Рабочая программа по русскому языку (Перспективная начальная школа) 2 класс




НазваниеРабочая программа по русскому языку (Перспективная начальная школа) 2 класс
страница1/8
Дата публикации05.10.2013
Размер0.57 Mb.
ТипРабочая программа
odtdocs.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
БОУ СМР «Замошская основная общеобразовательная школа».

Утверждаю:

Директор БОУ СМР

«Замошская ООШ»

__________(Староверова И.Н.)

«____» ____________2013г.

Рабочая программа

по русскому языку

(Перспективная начальная школа)

2 класс

Учитель: Красоткина Л.М.

2013 – 2014 учебный год.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312); Федерального компонента государственных образовательных стандартов по предметам БУПа 2004 года (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089), примерных программ начального общего образования (письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г.) и авторский программы Чураковой Н.А. «Русский язык» (образовательная программа «Перспективная начальная школа»). Программа рассчитана на 170 часов при изучении русского языка по 5 часов в неделю.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Учебно-методический комплект по русскому языку отвечает тем общим требованиям, которые «Перспективная начальная школа» предъявляет к своим учебникам. Эти требования касаются структурной организации содержания (внешняя интрига, участниками которой являются сквозные для всего комплекта «Перспективная начальная школа» герои, оформляет предметное содержание), методики разворачивания предметного материала (вокруг конкретной проблемы языка или речи, имеющей практический смысл или представляющей научный интерес), организационных форм работы на уроке (методический аппарат максимально размещен в самом учебнике, что включает и организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малой группе и т. д.).

Данный комплект учебников подчиняется требованиям инструментальности и интерактивности (насколько это требование можно реализовать на бумажном носителе) в силу того, что он ориентирован на максимально возможное обеспечение самостоятельной работы на уроке. Это касается не только организационных форм; комплект содержит разнообразный справочный материал, который выполняет роль дополнительного инструментария, необходимого для решения конкретных языковых задач. Интерактивность обеспечивается тем, что учебники завязывают, а научные сотрудники «Академкниги» поддерживают содержательную переписку с учащимися (один раз в конце 1-го класса, по 4 раза — в каникулы, начиная со 2-го класса).

Прописанное в концепции сочетание принципов развивающего обучения с традиционным принципом прочности вызывает к жизни необходимость, с одной стороны, обеспечения устойчивого орфографического навыка, а с другой стороны – организацию работы, связанной с пониманием школьниками внутренней логики языка зарождением интереса к языковым проблемам.

Принципы развивающего обучения, ориентированные на осознанность процесса учения, стали основанием для выстраивания линии последовательной фонетической работы; для выявления механизмов работы буквы в слове, слова — в предложении, предложения — в тексте. Традиционный принцип прочности, ориентированный на усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету, лег в основу организации многократного возвращения к одним и тем же теоретическим проблемам и, тем более, к решению одних и тех же орфографических задач.

Решение проблем развития речи опирается на разведение представлений о языке и о речи: язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативна — это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить основные жанры письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки и телеграммы до аннотации и короткой рецензии на литературное произведение.

Теоретическими и методическими источниками программы по «Русскому языку» являются идеи, изложенные в научных и научно - методических работах М.В. Панова «Фонемный принцип русской орфографии, характеристика современного русского произношения»; П.С. Жедек «Теория и практика обучения морфологии, методика изучения морфемного состава слова»; П.С. Жедек, М.И. Тимченко «Списывание в обучении правописанию»; Е.С. Скобликовой «Синтаксис простого предложения»; В.В. Репкина «Принципы развивающего обучения русскому языку»; Л.В. Занкова «Принципы развивающего обучения, методика организации деятельности наблюдения»; М.С. Соловейчик «Требования к современному уроку русского языка»; Н.И. Жинкина «Развитие речи младших школьников».

На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, проектно - исследовательское обучение, ИКТ. Для развития устойчивого интереса к учебному процессу на уроках русского языка используются электронные образовательные ресурсы.

Содержание программы учебного курса.

Повторение материала, изученного в 1 классе:

Звуки и буквы. Обозначение на письме твердости-мягкости согласных звуков и мягкого звука [й']. Буква Ь знак для обозначения мягкости согласных в середине слова.

Понятие «другого слова» и «другой формы» этого же слова. Виды изменений формы слов-названий предметов по числам, по команде вопросов. Род слов-названий предметов. Виды изменений слов-названий признаков по числам, родам, команде вопросов.

Омонимы. Синонимы. Отличие однокоренных слов от синонимов и слов с корнями-омонимами.

Состав слова: основа и окончание, определение окончания и основы в слове. Родственные слова как слова, образованные от одного и того же слова. Корень слова как общая часть ОСНОВ родственных слов. Корни-омонимы.

Безударные гласные в корне слова. Два способа приведения безударного звука в корне слова к сильной позиции: изменение формы слова и подбор родственных слов. Правописание жи-щи, ча-ща, чу-щу, ци-це — в безударной позиции. Правописание слов с сочетаниями чк, чн, нч, щн, нщ.

Написание Ы после Ц в окончаниях существительных. Парные звонкие-глухие согласные на конце слова и перед другими согласными. Два способа приведения звука в слабой позиции к сильной позиции. Чередование звуков о, е в корне слова с нулем звука (беглые гласные). Те же способы проверки. Непроизносимые гласные. Проверка написания звуков в слабой позиции путем обращения к орфографическому словарю. Знакомство с этимологическим словарем (словарем происхождения слов): обнаружение еще одного способа проверки написаний звуков в слабой позиции.

Состав слова: приставка и суффикс. Написание разделительных Ь и Ъ знаков. Удвоенные согласные в корне слов иноязычного происхождения. Проверка их написания по орфографическому словарю. Удвоенные согласные на стыке корня и суффикса: необходимость разбора слова по составу как способ проверки написания.

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные.

Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца. Знакомство с текстом-описанием и текстом-повествованием.

Тема и основная мысль (основное переживание) в тексте. Составление плана текста. Изложение как «жанр» письменной речи. Использование плана для написания изложения. Определение темы и основной мысли живописного произведения. Сравнительный анализ текстов на одну тему (разные основные мысли или переживания); сравнительный анализ текстов на разные темы (сходная основная мысль или переживание). Различение текста естественно-научного содержания (научно-популярного текста) и художественного текста (совместный проект с авторами комплекта по окружающему миру). Формулирование вопросов к текстам естественнонаучного содержания (в рамках комплекта по окружающему миру).

«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета в ситуациях общении со сверстниками и со взрослыми; освоение жанра письма с точки зрения азбуки вежливости.

Словарь:

Арбуз, берёза, билет, быстро, вдруг, весело, воробей, ворона, газета, город, группа, девочка, деревня, директор, до свидания, завод, заяц, здравствуй, иней, капуста, класс, корова, лисица, лопата, магазин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, народ, одежда, посуда, работа, ребята, Родина, Россия, русский, сирень, скоро, собака, сорока, спасибо, столица, суббота, тетрадь, товарищ, урожай, ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык (55 слов).

Приблизительное распределение часов на изучение основных разделов программы:

Фонетика: 10 часов, Состав слова: 30 часов, Орфография: 85 часов; Лексика: 10 часов; Синтаксис: 10 часов; Развитие речи: 25 часов.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Русский язык» к концу второго года обучения

Знать:

— что такое корень слова, родственные слова;

— как определить окончание слова;

— что такое сильная и слабая позиция гласного и согласного звука;

— о том, что приведение звука к сильной позиции в ТОЙ ЖЕ части слова определяет выбор буквы;

— написание словарных слов, определенных программой;

— написание слов с разделительными Ь и Ъ знаком;

— написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-цы, це — не только под ударением; написание слов с сочетаниями чк, чн, нч, щн, нщ.

— написание слов с непроизносимыми согласными;

— написание слов с парными звонкими-глухими на конце и перед другими согласными;

— написание слов с безударными гласными в корне;

Уметь:

— различать сонорные согласные как наиболее звучные;

— делать простейший звуко-буквенный анализ слова (деление слова на слоги, определение ударного слога, последовательности звуков и букв в слове, характеристику звуков);

— различать формы слова (его изменения) от однокоренных слов; —-   различать родственные слова;

— подбирать к слову однокоренные слова;

— определять среди родственных слов слово, от которого произошли остальные;

— различать основу слова и окончание; выделять корень;

— различать (грамматическую) основу предложения; определять главное и зависимое слово в словосочетании;

— проверять безударные гласные в корне слова путем подбора однокоренных слов или изменения формы слова;

— проверять парные по звонкости-глухости согласные в корне слова путем подбора однокоренных слов или изменения формы слова;

— различать сильную и слабую позицию звука (в случае с безударными гласными и гласными в этой же части слова под ударением; с парными по звонкости-глухости согласными на конце слова и перед другими согласными); приводить звук к сильной позиции в той же части слова (то есть уметь проверять написание);

— практически различать приставки и предлоги; раздельно писать предлоги со словами-названиями предметов и признаков;

— задавать вопросы в предложении к слову-названию предмета главному, к словам-названиям предметов не главным, к слову-названию действия, к слову-названию признака.

— озаглавить небольшой текст или отрывок из текста (по одному или двум основаниям: учитывая либо только тему, либо тему и основную мысль-переживание), выделить в нем смысловые части;

— правильно оформить начало и конец письма;

— находить слово в каждом конкретном словаре;

Иметь общее представление:

— о составе слова (корень, окончание, приставка, суффикс);

— о нулевом окончании; об отсутствии окончаний в заимствованных словах;

— о чередовании согласных (например: г/ж, к/ч, д/ж, з/ж, ч/ц, т/ч) в корне слова;

— о написании безударных гласных не только в корне, но и в других частях слова и об общем способе проверки (по сильной позиции в ЭТОЙ ЖЕ части слова);

— о возможности использовать группу сонорных согласных + в для определения сильной позиции согласного, то есть в качестве проверки;

— о беглых гласных (обозначаемых буквами О, Е) в корне слова и о способе проверки их написания (путем изменения формы слова или подбора однокоренных);

— о главном и зависимом слове в словосочетании;

— об обращении и его оформлении на письме;

— о том, что морфемный состав слова отличается от этимологического (без терминологии: современный состав слова отличается от исторического)

— о разнообразии и РАЗЛИЧИИ словарей русского языка («Толковый», «Орфографический», «Происхождения слов» (этимологический), «Состава слов» (морфемно-орфографический);

— о синонимах, омонимах, антонимах;

— о различии темы и основной мысли (основном переживании) литературного и живописного произведения;

— о смысле названий литературных произведений и произведений изобразительного искусства (они выражают либо тему, либо основную мысль (переживание) автора);

— о различии научно-популярного текста и художественного;

— об основных этикетных формулах речевого поведения; об этикетных требованиях, предъявляемых к жанру письма.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу второго года обучения

Личностные результаты.

Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте позволит научится, или получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;

Научиться проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.

В области познавательных УУД обучающиеся научатся, получать возможность научиться:

Инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;

Ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения , нужные правило или таблицу; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте;

Работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту);

Работать со словарями: находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.

В области коммуникативных УУД обучающиеся научатся, получать возможность научиться:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

Работать с соседом по парте: распределять работу, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

Выполнять работу по цепочке.

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

Видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединиться к одной из них;

Использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.

Перечень учебно- методических средств обучения.

  • Программы по учебным предметам 1 – 4 классы (Перспективная начальная школа) в 2х частях. М. Академкнига / учебник 2011 г
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по окружающему миру (Перспективная начальная школа) 2 класс
Минобрнауки России от 07. 07. 2005 г.) и авторской программы «Окружающий мир»Федотовой О. Н., Трафимовой Г. В., Трафимова С. А. (образовательная...

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению2 класс умк "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по изобразительному искусству (Перспективная начальная школа) 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе составлена на основе программы курса изобразительного искусства для учащихся...

Рабочая программа по музыке (Перспективная начальная школа) 2 класс
Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы Челышева...

Рабочая программа по русскому языку на 2011 2012 учебный год
...

Тематическое планирование по русскому языку 3 класс
Иванов С. В. Русский язык: программа: 1-4 классы/С. В. Иванов. М.: Вентана Граф, 2012. 224с. (Начальная школа xxiвека)

Рабочая программа основного общего образования по Русскому языку...
Рабочая программа основного общего образования по русскому языку содержит следующие разделы

Рабочая программа по технологии (Перспективная начальная школа) 2 класс
Целью данного курса является развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики...

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе составлена на основе...
Варианту программы прилагается методическое пособие Богдановой Г. А. Уроки русского языка в 6 классе, М.: Просвещение, 2010. Рабочая...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс
Областное государственное автономное образовательное учреждение общеобразовательная школа-интернат «Белгородский инженерный юношеский...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница