состояние человека, хорошо знали в Древней Греции, за несколько тысячелетий до нашей эры:

На священной горе Геликон у темно-синего источника, окруженного тенистыми лесами, живут вечно юные музы-дочери Зевса-громовержца и богини памяти Мнемозины. Когда наступает ночь, поднимаются они, окутанные густым туманом, к вершине горы и водят хороводы у жертвенника всемогущему Зевсу. Неслышно касаясь земли, легко кружатся музы. Красота их необыкновенна. Но особенно славятся они пением. Пение это доставляет наслаждение, облегчает печаль; оно заставляет забыть всякое зло. В своих песнях музы воспевают «почтенные обычаи», «всеобщие законы и славят богов». Нередко впереди муз торжественно выступает Аполлон. Их пение он сопровождает игрой на золотой кифаре. Вся природа, как зачарованная, внимает тогда чудесному хору. А стоит Аполлону и музам появиться там, где обитают боги, как все смолкает. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкают молнии в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе.

Так рассказывали древние греки. Большое место в их жизни занимала музыка. Древние греки верили, что человек, которого с детства обучали понимать и любить музыку, «не запятнает себя никаким неблаговидным поступком… он будет полезен и себе и родине, не допуская никакого  нарушения гармонии ни делом, ни словом, но всегда и всюду соблюдая пристойность, благоразумие и порядок».

А нам, людям XXI века, известно, что специально подобранная музыка дозировано тренирует эмоциональный мир ребенка и повышает уровень иммунных процессов в организме, т.е. приводит к снижению заболеваемости, активизация деятельности правого полушария при музицировании, создание музыкальных образов приводит к оживлению эмоциональной сферы, что в свою очередь гасит доминантный очаг возбуждения, связанный с болезнью. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве засыпали под колыбельную песню. Музыкотерапия становится признанной наукой. Педагогам-музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке. Многие произведения школьной программы входят в список полезной классической музыки, составленный на основе данных нейрофизиологических исследований о влиянии различных музыкальных характеристик на мозг ребенка.

Другими словами, музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки дадут потрясающий эффект. Медленная музыка в стиле барокко (И.С.Бах, А. Вивальди) даёт ощущение устойчивости, порядка, безопасности, создаёт духовную, стимулирующую среду.

Музыка В.А.Моцарта отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью. Она способна повышать концентрацию памяти и пространственное восприятие, хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка.

Музыка романтизма (Ф. Шуберт, П.И.Чайковский) подчеркивает выразительность и чувственность, часто пробуждает индивидуализм, мистицизм. Эта музыка активизирует симпатию и дружелюбность, снимает раздражительность и нервное напряжение.

Если мучают головные боли, то в качестве лекарственного средства можно использовать «Полонез» Огинского, а улучшит работу сердца «Элегия» Рахманинова.

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов.

При рациональной организации уроки музыки способствуют снятию нервно-психических перегрузок, восстановлению положительного эмоционально-энергетического тонуса учащихся. На уроке необходимо применять и чередовать различные виды учебной деятельности: опрос, чтение, слушание, исполнение, рассматривание пособий, просмотр видеосюжетов, слайдов. Такой подход к ведению урока будет способствовать концентрации внимания, развитию познавательного интереса у учащихся к предмету "Музыка".

Восприятие музыки, её исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. По существу каждый учитель музыки, осознаёт он это или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.

Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты:

-музыка оказывает заметное воздействие на минутный объём крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;

 -повышает и понижает мышечный тонус;

-стимулирует появление эмоций;

-улучшает вербальные и арифметические способности;

-стимулирует процессы восприятия и памяти;

 -активизирует творческое мышление.

  Эту особенность оздоравливающего воздействия музыкальных произведений на организм человека можно использовать не только на уроках музыки, а и на всех других уроках во время физминуток или в заключительной части урока.
Как учитель, я осознаю необходимость использования здоровьесберегающих технологий на своих уроках. Для этого я создаю комфортный психологический микроклимат на своём рабочем месте для всех вместе и для каждого ученика отдельно.

В «Концепции содержания образовательной области «Искусство» определена одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся. Поэтому наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках я использую некоторые методы и формы деятельности, которые помогают справиться и с учебными задачами, и помогают сохранить здоровье школьника.

На своих уроках я провожу логоритмическую гимнастику-это форма активного отдыха, благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. «Двигательные» песенки направлены на то, чтобы школьник не только радовался движениям, но и получал пользу для позвоночника и всех мышц своего неокрепшего тела. Выполняя упражнения с пением, дети учатся распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается чувство ритма и музыкальный слух. 

Метод массажа является эффективным средством восстановления организма, снятия напряжения и нагрузки. (Массируем уши, нос, лицо) 

Любое искусство, особенно музыка, это « заражение чувствами». Поэтому в целях заботы о сохранении и укреплении здоровья очень важна работа по слушанию музыки. Выявлено, что люди, которые слушают музыку, живут дольше. 

Очень любят на уроках ребята использование ритмотерапии. Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Движение и танец снимают нервно-психическое напряжение. Для пластических импровизаций подбираются произведения, в которых ярко и наглядно раскрывается музыкальный образ. 

Медики считают, что здоровье школьников станет крепче и от улыбок учителей. Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга. Важна улыбка и самого ребенка. Если учащийся поёт и улыбается, звук становится светлым и чистым и свободным. Улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ребёнок уже с ней смотрит на мир и на людей. 

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как одну из самых перспективных образовательных систем ХХI века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов. 

Каждому педагогу известно, что только правильная организация учебной деятельности детей будет способствовать улучшению всех аспектов здоровья подрастающего поколения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях
Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. В своей работе я опираюсь на «Систему музыкально – оздоровительной...

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики
Проблема здоровья детей сегодня, как никогда актуальна. Наша школа в течение нескольких лет работает над технологией внедрения здоровьесберегающих...

Методическая разработка «Критерии оценок на уроках музыки» Педагогические...
Этот урок- неотъемлемая часть общей системы обучения; он призван развивать детей эмоционально, творчески, обогащать их художественные...

Информационно коммуникативные технологии на уроках музыки
Ведется поиск новых образовательных технологий, что связанно, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания. Развитие...

«Вокально-хоровая работа на уроках музыки в начальной школе» из опыта...
Перед общеобразовательной школой, где систематически и планомерно осуществляется массовое эстетическое воспитание, в числе других...

Реферат "Развитие чувства ритма у младших школьников на уроках музыки"...
Попова Наталия Николаевна, мобу "сош с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля №57" города Оренбурга

Здоровьесберегающие технологии в процессе
Из истинно человеческих ценностей здоровье — одна из основных. Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что воистину здоровый...

Здоровьесберегающие технологии
Внедрение в учебный процесс здоровье сберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников,...

«нетрадиционные логопедические здоровьесберегающие технологии»
С введением фгт изменяются подходы к организации воспитательно-образовательного процесса: решение задач образовательной деятельности...

Информационно-коммуникационные технологии на уроках английского языка
В связи с этим столь актуально введение икт на уроках английского языка,что позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница