Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена на базе обязательного минимума содержания основного общего и среднего (полного) образования по русскому языку с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку,




НазваниеРабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена на базе обязательного минимума содержания основного общего и среднего (полного) образования по русскому языку с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку,
страница1/18
Дата публикации17.04.2013
Размер2.74 Mb.
ТипРабочая программа
odtdocs.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Тамбовское областное государственное бюджетное

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с

ограниченными возможностями здоровья « Инжавинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат »


Утверждаю

ТОГБОУ

« Инжавинская специальная

(коррекционная)

общеобразовательная

школа – интернат»

_____________Г.В.Селезнев

Согласовано на МС

Протокол №_______

От «_____» августа 2012 г.

Руководитель

МС____________Н.И.Шабанова

Рассмотрено на

МО учителей

________________________

Протокол № _______

от «_______» ________ 2012 г.

Руководитель

МО______Трушина Т.А

Приказ № ____

от «____ » ___________ 2012г














^ Рабочие учебные программы по предметам:

_Русский язык и литература

(наименование учебного предмета / курса)

для обучающихся 5-9 специальных классов VII вида

__________________________________________________________________

(ступень образования/класс)

_________________ на 2012-2013 уч. год._________________

(срок реализации программы)

Составлены на основе общегосударственной программы специальных

(коррекционных) образовательных учреждений VII вида и классов

коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе под

редакцией Л.М.Рыбченкова, В.Я..Коровиной в соответствии с федеральным государственным

образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.

Программы составили учителя русского языка и литература Трушина Т.А.

Тараторкина Т.В.

Круглова Е. А

(Ф.И.О. учителя)

р.п.Инжавино

2012г.
Предисловие

Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена на базе обязательного минимума содержания основного общего и среднего (полного) образования по русскому языку с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку, примерной программы основного общего образования по русскому языку составитель Л.М.Рыбченкова (М., «Дрофа», 2000).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Программа определяет базовый уровень подготовки по русскому языку обучающихся основной общеобразовательной школы в соответствии со стандартом основного общего образования по русскому языку.

Решение задач обучения русскому языку школьников с ЗПР возможно лишь при выраженной коррекционной направленности всей учебно-воспитательной работы. Учащимся необходимо помочь организовать практическую работу с понятиями и правилами, овладеть способами оперирования ими, умением опознавать определённые языковые явления, самостоятельно отбирать и конструировать материал, правильно (в соответствии с нормами литературного языка) использовать различные языковые средства в собственной речевой практике.

Представленная рабочая программа по каждому предмету включает следующие разделы:

-пояснительная записка, в которой даётся характеристика общих и

коррекционных целей и задач обучения по данному предмету;

- содержание обучения;

- требования к знаниям и умениям учащихся данного года обучения;

-тематическое планирование.


^ Пояснительная записка

Программа рассчитана на обучающихся, имеющих задержку психического развития, обучающихся в специальных коррекционных классах VII вида, учитывая следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, негрубые нарушения речи.

Задачи преподавания русского языка обучающимся с задержкой психического развития максимально приближены к задачам, поставленным перед общеобразовательной школой, и учитывают специфические особенности учеников. Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно­-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности (чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо) и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками создавать тексты художественного и публицистического стилей и разных типов речи. Составлять простые предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция - освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке ; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умений пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие логического мышления школьников; обучение их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.

Реализация данной программы в школе имеет особенности. Процесс обучения школьников с ЗПР имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материла с реальной жизнью.

Отбор материала выполнен на основе принципа минимального числа вводимых специальных понятий, которые будут использоваться.

Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на доступном для обучающихся уровне.

Особенности памяти, основных мыслительных процессов, деятельности школьников с ЗПР требует большего времени для осознания грамматических правил, а также значительного Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем сопровождается предварительным накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего программного материала.

В 5 классе программа по русскому языку в целом доступна учащимся ЗПР. Однако усвоение ряда тем требует предварительного формирования практических речевых умений, уточнения и расширения словарного запаса и грамматических конструкций, накопление языковых наблюдений и количества тренировочных упражнений для формирования умений и навыков письма.

Учитывая компенсаторные возможности и личностные особенности учащихся с ЗПР, в 6 классе не изучаются следующие темы: разряды имен прилагательных, числительных и местоимений; переходные и, непереходные глаголы; употребление форм одних наклонений глаголов в значений других. В ознакомительном плане проходятся такие темы, как склонение количественных числительных, степени сравнения имен при­лагательных, разноспрягаемые глаголы. При этом тщательнее отрабатываются разделы, связанные с изучением склонения наиболее употребительных числительных (от 5 до 20), использованием степеней сравнения имен прилагательных в практических описаниях, а также все, что связано с орфографической грамотностью: ь на конце и в середине числительных; правописание гласных в падежных окончаниях числительных, обозначающих даты; дефис в местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-; частицы не и ни в местоимениях.

Одна из особенностей устной и письменной речи школьников с ЗПР в 7 классе состоит в крайне ограниченном употреблении причастий и деепричастий. Изучение этих форм глагола вызывает у них трудности. Поэтому наибольшие изменения программы 7 класса связаны с темами «Причастие» и «Деепричастие». Ознакомительно изучаются такие темы, как причастие — особая форма глагола (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль); склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях; не с причастием; одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и в прилагательных, образованных от глагола. Одна буква н в кратких причастиях; деепричастие — особая форма глагола (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль); непроизводные и производные предлоги.

В практическом плане (без терминологии) изучаются: образование действительных и страдательных причастий, правописание гласных в суффиксах причастий; степени сравнения наречий; формообразующие, отрицательные и модальные частицы; различение на письме частиц не и ни.

В 8 классе значительное количество времени выделяется на изучение наиболее трудных, но важных для формирования пунктуационной грамотности тем таких, как словосочетание (умение выписывать из предложения словосочетания, видеть связь между словами); двусоставные предложения (большое внимание уделяется разбору, по членам предложения, умению находить основу предложения с простым и составным сказуемым); предложения с однородными, членами (наиважнейшая тема в курсе 8 класса); предложения с обращениями, вводными словами и приложениями; прямая и косвенная речь.

Особое, внимание уделяется темам: «Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами», «Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах», «Обращения и вводные слова. Знаки препинания», «Знаки препинания в предложениях с прямой речью». Их изучение предваряется практическими упражнениями в конструировании предложений с простыми и составными сказуемыми, предложений с опущенной связкой между подлежащим и сказуемым; в их правильном интонировании; в использовании местоимений и наречий в роли обобщающего слова однородных членов предложения.

Ознакомительно изучаются виды обстоятельств; сравнительный оборот, знаки пре­пинания при сравнительном обороте; тире между подлежащим и сказуемым.

В практическом плане (без терминологии) изучается тема «Несогласованные определения».

В 9 классе увеличивается время на тренировочные упражнения, направленные на развитие умения видеть структуру сложного предложения и выделять соответствующими знаками его части, на развитие речи и повторение.

Практически изучаются сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (без определения вида связи; основной упор делается на формирование пунктуационных навыков); различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью и знаки препинания в них (несложные случаи).

Ознакомительно изучаются сложносочиненные предложения с союзами (без определения вида союза); смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения, двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении.

В ^ 9 классе не рекомендуется изучение следующих тем и разделов: Основные виды придаточных предложений (учащиеся с ЗПР затрудняются в установлении смысловых связей, поэтому следует уделять внимание отработке умения находить главное и придаточное предложения и ставить вопрос к придаточному); второго раздела из темы «Бессоюзное сложное предложение» - умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения, использование синонимических союзных и бессоюзных сложных предложений.

Процесс обучения школьников с ЗПР имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.

Ввиду психологических особенностей обучающихся с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция и развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция и развитие памяти; коррекция и развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина) развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций: развитие умений сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция и развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащения словаря.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательные, практические и общепредметные задачи.

^ Познавательные задачи:

  • формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке;

  • развитие языкового и эстетического идеала.

Практические задачи:

  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

  • овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;

  • обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Общепредметные задачи:

  • воспитание обучающихся средствами данного предмета;

  • развитие их логического мышления;

  • обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

  • формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и конце года в каждом классе выделяются специальные часы. Учитель использует их, учитывая конкретные условия преподавания. Темам, изучаемым в несколько этапов, на следующей ступени предшествует повторение сведений, полученных в предыдущем классе (классах). Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

В программе специально выделены часы на развитие связной речи - пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи - речеведческие понятия и виды работы над текстом - пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

Обучение русскому языку ведется с использованием учебников для 5 - 9 классов «Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений»/ авторы М. Т. Баранова и др.: Просвещение, 2006. Это учебное пособие выбрано с учетом особенностей памяти, мышления, восприятия детей ЗПР. Оно содержит в доступной форме изложенный теоретический материал, практические задание представленные в нем, имеют разноуровневый характер, что позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении. Учебник легок в использовании: словарные слова помещены в рамочки, что облегчает знакомство с ними; условные обозначения, принятые в учебном пособии, позволяют свободно ориентироваться в нем; репродукции картин, которыми снабжен учебник, хорошего качества, что, дает возможность осуществлять коррекцию зрительного восприятия при работе с ним.

Объём программы: 5 класс — 136 часов, 4 часа в неделю

6 класс — 136 часов, 4 часа в неделю

7 класс — 136 часов, 4 часа в неделю

8 класс — 68 часов, 2 часа в неделю

9 класс — 68 часов, 2 часа в неделю



  1. ^ КЛАСС ПЕРЕЧЕНЬ РАЗДЕЛОВ

  1. Язык - важнейшее средство общения - 2 час.

  2. Повторение изученного в начальных классах - 17 час.

  3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи - 23 час.

  4. Фонетика. Графика. Орфография. Культура речи - 8 час.

  5. Лексика. Культура речи -9час.

  6. Словообразование. Орфография. Культура речи - 16 час.

  7. Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное - 16 час.

Имя прилагательное - 11 час.

Глагол - 23 час

  1. Повторение изученного в 5 классе — 11час.


^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


  1. Язык — важнейшее средство общения

  2. Повторение пройденного в I—III (IV) классах

Части слова. Орфограмма. Место орфограммы в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и,

а, у после ШИПЯЩИХ. Разделительные ъ и ь. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем вре­мени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и - тъся; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

  1. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Словосочетание: главное и зависимое слово 1 словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Пунктуация как раздел науки о языке. Знаки препинания; знаки препинания в конце предложения (повторение).

Главные члены предложения; второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Обращение; знаки препинания при обращении.

Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед

и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

  1. Фонетика. Графика и орфография. Культура речи

Фонетика как раздел науки о языке. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Правописание безударных гласных; звонких, глухих и непроизносимых согласных (повторение)

  1. Лексика. Культура речи

Лексика как раздел науки о языке. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Омонимы. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Толковый словарь.

  1. Словообразование. Орфография. Культура речи

Словообразование как раздел науки о языке. Изменение и образование слов. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в корне. Словарь строения слов. Орфография как раздел науки о языке. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок.

Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож лаг-, -рос -раст-. Буквы

е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц. Орфографические словари.

  1. Морфология. Орфография. Культура речи

Самостоятельные части речи

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических на­званиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных; изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в их падежных окончаниях.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких — по родам и числам.

Глагол

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола на -ть {-ться), -ти {-тись), -чь {чъся). Правописание -ться и -чъ (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола. I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер---

-дир-, -мер- --мир-, -пер пир-, -тер---тир-. Правописание не с глаголами.

  1. Повторение пройденного в V классе


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе...
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе Федерального государственного стандарта и программы основного...

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе составлена на основе...
Варианту программы прилагается методическое пособие Богдановой Г. А. Уроки русского языка в 6 классе, М.: Просвещение, 2010. Рабочая...

Рабочая программа основного общего образования по Русскому языку...
Рабочая программа основного общего образования по русскому языку содержит следующие разделы

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса. Программа «Школа...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы Т. Г. Рамзаевой «Русский язык», утверждённой мо РФ (Москва,...

Рабочая программа по русскому языку  составлена в соответствии с...
М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского,  которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому...

Рабочая программа по английскому языку составлена на основе Федерального...
Рабочая программа по английскому языку составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,...

Рабочая программа по английскому языку для 5 класса составлена на...
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5 класса английскому языку в общеобразовательных учреждениях, является продолжением...

Примерная программа по русскому языку создана на основе федерального...
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, ло­гики...

Рабочая программа по английскому языку Классы: 5Г
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования

Пояснительная записка рабочая программа по русскому языку для 6 класса...
М. М. Разумовской, П. А. Леканта “, разработанной автором-составителем Г. В. Цветковой, кандидатом педагогических наук, изданной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница