Доклад на тему: «Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках музыки через развитие способности импровизации»




Скачать 118.78 Kb.
НазваниеДоклад на тему: «Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках музыки через развитие способности импровизации»
Дата публикации08.04.2013
Размер118.78 Kb.
ТипДоклад
odtdocs.ru > Музыка > Доклад
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Мытищи

Доклад на тему: «Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках музыки через развитие способности импровизации»

Выполнила: учитель музыки Ткаченко С. Б.

2012 г.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

(Слайд 2)

Музыкальное мышление ребенка формируется и развивается как интегральная составная часть трех форм практического музицирования: восприятия, исполнения и созидания музыки, в результате взаимодействия этих трех форм.

В настоящее время развитие художественно творческих способностей детей рассматривается как одна из важнейших задач восприятия, - в уроки музыки вводится импровизация. При этом, с точки зрения опоры на ту или другую сторону музыкального мышления, можно различать три главных направления.

(слайд 3)

1. Опора на музыкально-эстетическое мышление.

Дети учатся импровизировать, выражая в своем пении различные характеры, настроения, в соответствии с определенным заданием или импульсом. Особенность метода в том, что дети находят выразительные интонации интуитивным путем, без знания нот или пользуются нотами в простейших случаях. У учащихся появляется интерес к продукту своей деятельности, они учатся оценивать его. Формируется эстетическое отношение к музыке вообще. Однако отстает музыкально-теоретическое мышление детей, и это не может не тормозить их дальнейшее развитие.

(слайд 4)

2. Опора на музыкально-теоретическое мышление.

Сюда относятся упражнения типа вокальной импровизации последовательностей звуков с названием нот или ладовых ступеней в медленном темпе, без внимания к ритму и форме возникающей «мелодии».

Дети начинают играть звуками, это их интересует, увлекает. Начинает работать музыкальное мышление, опирающееся на слуховые представления. В этом решающее значение имеют собственные поиски учащихся. Однако отсутствие установки на художественную выразительность формализует процесс творчества.

(слайд 5)

3. Опора на художественно-образное музыкальное мышление.

В дошкольном возрасте дети импровизируют разнообразные телодвижения к пению, игре на музыкальном инструменте. Характер мелодических и поэтических образов дети выражают сначала в ритмических импровизациях, но в то же время у них формируется ладовая настройка слуха. Позднее создаются мелодии к стихотворениям. Дети находят выразительные интонации, не имея понятия о нотах, звукорядах и т. д. Понятийное мышление детей направляется на разнообразные свойства музыкального исполнения (темп, динамику, артикуляцию). Основная деятельность - игровая. С поступлением в школу дети оказываются перед новыми, значительно боле сложными задачами, которые они будут решать на всем протяжении обучения: изучая музыкальное произведения, добиваться развитого музыкального мышления и основной ориентировки в мире музыки. Для этого необходимо глубокое и точное осознание закономерностей музыкальной речи, музыкальных стилей, нужна музыкальная грамотность. Такое направление музыкально-творческого развития можно считать наиболее оптимальным, поскольку оно вбирает в себя и развитие музыкально-эстетического мышления, и осознание теоретических основ музыкального искусства.

Развитие детского творчества во многом зависит от активности самого ребенка. Во всех областях жизни ребенок постоянно открывает новые, неизвестные ему явления.

Однако творчество в педагогическом процессе необходимо не только как основы художественного освоения внешнего мира. Без творческого подхода нельзя воспринимать и произведения искусства. Каждый слушатель воспринимает музыку в зависимости от своего опыта, знаний, отношения к музыке вообще и к данному произведению в особенности. В основе восприятия музыкального произведения лежит сопереживание содержания. Ребенок, получая впечатление от того или иного произведения, строит в своем воображении свой вариант того, что было написано композитором и что он услышал.

(слайд 6)

Стимулом к творческому восприятию искусства может стать создание на уроке проблемных ситуаций. творческое начало детей может появляться в своеобразии ответов, стремлении самому задавать вопросы учителю, в собственных предположениях о характере исполнения того или иного музыкального произведения, в остроте слуховой наблюдательности, проявляющей себя в рассказах о музыке, услышанной вне школы.

(слайд 7)

В работе над развитием творческих навыков детей учитель должен быть в состоянии:

- создать в классе непринужденную атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя легко и непосредственно;

- подхватить непосредственность детской реакции и ненавязчиво помочь развить ее в конкретном выражении;

- увлечь детей своим творческим отношением;

- уметь объективно оценить вместе с ребятами их творческую реализацию художественного замысла;

- поддержать в детях желание творческого самовыражения.

Ребенок должен чувствовать необходимость общения посредством своего творчества с другими людьми.

Направленность творчества на слушателя - также обязательный компонент деятельности с целью получения художественного результата.

Необходимо отметить, что наличие вышеупомянутых моментах в детском творчестве само по себе не гарантирует художественного результата. Это только необходимое условие для его появления.

Тех же условий требует и исполнительское творчество. Однако в этом случае они приступают к работе в другом порядке. Изучение нотного текста требует, прежде всего, осознанного подхода. На этой основе появляется возможность проникнуть в содержание произведения, систему его образов, мыслей и чувств, их эмоционально раскрыть. Только опираясь на авторскую позицию, исполнительское творчество может осуществиться.

(слайд 8)

1.3 Методы и приемы, развивающие творческий потенциал учащихся на уроке музыки

(слайд 9)

В основу обучения детей приблизительно от 9 до 15 лет кладется так называемый метод расширения. Метод этот преследует цель возможного развития художественно-музыкальных дарований ребенка. Принимая во внимание, что эти дарования нередко запрятаны очень глубоко… все направлено к свободному и полному выявлению художественной личности ребенка: инициативе ребенка придается первостепенное значение; вся деятельность руководителей и всего детского коллектива направлена к тому, чтобы вызвать и всячески развивать эту свободную инициативу.

Самый простой и элементарный импульс к творчеству - это заинтересовать детей изобретением подголосков или вариантов напева. Учитель дает напев и просит каждого, кто запомнил, попробовать спеть его на память. Одни исполняют это частично, другие точно, но механично, третьи внесут в напев некоторые изменения. Прослушав, учитель отмечает полученные варианты, сравнивает и определяет образовавшиеся различия и расспрашивает при этом, нравятся ли они, принимаются ли или нет. В данный опыт можно внести много оттенков. Например, взять стихотворение, подобрать к нему мотив или заимствовать имеющийся, а затем навести детей на мысль, что нельзя ли внести в данный мотив изменения, которые поточнее оттенили бы смысл стихов.

Еще один прием - это восполнение напева подголосками, чтобы его украсить.

В целом в процессе поисков построения урока определились три вида работы, которые взаимно дополняли друг друга: слушание музыки, хоровое пение, движение под музыку. Все три вида музыкальной деятельности были неразрывно связаны и составляли единый метод, развивающий процесс сознательного освоения музыкального языка, законов и диалектики развития музыкальной мысли, критического освоения музыкального наследия, воспитания творческого начала.

(слайд 10)

Встреча учеников с музыкой в школе для учителя - это по-прежнему экстремальная ситуация. Вот здесь на помощь, как это ни странно, и приходит метод сочинение сочиненного, который пропагандируют Школяр Л.В., Школяр В.А и Критская Е.Д.. Этим несколько парадоксальным названием метода выявляется общефилософская сущность проблемы сочинения. Каждый из нас приходит в этот уже «сочиненный» мир, чтобы сочинить свою жизнь, открывая (сочиняя) для себя уже сочиненное и существуя в рамках уже сочиненного. Осваивая интеллектуальное пространство мира музыкальных абстракций, человек как бы заново сочиняет их для себя. Осваивая пространство конкретного произведения, он как бы вновь идет тем же путем сочинения, что и автор, хотя такая задача на сознательном уровне не ставится.

Например, как можно было бы использовать его в жанре инструментального музицирования.

Как известно, в кабинете музыки находится один инструмент и, как правило, это фортепиано.

Организовать учебный процесс с целым классом за одним инструментом очень сложно, но можно…

Первую интонацию (можно использовать всего две ноты, но очень характерные, образно, ярко окрашенные) учитель посылает в класс. Принявший ее ученик (сумевший подобрать на инструменте в нужном регистре и образном ключе) посылает свою интонацию другому однокласснику и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока весь класс не перебывает за инструментом опять и не настанет очередь учителя, задача которого не проста. Выигрыш его возможен лишь в том случае, если в финале он сможет собрать максимально большое количество всех услышанных интонаций в единое смысловое целое. В этой игре не возможен шум и сумятица. Ведь каждому надо придумать свою интонацию, принять чужую, да еще узнать свою в финальной импровизации учителя. (Школяр 203-212)

Попробуем раскрыть способ творческого самовыражения детей в музыкально-ритмическом движении. При этом, поначалу творчество детей может проявляться как воспроизведение, окрашенное личным восприятием. Например, в упражнении «Цветы и бабочки» (музыка В.Золотарева, композиция движений И.Лифиц) учитель моделирует ситуацию «путешествие на опушку сказочного леса». Детям предлагается присесть, после чего пластичными движениями правой и левой рук изобразить, как из-под земли показался первый цветочек (поднимается правая рука, кисть опущена вниз), затем второй (ребенок, постепенно выпрямляясь, поднимает левую руку, кисть опущена), как на глазах распускаются бутоны (кисть правой руки мягко поднимается вверх и отводится в сторону, аналогичные движения делаются левой рукой), цветы тянутся к солнышку (дети поднимаются на носочки, глядя на поднятые вверх руки), но неожиданно налетает ветер (дети раскачивают руками вправо и влево, согласуя амплитуду движения с динамикой музыки), и цветы плавно наклоняются к земле (постепенно опуская руки, дети возвращаются к исходному положению, приседая на корточки). Но тут на поляну прилетают бабочки (изображая бабочек, ребенок по образцу учителя «рисует» руками крылышки и усики), бабочки приседают на цветы, взлетают вверх (дети присаживаются и постепенно поднимаются, размахивая «крылышками») и беззаботно порхают вокруг цветочков (детям предлагается покружиться вправо и влево). Как видно из описания, учитель образно направляет деятельность детей, предоставляя при этом возможность отнестись к выполнению задания инициативно, в силу чего все «цветы» и все «бабочки» становятся не похожими друг на друга. При этом у детей развивается действенное постижение музыки, а у педагога появляется возможность посредством детского творчества наблюдать процесс развития музыкального мышления учащихся.

(слайд 11)

Одним из методов, развивающий творческую активность, является Метод моделирования художественно-творческого процесса.

Данный метод направлен на повышение активного, деятельного освоения произведения искусства в противовес словесно-информативным методам. Совсем отрицать эти методы бессмысленно, так как их мобильность заключается в возможности сокращения времени на передачу информации. Иногда очень важно за короткий отрезок времени (его так мало на уроке) именно самому учителю рассказать, показать, спеть, объяснить и т.д. В практической работе многие учителя отдают немало времени поиску таких вопросов, которые бы побуждали, направляли, заставляли задуматься учащихся. Для учителя необходимо знать, о чем и как спросить, поскольку в вопросе скрыта суть поставленной задачи.

Опираясь на изученные методы, можно выделить ряд упражнений и заданий на развитие творческого начала.

(слайд 12)

Таблица № 1. Упражнение на развитие детского творчества.

Упражнение

Цель

Оборудование

Время проведения

(мин)




Танец «Кузнечика»

Развитие художественного воображения и ритмического движения

Аудиозапись

10




Упражнение «Звучащая живопись»

Развитие воображения и активизация эмоционального восприятия

Альбомные листы, краски

15-20




Задание «стань поэтом»

Развитие эмоционального восприятия и поэтического творчества




10




Задание

«Ты композитор»

Развитие музыкального мышления




10




Упражнение

«Пантомима»

Развитие театральных навыков и эмоционального восприятия




10-15




Задание «Проиллюстрируй пьесу»

Развитие театральных навыков и эмоционального восприятия

Декорации сказочной страны

10-15




Игра

«Перевоплощение»

Развитие музыкальных представлений, воображения и вокальных навыков

Костюм Бабы Яги, парик и метла

10-15




Школа «волшебных превращений»

Развитие слуховых представлений

Альбомный лист, карандаш и ластик

10










Заключение. Не суть как важно ответить на вопрос, из чего «состоит» музыка. Важнее решить для себя, что такое прожить жизнь в музыке (а может быть, даже и музыкой). Можно ли услышать музыкальную «партитуру Мира» и в ней различить свой собственный голос? Что значит творить (сочинять, исполнять, слушать) музыку, и зачем человек это делает?

Самым необходимым делом в данном направлении я считаю развитие способности к импровизации. Творческий инстинкт проявляется у детей всегда в непременном стремлении меньше созерцать или механически выполнять предначертанное, но охотнее самим участвовать и вносить свое. Как приятно оживлен ребенок, когда он рассказывает о заинтересовавшем его событии, об испытанном приключении или излагает сочиненную им сказку. И как, напротив, официально ведут себя дети, повторяя что-либо против воли выученное. Так происходит и в музыке. Поэтому, как только у детей накопится некоторое достаточное количество слуховых впечатлений, необходимо попробовать с ними импровизировать.

Список литературы:

  1. Бердяев Н. А. Смысл творчества // Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989.

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

  3. Моляко В.А. Психология решения школьниками творческих задач. - Киев: Рад. шк., 1983. - 95 с.

  4. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения: "Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию". М., Учпедгиз, 1949.- 237с.

  5. Костюк Г.С. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования: Сб. ст./Сост. А.Г. Костюк. - К.: Муз. Укр., 1986. - 126 с.
  6. ^

    Архангельский Л.М. Социально-эстетические проблемы теории личности. М., "Мысль", 1974.

  7. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 256 с.

  8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

  9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

  10. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.

  11. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М-л., изд-во АПН, 1947. - 335 с.

  12. Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности //Музыкальное воспитание в школе. - М.: Музыка. - 1984. Вып. 3.

  13. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 206 с.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Краткое содержание проекта Рассмотреть и подробно изучить тему «Вредные...
Рассмотреть и подробно изучить тему «Вредные привычки и их последствия» через подбор текстового и фотоматериала. Развитие творческого...

Пояснительная записка основные цели и задачи Изучение музыки как...
Развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного...

Учебники Программа
«Формирование творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы через использование развивающих образовательных...

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики»
Докладчик: Гомоля Галина Владимировна учитель начальных классов моу м. Горьковская сош

Развитие учебно-познавательных умений, как педагогическая проблема
Мы попытались показать, что развитие учебно-познавательных умений ведет к повышению качества учебной деятельности студента и раскрытию...

Классный час на тему: «Особенности обучения и развития»
Развивающая: развитие у школьников теоретического мышления через повторение теоретического материала, полученного в ходе классного...

«Мамин праздник»
Цель: гармонизация детско-родительских отношений, общее развитие детей, эмоциональная разгрузка, организация досуга детей и их родителей,...

Положение общероссийского конкурсе «В мире кукол»
Цель конкурса – выявление и развитие творческого потенциала детей и педагогического коллектива России

Основная образовательная программа начального общего образования гбоу сош №2065 «Вектор»
Ичностное и интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование основ умения учиться и способности к организации собственной...

Цели: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница