Лекция 12. «Основной закон развития психики: зона ближайшего развития (Л. С. Выготский)»




Скачать 18.78 Kb.
НазваниеЛекция 12. «Основной закон развития психики: зона ближайшего развития (Л. С. Выготский)»
Дата публикации26.03.2013
Размер18.78 Kb.
ТипЛекция
odtdocs.ru > Математика > Лекция

Психология и педагогика


Лекция 12. «Основной закон развития психики: зона ближайшего развития (Л.С.Выготский)»

Воспитание — своевременное и полное удовлетворение потребностей ребенка.

Уровень тревожности, наблюдаемый во взрослом состоянии связан с качеством удовлетворения потребности в безопасности (нежностью и лаской) к детстве.

Высокий уровень тревожности порождает психосоматические расстройства: гипертонию, инфаркты, инсульты, заболевания ЖКТ, бронхиты, астму и др. Был проведен эксперимент с 8 макаками, их били током. 4 из них могли выключить напряжение нажатием кнопки, 4 — не могли. В конечном счете погибли макаки, имевшие кнопку и в тревоге ожидавшие удара.

Карен Хорни считает, что дети с неудовлетворенной потребностью в безопасности вырастают в три типа людей:

  1. ^ Путь к людям. Ощутив дефицит безопасности и безусловной любви, такой человек будет пытаться восполнить недополученное в детстве (просит любви и нежности у окружающих как милостыни).

  2. ^ Путь против людей. Недополучив безопасности в детстве, такой человек пытается обеспечить её себе с помощью силы и агрессии, но поскольку удовлетворение потребности лежит не в области логических умозаключений (о собственной силе), неудовлетворенность и агрессия только накапливаются.

  3. ^ Путь от людей. Такой тип людей считает себя отверженными, не видит своего места в этом мире, убежден в невозможности и недостойности собственной потребности в безопасности. Такие люди замыкаются в себе и боятся общения. (Вот он мой путь!).

Необходимо различать тревогу и страх. Страх — нормальная эмоциональная реакция на ситуацию опасности или угрозы, проходящая вместе с исчезновением ситуации. Страх рассчитан на то, что в такой ситуации есть два исхода — бежать или драться. (Прямо как у Шеридана в «Вавилоне 5»: «В бою есть три возможности: бежать, сражаться и прятаться»). Тревога же с исчезновением ситуации не проходит, равно как может иметь место при отсутствии ситуации, наличии только прогноза. (ОК, все это время я исследовал тревогу, слово ничего не изменяет).

Ригидность (сложность переключения) возникает из-за медленной реакции родителей на изменение эмоционального состояния ребенка.

Чрезвычайно важной потребностью ребенка является развитие: стремление сделать что-то самостоятельно. В рамках это потребности Лев Семенович Выготский сформулировал главный закон развития психики о зоне ближайшего развития.

Если то, что ребенок может сделать сам, а есть то,что он пока может сделать только вместе с родителями. То, что ребенок делает с родителями называется зоной ближайшего развития и постепенно пополняет самостоятельные возможности ребенка, а зоной ближайшего развития становятся некие новые действия, в которых пока необходима помощь родителей.



Иллюстрация 1: Главный закон развития психики Л.С.Выготского
Потребности — основа мотивации, как в развитии, так и в любом другом действии. Лошадь можно насильно подвести к реке, но нельзя заставить её пить.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Красносвободненская санаторная школа-интернат» Тамбовская область,...
Концепция модернизации образования позволяет отнести к благоприятным сферам для развития личности ребенка дополнительное образование,...

Урок чтения
Под термином «Задержка психического развития» понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных её...

Мониторинг достижения плановых показателей развития по программе...
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в действующих ценах каждого года

Лекция «Связь психики с анатомией центральной нервной системы (цнс)...

Программа развития мбоу пичаевской сош им. В. П. Беляева «новая школа»
Программа развития образовательного учреждения – это нормативный правовой документ, представляющий систему приоритетов развития школы,...

Лекция 12. «Основной закон развития психики: зона ближайшего развития (Л. С. Выготский)» iconЛекция Понятия, цели, задачи и технологии. 4
Состояние и тенденции развития нормативно-правовой базы природоохранной деятельности. 10

Тема 13. Психотический, пограничный и невротический уровни развития личности
Устойчивые мотивы и потребности, волевые качества личности это содержательные свойства психики (по В. М. Русалову), а эмоциональные...

Кемеровская область
Расстояние до ближайшего холодного моря – Карского – почти 2000 км, до ближайшего теплого – Черного – более 4500 км. Здесь каждый...

Пояснительная записка Нормативно-правовой и документальной основой...
Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Оу являются Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница