Анализ педагогической деятельности учителя начальных классов Арестовой Людмилы Ивановны 2010 Я, Арестова Людмила Ивановна, 1969 год




Скачать 164.74 Kb.
НазваниеАнализ педагогической деятельности учителя начальных классов Арестовой Людмилы Ивановны 2010 Я, Арестова Людмила Ивановна, 1969 год
Дата публикации29.03.2013
Размер164.74 Kb.
ТипДокументы
odtdocs.ru > Математика > Документы
Самоанализ

педагогической деятельности

учителя начальных классов

Арестовой Людмилы Ивановны
2010
Я, Арестова Людмила Ивановна, 1969 года рождения. Закончила Тамбовский ордена «Знак Почёта» Государственный педагогический институт по специальности педагогика и методика начального обучения. Работаю учителем начальных классов в ТОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей « Отъясская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья». Мой педагогический стаж 20 лет.
Основной направленностью деятельности школы стала практическая подготовка к жизни этой наиболее социально уязвимой группы детей, в том числе:

-создание благоприятных условий, способствующих умственному, эмоциональному и физическому уровню развития личности детей и подростков с ЗПР;

-обеспечение психолого-медико-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;

-пропедевтика профессиональной подготовки

В связи с этим основным направлением в своей профессиональной деятельности считаю создание в процесс обучения условий, направленных на развитие интеллектуальной сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и формирование у них социальных компетенций, необходимых для самостоятельной жизни после окончания школы-интерната.

В своей работе я опираюсь на программу коррекционно-развивающего обучения для начальных классов под редакцией С.Г. Шевченко. Эта программа составлена с учётом психофизического развития детей с ЗПР, направлена на дальнейшее совершенствование их обучения и воспитания. Коррекционно-развивающую работу с детьми с задержкой психического развития строю в соответствии со следующими основными положениями:

  • восполнение пробелов дошкольного развития детей путём обогащения чувственного опыта организации предметно-практической деятельности;

  • пропедевтический характер обучения, подготавливающий учащихся к восприятию новых трудных тем;

  • дифференцированный подход к детям с учётом сформированности знаний, умений, навыков;

  • развитие общеинтеллектуальных умений и навыков активизации познавательной деятельности; развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций;

  • активизация речи в единстве с их мышлением;

  • выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предметам;

  • формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля.

Исходя из принципов коррекционно-развивающего обучения, я третий год работаю над темой «Влияние коррекционно-развивающих игр на развитие личности с ЗПР». Эта проблема для меня наиболее актуальна, т.к.особенностями детей с задержкой психического развития являются: быстрая утомляемость, низкая работоспособность, ограниченность и фрагментарность знаний и представлений об окружающем мире, слабость мотивации, недостаточная сформированность основных умственных операций и действий, низкая познавательная активность. Поэтому, обучая детей, предлагаю им выполнять интересные коррекционные задания, в основе которых лежит игра. Игра вызывает чувство удивления, живой интерес к процессу познания. Играя, дети лучше запоминают материал. Большую часть материала непросто запоминают, а открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. Также в процессе игры у детей развиваются основные интеллектуальные качества: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, развиваются все виды памяти, внимание, воображение, пространственная ориентация, речь, расширяется словарный запас. Использование коррекционно - развивающих игр положительно влияет на развитие личности каждого ученика, в процессе игры дети учатся взаимодействовать, вырабатывать навыки общения, самоконтроля, взаимооценивания . Результатами своего опыта обмениваюсь с коллегами на заседаниях МО учителей начальных классов, а также педагогических советах.

В последнее время большое внимание уделяю коррекционной работе по развитию мелкой моторики рук. Рука учит мозг – чем свободнее ребёнок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление. Дополнительная стимуляция мозга позитивным образом сказывается на развитии речи, подготовке руки к письму и общем психическом развитии. В этом году ко мне пришли дети в 1 класс, совершенно не умеющие держать в руках ручку и карандаш. Для них является необходимым развитие мелкой моторики, так как дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы писать, рисовать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Поэтому, необходимость развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития в 1 классе и послужила выбором моей темы по самообразованию в этом году. На первом этапе работы по этой теме я знакомила детей с тетрадями по письму и в клетку, в которых дети обводили линии, стороны клетки, рисовали по контуру, раскрашивали, заштриховывали контуры фигур, писали элементы букв и т.д..Каждое занятие сопровождалось пальчиковой гимнастикой, На втором этапе работы, когда дети обучались письму букв и цифр, я также продолжала работу по развитию мелкой моторики, чтобы помочь детям преодолеть неловкость пальцев рук. Кроме традиционной пальчиковой гимнастики, проводила массаж рук, игры с пальчиками, игры и действия с игрушками и предметами, включала приёмы лепки, рисования. В результате этой работы детям, с низким уровнем подготовленности к школе, было легче осваивать письмо, развивать речь, пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию, логику, память. Многие дети добились хороших успехов: дети научились правильно держать ручку, справились с начертанием букв, письмом слогов, слов, коротких предложений. В течение 2 четверти в классе проводился конкурс на лучшую тетрадь по письму, в результате которого 5 учащихся были награждены грамотами. В тетрадях по математике изучили разлиновку тетради, усвоили элементы клетки, научились правильно писать цифры. На уроках чтения дети успешно изучили букварь: 9 учащихся научились читать по слогам, один ученик читает целыми словами. С одним ребёнком, который пропустил занятия по болезни, веду индивидуальную работу по изучению грамоте. Анализируя работу с детьми в течение первого полугодия, считаю, что дети успешно освоили учебный материал. Они научились более чётко отвечать на вопросы, составлять рассказы по картинкам, читать наизусть стишки, отгадывать загадки, правильнее строить предложения, выражать свои мысли. На Неделе развития речи дети активно участвовали в конкурсе «Самые забавные рассказчики», за который были награждены грамотами.

При работе с детьми данной категории я всегда испытывала потребность так организовать учебный труд детей, чтобы он был радостным, успешным. Главной целью своей профессиональной деятельности считаю переход от традиционного преподавания к внедрению личностно - ориентированного подхода.

Моё убеждение, что ребёнок - главная ценность общества, выше которой ничего быть не может. В каждом ребёнке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. И мой педагогический принцип - очень осторожно и бережно помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность независимо от конкретных успехов в учебной деятельности

в данный кратковременный момент. Значимо лишь его самоощущение

личности, которую принимают и любят без всяких условий.

Поэтому моя позиция по отношению к ребёнку такова: он - мой соратник, союзник, соавтор, принимающий и дающий, имеющий право на

несогласие, сомнение и даже ошибку.

В своей педагогической деятельности использую технологию коррекционно развивающего обучения с целью создания условий, способствующих развитию личности воспитанника школы-интерната, осуществления усвоения учебного материала с учётом эмоционально-волевой и ценностно-мотивационных сфер личности, применяю элементы здоровьесберегающих технологий. В своей работе стараюсь формировать у обучающихся механизм самостоятельного поиска и принятия индивидуальных решений. Дети постоянно привыкают к поступательному нарастанию сложности предлагаемого материала, самостоятельно обрабатывая информацию с дозированной поэтапной помощью учителя. Данные приёмы помогают развитию общеинтеллектуальных умений: сравнивать, обобщать, классифицировать и анализировать.

Для более качественного управления учебной деятельности, я использую различные организационные формы учебно-воспитательного процесса со следующими типами технологий: классно - урочными, индивидуальными и групповыми, коллективными способами обучения и воспитания, дифференцированным обучением. В своей работе использую следующие методы и способы обучения: объяснительно - иллюстративные, проблемные, поисковые, развивающие, игровые, трудовые, творческие.

Подготовке каждого урока уделяю большое внимание. Устойчивый интерес формирую разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, сказка, путешествия, интегрированные уроки, всё необычное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания. Также использую доступные средства обучения с применением ИКТ. В прошлом году с учащимися 4 класса занимались проектной деятельностью по теме «Вязание крючком». В ходе работы над проектом, дети под моим руководством использовали возможности сети интернет: искали образцы цветов и схемы по их вязанию. В заключение проектной деятельности дети продемонстрировали выставку своих работ, в которой показали, что они многому научились, хорошо работали в коллективе, хотя лучше получались индивидуальные работы.

В своей педагогической деятельности я тщательно продумываю планирование учебного материала и вовремя провожу его коррекцию. В поурочном плане проведения уроков делаю на полях в тетради нужные пометки: что удалось, не удалось, что добавить, над чем подумать. В календарно-тематическом планировании также делаю записи: какие темы сдвоить, на какие добавить часы. Все эти замечания учитываю в следующем учебном году.

Использую метод диагностирования, веду учёт качества знаний, во время уроков регистрирую ошибки, допущенные тем или иным учеником, чтобы на следующем уроке провести индивидуальную работу над ошибками. Каждая ошибка должна быть исправлена.

Для развития познавательной деятельности у детей с ЗПР мною учитываются их индивидуальные способности и потребности, чтобы каждому обучающемуся в классе было интересно находиться на уроке. На своих занятиях одним из самых сильных, верных способов мотивации в учебном процессе по поддержанию у обучающихся интереса к приобретению знаний является создание эмоционального настроя на уроке. Использование художественного слова, музыки, живописи, коррекционных игр помогает успешно решать задачи формирования интереса к предметам, соответственно, всесторонне развивать личность ученика. Для успешного обучения учащихся использую классические типы урока и нетрадиционные: урок–игра, урок-КВН, урок-путешествие, урок- сказка, интегрированный урок. Также интегрированные предметные недели

с включением задач проблемного и познавательного характера.

Предметные недели проходят различными по форме и содержанию, дети узнают много нового, у них увеличивается объем знаний по предметам, стимулируется познавательный интерес и активизируется их мыслительная деятельность. При проведении итогов недели дети участвуют в выставках работ, поделок, рисунков. Участие принимают все дети, они сами выбирают задания по своим интересам и способностям. Слабоуспевающие на уроках учащиеся отлично справляются с творческими заданиями и приносят очки своим командам. Учащимся очень нравится отгадывать задания по заданной теме (задания, дифференцированные по возрасту и способностям, самые разнообразные - в виде кроссвордов, логических задач, ребусов и т.д.)

Исходя из принципов здоровьесбережения, на каждом занятии мною проводятся 2-3 динамические паузы разного уровня сложности с включением в них упражнений хотя бы на развитие одной из высших психических функций. Данный этап урока помогает эффективно использовать урочное время, так как без динамических и релаксационных пауз нагрузка на психику ребёнка возрастает в несколько раз, а после небольших физкультминуток воспитанники включаются в образовательный процесс с новыми силами. Помимо этого провожу занимательные перемены коррекционной направленности.

В индивидуальной работе с учащимися опираюсь на педагогический принцип доступности и посильности обучения. Учитываю индивидуально-психологические особенности учеников, реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития ребёнка, особенности процессов внимания, мышления, памяти. Вместе со специалистами ведём Дневники индивидуального сопровождения на каждого ученика, информационно аналитические карты на каждого ученика. В своей работе я продумываю, как направить сознание ученика на содержание учебной работы, включить его в действие, заставить думать. Обучая ребёнка, нельзя не обращать внимание на его здоровье. Дети с задержкой психического развития подвержены различным заболеваниям. Работая совместно с медиками, психологом и логопедом мы разрабатываем комплекс мер. Психолог и логопед оказывают мне непосредственную помощь в подборе практического материала по проведению пальчиковой и артикуляционной гимнастики на уроках и во внеурочной деятельности. Также мы совместно подбираем упражнения с учётом темы и специфики урока. Вместе помогаем вновь прибывшим детям адаптироваться к школьным занятиям. Выбираем место каждому ребёнку с учётом темперамента и наличия у него неврологических заболеваний. Так ребёнок с замедленным темпом деятельности может сидеть за одной партой с ребёнком подвижным. Также учитывается уровень интеллектуального развития детей. Более сильный ученик сидит с более слабым учеником. Учитываем и различные нарушения зрения. Первые парты, ближе к доске, традиционно отдаются детям с такими заболеваниями.

При оценке деятельности учащихся пользуюсь пятибалльной отметочной системой. Оцениваю монологические ответы, ответы при фронтальном опросе, оцениваю участие школьников в конкурсах, викторинах. Учитываю степень участия во внеклассной работе, индивидуальной, учитываю его роль в работе групп, парах. Отмечаю лучшие тетради, участие в конкурсах грамотами. При проведении самостоятельной работы, на уроках контроля использую карточки разноуровневых заданий. Учащиеся сами выбирают уровень трудности, подтверждая самопроверкой степень усвоенности материала. Таким образом большую роль отвожу самооценке, самоанализу успехов и пробелов учащихся по той или иной теме. Немаловажную роль отдаю словесной оценке работы школьников на уроке, комментирую все ответы учащихся. Не оставляю без внимания и маленькие успехи учеников.

Важным принципом, влияющим на заинтересованность ребёнка в успехе, на желание учиться, прикладывая для этого усилия, является личная поддержка ученика учителем: доброжелательное, ровное отношение к ученику, постоянное предполагание у него возможности достичь успеха, дать возможность ребёнку почувствовать свою состоятельность в какой – либо деятельности, найти возможность завоевать уважение сверстников и взрослых. Ученик в любом возрасте должен знать, что победить трудную ситуацию должен ему может помочь учитель.

Воспитательная работа на уроке направлена на формирование культуры общения, этических правил и норм, правил санитарии и гигиены и т. д. Воспитание - процесс непрерывный и, начавшись на уроке, продолжается, углубляется и дополняется во внеурочной деятельности. Третий год я являюсь классным руководителем в своём классе. Мои дети активно участвовали в общешкольных и классных мероприятиях, днях Здоровья. Учащиеся совершали экскурсии, походы, поездки в театр, принимали участие в Славянском фестивале «К душе своей найти дорогу», во Всероссийском конкурсе «Мир космических животных». Данная система сотрудничества способствует развитию чувства самоуважения, организаторских качеств, творческой активности, укрепляет чувства любви и взаимопонимания между детьми, несмотря на то, что у многих детей тяжёлые судьбы.

Вместе с воспитателями ведём дневники наблюдения за учащимися в урочной и внеурочной деятельности. В воспитательной работе провожу мониторинги по уровню воспитанности.

Динамика уровня воспитанности

( по методике Н.П. Капустина )

за 2006-2009г

Уровень воспитанности имеет положительную динамику.

По результатам мониторинга наблюдается положительная динамика по уровню воспитанности учащихся. Класс отличается дисциплинированностью, приучен к порядку, уважительно относится к взрослым. Среди сверстников наблюдаются хорошие отношения. Дети очень добрые, вежливые, всегда аккуратные, не имеют нареканий по дисциплине в школе.

Динамика качеств знаний по русскому языку по годам



При переходе в третий класс наблюдаются небольшие колебания качества знаний обучающихся, что связано с увеличением нагрузки и объёма материала. С учётом этой проблемы совместно с психологом проводили индивидуальную коррекционную работу, которая стабилизировала уровень знаний по предмету.


Динамика качества знаний по математике по годам



Анализируя, качество знаний обучающихся по математике, наблюдаю рост в начале 3 класса и стабильное качество знаний в 4 классе. В первом полугодии 5 класса оно подтвердилось на этом же уровне.
Динамика качеств знаний по литературе



Наблюдается небольшое увеличение качества знаний в 4 классе. Этот уровень подтвердился и в первой четверти 5 класса.

Сравнительный анализ успеваемости учащихся по годам

.

2006/2007

2007/2008

2008/2009

5 класс

1 четверть



качество

знаний

успеваемость

качество

знаний

успеваемость

качество

знаний

успеваемость

качество знаний

успеваемость

48%

100%

42%

100%

56%

100%

56%

100%


Примечание:

2класс количественный состав обучающихся - 8 человек.

3 класс количественный состав обучающихся - 7 человек.

4 класс количественный состав обучающихся – 7 человек
В 3 классе отличные результаты показал в учёбе и дисциплине Соболев Сергей. Областная комиссия ПМПК по хорошим показателям в учёбе вынесла решение перевести его в школу, где он будет учиться по программе массовой общеобразовательной школы. Сейчас он учится в Сосновской школе №,1 с программой справляется, по-прежнему отличается хорошей дисциплиной. В 4 классе качество знаний по математике повысила Баранова В. и подтвердила его в первом полугодии 5 класса.
Положительная динамика по предметам отдельных учащихся

Ф.И. учащегося

2006/2007

2007/2008

2008/2009

2009/2010 1четверть

5 класса

Баранова. В

Математика-«3»

Математика-«3»

Математика-«4»

Математика-«4»

Болотина. С



Математика-«3»

Русский язык- «3»

Математика-«4»

Русский язык- «4»

Математика-«4»

Русский язык- «4»

Попова. Ю




Русский язык- «3»

Русский язык- «4»

Русский язык- «4»

Положительную динамику показали девочки и подтвердили свои оценки в 1 полугодии 5 класса.
Сравнительный анализ результатов контрольных срезов на начало и конец года(4 класс)

Предметы

Начало года

Конец года

Сравнительный анализ

Русский язык (диктант)

42%

56%

Повышение

Математика (контрольная работа)

42%

56%

Повышение


Примечание:

4 класс количественный состав – 7 человек.

Систематическая индивидуальная коррекционно развивающая работа дала положительные результаты по предметам на конец года.

Итоговое тестирование (4 класс)


Предметы

Качество знаний

Успеваемость

Сравнительный анализ

Русский язык (тест)

56%

100%

Стабильное

Математика (тест)

56%

100%

Стабильное


Примечание:

4 класс количественный состав – 7 человек. На итоговом тестировании учащиеся подтвердили свое качество знаний по этим предметам.

Успехами в своей работе в немалой степени я обязана своим коллегам, многие из которых являются моими соратниками, помощниками, вдохновителями многих дел. Я в свою очередь стараюсь оказывать всем членам педагогического коллектива любую помощь, от меня зависящую. Являюсь депутатом Отъясского сельского совета. Постоянно нахожусь в гуще событий, тесно общаясь со своими коллегами. В коллективе нашей школе наблюдается спокойная, рабочая атмосфера.

Меня, как и всех учителей современной школы, волнует проблема как сделать урок высокоэффективным. Эта тема затрагивается в печати, на заседаниях МО учителей разного уровня: от областных семинаров до внутришкольных педагогических советов. Суть его состоит в поиске новых форм и приёмов изучаемого материала. С этой целью я изучаю методическую литературу, рекомендации учителей – новаторов. Активно участвую в работе МО. Третий год являюсь руководителем МО классных руководителей. В ходе работы методического объединения со своими коллегами адаптировали карту компетенций для выпускников 9 классов, оформили методические копилки по следующим темам: «Игровые упражнения на развитие ключевых компетенций», «Банк данных о формах, методах и приёмах по социализации учащихся», « Диагностика склонности к вредным привычкам», «Методическое путешествие».

В ходе реализации программы развития нашей школы я адаптировала программу по трудовому обучению, предметному кружку «Узоры», элективам «Моя профессия», «Фитодизайн», и факультативному курсу «Волшебный клубок». Участвовала в экспериментальной работе на пришкольном участке.

В профессиональной деятельности есть определённые проблемы: нет возможности открыть диагностический класс, низка материально- техническая база, недостаточно обеспечена библиотека дополнительной литературой.

Чтобы повышать уровень своего профессионального мастерства я посещаю семинары, в этом году являюсь участником конкурса «Учитель года», который будет проходить в нашей школе, стараюсь регулярно повышать свою квалификацию:

- 2001г. ТОИПКРО - курсы «Дети с интеллектуальным дефектом».

-2005г. ТОИПКРО - курсы «Коррекция интеллектуальной недостаточности у детей школьного возраста».

- Выступала с докладом на тему: «Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития» на областном семинаре «Комплексный характер межпрофессионального взаимодействия специалистов по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению детей в интернатном учреждении» на базе школы-интерната в 2009г.

- Принимала участие в работе районного семинара «Формы и методы оптимизации профилактической работы по безопасности дорожного движения».

Награждена Почётной грамотой от 04.10.2007г отделом образования Сосновского района, Благодарственным письмом от Управления образования и науки Тамбовской области 2009г.

Профессия учителя - творческая профессия. И так как жизнь диктует новые требования и подходы к обучению, современный учитель никогда не должен останавливаться на достигнутом.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Арестовой Людмилы Ивановны & рафия участника девиз, под которым участник...
Послужной список (укажите места вашей работы за последние 10 лет и год поступления)

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2010-2011 учебный год
Обсуждение работы мо учителей начальных классов за 2010-2011 уч. Год, утверждение плана работы на новый 2011-2012 уч. Год, обмен...

Анализ деятельности учебно-воспитательной работы моу «Кеульская средняя...
Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы в педагогическом сопровождении учителя в процессе его профессиональной...

Программа студенческой научной конференции педагогический факультет
Психологический анализ деятельности учителя начальных классов с целью выявления профессионально-важных качеств

Обобщение опыта педагогической деятельности учителя географии гобоу...
О. А. Климановой – А. И. Алексеева. Региональный компонент реализую на основе программно-методических материалов по географии Мурманской...

План работы мо учителей начальных классов на 2010-2011 учебный год
Анализ программ, учебников, тематического планирования, контрольных работ на начало учебного года

Анализ деятельности учебно-воспитательной работы моу «Кеульская средняя...
Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы в педагогическом сопровождении учителя в процессе его профессиональной...

Анализ деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной...
Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы в педагогическом сопровождении учителя в процессе его профессиональной...

Приказ От 21. 12. 2010 г. №129/2 «Об утверждении должностной инструкции...
«Об утверждении должностной инструкции учителя начальных классов, заместителя директора по учебно-воспитательной работе»

Должностная инструкция учителя начальных классов I. Общие требования к учителю начальных классов
Конституцию рф; законы рф, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница