Урок литературы 10 класс тема: какова же русь гоголя?( заключительный урок по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души») Цели помочь учащмся увидеть «Русь на страницах поэмы»




Скачать 45.11 Kb.
НазваниеУрок литературы 10 класс тема: какова же русь гоголя?( заключительный урок по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души») Цели помочь учащмся увидеть «Русь на страницах поэмы»
Дата публикации25.03.2013
Размер45.11 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > Литература > Урок
Урок литературы 10 класс

ТЕМА: КАКОВА ЖЕ РУСЬ ГОГОЛЯ?( заключительный урок по поэме Н.В. ГОГОЛЯ «Мёртвые души»)
Цели:1.помочь учащмся увидеть «Русь на страницах поэмы»

2.способствовать развитию воображения творческих способностей

учащихся,коммуникативных умений.

3.воспитывать любовь к живому слову.
… Теперь передо мной чужбина,вокруг меня чужбина,

но в сердце моём Русь.

Н.В.Гоголь.(из письма)

ход урока.

1.Вступительное слово.

«О Русь взмахни крылами!» -в хх векеА.Блок.А за несколько десятилетий до

него находившийся вдалеке от родины Гоголь с грустью писал в одном из своих писем:

« Теперь передо мной чужбина6но в сердце моё Русь,не гадкая Русь,но одна только прекрасная Русь»

Пусть эти две фразы станут отправными точками нашего путишествия по страницам поэмы.

Какова же Русь Гоголя?Куда стремится она в своём полёте?

Мы попробуем найти ответ сегодня на уроке. 2.Учащиеся записывают тему и эпиграф в тетради.

3. Учащиеся прослушивают фрагмент произведения(ссылка №1)

Учитель:»Вишь ты,-сказал один другому,-вонкакое колесо!что ты думаешь,доедет то колесо,еслиб случилось в Москву или не доедет?»-Доедет,-отвечает другой.»А в Казань я думаю, не доедет?»-»В Казань не доедет»-отвечает другой».

Привлечь внимание учащихся к произнесённой фразе очень важно,так как она должна стать

логическим мостом в городок NN(ссылка №3).

Нам не нужно в Москву или в Казань, потомучто город NN,в котором мы слышим диалог самый обыкновенный городок России времён Гоголя. А сейчас мы послушаем сообщение содержащее информацию об экономическом положении страны первой половиныXIX века.

Ученик:Итак,Россия,которую тянуло назад крепостное право, не заглядывала вперёд и не могла понять,что начинается новое время,а с ним-появляются новые люди.

Познакомимся поближе с новым русским:на экране появляется слайд-Павел Иванович Чичиков-»новый русский» XIXвека.Жители городаNN не знали как к нему относится.Что за новый человек , вызвавший некоторое замешатнльство в губернском городе?

Запись в тетрадях.

Учитель:Что в России позволило Чичкову провернуть столь сомнительную операцю?

Уча-ся дают ответ: Было такое слово как « ревизская сказка».

Полный ответ учащиеся пишут под диктовку уителя.

Уитель: Какую же Русь открывает нашему взору Гоголь:убогую? Прекрасную?Грустная картина предстаёт перед глазами?

Выразительное чтение:»... По обеим сторонам столбового пути пошли писать версты,

станционные смотрители,колодцы, обозы,серые деревни с самоварами, бабами и бородатыми мужиками...Сосновые верхушки в тумане, пропадающий в далече колокольный звон, вороны

как мухи и горизонт без конца.

Ученик:

выразительное чтение — отрывок из поэмы.(текст поэмы читается на фоне сменяющихся на экране картин русских художников).

Учитель:»да тут порядочная глушь!»- восклицает Чичков,оглядываясь по сторонам.Это Русь помещичья...

Создавая галерею помещиков,Гоголь писал:»Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого».





Уча-ся:ни тени добра,ни одной человеческой мысли.

человеческой мысли.

Да их души пожалуй, мертвы .

Вопрос: мог личеловек со странной птичьей фамилией найти себе место в этом замкнувшемся кругу гоголевских помещиков.

УЧА-сЯ: Мог бы, еслибы не существенное отличие его — ему чужды неподвижность и закостенелость помещиков, среди них он единственный,кто находится в постоянном движении.

^ ИТОГ УРОКА:

Учитель:итак, ребята подведём итог.Круг, в котором собралоь всё омертвевшее в Росии пусть замкнётся.Чичиков не нашедший здесь места отправляется прочь.

Ученик: выразительное чтение наизусть( на экране появляется изображение несущейся тройки(ссылка №2).

Прошли десятилетия, а мы по-поежнему пытаемся предугадать:»...Русь,куда ж несёшься

ты? Какая ты?»

Домашнее задание: написать сочинение» Россия в поэме Гоголя».

^ ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
КАКОВА ЖЕ РУСЬ ГОГОЛЯ?( заключительный урок по поэме Н.В. ГОГОЛЯ «Мёртвые души»)





ФИО (полностью)

Дошхоклоева Зарима Магомедовна



Место работы

РИ.Назрановский раойн с. Сурхахи.СШ-1



Должность

Учитель



Предмет

Русский язык и литература.



Класс

10 класс



Тема и номер урока в теме

«Мёртвые души» Н.В Гоголя№5(заключительный

урок).




Базовый учебник

Литература 10 класс Ю. В.Лебедев. Москва 2006г.




    1. Цель урока: Помочь учащимся увидеть на страницах поэмы «Русь Гоголя».

9. Задачи:

  • обучающие

    Помочь учащимся увидетьРусь в поэме Гогля.

-развивающие

-воспитательные

  1. Тип урока

  2. Формы работы учащихся

  3. Необходимое техническое оборудование

  4. Структура и ход урока



^ ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

 Гоголь Н.В. "Мертвые души". Фрагмент первый






аудиофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/910432cf-0791-4140-a9b3-d6fbcdc3f92a/Gogol_N_Mertvye_dushi_1.mp3

2

 ^ Иллюстрация к поэме Гоголя Н.В. "Мертвые души". "Тройка"






иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/35fe818b-0305-4643-839f-09fe8fe5b864/Konovalov.Troika.jpg

3

Иллюстрация к поэме Гоголя Н.В. "Мертвые души". "Чичиков выходит из тарантаса" (N 208416)




иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/930cc723-307b-42ac-8ef4-62e265907ecf/Konovalov.ChichikovVihoditIzTarantasa.jpg

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План урока-дебатов Тема: Итоговый урок по повести Н. В. Гоголя «Майская...
Обсудить повесть Н. В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница», выяснить отношение автора к произведению

Урок. Внеклассное чтение. Тема
Познакомить с биографией юного Гоголя через художественное произведение Н. С. Лескова «Путимец»

Урок русского языка в 9 классе (2ч.) Тема: Речеведческий
Н. Г. Чернышевский), центральная часть доски — дата, тема урока, эпиграф «в каждом слове бездна прост-ранства, каждое слово необъятно,...

Тема урока: Борьба Руси с западными завоевателями Цели урока
Познакомиться с причинами, обстоятельствами и последствиями нашествия на Русь крестоносцев

Урок литературы в 8 классе. Тема: Литература и история
Цели: кратко повторить изученное в V-VII классах; на основе прочитанных за лето книг по собственному выбору учащихся выявить их читательские...

Урок музыки, 2-й класс. Тема "Колыбельные"
...

Урок литературы в 10 классе учитель русского языка и литературы моу...
Продолжить формирование умения читать и анализировать поэтические тексты, выделять проблемы, связывать их с жизнью, аргументировать...

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несёшься?
Богом! Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный...

Урок по литературному чтению. 4 класс. Тема урока : Устное народное творчество- фольклор
Цели: познакомить с устным народным творчеством через русские народные песни, потешки,дразнилки скороговорки считалки,пословицы

Урок геометрии в 11 б классе. Тема Конус. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Цели
Цели: проверить уровень сформулированности навыка решения задач по нахождению элементов цилиндра

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница