Доклад Бохан Ко времени прихода русских основную массу населения Восточной Сибири составляли буряты (25 тыс чел)




Скачать 199.95 Kb.
НазваниеДоклад Бохан Ко времени прихода русских основную массу населения Восточной Сибири составляли буряты (25 тыс чел)
Дата публикации28.03.2013
Размер199.95 Kb.
ТипДоклад
odtdocs.ru > Литература > Доклад
Доклад 1. Бохан

Ко времени прихода русских основную массу населения Восточной Сибири составляли буряты (25 тыс. чел) .Большинство ученых сегодня сходятся во мнении , что бурятские племена появились в первом тысячелетии нашей эры в результате смешения тюрских и монгольских племен. В XV веке эхириты и булагаты занимают территорию от Байкала до Енисея. Буряты разделились на Ашебегадский , Абаганатский, Олзоевский , Шаралдаевский, Шаранутский , Готольский и др. роды. Нас больше интересует именно Готольскйи род.

В начале XVI века к моменту прихода русских, у бурятских племен шел процесс распада родовых общин и складывания племен, но он еще не был завершен, слабо были связаны друг с другом родовые и племенные группы.

В источниках, относящихся к XVII веку, имеются определенные сведения о делении бурят на 4 племени: Булагат, Эхирит, Хори и Хонгодоры. По преданию эти 4 племени произошли от одного общего предка - Буха-ноен-бабая, не то человека, не то быка. Каждое племя разделялось на роды, имело свои усадьбы, пастбища, места для охоты, покровителя, татем,

Старики говорят(и это подтверждается исследование ученых) , что жители его происходят от легендарного предка Готола. Кто был Готол Алагуев? Он являлся внебрачным сыном Алагуя. Жил с семьей на реке Лена (Зулхэ). Жена его была женщина подвижная, расторопная, удалая и умная. Сам Готол был вялым, нерасторопным, грузным человеком, большим любителем облавы на зверей. Тугалак являлся дедом Готола. Потомки Тугалака прежде жили на реке Куда. Там их стало так много, что для них мало оказалось земли, особенно пастбищ. На этой основе между семьями возникали ссоры. Обстановка была разрешена расселением семей по разным местам. Род Хогоевых поселился в устье реки Каха. (Хаа), Енгутский род—по реке Оса, Ноетский род по реке Ангара. Нерасторопный, незадачливый Готол оставался жить на земле, обетованной его дедами. Хотя жена отправляла его несколько раз в далекий путь в поисках лучших мест для содержания скота, Готол каждый раз возвращался ни с чем. В дальнейшем жить на земле своих предков стало невозможным, они решили переехать на новое место. Готол узнает, что в долине реки Иды никто не проживает и там места хорошие для пастбищ. Долина реки Иды представляла тогда сплошное болото, вокруг росли березы. Они избрали своим местоположением устье реки Тараса Идинской долины.9

В редкой семье в Идинской долине не помнят свою родословную, ре ведут с того времени, когда здесь первым поселился их предок Готол. С тех пор, считают старики, прошло 13 поколений, т.е. 390 лет. На здешних холмах и долинах росли дети, внуки, правнуки Готола, они обзаводились семьями, их потомство увеличивалось.

Таким образом, от трех сыновей Готола произошли 3 Готольских рода, разросшихся по территории Боханского хошуна, сменилось 13 поколений. Значить , если исходить из этой легенды, то Готол пришел на земли Бохана почти 400 лет назад, т.е примерно в начале 17 века( это 1600-1620гг). Это произошло перед началом освоения Сибири примерно за 70-50 лет до образования первого Идинского острога в 1669г. (другое название Верхнеострожный острог, ныне поселок Каменка). Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что поселок Бохан был образован еще до прихода русских в Идинскую долину, т. е был образован местным населением -бурятами

Если смотреть по данным архивных документов то такие поселки как Буреть , Бохан, Тараса, Укыр, Хохорс , Дундай, т.е стоящие выше по течению р. Ида, были образованы ранее 1600 г, В то время , как такие современные поселки как Каменка (1669), Казачье (1790), Середкино, Картыгей в XVIII веке. Т. е исходя из этого , можно сказать что заселение территории современного Идинской долины шло от устья Иды, преимущественно бурятами, а территория близкая к р.Ангара была заселена позже, преимущественно русским населением.


Доклад 2. Движение у бурят

Осваивая время и пространство, каждый народ в рамках созданной им этнической культуры создавал свою модель мира, вырабатывал в течение столетий наиболее рациональный в данных условиях тип хозяйства . Основным занятием у бурят было кочевое скотоводство

Буряты относились в «кочевой» группе , жившей в степной и лесостепной зоне.

Сведения русских служилых людей -опорного пункта колонизации и движения русских в Лредбайкалье- обурятах были немногочисленны. Первые попытки русских проникнуть по Ангаре в бурятские земли были предприняты в 1625-1627гг. Атаманам В.Туменцу и М Перфильеву удалось преодолеть падунские пороги. Они оставили записи о бурятской земле, ее богатствах, внутриполитическом положении и торговых связях. По словам Перфильева, Братская земля была богата соболями, бобрами, скотом, много серебра и шелков, а коней, коров и овец и верблюдов бесчисленно. «Много товаров разных у них, и коров и коней , овец и верблюдов бесчисленно, а хлеб пашут ячмень и гречу....» - так писали первопроходцы о хозяйственной деятельности бурят. Хозяйственной деятельности бурят была подтверждена данными, обнаруженными в результате раскопок на Манхае ( Куры камское городище) Исследованные наскальные рисунки свидетельствовали о кочевом образе жизни и быте бурят, содержали сцены конной загонной охоты на коз и маралов, изображение верблюдов. Найдены были и чугунные лемехи для сохи, что свидетельствует, что в Предбайкалье было развито не только скотоводство, но и земледелие.2 Т.о в XVII веке хозяйство бурят основывалось на занятии скотоводством и других занятий « домашней промышленностью». К сожалению не все дошедшие до час памятники точны, это касается прежде всего статистических источников. Однако не подлежит сомнению . что основным занятием бурят ко вр емени приходу русских было скотоводство.

Скот круглый год пасся на подножном корму, поэтому в снежные зимы и в период гололедицы много скота погибало от бескормицы. Скотоводческое хозяйство носило кочевой характер. Бурятские племена постоянно кочевали в поисках пастбищ для скота. Удобных мест для охоты и рыбной ловли. Лошадь давала мясо и молоко, служила основным средством передвижения , ее легче было содержать на подножном корму. Богатые семьи владели многочисленными конскими табунами. В XVII веке существовала цикличная форма кочевки: зимник - весенних- летник- осенник..

. С помощью рогатин. Лука и сгрел охотились на крупных и мелких зверей - изюбрей, медведя, коз. лис, бобров, соболей. Известны и коллективные охоты (зэгэта-аба), в которых принимали участие иногда до несколько сот охотников.

Содержание такого количества скота требовало не малых усилий. У кочевника не было времени на пассивный отдых. Чаще всего в качестве отдыха устраивались спортивные состязания: борьба, скачки и т.д

Т.о Все занятия требовали затрата большой энергии, постоянного движения и не малых физических усилий. Стиль жизни кочевника заключался в беспрестанном движении: с одного места на другое. И в старости кочевники оставались полны сил, то если и не выполняли тяжелую физическую работу, то вполне могли управлять с несколькими десятками голов скота.


Доклад 3.

Культура движения у русских

От всех тягот такой жизни и бежал крестьянин в бескрайние просторы Сибири, бежал с насиженных мест в совершенно другое общество. Там не отказываясь от своих традиции, а лишь обогащая их, выжил, окреп и почувствовал себя хозяином земли. Обычный среднерусский крестьянин Центральной России который шел в Сибирь за сытной и спокойной жизнью жил бедно. Барщина, маленькие наделы, обязательные платежи хозяину и церкви делали положение крестьян беспросветным. Жили крестьяне очень бедной и не очень сытной. Что бы прокормить себя и большую семью он вынужден был трудиться. Об этом говорят и многие пословицы и поговорки русского народа

Как потопал, так полопал

Терпенье и труд все перетрут

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

Основным занятием крестьян было земледелие. Природные условия не требовали большой калорийности пищи, а вот тяжелый физический труд наоборот требовал восполнения затраченной энергии.

Земледелие в Сибири было более распространено подсечное. Ручной труд требовал большого затрата физической силы. Особенно трудно приходилась тем, у кого в семье было мало мужчин. В таких семьях старались быстрее женить старших дочерей и забрать зятя к себе в дом, пусть, даже если он был моложе невесты.

Хозяйство было натуральным, поэтому живые деньги крестьянин мог получить только от продажи излишков, а чтобы их получить нужно было потрудиться

Вот некоторые цены 17 века

При средней годовой оплате за наемную силу в 5 рублей, на каждый месяц получалось по 42 копейки.

Цены:

кобыла- 3 рубля

корова, бык- 2 рубля

свинья-60 коп

овца, индейка-20 коп

гусь-10 коп

курица-5 коп

Питались крестьяне большую часть дней в году впроголодь. Мы попытались высчитать исходя из рациона приобретение и затраты энергии у простого крестьянина-земледельца.

СХЕМА

Исходя из этого можно сказать, что почти всю энергию крестьянине расходовал на физ труд

Но при всей тяжести жизни, не гнушались наши предки и активного отдыха. и развлечений, которые не всегда одобрялись ревнителями строгих правил. Качели, хороводы, пляски, катание с гор и т.д

Человек лежащий днем на печи или дома воспринимался не иначе как больной.

Т.о жизнь простого крестьянина переселенца всегда была в движении, год был разделен на определенные земледельческие циклы. которые и определяли занятия крестьян каждый день

^ Доклад 4. Культура питания у бурят

Пища - основная и естественная потребность организма. Набор блюд в современной кухне весьма разнообразно. Известно, что соста* основной пищи и способы ее получения являются основными параметрами, определяющими типы различных человеческих сообществ. История не стоит на месте, каждое новое поколение приносит, что-то новое, отличное от других. А задумывались ли вы когда-нибудь, откуда пришли к нам те или иные блюда, где их родина? Это очень интересный и емкий вопрос, ответить на который не очень легко. Издавна ( с века ) территория Предбайкалья заселяли племена различных коренных народов .Больше всего проживало здесь бурят. Буряты жили родовой общиной.

В Центральной Азии - регионе проживания бурят- распространен единый тип хозяйствования, основанный на сочетании скотоводства и земледелия. Тип хозяйствования определил основу питания народа, мясомолочная с рациональным соотношением всех элементов, необходимых для правильного обмена веществ в организме (белков, жиров, углеводов). Наличие в системе питания бурят продуктов охоты, рыболовства, собирательства, земледелия - следствие исторической преемственности форм хозяйствования Исторически сложившиеся система питания кочевников была построена на строгом балансе мяса и молочных продуктов, дополнявшаяся небольшим количеством растительной пищи, и продуктами рыболовства.

Основное занятие коренного населения было кочевое скотоводство Буряты - прирожденные скотоводы. Веками они разводили пять видов скота: «5 хуушу мал», прекрасно знали повадки домашних животных. Поэтому у кочевников бытовали поговорки типа: «Кто выращивает скот, у того губы всегда в масле».

В применении к пище год кочевников делился на год делился на 2 сезона.ЛЕТО – ЗИМА

Молочная пища, начиная с колыбели, сопутствовала человеку в течение всей жизни. Молоко и молочные продукты - самые почитаемые, сакральные продукты. У бурят, как и у всех кочевых народов более десятка случаев ритуального использования молока,

Основной тип хозяйствования - кочевое скотоводство определил преимущество в пище мясных продуктов Мясо разных видов скота оценивалось по-разному, и соответственно разной была роль, отводимая ему в пищевом рационе. Буряты делили скот на 2 группы. зимнее летнее

По традиции, в каждый сезон употребляли мясо сугубо определенного вида: летом - баранина, к зиме - конина, зимой - говядина. В сельской местности этот порядок сохранился и поныне. Мясо овец и лошадей считалось более престижным, именно с ними связано большинство обрядов и обычаев.Пища была в основном мясо- молочной потому, что природные условия (холод, ветра), вид хозяйствования (кочевое скотоводство) и особенности жилища (войлочная юрта) требовали большого расхода сил и энергии. Восполнить запас энергии могла только калорийная пища, какой и являются мясо и молоко В рационе бурят присутствовала и растительная пища- дикорастущая (добываемая собирательством :гречиха живородящая , дикий лук и чеснок.

Культурные злаки достаточно давно вошли в пищу кочевников. Из зерновых употребляли ячмень, ярицу (рожь), пшеницу. Самый распространенный у кочевников напиток был зеленый чай с молоком.. Пить черный чай считалось кощунством, это расценивалось как предзнаменование обнищания, лишение осндвногс богатства- скота.

В пище коренного населения преобладала мясная, молочная

В наше время, в эпоху быстрого распространения унифицированной урбанистической культуры, этническое своеобразие народов постепенно стирается. Однако в области пищи этнографическая специфика сохранятся более стойко, чем в других. Эта стойкость традиции делает ее изучение важным источником знаний об этнической культуре народа. К сожалению, сегодня мои сверстники с трудом могут назвать традиционные бурятские и русские блюда, почти не разбираются в культуре питания народов, не представляют откуда пришли те или иные блюда Наша работа призвана восполнить этот пробел. Результатом нашей работы над темой стал буклет « Рецепты традиционных бурятских блюд» Мы приготовили некоторые блюда по Старинным рецептам и проанализировать вкус, удалось выяснить, что современная пиша привычней. Например, зеленый чай по старинному бурятскому рецепту не смог заставить себя выпить.

^ Доклад 5. Культура питания у переселенцев

В первой половине XVII века началось хозяйственное освоение Восточной Сибири, заселение территории Предбайкалья русскими От всех тягот такой жизни и бежал крестьянин в бескрайние просторы Сибири, бежал с насиженных мест в совершенно другое общество. Там не отказываясь от своих традиции, а лишь обогащая их, выжил, окреп и почувствовал себя хозяином земли.

Территория нашего района также со второй половины 17 века начинает заселяться русскими переселенцами.

Сюда шли

• служилые люди

• промышленные люди

• добровольные поселенцы (ремесленники, охотники,

• приказные люди, т.е. государственные чиновники,

• «гулящие люди», то есть беглые крестьяне, каторжники

Обычный среднерусский крестьянин Центральной России, который шел в Сибирь за сытной и спокойной жизнью, жил бедно. Барщина, маленькие наделы, обязательные платежи хозяину и церкви делали положение крестьян беспросветным. Жили крестьяне в избах крытых драной или соломой, которые топились по-черному.

Основой питания Русских переселенцев у себя на Родине были зерновые культуры -рожь, пшеница, просо, овес. Много употребляли в пищу овощей - капусты, моркови, свеклы, редьки, огурцов, репы. По праздникам в небольших количествах готовили мясные блюда. Молоко употребляли редко, в основном в дни церковных праздников. Более частым продуктом на столе была рыба. Собирали грибы, ягоды, орехи, заготавливали это все на зиму. Большая часть дней в году приходилась на посты, когда вообще запрещалось есть животную пищу.Пища - основная и естественная потребность организма Природные условия не требовали большой калорийности пищи, а вот тяжелый физический труд наоборот требовал восполнения затраченной энергии. Семьи были большие, и часто из-за стола выходили полуголодные.

Рацион простого крестьянина -переселенца можно представить так.

Утро: Хлебная тюря( хлеб покрошенный в чашку , добавлен лук и все залито квасом, подбелено молоком.

Обед: Кислые щи (иногда мясные, мясо для мужчин), взвар(наподобие компота, но без сахара)

Вечер Редька с квасом, или каша

Это примерный рацион, но он сильно не изменялся.

Пища русских зависала во многом от их возможностей человека. Но были дни когда еда и бедняка и богача была одинаковой :кислая капуста, хлеб, квас Это были посты. Почти половина дней в году были постными когда запрещалось есть «срамную» пищу-мясо, молоко, яйцо и все, что из них приготовлено. В особо строгие посты запрещалось даже постное масло и рыбу. Считалось, что организм человека очищается в такие дни не только физически, но и духовно.Самыми сытными были праздничные дни: масленая неделя, пасха, рождественская неделя. Вот когда стол ломился от угощений, все остальное время Чревоугодие(многоедение) было большим грехом.

^ Доклад 6. Одежда у бурят

Основным занятием бурят было скотоводство. Специфика бурятской культуры обуславливалась климатом и природными условиями, влиявшим в свою очередь на особенности хозяйственного уклада, образа жизни и быта.

Одежда должна была отвечать роду занятий. Основной материал для шитья одежды был натуральный, получаемый в своем хозяйстве: войлок, кожа, овчина, веревки из конского волоса, изготовлялся женщинами. Шили одежды, украшали их аппликацией вышивкой, вязали из шерсти чулки и рукавицы. С особенным усердием относились к оформлению головных уборов, обшивая их искусственными цветами, позументом, прилепляя к ним серебряные монеты. Часто в шитье одежды употреблялись шкурки соболя, из шкур которого делали воротники «ожерелья», ценились собольи пластины – хребтовая часть. На отделку шли также «недособль» (молодой или летний песец), «корсак» степная лиса) и «сиводушная» лиса. Использовались ткани, бухарские и китайские- кидняк, зендень, белье, китайка, шелка дороги, камка.

Женская одежда была более разнообразна, чем мужская. Из женской одежды наибольший интерес представляет безрукавка «дэгэлэй», состоящая из короткого лифа с открытым передом и юбки, сделанной из двух полотнищ с разрезом сзади и спереди, что было удобно при верховой езде.

Участник Сибирской академической экспедиции XVIII в И.В.Георги отметил сословные различия в женской и мужской одежде: если бедные носят кафтан « по большей части из овчины, а нередко и из лошадиной кожи или диких зверей», причем на голом теле, то богатые « из цветных сукон или шелковых материй, опушивая оные дорогими мехами по большей части: края(полог) нередко украшают полосками из материи, подпоясываются кушаком, покрытым братскою вороненою работою, к которой привешивают нож, огниво, и «табашный прибор. Зимою же простые люди носят, как тунгусы, шапки кожаные сделанные из голов оленьих. …Ноги обертывают войлошными и шубными лоскутами и надевают на оные долгую и широкую, сапогам подобную, с шерстью или без оной кожаную обувь (годоны) с закопченными подошвами… Летом носят они кожаные чулки, или род сапог на босу ногу, но они не так шепетны, как у тунгусов

М Татаринов, житель Иркутска, при описании женского костюма приводит некотрые бурятские названия «Сверх одежды надевают наподнихи, по их хормойкши. А онные шьют из всякого сукна и материи. На ногах носят сапоги, их называют «унты» изюбровые или косуль лесных , теплые и холодные чулки войлошные». Действительно унты основной обувью коренного населения, но женщины носили камусы, вышитые бисером и отделанные кожей, что выгодно отличало их от мужской обуви

Много в одежде было кожаных и меховых деталей. Одежда украшалась национальным орнаментов, каждый из элементов которой имел глубокий смысл и религиозное значение.Особенно красива была праздничная женская национальная одежда. Яркие дорогие ткани, красивый мех делали колорит костюма неповторимым. Особенно много в национальном костюме было украшений. Все они свое значение и смысл и по ним можно был определить из какого рода женщина, сколько у ее семьи скота, сколько у нее детей и т.д. Большое внимание уделялось головному убору. Одежда была удобной, ноской не стесняла движения. Женщина никогда не оголяла ноги, не садилась на землю. Одежда учитывала образ жизни и занятия бурят.

Буряты очень бережно относились к земле, даже подошвы у обуви поднимали спереди немного вверх, чтобы не ранить землю.

В процессе работы над проектом нами были выполнены вот эти куклы в бурятских народных костюмах. Они выполнены в масштабе 1 :10 и в точности повторяют выкройки старинной одежды


^ Доклад 7. Одежда у русских.

Одежда простых людей, переселенце в, крестьян европейской России была разумна и удобна, хороша для работы и отдыха. Одежду тогда ценили и берегли. На неё затрачивали много труда. Прясть ткань, вышивать учились с детства. Почти все предметы крестьянской одежды изготавливали самостоятельно в своем хозяйстве. Неумелых и ленивых легко можно было признать по неприглядной одежде. Ещё девочкой начинала будущая невеста готовить приданое. Долгими зимними вечерами собирались вместе мастерицы и рукодельницы где-нибудь в просторной избе зажиточных односельчан. Жгли лучину, пели песни и неустанно трудились. Учились при этом у тех, кто постарше, и друг у друга Так передавался опыт поколений, накапливались традиции.

В нижней одежде и знатных, и простых людей с древнейших времён были приняты рубахи. Рубахи шили из холста, белого полотна, пестряди, цветного шёлка. Женская рубаха была длиной, до ступней, с длинными, собранными внизу рукавами. Сверху имелся небольшой разрез, застёгивающийся на пуговицы. Рубаха берегла от сглаза, говорят старики

Народная верхняя одежда была довольно разнообразной и отвечала роду деятельности. Вся одежда удобна для домашней работы, не стесняла движений, не перетягивалась и не затягивалась, что способствовало нормальному кровотоку.. Основной простонародной обувью на все случаи жизни летом, а порой и зимой, были лапти. Они были дёшевы; всем доступны. Существовало несколько способов плетения лаптей. Материалом для них служили липовое, вязовое, реже ракитовое лыко, береста и др. К лаптям полагались онучи - куски ткани для обёртывания ног, а также оборы - завязки для крепления лаптей и онучей на ногах

Главное в женской одежде - широкое распространение сарафанов. Сарафан представляет собой платье без рукавов, надеваемое поверх рубахи, имеющей длинные рукава. Можно также считать его высокой юбкой, удерживаемой на фигуре с помощью лямок (бретелей). Сарафан был не только народной одеждой. Его охотно носили горожанки, даже женщины богатых сословий.

Покрой народной одежды в большинстве случаев чрезвычайно прост и экономен Одежда кроилась так, что при этом часто не оставалось ни одного лишнего куска ткани. Фасон одежды диктовалась в основном пропорциями человеческого тел и удобством при работе В целесообразности и рациональности форм народной одежды и соответствии их пропорциям человеческой фигуры была заложена их эстетическая ценность.

Женскую одежду по характеру покроя можно разделить на две группы:

  • одежду прямого покроя(без сборок и со сборками)

  • одежду вставленными клиньями (косоклинную)

Т.о русский народный костюм отличался лаконичностью, небольшим количеством украшений. Чаще всего он шился из домотканой ткани (лен и т.д. ) вышивался вручную. Он отвечал бытовым и климатическим условиям европейской России.

В процессе работы над проектом нами были выполнены вот эти куклы в русских народных костюмах. Они выполнены в масштабе 1 :10 и в точности повторяют выкройки старинной русской одежды

^ Доклад 8. Культура жилища у бурят

Кочевой образ жизни издавна определил тип геометрически замкнутого компактного жилища – сборно разборного сооружения из решетчатого каркаса и войлочного покрытия, круглого в основании и полусферическим верхом. Основным видом жилища в Сибири у коренных народов была - войлочная юрта..

При строительстве женщины катали войлок, которым покрывали юрты, обрабатывали кожи. Мужчины готовили деревянный осте юрты.

Остов юрты делался из отдельных складных решеток, которые делали из ивовых прутьев. Их можно было сдвигать и раздвигать. Когда стенной каркас был установлен. На этот каркас набрасывали войлоки и шкуры, укрепляя их сплетенной сеткой , а на потолок укладывали специальные потолочные войлоки, сшитые по форме юрты шкуры, остовляя свободным центральное отверстие. Установка юрты занимала не больше часа времени. Она легко разбиралась, что было удобно для перевозок

Размеры юрты соответствуют масштабу человека, внутренняя планировка учитывает интересы и вкусы с обитателей, обеспечивает хозяйственно-бытовую деятельность. При строительстве всегда учитывались традиции предков и природные условия Юрта всегда ставится на открытом солнцу пространстве, даже в лесистой местности выбираете солнечная поляна. Это связано с тем. , что вся деятельность кочевника связана по времени с круговоротом солнц Отсчет времени суток, до революции, буряты вели обычно по солнцу, а именно по углу падения солнечного луча через верхнее отверстие юрты - дымник.

В прошлом буряты остерегались строить большие жилища , так как для этого приходилось срубать много деревьев. Долголетие человека напрямую зависело от количества срубленных деревьев. Бытовало поверье, что выстроенный дом обладает величием, мощью, и если величие дома окажется сильнее мощи, заложение природой в жильцах этого дома, то они будут плохо жить, начнут болеть, умирать, потому что мощь дома подавляет их величие. Для благополучной жизни в большом доме необходимо было, чтобы «жизненная сила человека была сильнее «величия» дома.

Внутренне убранство юрты

Одной из важных особенностей юрты является рациональная и целесообразная организация внутренне пространства. Расположение предметов в юрте было строго фиксированным. Внутри юрта делилась условно две половины. Пространство юрты имеет несколько знаков-символов, с помощью которых оно осваиваете отгораживается от остального мира и которые вступают как обереги.

Обязательно в центре юрты ложились три булыжника «дуле» расположенные треугольником, сверху устанавливался треногий таган с чугунной чашей для варки мяса, кипячения чая и молока, где сутками гор костер. Поленья для поддержания очага обязательно подкладывались с южной стороны. «Огонь - искра, упавшая с неба», - верили с давних пор буряты. В центре юрты устанавливался треногий таган с чугунной чашей для варки мяса, кипячения чая и молока, где горел костер Нельзя было бросать в огонь мусор, вороши огонь острым, сидеть, вытянув ноги к огню, трогать угли ногой. Переезжая с места на место, старый очаг гасили или оставляли тлеющим. Огонь нельзя было осквернять, топить печь нечистыми дровами. Каждый день перед трапез буряты отдавали дань Огню кусочками мяса, жира, брызгая на него молочной водкой.

С очагом и огнем связан ряд важных запретов, от соблюдения которых зависит благополучие семьи. Цель их - не в коем случае не осквернять очаг и оскорблять хозяина огня, ибо это может привести к распаду семьи, гибели ее членов, угасанию рода. Запрещалось лить воду на огонь. Также запрещалось касаться огня ножом или другим острым предметом, рубить топором возле огня. Сидеть или спать вытянув ноги к очагу, - считалось, что это может оскорбить духа-хозяина дома. Нельзя бросать в огонь мусор, грязь, особенно волосы, плевать в огонь, топить плохими дровами. Один из древнейших и строго соблюдавшихся запретов - запрет гасить огонь в очаге. Погашенный огонь - символ упадка рода, распада семьи. Огонь должен догореть и погаснуть сам, а в ранние времена он должен был гореть постоянно. У бурят отмечен обычай: когда сыновья отделяются от отца или дом продается за долги, в очаг льется вода, чтобы огонь угас и «не видел» разорения дома..

До сих пор сохранился обряд очищения огнем. Очищение от нечистоты, зла, изгнания злых духов, лишения их дурных намерений и помыслов. У бурят существует обычай, когда в семье рождается ребенок, то кто-нибудь из членов семьи - обычно повитуха или бабушка - ставит на лбу ребенка пятно сажей из очага. На празднике Сагаалган проводится обряд Дугжуба, где в ритуальном костре уничтожаются все людские прегрешения, болезни за минувший год
^ Доклад 8. Культура жилища у русских

Что такое дом для человека?

Дом русского крестьянина назывался изба. Изба- это красны угол с божницей. , это полати, это центр своеобразной крестьянского жилища, символ добродетели и тепла огромная печь. Печь была центром , сердцем избы. Она кормила , и обогревала, она была в доме «лицом» хозяйки. На облик крестьянского жилища прежде всего влиял климати социальное положение крестьянина. (рисунок просто изба)

Обычный среднерусский крестьянин Центральной России который шел в Сибирь за сытной и спокойной жизнью жил бедно. Барщина, маленькие наделы, обязательные платежи хозяину и церкви делали положение крестьян беспросветным. Жили крестьяне в избах крытых драной или соломой. Зимой в доме же жил мелкий скот (куры, поросята, телята, ягнята). Для освещения использовали лучину. Окна были затянуты рыбьим пузырем или промасленным холстом, позже слюдой .

Строился дом обязательно из хорошо просушенного дерева, основа ложилась из лиственных пород. было принято говорить в старину не строить , а рубить избу, потому что строили только при помощи топора ,без единого гвоздя. Самым ответственным моментом была срубка углов. В Сибири рубили не в кругло( так быстрее гниет), а шашей вниз, (в накладку)(рисунок рубки)

Внешне конструкцию русской избы представляла многосоставное строение.

К составным частям русской избы относятся: сруб- часть здания; выпуски - концы бревен крыша - верхняя часть здания, конек, гребень, чало- верхняя часть под кровлей полотенце, доска.(схема Изба снаружи )

Для русского человека образ коня на крыше значил гораздо больше, чем украшении, он олицетворял солнце. становился солнечным знаком защитой под которого и находился дом, крестьянская семья (схема конек)

Интерьер избы отличался простотой и отличался целесообразным включение в него предметов интерьера Обстановка была очень скудной: лавки, стол, палати. Основное пространство избы 1\2 занимала печь. Она была и кроватью, использовалась для обогрева избы и приготовления пищи, и лечебным средством( на ней пропотевали и тем самым лечили многие болезни,) и баней.. Печь была единым цело, вокруг которого крутилась жизнь крестьянской семьи (рисунок)

Стол стоял в углу, по диагонали от печи. У каждого за столом было свое строгое место. Над ним была расположена божница Вдоль стен неподвижные лавки. За печью находилась родительская кровать Дети спали на полатях Старики на печи.

(рисунок)

Особым был красный угол. Это угол противоположный от печи, там располагались иконы, там горела лампадка.

дом сибирского переселенца отличался от своего брата из центральной России. Обилие бесплатного строительного материала позволяли и простому крестьянину при достаточной физической силе и желании иметь хороший добротный дом, иногда даже пятистенок.

Считалось что дом охраняет дух-домовой, пережиток язычества. Его задабривали, оставляя ему на ночь краюху хлеба и стакане воды на столе.

Дом был для крестьянина его крепостью.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка генерального плана
Ясная Поляна, существующее население на 2008 г составляло 5052 чел., из них взрослое население – 3250 чел., детское – 1702 чел. Естественный...

Литература Химия
Наибольший интерес вызвали у обучающихся олимпиады по математике (45 чел.+12 нач шк.), русскому языку(38 чел.+15 нач шк.), биологии...

Сведения о филиале Ржаксинской сош №2
Предшкольное образование /5 чел/, начальное /17 чел/, основное /29 чел/, среднее /6 чел

Доклад Бохан Ко времени прихода русских основную массу населения Восточной Сибири составляли буряты (25 тыс чел) iconПромышленность (26,3%), транспорт и связь (20,6 %), торговля (13,1%),...
...

Великий отход разсеяние по Азии белых Русских Армий
Июль 1919 года оказался несчастливым для оусских белых армий Сибири. В этом меряце белыми войсками адмирала Колчака были с ставленны...

План воспитательной работы школы на 2011 2012 учебный год Характеристика школьного коллектива
В школьном коллективе филиала мбоу токарёвской сош №1 в селе Малая Даниловка 30 учащихся и 9 педагогов. Основную массу учащихся составляют...

Бизнес-план кафе ресторана
Париже количество точек общественного питания составляет более 14 тыс., в Нью-Йорке – более 35 тыс., причем среди них 17 тыс приходится...

Пешеходная экскурсия по Львову
Стоимость экскурсии без восхождения на замковую гору 70 грн / с чел / при группе 10 чел

Мы рады приветствовать Вас в разделе Управления Пенсионного Фонда РФ в Приволжском районе
Осуществляет ежемесячные денежные выплаты более 2,5 тыс федеральным льготникам, ведет персональные пенсионные счета более 50 тыс...

Радиогазета №18 от 27 января 2012г
Ленинграда, за время которой в городе умерло свыше 640 тыс жителей, а ещё десятки тысяч умерли в эвакуации. 17 тыс погибли и около...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница