Рабочая программа элективного курса «Основы здорового образа жизни»




Скачать 164.35 Kb.
НазваниеРабочая программа элективного курса «Основы здорового образа жизни»
Дата публикации23.03.2013
Размер164.35 Kb.
ТипРабочая программа
odtdocs.ru > Медицина > Рабочая программа


Рассмотрено на заседании «Согласовано» «Утверждаю»

методического совета Заместитель директора по УВР Директор МБОУ Токарёвской

Протокол №___ филиала МБОУ Токарёвской СОШ №1

от «__»__________2011г СОШ №1 в с. Малая Даниловка ____________/___________/

____________/___________/ Приказ №___

«__»___________2011г. от «___»__________2011г.

Рабочая программа элективного курса

«Основы здорового образа жизни»
9 класс

Филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Токарёвской средней общеобразовательной школы №1 в с. Малая Даниловка на 2011 – 2012 учебный год


Учителя: Титуниной Л.А.,

учителя ОБЖ


Малая Даниловка, 2011
^ Пояснительная записка.

В последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России. Это связано с событиями, происходящими в нашей стране, с увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отсутствием навыком разумного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Ведь люди поступают так, как они были научены. В нашей жизни всегда существовали и будут возникать такие условия, когда здоровье, безопасность, а иногда и жизнь человека зависят исключительно от его своевременных и правильных действий. Именно поэтому у нас в школе введён курс «Основы здорового образа жизни». Его целью является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни и в неблагоприятных и опасных условиях, умение оказывать само- и взаимопомощь.

Содержание курса включают теорию и практику здорового образа жизни и защиты человека в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также теорию и практику оказания первой медицинской помощи. Также на этой стадии обучения большое значение придаётся формированию у обучающихся здорового образа жизни и профилактике вредных привычек.

Успешность освоения курса «Основы здорового образа жизни» намного повышается при использовании в процессе обучения деловых игр, практикумов, тестов, заданий, конкурсов и служит дополнительным стимулом овладения навыками безопасной жизнедеятельности.

Изучение курса «Основы здорового образа жизни» позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях и прогнозировании опасных ситуаций, об оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и о выработке алгоритма безопасного поведения с учётом своих возможностей.

Структура курса состоит из разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; основы медицинских знаний и основы здорового образа жизни.

Учебный материал распределяется с учётом возрастных и психологических особенностей обучающихся и уровня их подготовки по другим основным образовательным программам.

^ Содержание курса

Раздел I. Основы здорового образа жизни.

    1. Здоровый образ жизни и его составляющие.

Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, рациональное питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни.

Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепления его здоровья. Правила использования факторов окружающей среды для закаливания. Необходимость выработки привычек к систематическому выполнению закаливающих процедур.

^ 1.2. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и социальные последствия вредных привычек.

Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

Курение и его влияние на здоровье человека. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту.

^ Раздел II. Основы медицинских знаний.

    1. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.

Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

^ 2.2.Медаптечка и правила её использования. Природные и лекарственные средства.

Медицинская (домашняя) аптечка.

Правила приёма лекарственных средств.

Раздел III. Правила поведения в повседневной жизни.

^ 3.1. Безопасное пользование компьютером. Меры безопасности на уроках в школе. Личная безопасность.

Организация рабочего места при работе с компьютером. Меры безопасности на уроках химии, физики, трудового обучения и физкультуры.
^ Требования к учащимся:
Обучающиеся должны иметь представление:

- о здоровье и здоровом образе жизни и факторах, влияющих на здоровье;

- о вредных привычках и социальных последствиях вредных привычек;

- об инфекционных заболеваниях, причинах их возникновения, механизмах передачи и профилактике наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.
^ Обучаемые должны владеть навыками:

- в пользовании индивидуальными средствами защиты;

- в приёмах оказания первой медицинской помощи при кровотечениях, растяжениях, обморожениях, тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током;

- в приёме проведения искусственной вентиляции лёгких и непрямого массажа сердца;

- в выполнении физических упражнений для развития общей выносливости, ловкости, вестибулярной устойчивости к гипоксии.

^ Учебно – тематический план

по основам здорового образа жизни

Класс – 9 «ж»

Учитель – Титунина Любовь Александровна

Количество часов:

Всего – 34часа, в неделю – 1 час

Плановых зачётов – 1

Планирование составлено на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по ОБЖ – официальные документы в образовании, 2005, №4

Литература:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности 7 класс. Поурочные планы. Автор-составитель Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2006.

  2. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс. Поурочные планы. Автор-составитель В.А.Шкенёв. – Волгоград: Учитель, 2007.

  3. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Поурочные планы. Автор-составитель В.А.Шкенёв. – Волгоград: Учитель, 2006.

  4. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс. Поурочные планы. Автор-составитель В.А.Шкенёв. – Волгоград: Учитель, 2006.



№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Основы здорового образа жизни

11

2.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

18

3.

Правила поведения в повседневной жизни

4

4.

Итоговое повторение

1




Итого:

34



Календарно – тематическое планирование 9 класс

урока


Тема урока

Кол-во часов

Сроки изучения

Требования к уровню подготовки обучающихся

Примеча

ние

По плану

Фактич.


1 – 11

Основы здорового образа жизни

11

5.09-14.11

5.09-14.11

Знать:

- роль ЗОЖ в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности;

- основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;

- об основах здорового образа жизни, факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье человека;

- вредные привычки и их влияние на здоровье человека;

- влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека;

- значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности;

- инфекционные болезни людей, животных и растений, причины их возникновения, краткая характеристика;

-противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия;

- значение закаливания организма для укрепления здоровья человека.

^ Иметь:

- представления об основных положениях здорового образа жизни.

Уметь:

- применять основные положения ЗОЖ на практике;

- использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни;

- оказывать первая медицинская помощь при передозировке психоактивных веществ.





1.

Здоровый образ жизни как система индивидуального поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья.

1







2.

Основные элементы жизнедеятельности человека.

1










3.

Основные понятия о биологических ритмах организма, их влияние на уровень жизнедеятельности человека.

1










4.

Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности, необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой.

1










5.

Здоровье и благополучие человека.

1










6.

Личная гигиена, уход за кожей, зубами и волосами.

1










7.

Связь образа жизни с профилактикой заболеваний. Значение соблюдения правил личной и общественной гигиены для здоровья человека.

1










8.

Курение и его влияние на здоровье человека.

1










9.

Наркомания и токсикомания, общие понятия.

1










10.

Алкоголь и его влияние на здоровье человека.

1










11

Закаливание организма, его значение для укрепления здоровья человека.













12 - 29

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

18

21.11-2.04





Знать:

-способы первой медицинской помощи при остановке кровотечений, ушибах, ссадинах;

- правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях.

-понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе;

- к чему ведут ранние половые связи, и их последствия;

- основные, наиболее часто встречающиеся инфекционные болезни, их возбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики;

- правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции лёгких.

Уметь:

- владеть навыками оказания первой медицинской помощи при травмах, ушибах, ссадинах, кровотечениях, отравлениях;

-оказывать первую медицинскую помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте;

- использовать приобретенные знания в повседневной жизни для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи;

- использовать приобретенные знания в повседневной жизни для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи;

- соблюдать правила личной гигиены для профилактики инфекционных заболеваний;

-проводить непрямой массаж сердца и искусственную вентиляцию лёгких.





12.

Инфекции, передаваемые половым путём, причины возникновения, меры их профилактики.

1










13.

Вич- инфекция, СПИД. Основные понятия, способ распространения, меры профилактики.

1










14.

Инфекционные болезни, причины их возникновения, меры профилактики.

1










15.

Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекций.

1










16.

Профилактика некоторых инфекционных заболеваний.

1










17.

Здоровье человека и инфекционные заболевания. Итоговый урок.

1










18.

Медаптечка и правила её использования.

1










19.

Природные и лекарственные средства.

1










20

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности.













21.

Первая медицинская помощь при инсульте.

1










22.

Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи.

1










23.

Способы остановки кровотечения. Правили наложения давящей повязки и жгута.

1










24.

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, профилактика подобных травм.

1










25.

Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме.

1










26.

Первая медицинская помощь при травмах груди, живота, в области таза, при повреждении позвоночника.

1










27.

Понятие клинической смерти и реанимации. Возможные причины и признаки клинической смерти.

1










28.

Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции лёгких.

1










29.

Итоговый урок по правилам оказания первой медицинской помощи при различных видах травм.

1










30 – 33

Правила поведения в повседневной жизни

4

9.04- 14.05




Знать:

- о загрязнении окружающей природной среды;

-понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ;

-мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой;

-правила безопасного пользования компьютером;

- основные виды опасностей, подстерегающие учащихся в школе;

- меры безопасности на уроках.

Уметь:

-применять приобретённые знания для обеспечения личной и общественной безопасности.




30.

Окружающая среда и экологическая опасность.

1










31.

Безопасное пользование компьютером.

1










32.

Меры безопасности на уроках в школе.

1










33.

Личная безопасность.

1










34.

Обобщающее повторение по всему курсу

1

21.05




Проверка приобретённых знаний и умений и навыков в процессе изучения элективного курса




34

Зачёт

1










Итого: 34 ч.

Дополнительная литература:

1. Амосов Н.М. «Раздумья о здоровье.—» // 3—е доп., перераб.—М.:Физкультура и спорт. — 1987. — С. 64.

2. «Слово Святейшего Патриарха Алексия на Всероссийской конференции «Национальная сфера ответственности: власть, Церковь, бизнес, общество — против наркотиков»» // Официальный сайт Московского Патриархата.

3. А. Кураев «Осторожно: Валеология» // Миссионерский портал диакона Андрея Кураева. — С. [1].

4. Сергеев И. Домашние привычки и частная жизнь Суворова. Из записок отставного сержанта Ивана Сергеева, находившегося при Суворове шестнадцать лет безотлучно // Маяк, журнал современного просвещения, искусства и образованности // 1842. — Т. 1. — Кн. 2. — С. 100—108. [2].

5. Сергей Поляков «Лев Толстой: 'Ел лишнее — стыдно'».

Амосов Н. М. Раздумья о здоровье — М.: Физкультура и спорт, 1987.-64 с.

6. С.М.Минаков «Здоровый образ жизни» 1999 г

7. Н.Н.Власова «Физкультура и спорт» Москва 1980г.

8. А.Д.Полосов, Е.М. Лобанева «Критерии эффективности ЗОЖ» 2004г.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа По факультативу здоровый образ жизни Класс 5
Рабочая программа курса «Основы здорового образа жизни» для учащихся 5-х классов общеобразовательной школы составлена на основе Региональной...

Рабочая программа II вида элективного курса «Основы научно-исследовательской деятельности»
Программа разработана на основе Программы  курса «Основы научно-исследовательской работы» (предметы естественнонаучного направления)...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Основой для создания Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни оу явилась примерная Программа формирования...

Приказ 30. 01. 2012 р п. Дмитриевка №29 Об утверждении плана мероприятий...
«Об утверждении плана мероприятий по формированию здорового образа жизни обучающихся области», а также в целях профилактики социально...

«Здоровый я здоровая Росси я!» программа формирования культуры здорового...
Низкая мотивация школьников к ведению здорового образа жизни и понятия ценности здоровья, снижает эффективность здоровьесберегающей...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни моу сош №2
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...

План мероприятий по формированию здорового образа жизни обучающихся...
Взаимодействие с учреждениями здравоохранения, культуры и спорта в целях эффективной организации работы по формированию здорового...

План мероприятий по формированию здорового образа жизни обучающихся...
Осуществление контроля за соблюдением образовательными учреждениями норм и правил в части обеспечения охраны здоровья обучающихся,...

Заочная конференция Современные подходы к организации образовательной...
Цель конференции: определение эффективных технологий по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница