Многие понятия и представления в процессе их жизни в языке и сознании расширяются («расширяющаяся вселенная»). Понятие «памятник» первоначально было довольно




Скачать 277.21 Kb.
НазваниеМногие понятия и представления в процессе их жизни в языке и сознании расширяются («расширяющаяся вселенная»). Понятие «памятник» первоначально было довольно
страница1/3
Дата публикации22.07.2013
Размер277.21 Kb.
ТипДокументы
odtdocs.ru > Литература > Документы
  1   2   3
О памятниках.

Многие понятия и представления в процессе их жизни в языке и сознании расширяются («расширяющаяся вселенная»). Понятие «памятник» первоначально было довольно узким («монумент»); затем оно охватило памятные дома, дворцы, церкви (по заслугам архитекторов; по знаменитостям, которые в нём жили, работали; по «возрасту»). Теперь памятником культуры может быть назван пейзаж (в Плесе на Волге, связанный с Левитаном), целый район города, улица, город и множество созданий, обязанных своим существованием культурной деятельности человека (коллекция как единое целое, отразившая личность собирателя и т. п.)

Памятником фольклора первоначально считалось отдельное произведение в узком смысле: свадебная песня, обрядовая песня, сказка и т. д. Они остаются памятниками фольклора и сейчас, но к ним прибавились: свадьба как целое, обрядовые действия вообще (включая танцы, наряды, все обычаи этого действа и т. д.). Памятники фольклора и собрание песен Киреевского, Рыбникова, Гильфердинга.

Особое значение в литературе сейчас начинает придаваться сборникам стихотворений, литературным альманахам, даже литературно - общественным журналам.

Не буду продолжать. Стремление к расширению объектов изучения замечается во всем.

(По Д.С.Лихачеву)

Задания к тексту.

1.Замените слово расширение синонимом.

2.Выпишите из текста метафору. (1-ый абзац)

3.Укажите ошибочное суждение.

а)В слове район звуков больше, чем букв.

б)В слове узким второй звук – [с].

в)В слове дворцы 3 звонких согласных звука.

4.Выпишите слово с чередующейся гласной в корне. (1-ый абзац)

5.Замените словосочетание деятельности человека синонимичным словосочетанием со связью согласование.

6.Укажите количество грамматических основ в 1-ом предложении. (1-ый абзац)

7.Выпишите слово, правописание приставки которого зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (1-ый абзац)

8.Выпишите грамматическую основу 2-ого предложения. (4-ый абзац)

9.Укажите № предложения с обособленным определением. (1-ый абзац)

10.Укажите № сложносочиненного предложения. (2-ой абзац)

Дружба по Пушкину.

Удивительно - какую огромную роль в жизни и поэзии Пушкина играла дружба. Дружба была вдохновительницей большинства его стихотворений, самых высоких переживаний. Исследовать роль дружбы в творчестве Пушкина и в его жизни (по письмам, например) было бы крайне важно, так как именно это было одним из отличий пушкинской поэзии от предшествующей.

Даже его отношения с женщинами по большей части носили этот характер дружбы.

И другое, что было вдохновителем и содержанием поэзии Пушкина,- это воспоминание. Об этом писал сам Пушкин, и об этом напомнил в «Книге отражений» Иннокентий Анненский. В письме к Дельвигу Пушкин писал: «Чем нам и жить, душа моя, под старость нашей молодости, как не воспоминаниями?»

«Под старость нашей молодости»: здесь интересны два оттенка мысли, первый- молодость «наша»,общая, ибо состоит в общении молодых; и второй- каждый возраст, очевидно, имеет на исходе дней свою старость. Старость имеет и молодость.

Многие считают лицейские стихотворения Пушкина слабыми. Но без лицейских стихов и без воспоминаний о лицейских товарищах не было бы и его апофеоза дружбы в последующих стихах. Ведь поэзия поэта имеет свою собственную память. Поздние стихи «помнят» о ранних.

(По Д.С.Лихачеву)

Задания к тексту.

1.Замените слово товарищ синонимом.

2.Выпишите эпитет из последнего абзаца текста.

3.Укажите ошибочное суждение.

а)В слове удивительно звуков меньше, чем букв.

б)В слове поэзии два согласных звука.

в)В слове характер имеется два мягких согласных звука.

4.Выпишите слово с чередующейся гласной в корне. (4 абзац)

5.Замените словосочетание лицейских товарищах , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

6.Выпишите вводное слово из 4-го абзаца.

7.Выпишите грамматическую основу 2-го предложения. (1 абзац)

8.Укажите количество грамматических основ в предложении №1 из 3-го абзаца.

9.Укажите № сложноподчиненного предложения с придаточным обстоятельственным. (1 абзац)

10.Выпишите из текста два качественных и два относительных прилагательных.


Театр нашего детства.

Ежегодно осенью мы снимали квартиру где-нибудь около Мариинского театра. Там родители всегда имели два балетных абонемента. Достать абонементы было трудно, но нам помогли наши друзья - Гуляевы. Глава семьи Гуляевых играл на контрабасе в оркестре театра и поэтому мог доставать ложи на оба балетных абонемента.

В балет я стал ходить с четырёхлетнего возраста. Первое представление на котором я был,- «Щелкунчик», и больше всего меня поразил снег, падавший на сцене, понравилась и ёлка. Потом я уже бывал вечерами и на взрослых спектаклях.

Было у меня в театре и своё место: наша ложа, которую мы абонировали вместе с Гуляевыми, помещалась в третьем ярусе рядом с балконом.

Тогда балкон имел места с железными, обтянутыми голубым плюшем поручнями. Между нашей ложей и первым местом балкона оставалось маленькое клиновидное местечко, где сидеть мог только ребёнок,- это место и было моим.

Балеты я помню прекрасно. Ряды дам с веерами, которыми обмахивались больше для того, чтобы заставлять играть бриллианты на глубоких декольте. Во время парадных балетных спектаклей свет только притушивался, и зал и сцена сливались в одно.

(По Д.С.Лихачеву)

Задания к тексту.

1.Замените слово спектакль синонимом.

2.Выпишите из текста метафору. (5-ый абзац)

3.Укажите ошибочное суждение.

а)В слове театр буква е обозначает 2 звука.

б)В слове ребенок 2 мягких согласных звука.

в)В слове падавший 5-ый звук –[ ф].

4.Выпишите слово с чередующейся гласной в корне. (2-ой абзац)

5.Замените словосочетание балетные абонементы синонимичным словосочетанием со связью управление.

6.Выпишите слово, правописание приставки которого определяется ее значением – «неполное действие».

7.Укажите количество грамматических основ в предложении №3. (1-ый абзац)

8.Выпишите № предложения с обособленным определением. (2-ой абзац)

9.Укажите № сложноподчиненного предложения с последовательным подчинением придаточных. (5-ый абзац)

10.Укажите № сложного предложения с бессоюзной и союзной подчинительной связью.

История без человека.

Человек, его личность - в центре изучения гуманитарных наук. Именно поэтому они и гуманитарные. Однако одна из главных гуманитарных наук- историческая наука- отошла от непосредственного изучения человека. История человека оказалась без человека...

Опасаясь преувеличения роли личности в истории, мы сделали наши исторические работе не только безличностными, но и безличными, а в результате малоинтересными. Читательский интерес к истории растёт необычайно, растёт и историческая литература, но встречи читателей с историками в целом не получается, ибо читателей, естественно, интересует в первую очередь человек и его история.

В результате огромная нужда в появлении нового направления в исторической науке - истории человеческой личности.

И, в самом деле, если личность человека не играла в истории такой большой роли, которая отводилась ей историками 19 века, то сама история играла огромную роль в становлении личности. Командуя историей или сам командуемый ею, человек всё же находится в центре наших гуманитарных знаний и художественного творчества всех областей искусства.

(По Д.С.Лихачеву)


Задания к тексту.

1.Замените слово интерес синонимом.

2.Выпишите из текста метафору. (1-ый абзац)

3.Укажите ошибочное суждение.

а)В слове личность букв больше, чем звуков.

б)В слове наука 2 звонких согласных звука.

в)В слове история буква я обозначает 2 звука.

4.Выпишите слово с чередующейся гласной в корне. (2-ой абзац)

5.Замените словосочетание читательский интерес синонимичным словосочетанием со связью управление.

6.Выпишите вводное слово. (2-ой абзац)

7.Укажите количество грамматических основ в 1-ом предложении. (4-ый абзац)

8.Укажите № предложения с обособленным обстоятельством.

9.Укажите № сложноподчиненного предложения с последовательным подчинением придаточных. (4-ый абзац)

10.Выпишите из текста слово, приставка которого определяется ее значением – «высшая степень действия». (2-ой абзац)

Как поставить трубу.

Отец (инженер) мне рассказывал. Когда строили в старое время кирпичную фабричную трубу, смотрели, самое главное, за тем, чтобы она была правильно, то есть абсолютно вертикально поставлена. И одним из признаков был следующий: труба должна была чуть - чуть колебаться на ветру.

Это означало, что труба поставлена вертикально. Если труба была наклонена хоть немножко — она не колебалась, была совершенно неподвижна, и тогда надо было разбирать ее до основания и начинать все сначала.

Любая организация, чтобы быть прочной, должна быть эластичной, «чуть-чуть колебаться на ветру».

(По Д.С.Лихачеву)


Задания к тексту.

1.Замените слово рассказывал синонимом.

2.Выпишите из текста эпитет.

3.Укажите ошибочное суждение.

а)В слове труба звуков больше, чем букв.

б)В слове отец 2 твердых согласных звука.

в)В слове вертикально 4 звонких согласных звука.

4.Выпишите слово с чередующейся гласной в корне. (2-ой абзац)

5.Замените словосочетание кирпичную трубу синонимичным словосочетанием со связью управление.

6.Выпишите грамматическую основу 2-ого предложения. (1-ый абзац)

7.Выпишите вводное слово. (1-ый абзац)

8.Укажите количество грамматических основ в последнем предложении.

9.Выпишите из текста слово, правописание приставки которого зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (1-ый абзац)

10.Укажите № сложного предложения с бессоюзной и союзной подчинительной связью. (2-ой абзац)

Русская классическая литература.

«Русская классическая литература» - это не просто «литература первого класса» и не литература как бы «образцовая», ставшая классически безупречной, благодаря своим высоким чисто литературным достоинствам.

Все эти достоинства, конечно, есть в русской классической литературе, но это далеко не все. Эта литература обладает и своим особым «лицом», «индивидуальностью», характерными для нее признаками.

И я бы прежде всего отметил, что творцами русской классической литературы выступали авторы, обладавшие громадной «общественной ответственностью».

Русская классическая литература — не развлекательная, хотя увлекательность ей свойственна в высокой мере. Это увлекательность особого свойства: она определяется предложением читателю решать сложные нравственные и общественные проблемы — решать вместе: и автору и читателям. Лучшие произведения русской классической литературы никогда не предлагают читателям готовых ответов на поставленные общественно-нравственные вопросы. Авторы не морализируют, а как бы обращаются к читателям: «Задумайтесь!», «Решите сами!», «Смотрите, что происходит в жизни!», «Не прячьтесь от ответственности за все и за всех!» Поэтому ответы на вопросы даются автором вместе с читателями.

Русская классическая литература — это грандиозный диалог с народом, с его интеллигенцией в первую очередь. Это обращение к совести читателей.

(По Д.С.Лихачеву)

Задания к тексту.

1.Замените слово обращаются синонимом.

2.Выпишите из текста метафору. (4-ый абзац)

3.Укажите ошибочное суждение.

а)В слове русская буква я обозначает 2 звука.

б)В слове конечно на месте сочетания чн произносится [шн].

в)В слове проблемы звуков больше, чем букв.

4.Выпишите слово с чередующейся гласной в корне. (4-ый абзац)

5.Замените словосочетание общественные проблемы синонимичным словосочетанием со связью управление.

6.Выпишите грамматическую основу 3-его предложения. (4-ый абзац)

7.Укажите № предложения с обособленным определением.

8.Укажите количество грамматических основ 1-ого предложения.(3-ий абзац)

9.Укажите № сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным.

10.Выпишите из текста слово, правописание приставки которого зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (4-ый абзац)


Пастор на коньках.

Мне всегда очень нравилась картина Ребёрна «The Rev. Robert Walker Skating» (“Преосвященный Роберт Уолкер, катающийся на коньках”). В Национальной галерее в Эдинбурге я видел ее «в натуре».

Дело не в живописных достоинствах этой картины (они есть), а в достоинствах конькобежного стиля: чистое катание на коньках. Почтенный пастор (ему, вероятно, под пятьдесят) степенно, свободно и с удовольствием скользит по свободному льду. И судя по следам на льду — кружится. Прекрасно!

И насколько это отличается от современных танцев на льду, от пошлейших “цыганских” страстей их постановщиков. Безвкусица — что-то от мюзик-холла, что-то от балета, что-то от «системы Станиславского», ненужная эмоциональность и изобразительность.

А здесь — чистое наслаждение движением.

Должно быть, его катание на коньках было очень красивым, пастор движется с достоинством в обыкновенной пасторской одежде, и в его движениях нет ничего привходящего извне — от других искусств, представлений. И никаких эффектов.

(По Д.С.Лихачеву)

Задания к тексту.

1.Замените слово прекрасно синонимом.

2.Выпишите эпитет из текста. (2-ой абзац)

3.Укажите ошибочное суждение.

а)В слове галерея 3 мягких согласных звука.

б)В слове насколько букв больше, чем звуков.

в)В слове катание 3 глухих согласных звука.

4.Выпишите вводное слово. (5-ый абзац)

5.Замените словосочетание от современных танцев синонимичным словосочетанием со связью управление.

6.Выпишите слово, правописание приставки которого зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (3-ий абзац)

7.Укажите № предложения с обособленным определением. (1-ый абзац)

8.Укажите количество грамматических основ в 10-ом предложении. (5-ый абзац)

9.Выпишите грамматическую основу 2-ого предложения. (2-ой абзац)

10.Выпишите слово, приставка которого определяется ее значением – «высшая степень качества».

Блокада.

Разразилась война. На призывном пункте меня с моими постоянными язвенными кровотечениями начисто забраковали, и я довольствовался участием в самообороне, жил на казарменном положении в институте, работая «связистом» и дежуря на башне Пушкинского Дома. В моем ведении была ручная сирена, которую я приводил в действие при каждом налете вражеской авиации. Спал я то на крыловском диванчике, то на большом диване из Спасского - Лутовинова, и думал, думал. Жена старалась дома выкупить весь паек на всех, вставала ночью, чтобы занять очередь первой в магазин. Детей тогда было приказано вывозить из Ленинграда, взрослым же оставаться. Но мы своих детей скрывали на Вырице, откуда их вывез перед самым занятием ее немцами заведующий корректорской издательства Академии наук М.П. Барманский. Если бы не он, остался бы я без семьи. Мы в Пушкинском Доме и не подозревали, что враг так близок к Ленинграду, хотя и ездили на окопные работы — сперва у Луги, потом у Пулкова.

Удивительно, что, несмотря на голод и на физические работы по спасению наших ценностей в Пушкинском Доме, несмотря на все нервное напряжение тех дней (а может быть, именно благодаря этому нервному напряжению), язвенные боли у меня совсем прекратились, и я находил время читать и работать.

Не касаюсь сейчас истории нашей жизни в блокированном Ленинграде. Скажу лишь следующее: потери в нашем институте, в нашей семье, среди наших знакомых и родных были ужасающие: больше половины моих родных и знакомых погибло от истощения. Мы очень плохо представляем себе, сколько людей унес голод и все остальные лишения.

(По Д.С.Лихачеву)

Задания к тексту.

1.Замените слово война синонимом.

2.Выпишите эпитет из текста. (2-ой абзац)

3.Укажите ошибочное суждение.

а)В слове участием буква е обозначает 2 звука.

б)В слове выкупить звуков больше, чем букв.

в)В слове близок мягкость согласного звука [л] на письме обозначена буквой и.

4.Выпишите слово с чередующейся гласной в корне. (3-ий абзац)

5.Замените словосочетание в Пушкинском Доме синонимичным словосочетанием со связью
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Как научиться взаимодействовать со своими детьми
Конечно не все сразу работает,требуется довольно большая работа над собой, переосмысление некоторых стереотипов своего поведения,но...

Задачи: -обобщить и конкретизировать знания уч-ся по теме; расширить...
Объясните, почему основным занятием в Вавилоне было-земледелие, а в Финикии- морская торговля?

Методическая разработка урока биологии Тема урока: «Развитие жизни на Земле»
Образовательная: способствовать формированию представления о том, как происходило усложнение живых организмов на Земле в процессе...

31 августа Автобусная обзорная экскурсия
Автобусная обзорная экскурсия по Киеву: Владимировский собор, Золотые ворота, Президиум Академии наук, Посещение подворья Софийского...

Рабочая программа кружка "Юный эколог"
Природа и человек когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его...

Билеты для государственной (итоговой) аттестации по информатике и...
Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные...

План-конспект урока по курсу орксэ в 4-м классе по модулю «Основы...
Цели урока: ввести понятия «добро» и «зло», как главные моральные понятия в жизни; повторить и закрепить ранее изученные понятия...

Понятия вычислительной и резидентной программы; понятия пред- условия...
Лемма о разрастании для регулярных языков, пример контекстно- свободного нерегулярного языка

Элективный курс
Она ориентирована на показ применения полученных из курса физики сведений в повседневной жизни, в быту. В процессе изучения элективного...

Программа патриотического воспитания “
Родины, повлияли на ослабление внимания к патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В общественном сознании и с сознании...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница