Название работы




Скачать 312.66 Kb.
НазваниеНазвание работы
страница1/2
Дата публикации26.03.2013
Размер312.66 Kb.
ТипРеферат
odtdocs.ru > Литература > Реферат
  1   2
ГБОУ СПО

Муромский техникум радиоэлектронного приборостроения

Направление: Русский язык и культура речи


Название работы

Опыт сопоставительного анализа дневниковых записей писателей XIX века и интернет-блогов современных авторов.


Автор работы

Попова Екатерина, ТМ – 22


Научный руководитель

Гусейнова Н.С., преподаватель русского языка и литературы

Муром

2011

Содержание:

  1. Введение.

  2. Основная часть.

  3. Заключение.

  4. Список литературы.


Введение.

Каждый из нас когда-либо вел или даже ведет сейчас дневник. Это форма повествования, рассказ о событиях, свидетелем и очевидцем которых был сам автор. Обычно дневник представляет собой повседневные, чаще всего датированные записи.

Традиционно считается, что дневник пишется для себя, отражая события личной жизни его автора. Это так и в то же время не так. Если автор стал свидетелем значительных исторических событий, то его дневник можно рассматривать как интересный документ своего времени.

На протяжении всего своего существования человек вел записи различного содержания, которые зачастую имели личный характер. Рукописи, личные письма, тайные послания, записные книги, школьные дневники…Это лишь некоторые из возможных видов дневников.

Личный дневник как социокультурный феномен родился, наверное, вместе с письменностью, если не раньше. Мир сохранил много дневников, написанных на разные темы и с разными целями. Некоторые из них стали свидетелями не только частных событий, но и самой истории.

Дневник - ежедневные или периодические записи автора, излагающие события его личной жизни на фоне событий современной ему действительности (последнее впрочем не всегда обязательно). Дневник представляет собой первичную форму мемуаров: общая перспектива событий здесь отсутствует, и повествование держится на молекулярной связи записей, объединенных единством излагающего их лица, системой его воззрений.

Зачем вообще пишутся дневники? Считается, что есть две основные цели. Во-первых, для себя, для того, чтобы зафиксировать основные события жизни, размышления, встречи. Такой дневник не предназначен для посторонних глаз, хотя его можно потом использовать, например, для написания мемуаров - отобрав и переосмыслив некоторые факты. Во-вторых, для других. Тогда автор дневника изначально предполагает, что у него когда-нибудь будет читатель, он мало пишет о себе, зато фиксирует все, что впоследствии может представлять исторический интерес.

Людям свойственно заводить и вести дневники в определенных жизненных ситуациях, душевных состояниях и возрастных периодах.

Некоторые дневники велись не только для себя или потомков, но и для современников. Отрывки из чуть ли не самых значительных дневников прошлого века авторы зачитывали вслух друзьям. Классик «дневникового жанра» Вяземский публиковал выдержки из своих записных книжек, поддавшись обаянию модного тогда Байрона.

Если вывести четкое определение, то дневник это:

Повседневные записи одного лица или коллектива, ведущиеся синхронно событиям их жизни. Внешняя, но более других обязательная примета дневника — обозначение дат.

Дневник может выступать также как форма художественного повествования. В русской и европейской литературе 18 в. сентиментализм, возбудивший интерес к внутреннему миру личности, культивирует дневник как форму "самонаблюдения"; "Сентиментальное путешествие" Л. Стерна, "Письма русского путешественника" Н. М. Карамзина оформлены как дорожные дневники. В XIX в. писатели передают дневниковую форму повествования вымышленному герою ради углублённого исследования "истории души человеческой". Девятнадцатый век был в истории развития дневника решающим в том смысле, что именно в это время завершилась дифференциация всех элементов его жанровой структуры, определились все основные жанровые разновидности, сформировались наиболее продуктивные формы жанрового письма. Именно в девятнадцатом веке началась публикация основного массива дневников, то есть к дневнику стали относиться как к литературному явлению. Последнее обстоятельство важно еще и потому, что дневник как самостоятельный жанр стал доступным для изучения филологическими методами. Однако ни историко-литературного анализа, ни теоретического обоснования жанру дневника XIX век не дал. Для начала следует отметить некоторые характерные особенности дневника:

Это, прежде всего, датировка, необходимая для идентификации времени, которому принадлежат записи. Без датировки невозможно проследить эволюцию мысли автора, а зачастую и соотнести описываемые события с реальным историческим контекстом. Без датировки нельзя рассматривать объект и как достоверный автобиографический или исторический документ. Даже на примере археологических изысканий мы видим, что, в первую очередь, делается попытка определить максимально точную временную принадлежность предмета.

И даже если дневник в действительности представляет собой мемуары , описывающие дела давно минувших дней, людей, характеры, эмоции, мысли и впечатления прежних лет, сквозь призму времени - даже такой дневник, со своей датировкой, имеет ценность как дневник уже потому, что отражает мировоззрение автора, его восприятие былых событий и личных переживаний, с точки зрения того конкретного дня, когда производятся записи.

Это ценно, прежде всего, потому, что характеризует автора на момент производства данной конкретной записи. Мы знаем много примеров того, когда восприятие одним человеком одного и того же события (характера, явления, факта), может изменяться во времени с точностью до наоборот. И это бывает подчас более важно, чем значение самого события.

Следующий признак - наличие имени автора, или, как минимум, его известного из других источников псевдонима. Идентификация автора - своего рода подпись под документом, без которой содержание не может рассматриваться, как достоверный документ.

Вышеназванные два признака являются необходимыми атрибутами документальности - основного и необходимого признака, определяющего дневниковость текста, и на основании чего можно говорить о степени предполагаемой достоверности материала.

Далее следуют относительные содержательность и информативность, отличающие дневники от записных книжек и рабочих журналов. Сюда же можно добавить и относительную законченность каждой отдельно взятой записи, отличающую наш предмет от других произведений документальной прозы.

Многофункциональность, предоставляющая широкие возможности для творческого развития, самопознания, самореализации и самовыражения автора.

Его роль эффективного инструмента постановки и решения проблем самоконтроля, самовоспитания и самообразования неоценима для активной, целеустремлённой личности.

Его назначение быть объектом интеллектуального и духовного наследия одной уникальной личности (а каждый человек по-своему уникален) - священно. Литературный дневник имеет большую и богатую историю. Его истоки восходят к поздней античности. Прообразом дневника были «Размышления» Марка Аврелия. Последующие эпохи внесли значительные изменения в структуру жанра, но не изменили его сущность. Дневник остался разговором с самим собой, монологом, обращенным не к слушателю или читателю, а к себе, в расчете на чтение в будущем.

Во все времена сохранялся устойчивый интерес к дневнику, но пик его приходится на эпоху предромантизма и XIX век. В дневнике нашло отражение характерное для того времени стремление личности противопоставить жестким социально-сословным определениям события своей внутренней жизни и поднять их до уровня общественно значимых явлений.

Дневник был распространен как в писательской среде, так и в кругах, далеких от профессиональной литературы. Дневники вели художники, музыканты, политические деятели, путешественники, актеры и даже грамотные крестьяне. На определенном социально-историческом этапе дневник становится элементом духовного быта и начинает соперничать с эпистолярным жанром. Возросшая продуктивность дневника в XIX веке была связана с высоким уровнем письменной культуры, с ростом образованности в различных социальных слоях. Для непрофессионалов в литературе дневник служил способом выражения творческой потребности в объективации примечательных фактов личной жизни и общественных событий. Одновременно ведение дневника способствовало формированию литературного слога в практике естественного, а не условного письма (в том числе слога иностранного - в дневниках на французском языке). А.И. Тургенев по этому поводу писал в своем дневнике: «Но мне нужно обрабатывать мои мысли. А приобрести это искусство можно одной только практикой».

Помимо выполнения психологических, социальных и литературных задач, дневник в XIX веке стал средством удовлетворения нравственно-интеллектуальных запросов личности. В моду вошло чтение дневников в дружеском кружке с целью апробации нравственных понятий, философских мыслей, жизненных правил, над которыми автор работал и размышлял в своей летописи.

Но время быстротечно. Годы летят, люди меняются, уходит в прошлое XIX век, затем ХХ и вот уже мы живем в новом тысячелетие! Казалось бы что именно теперь в дневниках уже нет никакого смысла, но это мнение ошибочно. На смену письмам, рукописям, тайным посланиям и писательским мыслям, изложенным на бумаге, пришли современные дневники, называемые блогами. Что такое блог? В чем его отличая от дневников прошлых поколений? Что он несет в себе и какую пользу приносит современному обществу? Да и достоин ли он такого же внимания и обдумывания, как дневники величайших писателей русской классики? На все эти непростые вопросы я постараюсь найти ответы в своей работе.

Гипотеза: Современные блоги аналогичны дневнику писателя XIX века, но в отличие от него являются более оперативным видом связи между писателем и читателем.

^ Актуальность работы: большая часть современной литературы находится в интернете, но вместе с тем писатель не утрачивает связи с читателем, поддерживает постоянную связь, высказывая и обсуждая наиболее острые проблемы современного общества, тем самым влияя на сознание читателя и формирование его идей и ценностей.

Новизна: Сопоставление дневников писателей XIX века и современных интернет-блогов, попытка выявления преемственности, выявление сходства и различия в создании, использовании и назначении.

^ Объект работы: Тексты дневников и блогов.

Предмет работы: «Дневник писателя» Ф. М. Достоевского, блог современного автора Захара Прилепина.

Основная часть:

Самым известным дневником XIX века, без сомнения, можно считать «Дневник писателя» Ф. М.Достоевского.

Литературная деятельность Достоевского была сопряжена с "тоской по текущему", другими словами, с глубоким интересом к современным событиям, характерным явлениям, выразительным деталям окружавшей его действительности. Наблюдая за всеми оттенками развития "живой жизни", он с неослабным вниманием следил за отражением ее проявлений в русской и иностранной периодике. По признанию очевидцев, писатель ежедневно просматривал газеты и журналы "до последней литеры", стремясь уловить в богатом многообразии значительных и мелких фактов их внутреннее единство, социально-психологические основания, духовно-нравственную суть, философско-исторический смысл.

Такая потребность диктовалась не только своеобразием романистики Достоевского, в которой органично сплавились вечные темы и злободневные проблемы, мировые вопросы и узнаваемые детали быта, высокая художественность и острая публицистичность. Писатель всегда испытывал страстное желание говорить напрямую с читателем, непосредственно влиять на ход социального развития, вносить незамедлительный вклад в улучшение отношений между людьми. Еще в издаваемых им совместно с братом в 1860-х годах журналах "Время" и "Эпоха" печатались его отдельные художественно-публицистические очерки и фельетоны.

Однако Достоевский намеревался выпускать сначала единоличный журнал "Записная книга", а затем - "нечто вроде газеты". Эти замыслы частично осуществились в 1873 году, когда в редактируемом им в это время журнале князя В.П. Мещерского "Гражданин" стали печататься первые главы "Дневника писателя". Но заданные рамки еженедельника и зависимость от издателя в какой-то степени ограничивали как тематическую направленность статей Достоевского, так и их идейное содержание. И вполне естественно, что он стремился к большей свободе в освещении "бездны тем", волновавших его, к раскованной беседе с читателями прямо от своего лица, не прибегая к услугам редакционных и издательских посредников.
С 1876 по 1881 год Достоевский выпускал "Дневник писателя" уже как самостоятельное издание, выходившее, как правило, раз в месяц отдельными номерами, объемом от полутора до двух листов (по шестнадцать страниц в листе) каждый. В предуведомляющем объявлении, появившемся в петербургских газетах, он разъяснял: "Это будет дневник в буквальном смысле слова, отчет о действительно выжитых в каждый месяц впечатлениях, отчет о виденном, слышанном и прочитанном".
И в самом деле, на его страницах автор заводит пристрастный разговор, перемежающийся с личными воспоминаниями, о разных вещах и внешне вроде бы совсем не соприкасающихся сферах - о внешней и внутренней политике, аграрных отношениях и земельной собственности, развитии промышленности и торговли, научных открытиях и военных действиях. Внимание писателя привлекают железнодорожные катастрофы, судебные процессы, увлечение интеллигенции спиритизмом, распространение самоубийств среди молодежи. Его беспокоит распад семейных связей, разрыв между различными сословиями, торжество "золотого мешка", эпидемия пьянства, искажение русского языка и многие другие больные вопросы. Однако "Дневник писателя" - не многокрасочная фотография и не калейдоскоп постоянно сменяющих друг друга пестрых фактов и непересекающихся тем. В нем есть свои закономерности, имеющие первостепенное значение. И о чем бы ни заводил речь автор "Дневника" - будь то общество покровительства животным или литературные типы, замученный солдат или добрая няня, кукольное поведение дипломатов или игривые манеры адвокатов, кровавая реальность террористических действий или утопические мечтания о "золотом веке"-его мысль всегда обогащает текущие факты глубинными ассоциациями и аналогиями, включает их в главные направлении развития культуры и цивилизации, истории и идеологии, общественных противоречий и идейных разногласий. Причем при освещении столь разнородных тем на предельно конкретном и одновременно общечеловеческой уровне Достоевский органично соединял различные стили и жанры, строгую логику и художественные образы, "наивную обнаженность иной мысли" и конкретные диалогические построения, что позволяло передать всю сложность и неодномерность рассматриваемой проблематики. В самой же этой проблематике он стремился определить ее этическую сущность, а также "отыскать и указать, по возможности, нашу национальную и народную точку зрения". По мнению Достоевского, всякое явление современной действительности должно рассматриваться сквозь призму опыта прошлого, не перестающего оказывать свое воздействие на настоящее через те или иные традиции. И чем значительнее национальное, историческое и общечеловеческое понимание злободневных текущих задач, тем убедительнее их сегодняшнее решение.
Такая работа, кажущаяся непосильной в наше время и целой редакции, полностью захватывала Достоевского и требовала от него огромного напряжения физических и духовных сил. Ведь ему одному необходимо было собирать материал, тщательно готовить его, составлять, уточнять, успеть издать его в срок, уложившись в заданный объем. Чрезвычайная добросовестность заставляла Достоевского по нескольку раз переписывать черновики, самого рассчитывать количество печатных строк и страниц. Боясь за судьбу рукописей, он сдавал их в типографию лично или передавал через жену, незаменимую помощницу, которая активно участвовала в подготовке "Дневника писателя" и в его распространении. После каждого выпуска Достоевский, по свидетельству очевидца, "несколько дней отдыхал душою и телом... наслаждаясь успехом...".
Читая "Дневник писателя" сегодня, не перестаешь удивляться, может быть, самому главному в нем, что и через сто лет многие авторские выводы не только жгуче актуальны, но и жизненно необходимы при совестливой, глубокой и по-настоящему реалистической проверке нравственного содержания тех или иных задач и соответствия выбираемых для их осуществления средств. И вряд ли стоит сомневаться, что они еще долго останутся актуальными, хотя действительность сильно меняется и неузнаваемо изменится в будущем.

Думается, тайна неумирающего значения необычной и непривычной для нас публицистики заключается не столько в ее точности и остроте, сколько в мудром проникновении в самую сердцевину рассматриваемых проблем, а также в единстве, которое обнаруживается в предельно разнообразном содержании. Поэтому, очерчивая тематический круг публицистики Достоевского с ее болью и тревогой, чрезвычайно важно выделить в ней руководящие идеи, раскрывающие внутреннюю логику порою невидимой связи несходных фактов, событий, явлений, обнажающие общие корни тех или иных "больных" вопросов жизни и подсказывающие пути их решения.
Дневник Достоевского популярен в наше время, как носитель знания и идеи национального самосознания. В его записях мы можем увидеть человеческие ценности, идеалы, границу добра и зла. Именно этого, по мнению современного поколения, не хватает в нашей жизни.

В настоящее время, в связи с быстрым распространением компьютерной техники и Интернета, появился новый жанр дневника - онлайн-дневник, или Интернет-дневник. Это личное пространство зарегистрированного пользователя Интернет, где он может размещать какую-либо информацию и обсуждать ее с читателями. Сервис дневников обеспечивает каждый дневник заинтересованными в его информации читателями и дает им возможность оперативно узнавать об обновлениях в этом дневнике. Размещая сообщения, пользователь имеет огромную свободу, которая, тем не менее, ограничена некоторыми разумными правилами.

Интернет-дневники, или блоги, (англ. blog - это сокращение от weblog, что значит сетевой журнал, или дневник) состоят из «постов» (пост - сообщение в дневнике), каждый из которых содержит дату и время публикации, а также ссылки на страницы с фотографиями, комментариями и именем автора. Но, в отличие от бытового дневника, представляющего собой систему записей, связанных с определенной датой, записи блогов разных пользователей возникают в ленте новостей и по прошествии времени замещаются другими; временные промежутки, реально существующие между ними, не могут быть отражены в режиме онлайн.

Главное отличие Интернет-дневника от традиционного состоит в установке автора блога на поиск единомышленников, людей, разделяющих его жизненную позицию - для общения с ними.

Одни из первых блогов появились во «всемирной сети» благодаря американскому проекту LiveJournal.com примерно шесть лет назад. Вскоре о LiveJournal узнали и в Рунете (русскоязычной части Интернета), где этот проект тут же получил название «Живой журнал» (коротко «ЖЖ») и стал самым популярным блоггерским сервисом.

Любая запись в ЖЖ может быть публичной (т.е. её способен прочесть любой), приватной (т.е. её имеет право прочесть только сам пользователь), или она может быть адресована только «друзьям». В последнем случае лишь некоторые специально выбранные пользователи журнала могут ее прочесть.

По данным статистики LiveJournal.com http://www.livejournal.com/stats.bml, на 29 декабря 2006 года в ЖЖ зарегистрировано 11,9 млн. пользователей, в то время как на 3 декабря 2005 года число пользователей было 8,9 млн., из которых 2,5 млн. активных. 67,4 % пользователей - женщины. Наиболее распространенный (16,5 %) возраст пользователей – 16 - 20 лет.

Как было уже выше сказано, ЖЖ - в основном публичный дневник. А значит, у каждого пользователя есть свои друзья, называемые в ЖЖ-среде «френдами» (от английского «friend» «друг»). Легко заметить, что добавление в список друзей не обязательно означает фактические дружественные отношения и совсем не предполагает обязательной ответной взаимности: в простейшем случае это просто прямая коммуникация между блоггером и его читателем.

Огромное количество судеб, бесчисленное множество переживаний. Чаще детских и наивных. И все же современный ЖЖ нельзя ассоциировать только с подростковыми дневниками. Ведь, несмотря на похожую форму, содержание их бывает очень и очень разным. Так, наряду с «зеленой» молодежью, свои блоги в «Живом журнале» ведут и люди вполне почтенного возраста, солидного образования и социального положения, которым действительно есть, что сказать миру.

Свои ЖЖ есть у многих известных в России людей, а также у партий, общественных движений и организаций. Важнейшие мировые события моментально находят отклик в миллионах интернет-дневников. Неудивительно, что некоторые аналитики уже окрестили блоггерство гражданской журналистикой. А наиболее талантливые блоггеры даже привлекаются к работе традиционными СМИ.

Доминирующей причиной, толкающей человека вести онлайн-дневник, можно считать обратную связь, отзывы и комментарии на опубликованную информацию. Внутри блога можно занимать разные позиции:

  • автора, т.е. создать собственный блог, размещать в нем интересные для себя посты, отвечать на комментарии, заниматься дизайном.

  • Друга, т.е. следить за постами автора, комментировать их. Его связывают с автором общие интересы.

  • случайного комментатора, который попал на этот блог и «зацепился» за какой-то пост. В зависимости от заинтересованности, он может стать другом, а может больше никогда сюда не попасть.

  • просто посетителя, читающего все подряд, но не вступающего в диалог с автором. Впрочем, эта позиция может перерасти в любую из трех вышеназванных, если общение в блогах «зацепит» неофита.

В блогах как правило, отсутствует позиция педагога.

Конечно, блог-порталы бесконечно далеки от стандартных и привычных нам дневников. Однако они формируют культурные стереотипы, создают новые нормы общения и самовыражения - т.е. запускают свой (пока что альтернативный) процесс образования. Итак, благодаря своей популярности, доступности, простоте использования блоги имеют огромный потенциал, в частности, для образовательного процесса - в качестве электронной среды для саморазвития, проектирования, сотрудничества учащихся и педагогов, общения между авторами и читателями.

Обычный дневник мало кому показывают. Блог открыт для чтения, более того, читатели могут оставлять к записям свои комментарии. Блог появился сравнительно недавно, но уже прочно закрепился в нашей жизни, заменив привычный дневник виртуальным.

Компания Apple, в конце 2004 года подавшая в суд на блоггеров, которые рассказали об их новых товарах ещё до того, как о них официально объявила компания, и потребовавшая открыть источник утечки информации, спустя два года проиграла. В 2006 году было вынесено решение суда о том, что блоггеры обладают теми же правами по неразглашению источников информации, как и журналисты.

Определяя характерные особенности блогов, можно сделать определенные выводы:

1. Блог — это сайт.

2. Заметки в блоге обычно располагаются в хронологическом порядке.

3. Блог обычно пишется одним человеком от первого лица.

4. Блог часто содержит ссылки на другие сайты, интересующие автора.

5. Блог обычно имеет RSS-feed.

6. Блог обычно обновляется регулярно: ежедневно либо несколько раз в неделю.

7. Некоторые блоги позволяют оставлять комментарии к заметкам.

8. Некоторые блоги содержат «блогролл» -— список ссылок на другие интересные блоги.

9. Блог обычно позволяет создать представление об его авторе.

10. Блог обычно создаётся любителем, а не профессиональным журналистом или писателем.

Становится ясно, что блог и дневник имеют множество схожих признаков несмотря на то, между их созданием несколько веков. Но современное общество с его ценностями накладывает негативный отпечаток на цели создания блогов: большинство блоггеров создают блог с одной единственной целью – заработать! Но такие блоги вскоре перестают пользоваться популярностью у читателей, т.к статьи публикуемые в них сухие и неинтересные. Абсолютно другим видом являются блоги современных авторов. С этой целью мною было проведено исследование блога одного из современных прозаиков Захара Прилепина.

Захар Прилепин (настоящее имя Евгений Николаевич Лавлинский) родился 7 июля 1975 года в Рязанской области — русский писатель, филолог, журналист. Первые произведения были опубликованы в 2003 году в газете «День литературы». Постоянный автор газеты «Генеральная линия» и сайта «Назлобу.ру». Колумнист журналов «Большой город», «Крупный план», «Русская жизнь», «Огонёк» и «Политический журнал».

Книги:

— «Патологии» (2005, «Андреевский флаг»; 2006 «Ад Маргинем»)

— «Санькя» (2006, «Ад Маргинем»)

— «Грех» (2007, «Вагриус»).

Награды:

Финалист премий:

2005: «Национальный бестселлер» (роман «Патологии»)

2005: «Борис Соколофф-приз» (роман «Патологии»)

2006: «Русский Букер» (роман «Санькя»)

2006: «Национальный бестселлер» (роман «Санькя»)

2006: диплом премии «Эврика» (роман «Санькя»)

2007: им. Ю.Казакова — за лучший рассказ года (рассказ «Грех»)

Однакоэтого автора выделяет из числа других то, что он постоянно ведет читательский блог и личный сайт, на котором общается с читателями, оставляет комментарии, высказывает свои мысли и дает творческие советы.

Его блог подчиняется нескольким простым советам, которые Прилепин озвучил в своем интервью:

«Люди не любят читать большие сплошные тексты:

* Пишите лаконично

* Разбивайте текст на абзацы и оставляйте пустую строку между ними

* Не перегружайте текст деталями, интересными только вам и специалистам

* Добавляйте к тексту картинки.

* Пишите регулярно».

Поэтому в отличие от дневника Ф. М. Достоевского, который долгое время писался в тайне и не для публики, электронный дневник Захара Прилепина создавался для читателей.

Дневник каждого из этих авторов по своему необычен и несет в себе определенное знание. По поводу замысла "Дневника" 1876 г. Достоевский откровенно признавался: "Главная цель "Дневника" пока состояла в том, чтобы по возможности разъяснять идею о нашей национальной духовной самостоятельности и указывать ее, по возможности, в текущих представляющихся фактах". Тон Достоевского в его «Дневнике писателя», что несложно увидеть, исповедально-проповеднический. Иными словами, с личной страстью и открытостью, что предполагает сам по себе дневниковый жанр, он попытался вмешаться в общественную борьбу, обращаясь, однако, не только к обществу, но и к правительству. Как вспоминал типографский наборщик М. Александров, читатели «говорили Федору Михайловичу, что они читают его “Дневник” с благоговением, как Священное писание; на него смотрели одни как на духовного наставника, другие как на оракула и просили его разрешать их сомнения насчет некоторых жгучих вопросов времени». Конечно, это была попытка не только подействовать на сознание общества, но и через общественное мнение на политику правительства. Сам жанр был для этого замысла необыкновенно удобен: это и не прямая публицистика, как у Вольтера или Толстого, это и не литературно-критические статьи «реальной критики», это и не политические статьи, это и не мемуары. Но «Дневник писателя» поразительным образом совмещал эти разнообразные возможности. Быть может, ближе всего к найденной им стилистике очень любимая Достоевским книга Герцена «С того берега», с упоминания которой он начинает свой первый выпуск «Дневника» еще в «Гражданине» князя В.П. Мещерского. Тогда же он обозначает и то, что ему понравилось у Герцена: предоставление оппоненту всей полноты высказывания. Сам он не отличался этой добродетелью Герцена: с оппонентами спорил жестоко и часто несправедливо. Но никогда тем не менее его текст не был выражением точки зрения правительственной или точки зрения человека, якобы владеющего объективной истиной. Сама интонация его говорила о пристрастном, сомневающемся, ищущем авторе, но страстном в отстаивании позиции, к которой пришел. Эта интонация позволяла говорить антилиберальные вещи, без опасения показаться рупором официоза.

Сочетание мемуарного, литературно-критического, политического, обращение к литературно-историческим анекдотам и одновременно к самым злободневным проблемам общественной жизни (даже бытовым уголовным процессам), даже введение в ежемесячный «Дневник» своих художественных текстов самого высокого разбора создало невероятный сплав, своеобразный микрокосм, который можно рассматривать как некое художественное целое. Но вместе с тем «Дневник писателя» Достоевского именно потому, что он стал так востребован обществом, позволяет говорить и об определенном, весьма резком направлении, которое он выражал, и которое сыграло свою роль в развитии многих сюжетов последовавшей русской истории, наполнило русскую общественно-политическую жизнь весьма активно действовавшими смыслами.

Ключевая тема "Дневника" Достоевского — темы народа. День за днем он тщательно готовит материал, фиксирует его в тетради, обдумывает планы первых выпусков, закрепляет в своем сознании их основные темы, отдельные сложившиеся формулировки. Просматривая ежедневно текущую периодику, Достоевский пытается извлечь из русских газет и журналов основные факты, характеризующие «злобу дня», угадать скрытую за скупыми газетными строчками подлинную психологическую суть этих фактов, уловить по ним самое биенье пульса живой современности. Если в 1873 г. писателя тревожило состояние народа в положительных и "ужасных" проявлениях, то в последующие годы эта озабоченность выражалась, главным образом, в непрестанном подчеркивании ответственности интеллигенции перед народом, в разъяснении "правды народа". Это было слово о народе и России, обращенное к русской интеллигенции. Состояние самой интеллигенции обрисовано без прикрас: "обособление" от народа, духовное "разложение", "случайное семейство" как социальная примета времени, взыскующий спрос "детей" с промотавших идейное наследие "отцов", заявление своих общественных прав русскими женщинами. Ему характерно негативное отношение к обстановке царившей в стране. Статьи Достоевского в большей степени пронизаны не просто личными мыслями, а идеями сделать мир лучше. Его рассказы поучительны, каждый из них заставляет задуматься над своей жизнью. Каждая книжка «Дневника», написанная одним лицом, по содержанию приобретает своего рода «энциклопедический» характер; писатель получает в ней возможность в свободной, удобной для него форме затронуть не одну, а множество тем, выступить перед читателем в нескольких различных жанрах. Он свободно беседует с читателем на злобу дня, обсуждает текущие дела, факты русской и западноевропейской общественной жизни, газетные сообщения, судебную хронику, делится событиями своей личной жизни — прошлой и настоящей. Причем все эти пестрые факты не просто сосуществуют на страницах «Дневника» — автор стремится раскрыть читателю их внутренние пересечения, показать тот связующий их общий смысл, который при более пристальном анализе обнаруживается во внешне удаленных друг от друга фактах и событиях, относящихся к разным сферам жизни и на поверхности между собой не связанных. Журнал, написанный и издаваемый одним лицом, не был в XIX в. новостью ни на Западе, ни в России. Таковы были, в частности, многие сатирические журналы : журналы Аддисона в Англии, Готшеда в Германии, Н. И. Новикова и И. А. Крылова в России. Но образцы сатирических журналов эпохи Просвещения не имеют каких-либо точек соприкосновения с жанром «Дневника писателя», замысел которого сложился в другую эпоху и имел явные психологические, идеологические и литературные истоки. Они имели, как правило, один и тот же устойчивый морально-дидактический, сатирический характер, хотя внешне и складывались из ряда не связанных друг с другом сатирических портретов, зарисовок и очерков общественных «типов». «Дневник» же Достоевского предельно разнообразен по содержанию, но зато от начала до конца сцеплен единым авторским «голосом», единым дыханием и интонацией. Обращаясь к отдельным внешним и разрозненным фактам русской и западной жизни и к несходным между собою их сферам, автор стремится раскрыть их общие «концы» и «начала», обнаружить связующие их внутренние нити, общий глубинный философский смысл. Достоевский рассматривал работу над «Дневником» не только как осуществление дорогого ему, давно возникшего замысла, но и как своеобразную творческую лабораторию, необходимую для подготовки читателя к наступлению нового времени и возможных перемен в жизни всего общества.

Содержание современных авторских блогов весьма разнообразно. Это могут быть комментарии к собственным произведениям, советы начинающим писателям, разговоры с читателями, фанатами. Но в большинстве случаев блоги создаются писателями для обсуждения важнейших событий и происшествий реального времени. Также построен блог Захара прилепина. Автор в своих комментариях подобно Достоевскому реагирует на все происходящие события. Бахтин писал: Не было проблемы, которой не коснулся бы он в своем «Дневнике»: это и судопроизводство, и война с Турцией, и тема союза с Бисмарком, который привел бы к своеобразному переделу мира (Запад отошел бы Германии, а Восток - России), еврейский вопрос, тема Константинополя, петровская реформа, западничество и славянофильство, русский радикализм и, наконец, центральная тема - тема русского народа, крестьянства. К сожалению, в наше неспокойное время большинство из них негативны и даже трагичны. Поэтому блоги являются одним из способов людей выразить все свое негодование, а для автора они служат средством связи с обществом. Так и Прилепин реагируют на события происходящие в нашей жизни, оставляя комментарии, выкладывая фотографии. На его сайте можно найти множество статей посвященных терактам в Москве, беспорядкам в Ливии, недопустимости проявления россизма. Его блоги проникнуты идеей справедливости и мирной жизни. Наверное, именно поэтому его сайт в интернете настолько популярен ведь он не несет в себе негатива и зла. Автор просто отвечает на вопросы людей с искренним желанием сделать этот мир лучше, такой же идеей был увлечен и Достоевский при создании своего дневника. Он не просто обличал пороки людей, но скорее пытался указать на них, заставить читателя осознать пагубность такой жизни и найти другой путь, который станет спасением для всего общества. Несмотря на вековую разницу дневников, на способ их создания, на различную читательскую аудиторию их тематика удивительно схожа. Сам Прилепин отвечает на вопрос «Какая польза от ведения дневника?»:

«Если не вести блог, а вести личный дневник, то в нём ты можешь писать всё, что угодно. Все свои размышления, все свои чувства, эмоции, переживания, важные события дня, самоанализ. Ты можешь писать открыто и искренне. Но способен ли ты сейчас обо всём, что внутри тебя и что вокруг тебя писать публично и нужно ли это? Для этого требуется смелость. Особая смелость нужна, чтобы написать про своих “тараканов”, про тёмные закоулки своей души и личной жизни, о которых, возможно, никто не знает, только ты, да и то не до конца понял, что там, в темноте, твориться. Личный дневник – незаменимый инструмент в этом отношении. Пиши в нём о том, что тебя волнует больше всего. Пиши о том, что вызывает у тебя страх, пиши о том, что требует от тебя смелости. Развивайся социально-эмоционально с помощью ведения дневника.

Статьи, содержащие законченные оригинальные мысли, также приносят большую пользу для личного развития как автора, так и читателей. Чтобы написать что-то ценное, оригинальное, вечное, необходимо хорошо разобраться в себе, вспомнить личный опыт и сделать выводы из него, собрать известную информацию, узнать что-то новое и сделать заключения. Конечно, чтобы статья получилась действительно полезной, нужно приложить много усилий, но эта польза и для тебя, и для других. Когда в голове носится рой мыслей, вряд ли что-то лучше, чем ведение личного дневника, помогает навести порядок и обрести сознание “подобно воде”. Дневник поможет тебе быстро восстановиться, если кто-то или что-то выбило тебя из колеи. Иногда несколько абзацев самоанализа способны избавить тебя от стресса, который ты испытывал месяцами до этого».

Конечно же, мне бы хотелось найти схожие события в дневниках этих столь разных писателей, но это не так просто. Достоевский реагирует на пагубность многих реформ, на царский режим со всеми его отрицательными и положительными сторонами, но огромное внимание он уделяет проблеме человеческой души, а именно честности. Писатель считал, что одной из проблем современного ему общества была неискренность: «…
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Название работы
Название оу, в котором учится автор: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1» Менделеевского муниципального...

Название работы

Название работы

Специальность Компьютерная Безопасность Курсовая работа Название курсовой работы

Название проекта: «Природные богатства Ленинградской области»
Название образовательного учреждения: боу сош №127 с углублённым изучением английского языка

Решение n 1 Закрытого акционерного общества "название общества" "название...

Название учреждения
Название учреждения: мбоу «Средняя школа №2 им. Е. В. Камышева», г. Гагарин, Смоленская область

Полное название
Полное название: Государственное учреждение Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации...

1. Возникновение компьютерных сетей 3
Через пять лет напряженной работы такая сеть была создана и получила название arpanet

Название работы
Определение готовности детей к обучению в школе, выявление детей с отклонениями в развитии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница