Доклад для педагогического совета «Здоровьесберегающие технологии в школе»




Скачать 88.67 Kb.
НазваниеДоклад для педагогического совета «Здоровьесберегающие технологии в школе»
Дата публикации23.09.2013
Размер88.67 Kb.
ТипДоклад
odtdocs.ru > Литература > Доклад
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Доклад для педагогического совета

«Здоровьесберегающие технологии в школе»

Виды учебной деятельности : рациональный

уровень их продолжительности и чередования

Доклад подготовила учитель русского языка

и литературы МБОУ « СОШ№5 » Фаркова Г. В.

Торжок,2012 год

Одной из важнейших тем для разговоров, обсуждений и различных научных работ с незапамятных времён является здоровье человека. За последние годы по оценке специалистов состояние здоровья россиян значительно ухудшилось по сравнению с их сверстниками 20 или 30 лет назад.

Особую заботу вызывает у медиков состояние здоровья российских школьников. Известно, что здоровье ребенка, его рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живёт .Для детей 6-17 лет этой средой является школа.

Наша система образования постоянно претерпевает изменения. Учащиеся и учителя, работающие в школе, испытывают на себе все плюсы и, к сожалению, минусы нововведений. По данным Министерства образования за период с 1945 года и по сей день значительно сократилось количество часов, отведённых на изучение всех учебных курсов, а их объём и содержание нисколько не сократились. Это неизбежно должно было привести к увеличению домашних заданий и учебной нагрузки на детей. Отсюда усталость, утомление, переутомление и как следствие, развитие нервных, психо-соматических, острых и хронических нарушений здоровья. Это лишь один из примеров негативного влияния школьной образовательной среды на ребёнка.

Сохранять и укреплять здоровье учащихся во время учебного процесса, воспитывать в них культуру здоровья, формировать представление о здоровье как ценности, создавать благоприятные условия для обучения детей, рационально организовывать учебный процесс без вреда для здоровья учителю поможет использование школьных здоровьесберегающих технологий в своей работе.

По словам профессора Н .К. Смирнова "здоровьесберегающие образовательные технологии-это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся".

Здоровьесберегающие технологии делят на три основные группы:

1)психолого-педагогические технологии, которые учитель использует на уроках и во внеурочной деятельности;

2)технологии, которые обеспечивают оптимальные гигиенические условия образовательного процесса;

3)технологии оптимальной организации учебного процесса.

Меня, как молодого специалиста ,в первую очередь интересует вопрос, касающийся технологий оптимальной организации учебного процесса в системе здоровьеоберегающих технологий. В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость для меня приобретает форма организации и виды учебной деятельности учащихся на уроке. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три формы учебной деятельности - фронтальная, индивидуальная и групповая. Наиболее полно они представлены в работах И. М. Чередова, Ю. Б. Зотова, Х .И .Лийметса, М. Д. Виноградовой и др.

Кроме того в своей работе я стараюсь использовать различные виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, рассматривание и обсуждение иллюстраций, инсценирование отдельных эпизодов художественных произведений, просмотр отрывков художественных или документальных фильмов, презентации и т. п. Хороший эффект даёт использование интерактивных обучающих программ, игровых технологий, ТСО.

Смена видов деятельности в рамках одного урока литературы, например, не только снижает риск умственного утомления детей, но и позволяет избежать ухудшения зрения, которое возможно, если большую часть урока отводить для чтения, сохранить здоровье опорно-двигательного аппарата, так как смена вида деятельности учащихся подразумевает смену позы детей. Это ещё и заменяет физкультминутку в младших классах.

Чтобы оптимально безвредно организовать учебный процесс учителю необходимо чередовать виды деятельности в течение урока. Особое внимание учитель должен обратить на рациональный уровень их продолжительности. И хотя строгих рекомендаций по ограничению по времени отдельных видов учебной деятельности в методической литературе нет, было бы нецелесообразно ,например, отвести 30 минут урока на проверку домашнего задания, а оставшиеся 10-15 минут на изучение нового материала.

Анализ методической литературы и собственный, пусть и небольшой, практический опыт позволили мне при организации урока выделить три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения , которые характеризуются своей продолжительностью, объёмом нагрузки и характерными видами деятельности.

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

5-25-я минута-80%;

25-35-я минута-60-40%;

35-40-я минута-10%.

Также изменяется и интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока:

1-й этап.Врабатывание.5 минут.

2-ой этап. Максимальная работоспособность.20-25 минут.

3-ий этап. Конечный прорыв.10-15 минут.

Стоит отметить, что на втором этапе на 15-ой минуте происходит максимальное снижение работоспособности ребёнка, а на третьем этапе её небольшое повышение.

Сопоставив две таблицы, я пришла к выводу, что учитывая данные факты, я могу более эффективно работать, правильно используя различные виды деятельности учащихся на уроке, рационально определяя уровень их продолжительности и чередования.

На примере урока литературы, проведённом мною в седьмом классе, рассмотрим какие виды учебной деятельности можно использовать в рамках одного урока, как их можно чередовать и какое время отведено учителем для каждого вида работы.

Урок литературы, проведённый Фарковой Г.В. 27.01.12 в 7а классе.

Тема: Н .А. Некрасов. Поэма "Русские женщины" .Историческая основа поэмы .Величие духа русских женщин, отправившихся в ссылку за своими мужьями.

Цели:1)учить школьников самостоятельно находить и систематизировать материалы для подготовки презентаций или докладов по биографии писателей;2)вспомнить исторические события, послужившие мотивом для создания произведения;3)развивать понятие о поэме как о жанре литературы;4)показать особенности русского характера, обозначенные в произведении;5)развивать интерес к истории России;6)развивать творческие способности школьников.

Оборудование: словарь русского языка С.И. Ожегова, атлас" История России ",учебник литературы 7 класс 2 часть под редакцией В. Я. Коровиной, рабочая тетрадь.

Ход урока:

I.Организационный момент:(1-2 мин.)

II.Основная часть:(35-40 мин.)

1)Проверка домашнего задания:(5-7 мин.)

-В 6 классе мы с вами уже знакомились с творчеством Н. А. Некрасова. Дома вы подготовили презентацию по биографии поэта. Давайте послушаем выступление одного из учащихся.

2)Объяснение нового материала:

а)Рассказ учителя:(5-7 мин.)

-Сегодня мы познакомимся с новым произведением Н. А. Некрасова. Запишите тему урока:"Н .А. Некрасов. Поэма "Русские женщины" .В течение урока мы попытаемся понять, какие исторические события легли в основу произведения, определить его жанр, тему и идею.

-Прочитав поэму дома, смогли ли вы понять, какое историческое событие послужило мотивом для создания поэмы?

-Что вы знаете о восстании декабристов?

-Как сегодня мы воспринимаем их подвиг?

-После победы 1812 года Россия жила в ожидании перемен. Крестьяне надеялись на освобождение от крепостной неволи. Тяжёлым оставалось и положение солдат, служивших в армии. За малейшую провинность они подвергались телесным наказаниям. Облегчить положение народа мечтали молодые русские офицеры. В 1816 г. они создали тайное общество, членов которого стали впоследствии называть декабристами. В 1825 г. декабристы подняли восстание в Петербурге.14 декабря, в день, когда на престол должен был вступить новый император Николай I,3 тыс. солдат во главе с 30-ю офицерами вышли на Сенатскую площадь. Напрасно генерал Милорадович убеждал их сложить оружие. Тогда по восставшим открыли огонь из пушек, и восстание было подавлено.

По приказу императора Николая I солдаты, участвовавшие в восстании декабристов, были жестоко наказаны палками. Офицеров лишили чинов и званий и отправили в Сибирь на каторгу.

В примечании к "Русским женщинам" Некрасов указал, что не касается политической стороны события, но всё-таки именно он впервые изобразил восстание на Сенатской площади.

Вскоре за многими декабристами последовали их жёны : Муравьёва, Трубецкая, Е. Нарышкина, Волконская и др. Жёны сосланных на каторжную работу лишались всех гражданских прав, бросали богатства, общественное положение и ехали в неволю, в страшный климат Сибири, под ещё более страшный гнёт местной полиции.

Поэма "Русские женщины" рассказывает нам об этих самоотверженных женщинах. Она состоит из двух частей: "Княгиня Трубецкая" и "Княгиня М. Н. Волконская". У нас в учебнике представлена только первая часть. Её вы прочитали дома.

б)Анализ жанра и композиции произведения:(5-7 мин.)

-Как поэт определил жанр своего произведения?(Поэма)

-Можете ли вы сами объяснить значение этого слова?

-Давайте обратимся к словарю русского языка С .И. Ожегова. Найдите, как он определяет значение слова "поэма" .Прочитайте.

-Запишите в тетрадь это определение. (Поэма-повествовательное произведение в стихах на историческую или легендарную тему).

-Докажите, что "Русские женщины"-поэма.

-Попробуем определить особенности композиции произведения .Для этого составим краткий план-перечень событий, изложенных в поэме. Будем читать и по ходу чтения составлять план.

Приблизительный план.

Часть первая.

I.Описание возка, на котором княгиня Трубецкая едет в Сибирь.

II.Отец готовит для дочери возок.

III.Прощание дочери с отцом.

Часть вторая.

I.Спустя два месяца. Описание пути возка.

II.Первый разговор княгини с губернатором.

III.Назавтра. Второй разговор.

IV.Спустя пять дней. Третий разговор.

-Подумайте, почему именно в таком порядке располагаются картины первой части поэмы?

-Для чего автор нарушил временную последовательность эпизодов?

-Каковы другие особенности композиции поэмы? Какое значение они имеют?

в)Беседа по тексту:(5-7 мин.)

-Итак, мы вспомнили сюжет поэмы. Назовите главных героев. Какие титулы они носят?

-Почему княгиня отказывается от всего, что имеет? Что считает своим долгом?

-Какие чувства испытывает князь, собирая в дорогу дочь? Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы передать состояние отца?

-Как вы представляете себе тяжкий путь жён декабристов в Сибирь?

-Как его описывает Некрасов?

-Кто встретил в Иркутске княгиню?

-Как автор называет почтенного генерала? Что он хочет этим сказать?

-Почему герой тянет время?

-Что говорит княгиня о светском обществе и своём долге? Как эти слова характеризуют героиню?

-Как автор относится к героине? Какие средства художественной выразительности помогают нам это понять?

-Как вы думаете, какова тема и идея произведения? В чём же Некрасов видит величие духа русских женщин, описанных в поэме?

г)Инсценированное чтение по ролям(10-12 мин.)

-С.229-231.Роли: автор, княгиня, губернатор.

-Постарайтесь передать слушателям чувства героев.

3)Итог урока:(3 мин.)

-Понравилась ли вам поэма? Удалось ли чтецам передать нам чувства героев? Как вы думаете, актуальна ли тема "Русских женщин" в наше время?

Комментарий.

Так как первые пять минут урока происходит только врабатывание учащихся, то это время я отвожу для проверки домашнего задания. К уроку я прошу детей самостоятельно изучить биографию поэта и подготовить краткие сообщения по данной теме. Очень хорошо вписывается в структуру урока презентация подготовленная одним из учащихся по данной теме, т. е. в рамках 5-7 мин. урока я реализую индивидуальную форму организации учебной деятельности школьников.

Следующие 20 минут урока уходят на изучение нового материала, т.к. в это время и процент усвоения знаний и работоспособность учащихся достаточно велики. Часто я использую в основной части урока 3-4 вида учебной деятельности. На представленном уроке это рассказ учителя (исторический комментарий к поэме)-5-7 минут; анализ жанра и композиции произведения-5 минут(работа со словарём, работа над составлением краткого плана-перечня событий изложенных в поэме);беседа по вопросам учителя по тексту-5 минут.

Оставшееся время урока, когда эффективность усвоения знаний резко снижается, я провожу инсценированное чтение фрагментов поэмы или использую такой вид учебной деятельности как чтение по ролям. Это , по моему мнению, даёт эмоциональную разрядку в ходе урока, обеспечивает психологическую разгрузку учащихся.

Таким образом, благодаря использованию на уроке различных видов деятельности в рамках здоровьесберегающих технологий оказывается возможным обеспечение наиболее комфортных условий для обучения. Применяя и чередуя их ,учитель минимизирует негативные факторы, которые могли бы нанести вред здоровью школьников. Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют решать задачи охраны здоровья ребёнка параллельно и психологическом, и физиологическом аспектах.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях
Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. В своей работе я опираюсь на «Систему музыкально – оздоровительной...

Решение педагогического совета является правомочным, если на его з
В состав педагогического совета входят: директор и его заместители, методист, педагогические работники

Утверждаю: Принято на засениии Директор Л. В. Шалатонова педагогического совета
Положение о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся в школе

Здоровьесберегающие технологии в учреждениях дополнительного образования
Здоровье человека-тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Состояние здоровья...

Рабочая программа педагога минеева Геннадия Михайловича, категория...
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования

Здоровьесберегающие технологии в процессе
Из истинно человеческих ценностей здоровье — одна из основных. Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что воистину здоровый...

Здоровьесберегающие технологии
Внедрение в учебный процесс здоровье сберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников,...

«нетрадиционные логопедические здоровьесберегающие технологии»
С введением фгт изменяются подходы к организации воспитательно-образовательного процесса: решение задач образовательной деятельности...

Обобщенного педагогического опыта «Системно-деятельностный подход...
Участники конкурса представили и защитили свой педагогический опыт по различным актуальным вопросам методики преподавания учебных...

Рабочая программа по трудовой подготовке для 5- класса (вариант для мальчиков)
К утверждению утверждена на заседании педагогического совета приказом школы-интерната

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница