«Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка»




Название«Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка»
страница1/4
Дата публикации21.05.2013
Размер0.53 Mb.
ТипУрок
odtdocs.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4



Управление образования и науки

администрации муниципального района

«Алексеевский район и город Алексеевка»

Белгородской области
Дидактическая игра

как средство развития

познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка

 

Автор опыта:

Гриценко Татьяна Владимировна

учитель начальных классов

МОУ ООШ №5



Алексеевка 2012




Содержание:

1. Информация об опыте……………………………...3

2. Технология опыта………………………..9

4. Результативность опыта ……………………….…14

5. Библиографический список ………………..…….15

6. Приложение……………………………………..…..17

Информация об опыте
Тема: «Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка».
^ Условия возникновения опыта

Современные образовательные стандарты в начальной школе требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к ценностям отечественной культуры. В связи с этим учителя начальных классов всё более интересуют вопросы, связанные с тем, как воспитывать стремление к знаниям, как выбрать из богатого арсенала методов и приёмов обучения те, которые побуждали бы активно овладевать знаниями и умениями. В.А.Сухомлинский говорил: «Ученик - человек величайшего труда. Облегчайте ему подвиг познания!» Одним из основных направлений реализации поставленных целей является расширение познавательно-мотивационной сферы деятельности учащихся, что требует повышения уровня развития познавательного интереса школьников.

За годы профессиональной деятельности я столкнулась с рядом проблем:

В последнее время заметно снизилась грамотность населения, их качество знаний, поэтому проблема грамотности в обществе становится особенно актуальной.

Особенно остро стоит проблема повышения качества знаний по русскому языку, так как именно родной язык служит инструментом познавательной деятельности, формой мышления и средством его развития.. Кроме того, наблюдается снижение интереса к изучаемому на уроках русского языка учебному материалу, а значит, они безынициативны в ходе выполнения заданий, не активны, не стремятся к познанию, что приводит к снижению уровня качества знаний по предмету. Чтобы повышать качество знаний , необходимо, чтобы уроки русского языка вызывали у детей интерес. А как этого добиться? Многолетний опыт работы в качестве учителя начальных классов показал, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что обучающиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учи­телем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить эти знания на практике, процесс обучения чаще всего не вызывает интереса у школьников.

Диагностическим инструментарием были избраны методики определения исходного уровня познавательного интереса обучающихся по «Карте интересов», анкетирование «Как вы относитесь к учебе».

Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики исходного уровня познавательного интереса учащихся по «Карте интересов» (А.Е. Голомшток, Приложение 5).

По результатам диагностики сформированности основных потенциалов личности обучающихся получены данные.


^ Сферы деятельности

2006-07уч.г.

Математика и техника

10%

Гуманитарная сфера

8%

Художественная деятельность

48%

Физкультура и спорт

64%

Коммуникативные интересы

13%

Природа и естествознание

18%

Домашние обязанности, труд по самообслуживанию

7%

Данные результаты явились отправной точкой для дальнейшего наблюдения за ребёнком, с помощью которых будет легче сделать развитие ребёнка всесторонним и гармоничным для формирования у обучающихся познавательных интересов.

Я задумалась над тем, как пробудить познавательный интерес к урокам русского языка, как повысить грамотность письма, как активно развивать словарный запас учащихся, его речевую и орфографическую грамотность, способность усваивать родной язык в устной и письменной форме. Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к предмету можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

Девиз моей педагогической деятельности: « Учение без принуждения ». Задача - сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Тема самообразования звучит так: «Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка». Пересмотрев ряд технологий, я остановилась на игровых технологиях, потому что они способствуют развитию познавательной активности на уроках.

^ Актуальность опыта

Важное место в комплексе задач обучения русскому языку занимает проблема формирования познавательного интереса. Познавательный интерес - это одно из личностных качеств школьника, черта его характера, проявляющаяся в пытливости, любознательности, активности. Интерес может быть избирательным по отношению к учебному предмету.

Активизировать деятельность учащихся по овладению знаниями по русскому языку можно путём умелого применения занимательных упражнений, игр с орфографическими, фонетическими, графическими, грамматическими заданиями. . Занимательная задача - это та, которая вызывает у учащихся непроизвольный интерес, являющийся следствием необычайности сюжета, необычности формы её подачи. Решение таких задач вызывает у учащихся внутренний положительный отклик, развивает их любознательность.

Одним из путей решения проблемы развития познавательного интереса может являться использование дидактических игр, в процессе проведения которых реализуется гуманитарная направленность школьного курса русского языка. Сочетание различных видов деятельности, форм учебной работы, нетрадиционная организация обучения в процессе проведения дидактической игры позволяют учащимся полноценно реализовать личностный потенциал, что неразрывно связано с развитием познавательного интереса.

Таким образом, наблюдается противоречие между потенциальными возможностями дидактических игр в развитии познавательного интереса учащихся и бессистемно складывающейся практикой их применения, а также отсутствием научно-обоснованной методики их использования на различных ступенях обучения русскому языку в школе.

Сформулированное противоречие определяет актуальность данного исследования и проблему исследования: как повысить уровень познавательного интереса учащихся при обучении русскому языку и какое место в этом процессе следует отвести дидактическим играм. Проблема определила тему опыта: «Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка».

Объектом исследования — выступает процесс обучения русскому языку в общеобразовательной школе.

Предмет исследования - дидактические игры как средство развития познавательного интереса младших школьников.

Цель исследования - разработка и теоретическое обоснование методики применения дидактических игр с целью развития познавательного интереса младших школьников к русскому языку.

Гипотеза исследования: применение дидактических игр в процессе обучения русскому языку на разных этапах урока позволит повысить уровень познавательного интереса учащихся, если разрабатывать данные игры в соответствии с их структурой и на основе требований успешности их проведения. Учитывая актуальность данного вопроса, цель исследования: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка.

Проблема, цель, гипотеза исследования определили задачи исследования:

1. На основе анализа методической и психолого-педагогической литературы выявить теоретико-методологические основы использования дидактических игр с целью развития познавательного интереса школьников в процессе обучения русскому языку.

2. Определить роль и место дидактических игр в развитии познавательного интереса учащихся.

3. Создать технологию разработки дидактических игр.

4. Разработать методику планирования и проведения дидактических игр с позиции их влияния на развитие познавательного интереса учащихся на различных ступенях обучения русскому языку.

  1. Провести экспериментальную работу по определению эффективности с использования дидактических игр в процессе обучения русскому языку.

^ Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в повышении эффективности процесса формирования познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка посредством широкого внедрения в учебный процесс различных современных игровых технологий, которые позволят учащимся получить возможность индивидуального продвижения в обучении, повысить качество орфографических навыков, а также способствовать развитию грамотной устной и письменной речи .
^ Длительность работы над опытом.

Отбор и систематизация занимательного материала для уроков русского языка и других уроков было начата мною с первых лет педагогической деятельности.

Работа по разрешению противоречий между современными высокими требованиями к уровню развития младших школьников и недостаточными возможностями традиционного подхода к развитию учащихся была разделена на несколько этапов:

- начальный I этап – констатирующий(декабрь 2007года).

Изучение теоретических аспектов игровых технологий в начальной школе и опыта работы передовых педагогов, работающих в данном направлении.

  1. Изучение мотивации младшего школьника к обучению.

  2. Входящие диагностики внутренних мотивов обучения.

II этап – формирующий.(2008-2009г.)

  1. Постановка целей и задач для повышения качества образования по русскому языку в целом.

  2. Систематизация уроков, дидактического материала, наглядных пособий, диагностик, методик и средств, влияющих на повышение качества образования учащихся. Практическое применение системы игровых методов и приёмов на уроках русского языка.

^ III этап –заключительный.(май 2010года)

  1. Диагностика уровня познавательного интереса.

  2. Мониторинг качества образования по русскому языку.

Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня познавательного интереса учащихся.

На формирующем этапе была проведена апробация технологии в условиях данного учебного учреждения.

Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы .

^ Диапазон опыта.

Диапазон опыта это уроки русского языка, которые позволят готовить учащихся к участию в конкурсах, проектах, олимпиадах, в подготовке к итоговой аттестации выпускника начальной школы.

^ II.Теоретическая база опыта

 Познавательная деятельность учащихся – одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики..
Проблема активизации познавательной деятельности стояла перед педагогами всегда. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя. Ж.-Ж. Руссо, чтобы ученик захотел узнать и найти новое знание, создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. Песталоцци, Дистервег и другие педагоги учили так, чтобы школьник не только получал, но и искал знание. Однако в полной мере эта проблема получила разработку в педагогике Д.Дьюи и ученых XX века. Дьюи выступал с критикой словесной, книжной школы, которая дает ребенку готовые знания, пренебрегая его способности к деятельности и познанию. Он предлагал обучение, когда учитель организует деятельность детей, в ходе которой они решают возникающие у них проблемы и получают необходимые им знания, учатся ставить задачи, находить решения, применять полученные знания.
      Целостную систему обучения и воспитания, базирующуюся на возбуждении познавательного интереса школьников, на организацию их совместной заинтересованной деятельности с педагогом, разрабатывал Ш.А.Амонашвили.  
Школы, писал Ж.Пиаже, «должны готовить людей, которые способны созидать новое, а не просто повторять то, что делали предшествующие поколения, людей изобретательных, творческих, у которых критический и гибкий ум и которые не принимают на веру все, что им предлагают».
         Формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения.
       Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. Наиболее приемлемой технологией повышающей познавательный интерес у младших школьников является игровая технология. Игра – это «дитя труда». Игра для младших школьников – любимая форма деятельности. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче.
       Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». 
       Однако не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. 
Познавательные игры дают возможность решать сразу целый ряд задач обучения и воспитания. Во-первых, они таят огромные возможности для расширения объема информации, получаемой детьми в ходе обучения, и стимулируют важный процесс – переход от любопытства к любознательности. Во-вторых, являются прекрасным средством развития интеллектуальных творческих способностей. В-третьих, снижают психические и физические нагрузки. В познавательных играх нет прямого обучения. Они всегда связаны с положительными эмоциями. Познавательная игра – не только наиболее доступная форма обучения, но и, что очень важно, наиболее желаемая ребенком. В игре дети готовы учиться сколько угодно, практически не уставая и обогащаясь эмоционально. В-четвертых, в познавательных играх всегда эффективно создается зона ближайшего развития, возможность подготовить сознание для восприятия нового.
        Использование дидактических игр приносит хорошие результаты, если игра полностью соответствует целям и задачам урока и в ней принимают активное участие все дети. В процессе игры у детей формируются общеучебные умения и навыки, в частности умения контроля и самоконтроля, формируются такие черты характера, как взаимопонимание, ответственность, честность.
       Познавательный интерес – высший стимул всего учебного процесса, средство активизации познавательной деятельности учащихся.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка» iconИгровые технологии на уроках английского языка как фактор развития...
Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, использование новых информационных технологий требуют повышения коммуникативной...

Этимологическая работа на уроках русского языка как средство формирования...

«Дидактическая игра как средство познания мира»
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра —...

Методические рекомендации по использованию наглядных пособий в начальных...
Теоретические и методические основы использования наглядного дидактического материала на уроках русского языка в младших классах...

На уроках русского языка
Основные требования, которые предъявляются к работе с художествен- ным текстом на уроках русского языка 2 с

2 Рассказать учащимся о создателях славянской азбуки и о создании славянской азбуки
В школах традиционно проводится “Неделя русского языка”. Это мероприятие предъявляет высокие требования, так как оно подводит итог...

Уроках русского языка Игра и игровая деятельность
Игра — самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовится к роли жены и матери,...

Особенности построения элективных курсов для школьников на основе...
Целью элективных курсов является формирование познавательного интереса учащихся, интереса к изучаемому предмету, раскрытие способностей...

«развитие познав а тельных интер е сов младших школьн и ков на уроках...
Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию...

Уроках русского языка макурова Л. В., учитель русского языка и литературы школы-интерната 5 вида
В связи с этим всё большее значение приобретают личностно-ориентированные технологии, рассматривающие ребёнка в школе как полноценную...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница