Методические рекомендации для студентов : Как работать с «Обучающим кейсом»




Скачать 361.84 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для студентов : Как работать с «Обучающим кейсом»
страница1/3
Дата публикации31.03.2013
Размер361.84 Kb.
ТипМетодические рекомендации
odtdocs.ru > Медицина > Методические рекомендации
  1   2   3

Содержание методической разработки «Инсулинотерапия»

Страницы

Пояснительная записка.

3-4

Технологическая карта (план) занятия.

5-6

Целевые установки занятия.

5

Оснащение занятия (методическое, техническое, материальное).

6

Интегральные связи.

7-9

Методы и приемы ,используемые преподавателем при изучении темы« Инсулинотерапия».

10

Хронокарта занятия с методическим обоснованием этапов.

11-12

Мотивация.

13

Структура « Обучающего кейса».

14

Методические пояснения для преподавателя к работе с « Обучающим кейсом».

15

Методические рекомендации для студентов :Как работать с «Обучающим кейсом».

15

Алгоритм работы студентов с « Обучающим кейсом».

16

Критерии оценки знаний студентов.

17

Содержание« Обучающего кейса».




Часть 1.Информационный блок.




Инсулинотерапия (опорный конспект).

18-20

Глоссарий (сахарный диабет).

21

Инсулинотерапия (таблица для обученных пациентов).

24

Фармакокинетическая характеристика различных видов инсулина (таблица).

25

^ Часть 2.Ситуационные задачи №1, №2, №3.

26-29

Часть 3.Методический материал для контроля за выполнением творческого задания.(Конверт №1,№2,№3).

30-32

Блок контроля.




Контрольные вопросы для фронтального опроса.

33-34

Контроль исходного уровня знаний: задания в тестовой форме (претест) с эталонами ответов.

35-38

Оценка усвоения материала (выходной контроль):

задания в тестовой форме (посттест) с эталонами ответов.

39-48

Критерии оценки деятельности студентов.

49

Приложение: Мультимедийная презентация «Инсулинотерапия».







^ Пояснительная записка.

(для преподавателей)

В течение многих лет работы у каждого преподавателя накапливается определенный опыт, который он собирает, использует в повседневной работе, создавая условия для интересных и эффективных занятий.

Учебная дисциплина «Диабет–школа» в силу своей специфики является трудоёмким предметом. Определенные трудности возникают при изучении в связи с отсутствием учебника по изучаемой дисциплине. Осваивать учебный материал и с интересом изучать « Диабет - школу» невозможно без внедрения современных педагогических технологий. Поэтому возникла необходимость в создании данной методической разработки.

Занятие начинается с изложения темы, целей, мотивации, контроля базисных знаний студентов. Предлагается два метода для контроля исходного уровня знаний:фронтальный опрос и (или) выполнение заданий в тестовой форме(претест).Проведя несколько практических занятий по данной теме, я пришла к выводу ,что оптимальным вариантом для достижения целей занятия по заявленной теме, будет использование фронтального опроса. За него, в данном конкретном случае, говорит «живая» обратная связь: преподаватель – студент.

Основным структурным элементом представленной методической разработки является «Обучающий кейс».Работе с кейсом предшествует

введение нового материала с использованием мультимедийной презентации и метода проблемного изложения материала.

Суть метода обучения, основанного на работе с кейсом, т.е. кейс-метода, заключается в том, что усвоение знаний по дисциплине, разделу и отдельной теме становится результатом активной самостоятельной деятельности студентов, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, развитие мыслительных способностей. Успеху дела способствует и то, что внимание студентов постоянно и целиком сконцентрировано на материале всей темы. Кейс-метод при изучении темы «Инсулинотерапия» позволяет не просто овладеть готовыми знаниями, но и сформировать их в процессе сотрудничества и сотворчества студента и преподавателя. В ходе работы с «Обучающим кейсом», студент в составе «малой группы», готовится выполнить творческое задание, которое является кульминационным моментом занятия ,позволяющим оценить, освоили ли студенты данную тему, достигнуты ли поставленные цели? По окончании работы с кейсом можно переходить к выводам, оценке работы студентов. На выполнение заданий в тестовой форме (посттест), чаще всего не остается время, как показывает практика. Не стоит прерывать или сокращать работу с «Обучающим кейсом» ради решения заданий в тестовой форме. Повторяю, что речь идет о данном конкретном случае. Задания в тестовой форме по теме «Инсулинотерапия» могут быть использованы при самоподготовке студентов, для самоконтроля, для контроля базисных знаний на следующем занятии и, наконец, при отработке студентом пропущенного занятия. Вывод: использование, представленных методических материалов, может быть выборочным с учетом исходного уровня знаний студентов и других факторов.

Настоящая методическая разработка представляет собой «сценарий» работы преподавателя и студентов на одном отдельно взятом практическом занятии учебной дисциплины «Диабет-школа» по теме «Инсулинотерапия», построенный на основе педагогических, дидактических и методических рекомендаций, а также опыта преподавательской работы со студентами.

Учитывая профильность обучения на отделении «Акушерское дело», вопросы инсулинотерапии у беременных, рожениц и родильниц будут изучаться в последующих темах: «Планирование беременности при сахарном диабете» и «Самоконтроль при беременности на фоне сахарного диабета».

Автор будет благодарен коллегам за замечания и рекомендации, способствующие улучшению качества и содержания методической разработки.

С уважением,

Н.А.Митрофанова
^ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) ЗАНЯТИЯ
Дисциплина Диабет - школа

Тема занятия Инсулинотерапия.

Вид занятия - практическое, с использованием кейс – метода.

Время - 90 мин

Цели занятия

Студент должен:

знать:

  • Особенности секреции инсулина у здоровых людей;

  • Режим традиционной инсулинотерапии;

  • Режим интенсифицированной инсулинотерапии;

  • Как меняется доза инсулина при ацетонурии, высокой температуре, высоком уровне сахара в крови, при физической нагрузке;

  • Побочные явления инсулинотерапии.

уметь:

  • Рассказать пациенту о режимах инсулинотерапии;

  • Объяснить пациенту как меняется доза инсулина при ацетонурии, высокой температуре, высоком уровне сахара в крови, при физической нагрузке.


Дидактическая цель: Активизация познавательной деятельности студентов с помощью кейс- метода и работы с « Обучающим кейсом».

Интегральные связи

Внутридисциплинарные связи:

  • Тема: Сахарный диабет 1 и 2 типа.

  • Тема: Самоконтроль при сахарном диабете.

  • Тема: Виды инсулинов. Техника инъекции инсулина.

  • Тема: Питание при сахарном диабете 1 типа.


Междисциплинарные связи:

  • Анатомия и физиология человека:«Морфофункциональная характеристика желез внутренней секреции».

  • Терапия : «Сахарный диабет».

  • Педиатрия и детские инфекции:«Эндокринопатии. Сахарный диабет».

Практический выход:

  • Практика для получения первичных профессиональных навыков.

  • Практика по профилю специальности (Уход за беременными, роженицами, родильницами и новорожденными).

  • Стажировка (практика квалификационная).


Обеспечение занятия

Методическое:

  • Методическая разработка для преподавателя и студентов.

  • «Обучающий кейс».

  • Мультимедийная презентация – «Инсулинотерапия».

  • Раздаточный методический материал.


Материальное: инсулиновые шприцы, пены ,флаконы и картриджи с инсулинами разного вида .

Технические средства обучения компьютер,моноблок, мультимедийный проектор, экран.

Литература
Основная

  • Статья: Современная инсулинотерапия сахарного диабета 1 типа у детей и подростков. Петеркова В. А., доктор медицинских наук, профессор
    Кураева Т. Л., доктор медицинских наук
    Титович Е. В., кандидат медицинских наук
    Институт детской эндокринологии ГУ ЭНЦ РАМН, Москва
    Раздел:Эндокринология | Опубликовано 19-04-2010.


Дополнительная

  • Дедов И.И, Майоров А.Ю., Суркова Е.В. «Сахарный диабет 1 типа».Книга для пациентов. Москва. 2003 год.

  • Громнацкий Н.И. « Диабетология» Москва. ГОУ ВУНИЦ МЗ РФ,2002 год.


Домашнее задание (с опережением):

Составить таблицы по теме « Осложнения сахарного диабета».
^ Методы и приёмы обучения, используемые преподавателем при

изучении темы «Инсулинотерапия»:

по источнику передачи и восприятия учебной деятельности: словесные, наглядные; по логике передачи и восприятия информации: индуктивные, дедуктивные;

по степени самостоятельности мышления: репродуктивные, поисковые;

по степени управления учебной деятельности: самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя.

^ По источнику передачи и восприятия учебной деятельности

По логике передачи и восприятия информации

По степени самостоятельности мышления

По степени управления учебной работой

Словесные

Индуктивные

Репродуктивные




Наглядные

Дедуктивные

Поисковые

Работа студентов с «Обучающим кейсом» под руководством преподавателя


Используются на всех этапах занятия по теме «Инсулинотерапия»

Используются на всех этапах занятия по теме

«Инсулинотерапия»

Используются на этапе работы студентов с «Обучающим кейсом»






^ Методы стимулирования интереса к учению

Методы стимулирования ответственности и долга

Учебные дискуссии

Предъявление требований

Создание эмоционально-нравственных ситуаций

Поощрения и наказания


^ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ С ХРОНОКАРТОЙ

№№

п/п

Элемент занятия

Содержание элемента занятия

^ Действия преподавателя

Действия студентов

1.

Организационный момент




Контролирует внешний вид студентов, готовность к занятию; оформляет журнал учебных занятий

Готовятся к занятию

2.

Объявление темы и целей занятия




Объявляет тему, мотивирует студентов к ее изучению; обсуждает цели и план занятия; контролирует заполнение дневников практических занятий

Знакомятся с содержанием темы, целями и планом занятия;

заполняют дневники практических занятий

3.

Контроль исходного уровня знаний студентов




Проверяет домашнее задание

(проводит фронтальный опрос и (или) тестовый контроль): Как инсулин влияет на уровень сахара в крови;

Виды инсулинов;

Начало, пик и продолжительность действия различных инсулинов ит.д..


Разминка

« Настройся на ответ».
Дают ответы на устные вопросы преподавателя и(или)

выполняют тестовые задания.

Самооценка результатов ответов.

4


Введение нового материала




Преподаватель представляет материал по теме «Инсулинотерапия» с использованием мультимедийной презентации и метода проблемного изложения материала


Слушают объяснение преподавателя, делают пометки в тетрадях, рисуют схемы


5.


Самостоятельная работа студентов





5.1

Организует самостоятельную работу студентов,объясняет методику работы студентов с «Обучающим кейсом».

Формирует «малые» группы студентов для работы с кейсом. Использует исследовательско- поисковый метод овладения учебным материалом под непосредственным

участием преподавателя и консультированием по ходу выполнения заданий из «Обучающего кейса».

Контролирует работу студентов; отвечает на вопросы.

Делятся на «малые» группы по 2-3 человека .Получают «Обучающие кейсы». Работают с методическимиматериалами кейса ,опорными конспектами, готовятся к выполнению полученного задания ,в ходе изучения материалов кейса.

5.2

Наблюдает за работой студентов в составе «малых групп» ,оценивает их работу, при необходимости выступает в роли эксперта.

Выполняют творческое задание в виде имитационного

тренинга.

Разыгрывают ситуацию по заданию, отвечают на вопросы пациентов к инструктору «Диабет – школы», выступают в роли эксперта.

5.

Контроль достижения целей занятия




Предлагает выполнить контрольное задание для оценки эффективности обучения:задания в тестовой форме.

Предоставляет эталоны ответов.

Организует взаимопроверку студентами результатов выполнения заданий в тестовой форме

и ведет разбор допущенных ошибок


Отвечают письменно на задания в тестовой форме.

Проводят взаимопроверку и взаимооценку выполненных работ.

6.

Подведение итогов занятия







Проводит анализ своей работы и работы студентов на протяжении всего занятия, оценивая их,

выделяет наиболее активных.

Делает выводы, подводит итоги, объявляет оценки.

Дает домашнее задание (
опережением).

Записывают домашнее задание. Составить таблицы по теме «Осложнения сахарного диабета».


Мотивация

Сахарный диабет – серьезная медико-социальная проблема. Согласно оценкам мировых ученых, заболеваемость диабетом непрерывно возрастает, по прогнозам ВОЗ к 2025 году количество больных достигнет 15% от населения планеты.

В Российской Федерации количество больных составляет более трех миллионов человек и ежегодно растет на 5-6%.

Нарушение секреции инсулина вследствие деструкции бета-клеток поджелудочной железы (абсолютная недостаточность инсулина) - является ключевым звеном патогенеза сахарного диабета 1 типа.

До открытия инсулина больные с сахарным диабетом 1 типа были обречены на мучительную смерть. Ученые всего мира трудились над проблемой открытия причины развития сахарного диабета. В 1921 году, благодаря работам канадских ученых Бантинга и Беста, был открыт инсулин. Их метод заключался в том, что вокруг выводного протока поджелудочной железы затягивалась лигатура, препятствуя выделению из железы панкреатического сока. Спустя несколько недель, когда внешнесекреторные клетки погибли, в живых оставались тысячи островков, из которых ученым удалось выделить белок, достоверно снижавший уровень сахара в крови у собак с удалённой поджелудочной железой.

11 января 1922 года, после множества успешных испытаний с собаками, страдающему диабетом 14-летнему Леонарду Томпсону была сделана первая в истории инъекция инсулина. Однако первый опыт применения инсулина оказался неудачным. Экстракт оказался недостаточно очищенным, и это привело к развитию аллергии, поэтому инъекции инсулина были приостановлены. Блестящий биохимик Коллип напряжённо работал в лаборатории над улучшением экстракта. А 23 января Леонарду была введена вторая доза инсулина. На сей раз успех был полным, не было не только явных побочных действий, но и у больного перестал прогрессировать диабет. Это была настоящая революция в лечении больных сахарным диабетом.

С тех пор изменилось очень многое: виды препаратов инсулина, технические средства введения, режимы лечения.

При сахарном диабете 1 типа введение инсулина является единственно возможным средством лечения. Не существует каких-либо таблеток, трав или других методов лечения данного типа диабета. Инъекции инсулина, в этом случае, выполняют роль заместительной терапии. Поскольку в организме не вырабатывается «свой» инсулин, то заболевший человек по жизненным показаниям нуждается пожизненно в лечении инсулином. В ряде случаев возникает необходимость во введении инсулина и при сахарном диабете 2 типа.

Структура и содержание
^ ОБУЧАЮЩЕГО КЕЙСА


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Утверждено протоколом
Методические рекомендации для студентов заочного отделения направления 033400 Теология

Основные принципы декоративного решения в живописи
Методические рекомендации для студентов отделения «Дизайн» художественных училищ

Методические указания к выполнению эскизов и рабочих чертежей деталей для студентов
Методические указания предназначены для студентов технических специальностей, выполняющих задания по инженерной графике

Методические рекомендации для студентов : Как работать с «Обучающим кейсом» iconМетодические рекомендации для студентов, интернов, ординаторов и врачей
Гоу впо сибирский государственный медицинский университет Росздрава, кафедра госпитальной терапии с курсом физической реабилитации...

Методические указания по инженерной графике «Построение сопряжений»...
Методические указания предназначены для аудиторной и самостоятельной работ студентов технических специальностей

Методические рекомендации по заполнению баз данных аиас «Директор»...
Методические рекомендации предназначены для руководителей моуо, ресурсных центров, руководителей общеобразовательных учреждений и...

Домашнее задание для студентов. Пошаговые методические рекомендации
...

Методические рекомендации по организации деятельности спортивных...
Департамент молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации направляет...

Методические рекомендации для специалистов по телефонному консультированию г. Курган, 2010 г
Г. В. “ Методические рекомендации для специалистов телефонного консультирования” / Государственное образовательное учреждение для...

Методические рекомендации
Методические рекомендации относятся к комплекту учебных материалов уроков курса «Информатика и икт». Все материалы были созданы на...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница