Рабочая программа основного общего образования по Русскому языку пояснительная записка структура рабочей программы по русскому языку




Скачать 474.01 Kb.
НазваниеРабочая программа основного общего образования по Русскому языку пояснительная записка структура рабочей программы по русскому языку
страница1/4
Дата публикации05.04.2013
Размер474.01 Kb.
ТипРабочая программа
odtdocs.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4
Рабочая программа
основного общего образования
по Русскому языку


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Структура рабочей программы по русскому языку.
Рабочая программа основного общего образования по русскому языку содержит следующие разделы:

- пояснительную записку, в которой определяются цели обучения русскому языку в основной школе, раскрываются особенности содержания лингвистического образования на этой ступени, описывается место предмета в Базисном учебном плане;

- содержание курса, включающего перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием примерного числа на изучение соответствующего материала;

- календарно – тематическое планирование;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- литература и средства обучения.

^ Основные цели и задачи.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

^ В предметном направлении:

- овладение нормами русского литературного языка;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя учащихся;

- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

^ В межпредметном направлении:

- связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению т. п.).

^ В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:

- формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;

- овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- развитие их логического мышления;

- формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.

^ Нормативные документы.

- Базисный учебный план.

- Федеральный компонент государственного стандарта.

- Примерные программы на основе ГОС.

- Федеральный перечень учебников.

- Требования к оснащению образовательного процесса.

^ Базисный учебный план предусматривает изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 714 часов.5 класс – 6 учебных часов в неделю, 6 класс – 6 учебных часов в неделю, 7 класс – 4 часа в неделю, 8 класс – 3часа в неделю, 9 класс – 2 часа в неделю.

^ Сведения о программе

Рабочая программа по русскому языку для 5 - 9 классов составлена на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т. А. Ладыженской.

^ Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 714 часов. В том числе: в 5 классе – 210 часов (в т. ч. диктанты – 9 ч., сочинения – 13 ч., изложения – 11 ч.)в 6 классе – 210 часов (диктанты – 9 ч., сочинения – 13 ч., изложения – 11 ч.) в 7 классе – 140 часов (диктанты – 6ч., сочинения – 5 ч., изложения – 5 ч.) в 8 классе – 105 часов (диктанты – 7 ч., сочинения – 9 ч.изложения – 4 ч.) в 9 классе – 68 часов ( диктанты – 4 ч., сочинения – 4 ч., изложения – 4 ч.)

^ Общая характеристика учебного предмета.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

^ Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5–9 классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Примерная программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре примерной программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
^ Формы организации образовательного процесса

Коллективные, групповые, индивидуальные. Обучение ведется в форме лекционно – семинарских занятий.

Технология обучения

В процессе обучения русскому языку в основном звене используются элементы таких современных педагогических технологий как информационно – коммуникативные, технологии опорного конспекта, технология уровневой дифференциации, личностно ориентированное обучение, элементы проектной деятельности. В 5 – 6 классах преобладает интенсивное изучение материала и широко используются приемы активизации учебной деятельности школьников, связанные с игровыми и занимательными моментами. Постоянно используется принцип опережения.

^ Механизмы формирования ключевых компетенций

В ходе освоения содержания лингвистического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

- овладения всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения;

- освоения необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении;

- овладения основными нормами русского литературного языка;

- обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых – русистах;

- умения пользоваться различными лингвистическими словарями;

-умения осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умения работать с текстом;

- формировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

^ Виды и формы контроля

Виды контроля: текущий, тематический, промежуточный, итоговый (мониторинги образовательной деятельности по по результатам года).

Формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальная работа у доски, индивидуальная работа по карточкам, дифференцированная самостоятельная работа, дифференцированная проверочная работа, тесты, зачеты, контрольные диктанты.
^ Требования к результатам обучения и освоения содержания курса русского языка.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

^ Результаты обучения.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

^ Информация об используемом учебнике

Русский язык: Учебник для 5 кл. общеобразоват – ых учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. – М. : Просвещение, 2006.

Русский язык: Учебник для 6 кл. общеобразоват – ых учреждений / М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. – М.: Просвещение, 2008.

Русский язык: Учебник для 7 кл. общеобразоват – ых учреждений / М. Т. баранов, т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. – М. :Просвещение, 2003.

Русский язык: Учебник для 8 кл. общеобразоват – ых учреждений / С. Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2003.

Русский язык : Учебник для 9 кл.общеообразоват – ых учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2005.
Основное содержание
(661
час)

^ СОДЕРЖАНИЕ,ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
(118 ч)

Речевое общение.

Умение общаться – важная часть культуры человека.

Разновидности речевого общения: неопосредованное и опосредованное; устное и письменное; диалогическое и монологическое; их особенности.

Сферы речевого общения: бытовая, социально-культурная, научная (учебно-научная), общественно-политическая, официально-деловая.

Ситуация речевого общения и ее основные компоненты: участники (адресант и адресат), обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение. Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.

Условия речевого общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата. Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена на...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку, примерной программы основного общего образования...

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе составлена на основе...
Варианту программы прилагается методическое пособие Богдановой Г. А. Уроки русского языка в 6 классе, М.: Просвещение, 2010. Рабочая...

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе...
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе Федерального государственного стандарта и программы основного...

Пояснительная записка рабочая программа по русскому языку для 6 класса...
М. М. Разумовской, П. А. Леканта “, разработанной автором-составителем Г. В. Цветковой, кандидатом педагогических наук, изданной...

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса. Программа «Школа...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы Т. Г. Рамзаевой «Русский язык», утверждённой мо РФ (Москва,...

Рабочая программа по русскому языку. Уровень: базовый
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы по русскому языку (издательство «Дрофа», 2007г.) и программы «Русский...

Рабочая программа основного общего образования по Литературе пояснительная...
Рабочая программа основного общего образования по литературе содержит следующие разделы

Рабочая программа по русскому языку  составлена в соответствии с...
М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского,  которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому...

Тематическое планирование по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса создана на основании следующих документов

Рабочая программа по русскому языку Уровень
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы по русскому языку (издательство «Дрофа», 2007г.) и авторской программы...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница