Разработка урока литературы в 11 классе (2 часа) Тема урока: «Их воскресила любовь?»




Скачать 31.71 Kb.
НазваниеРазработка урока литературы в 11 классе (2 часа) Тема урока: «Их воскресила любовь?»
Дата публикации25.03.2013
Размер31.71 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > Литература > Урок
Разработка урока литературы в 11 классе (2 часа)

Тема урока: «Их воскресила любовь?»

(по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Цели урока:
Воспитывающая — уяснить нравственные уроки М.А. Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.

Развивающая — развитие интеллектуальных способностей учащихся при анализе текста и сопоставлении с текстами других авторов.

Обучающая — проверить знание содержания романа, умение делать индивидуальные сообщения-экспромты.
Методические приемы: работа с текстом, лекция с элементами беседы, тест.
Тип урока: частично-поисковый.
Оформление материалов к уроку:

- запись цитат на доске;

- раздаточный материал с вопросами;

- рисунки Н. Рушевой.
Использование ЭОР: М.А. Булгаков http://www.bulgakov.ru/biography/
Ход урока:
I. Работа с текстом романа.

  • Слово учителя: Сегодня мы попытаемся посмотреть на роман Булгакова несколько неожиданно. Вы уже знакомы с авторским мировоззрением, его концепцией мира, его системой нравственных ценностей. А теперь мы попробуем заставить Булгакова вступить в разговор с другими писателями-классиками. И разговор этот будет, конечно, о любви, красоте и добре.

  • Работа по группам:

Раздаются карточки с разными заданиями каждой группе. Можно создать группы по принципу: сильные и слабые или в одной группе только сильные, в другой слабые учащиеся. Задания, тогда, естественно, разные по сложности.

I группа. История жизни Маргариты. Найти слова-образы, которые докажут, что Маргарита несчастлива с мужем.

II группа. Почему Маргарита вышла на улицу с желтыми цветами? А какие еще цветы есть в романе? Какую роль они играют?

III группа. Какие художественные средства использует Булгаков в рассказе Мастера Ивану Бездомному о появлении любви?

IV группа. Нож как символ. Проследите, в каких эпизодах еще встречается нож.

V группа. Символика смены времен года в романе. Когда и как меняется природа?


  • Беседа с элементами сообщений-экспромтов.

Вспомним пьесу Островского «Гроза».

- Почему Катерина боится грозы?

- Любовь к Борису — это грех?

- Символом чего является гроза в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Учащиеся рассуждают, отвечая на поставленные вопросы.

Вместе делаем вывод: есть нечто общее в жизненных обстоятельствах Катерины и Маргариты. Гроза в обоих произведениях играет важную роль. Диалог Булгакова и Островского состоялся.
А теперь обратимся к Достоевскому.

- Красота спасет мир? Какая красота имеется в виду?

- Назовите черты внешности Сони.

- За что ее любят каторжники?

- Что означает слово «кроткая»?

- Применимо ли оно к Маргарите?

- Что принесла любовь Сони Раскольникову?

- «Их воскресила любовь». Применима ли эта формулировка к любви Мастера и Маргариты?
После индивидуальных сообщений-экспромтов делается вывод: и с Достоевским диалог удался.


  • Проверка групповых заданий. Самооценка учащихся. Проведение итогов работы каждой группы и выставление оценок всем учащимся. (Оценки выставляют сами ребята. Учитель лишь корректирует их, если это необходимо).




  • Анализ сцены бала у Воланда (глава 23) и сцены прощения Фриды (глава 24).

Составление характеристики Маргариты в тетрадях.

Итоговый вопрос: «Маргарита спасет Мастера?» Класс делится на две группы, после короткого обсуждения один ученик из каждой группы сжато высказывает точку зрения всех.


  • Тест по роману «Мастер и Маргарита»


1. В каких сценах романа присутствует запах розового масла? Что он символизирует?

2. Опишите наряд Маргариты на балу.

3. Почему Мастер сжег роман?

4. Почему Воланд позволил Маргарите просить дважды?

5. С какими героями романа связаны сатирические страницы?

6. Почему Маргарита была несчастлива?

7. Для чего в романе две сцены бала? (бал в «Грибоедове» и бал у Сатаны) Как называется такой литературный прием?

8. У кого были «скошенные от вранья» глаза?

9. В чем сила характера Маргариты?

10. Какова композиция «Мастера и Маргариты?»


Домашнее задание: Подготовиться к уроку по теме: "Сатирические страницы в романе "Мастер и Маргарита".



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка интегрированного урока в 3 классе 2011г Тема:...
Цель урока: На примере художественных и музыкальных шедевров познакомить учеников с русским сарафаном

Урока п/п Тема урока Тип урока
Вводный урок. Приглашение в большой мир литературы. (Знакомство с новым учебником. Б. Заходер. «Моя Вообразилия», «Сказочка»)

План-конспект урока изо в 6 классе. Тема урока: «Образ человека главная тема в искусстве.»
Для учителя: мультимедийное оборудование, презентация по теме, образцы детских работ

Тема урока: я знаю английский алфавит
Фрагмент урока английского языка во 2 классе по умк «Enjoy English-1» автор Биболетова М. З

Разработка урока русского языка Тема: Глагол. Спряжение глагола
Отличительные особенности данного урока: Урок проводится с использованием интерактивной доски!

План-конспект урока тема урока: Полезные ископаемые. Их добыча
Тема и номер урока в теме пятый урок в разделе «Путешествие по поверхности и недрам»

Конспект урока русского языка в 6 а классе Тема урока: «Наречие как часть речи»
Оборудование: Листы с вопросами викторины, рабочие карточки, компьютерная презентация

Тема урока: Настоящее простое и настоящее продолженное время (повторение)
Конспект урока по английскому языку в 5 классе по учебнику М. З. Биболетовой Enjoy English

Разработка урока по теме "Париж" в 9 классе
Мною был разработан и проведён урок в 9 классе по теме «Париж». Целями  и задачами урока были развитие навыков устной речи,развитие...

Методическая разработка урока биологии Тема урока: «Развитие жизни на Земле»
Образовательная: способствовать формированию представления о том, как происходило усложнение живых организмов на Земле в процессе...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница