Урок математики в 5-м классе по теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"




Скачать 75.13 Kb.
НазваниеУрок математики в 5-м классе по теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"
Дата публикации02.07.2013
Размер75.13 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > Математика > Урок

Урок математики в 5-м классе по теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"


Рыбина Наталья Павловна , учитель математики

Учебник: Математика: учеб. для 5 кл.общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.–М.: Мнемозина,2005 г.

Цели урока:

  • Образовательная: повторить и обобщить умения и навыки решения уравнений и задач с помощью уравнений;

  • Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, навыки самостоятельной и творческой работы, математической речи, контроля и самоконтроля;

  • Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, точность и аккуратность в оформлении решений.

^ Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма проведения: урок-соревнование.

Класс разбивается на группы. Парты расставлены для групповой работы команд.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная,групповая, коллективная.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.

  2. Проверка домашнего задания – 3 мин.

  3. Повторение изученного материала – 8 мин.

  4. Обобщение изученного материала – 22 мин.

  5. Физкультурная пауза – 2 мин.

  6. Итог соревнования – 2 мин.

  7. Задание на дом – 1 мин.

^ ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Один великий учёный сказал: «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным». (Блез Паскаль)
Задача, конечно не слишком простая
Играя учить и учиться играя.
Но если с учёбой сложить развлеченье,
То праздником станет наше ученье.

Итак, сегодня урок пройдёт не совсем обычно, а в форме соревнования. Соревноваться будут 3 команды. Каждый конкурс оценивается по бальной системе. Команда, набравшая наибольшее количество баллов и самые активные учащиеся получат в конце урока оценки.
Сегодня на уроке мы закрепим умения и навыки решения уравнений и задач с помощью уравнений,что послужит вам хорошей основой при дальнейшем изучении данной темы в курсе 6 класса.Но вначале откройте тетради, запишите на полях число, классная работа и тему урока.

^ II. Проверка домашнего задания

Конкурс №1

Первый конкурс домашнее задание.Вам было предложено по уравнениям:

  • 1 команда: (х –35) –18 = 17;

  • 2 команда: 12 + (х + 34) = 83;

  • 3 команда: 93 – (х + 56) = 8.

составить задачу, решить её и красочно оформить на альбомном листе.

(Листы с задачами заранее крепятся на доску для всеобщего обозрения. Жюри подводит итоги 1конкурса. Критерии оценки: количество работ должно равняться количеству участников команды,правильно составлена и решёна задача, творческий подход в её оформлении.)

^ III. Повторение изученного материала
Когда уравненье решаешь дружок,
Ты должен найти у него корешок.
Значение буквы проверить не сложно,
Поставь в уравненье его осторожно.
Коль верное равенство выйдет у вас,
То корнем значенье зовите тот час.

Конкурс №2

Второй конкурс состоит из 3 этапов, каждый этап оценивается 1 баллом.

1 этап: Ответить на вопросы:

  • 1 команда: Что называется уравнением?

  • 2 команда: Что называют корнем уравнения?

  • 3 команда: Что значит решить уравнение?

2 этап: На доске записаны 3 вида уравнений в общем виде. Нужно записать, как найти неизвестное.

1 команда:
x + a = b
x =

2 команда:
xa = b
x
=

3 команда:
bx = a
x
=

3 этап: Дать словесную формулировку нахождения неизвестного в предложенном уравнении каждой команде.

Жюри сообщает итоги конкурса.

Конкурс №3

Третий конкурс-миниперфокарты. Каждый участник команды получает карточку с заданием. Нужно устно решить уравнения и выбрать правильный ответ. Через 1 минуту каждый сам оценивает себя, сравнивая своё решение с ключом к заданию, записанным на доске. 5 совпадений –оценка «5». Жюри собирает проверенные карточки.Какое количество «5» получила команда, такое и количество баллов.

Миниперфокарта:



Уравнение

Корень уравнения

1

x + 18 = 60

42

78

52

2

33 – a = 11

44

12

22

3

y – 24 = 15

9

39

49

4

41 + b = 57

6

98

16

5

x – 1 = 99

100

98

101

^ IV. Обобщение изученного материала

Конкурс №4

Сумма 3986 + 5718 равна 9704. Пользуясь этим, найдите без вычислений значения выражений или корень уравнения:

а) 9704 – 3986 =
б) 9704 – 5718 =
в) x + 5718 = 9704

г) 3986 + y = 9704
д) 9704 – x = 3986
е) 9704 – y = 5718

Команда первая, правильно справившаяся с заданием получает 3 балла, вторая – 2 балла,третья – 1 балл.

^ Физкультурная пауза
Мы писали, мы считали
На уроке мы устали.
А теперь мы отдыхаем
Физминутку начинаем.
Начинаем бег на месте,
Финиш метров через двести.
Раз-два, раз-два, раз-два.
Хватит-хватит, прибежали
Потянулись, подышали.
Вот мы руки развели
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились
Наклонились, выпрямились
Ниже, дети, не ленитесь
Поклонитесь, улыбнитесь.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо и ещё
Через левое плечо.
Вот здоровья в чём секрет
Всем друзьям физкульт-привет!

Учащиеся садятся на места и выполняют задание «Муха» на концентрацию внимания. На доске изображено поле, по которому летает муха.Учитель описывает полёт мухи (например, 3 вверх, 4вправо, 2 вниз и т.д.) Пока муха летает по полю,ребята жужжат. Как только она вылетит за его пределы, дети перестают жужжать.












































































М

















































Конкурс №5

Составить уравнение по условию задачи и решить её.

  • 1 команда: От сосиски длиной 72 метра живущей на мясокомбинате пёс отъел кусок, осталось всего 45 метров. Сколько метров сосиски отъел пёс, живущий на мясокомбинате?

  • 2 команда: В корзине было несколько яблок. После того, как в неё положили ещё 15 яблок, в ней стало 42 яблока. Сколько яблок было в корзине?

  • 3 команда: У девочки было некоторое количество денег. После того, как она купила своему любимому попугаю Гоше корм на 63 рубля, у неё осталось ещё 35 рублей. Сколько денег было у Гошиной хозяйки в самом начале?

К доске выходят по одному участнику от команды и решают задачу, остальные решают на местах (обратная связь светофорики «да»–«нет»). Кто с места решит первым, приносит своей команде дополнительный балл. Всего за конкурс 3 балла.

Конкурс №6

Шестое задание математическое лото. Каждой команде выдаётся карта, состоящая из шести уравнений. Нужно решить уравнения в тетради, и в карте накрыть их соответствующим ответом. После,первую цифру получившегося ответа каждого уравнения заменить буквой и разгадать зашифрованное слово.

Карта:

а) (x – 13) – 13 = 14

б) (x – 31) – 11 = 9

в) (125 – a) – 15 = 42

г) (246 + x) – 42 = 643

д) 318 – (y– 8) = 27

е) 81 – (45 – z) = 48

Ответы:

40

51

68

439

299

12

^ Ключ к слову:
1 – А 4 – З 7 – М
2 – Д 5 – В 8 – Т
3 – И 6 – Е 9 – О

Слово: ЗВЕЗДА

Конкурс №7

Команды получают задание:
1. Вместо звёздочки подставить такое число, чтобы получилось уравнение, корнем которого было бы число 4.
а) * + 5 = 2x + 1; (* = 4)
б) 3x – 7 = * – 2; (* = 7)
в) (5x + 1)2 = * – 3. (* = 45)

2. Решить уравнения и вместо букв вписать числа,которые являются корнями уравнений, записанных и по вертикали, и по горизонтали.
12 + x = 40 (x = 28)
+ – +
y – 25 = c (y = 32; c = 7)
= = =
44 + 3 = 47

Команда первая, сдавшая правильно решённые задания, получает 5 баллов, вторая – 3 балла,третья – 2 балла.

V. Итог соревнования

Жюри объявляет итоги соревнования.Участникам выигравшей команды и наиболее активным учащимся выставляются оценки.

VI. Задание на дом

– Составить уравнение, которое не имеет корней.
– Составить уравнение, корнем которого было бы любое число.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение квадратных уравнений. Цель : Систематизация знаний и умений по теме
Задачи: Работа над формированием математических умений таких, как (решение квадратных уравнений по формуле; решение неполных уравнений;...

Урок по алгебре по теме «Показательные функции, уравнения и неравенства»
Какие свойства степени использовали при решении уравнения ? Какие методы решения показательных уравнений использовали ?

Конспект урока математики по теме «Решение уравнений различными способами»
Цель: восприятие и первичное знакомство со способами решения уравнений вида: х+а=в

Урок математики по теме «Решение задач и выражений действием умножения и деления»
Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, память, внимание, математическую речь учащихся

Решение планиметрических задач- это важная тема в школьном курсе...
Еще с древности люди нуждались в планиметрии,многие великие философы ломали голову над решением этих задач. Даже в наши дни решение...

Урок математики в 5 классе
Организационный момент.( организация класса на работу, объявление темы, цели, задач). (слайд 1)

Урок математики в 1 классе по теме: «Нумерация чисел в пределах 20 ( закрепление)»
Здесь много лепестков, но только один поможет нам. Чтобы отыскать его, мы должны выполнять задания

План-конспект урока по теме «Решение тригонометрических уравнений»
Цель урока: Систематизировать методы решения тригонометрических уравнений с использованием икт технологии

Конспект открытого урока математики по теме: «Решение задач на деление с остатком»
Продолжить работу по рассмотрению приёма деления чисел в случаях, когда получается остаток

Урок повторения по теме «Тригонометрические преобразования, уравнения и неравенства»
Обучающая цель: Привести в систему знания, полученные по данной теме, тем самым подготовить учащихся к сдаче выпускного и вступительного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница