Урок литературы и истории на тему: Учитель русского языка и литературы




Скачать 166.28 Kb.
НазваниеУрок литературы и истории на тему: Учитель русского языка и литературы
Дата публикации21.03.2013
Размер166.28 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > Литература > Урок
Интегрированный урок

литературы и истории

на тему:





Учитель русского языка и литературы

Шешнева Надежда Николаевна

Ход урока

Учитель литературы: Ребята, тема нашего урока:
«Ты в каждом ратнике узришь богатыря».



(Звучит отрывок « Вставайте, люди русские!» из музыки С.С. Прокофьева к к/ф «Александр Невский».)

Учитель истории: «Вставайте, люди русские!» - с таким призывом обращались к россиянам в годину лихих испытаний. И тысячи смелых вставали на защиту Отечества, не щадя своей жизни. Среди них плечом к плечу стояли насмерть и сыны земли Тамбовской. Ведь не зря изначально крепость Тамбов создавалась как форпост на окраине Русского государства. Наши далекие предки были отважными защитниками Родины: стрельцами, пушкарями, казаками, надежно охранявшими её границы.

^ Учитель литературы:

Среди былинного простора,

Да, все могла семья славян:
Горстями вычерпать озёра,
Насыпать шапками курган...


Границу русского упорства,
Под медный колокольный гуд

Вал земляной, двадцативёрстный,
Возвел простой сермяжный люд.


И если в наши степи рвался

Прожорливый незваный гость,
То этот вал татарский


Был для него, что в горле кость.
Ломались копья боевые,
Ржавели под ешман- травой.
Где вы, огни сторожевые
Меж тихой Цной и Челновой?
Давным-давно истлели орды,
Чуть виден вал среди хлебов,
Но будто слышен голос гордый:
- Не сдался ворогу Тамбов!



Учитель истории: Славные традиции живут на нашей родной земле. Одна из них - никогда не сдаваться, смело смотреть в лицо опасности и не падать духом, какие бы испытания ни выпали на долю русского народа.

^ Учитель литературы: Немало битв и сражений видела наша земля, но две войны навсегда остались в памяти людской. Не случайно их назвали Отечественными, ведь это, действительно, были священные войны за свободу и независимость Отечества. Без малого полтора столетия отделяют эти войны друг от друга. Говоря о баталиях 1812 года, мы представляем себе развевающиеся знамена, кавалеристов со сверкающими саблями.
(^ Звучит отрывок из песни Дениса Давыдова
«Я рожден для битвы жаркой»).


Думая о Великой Отечественной войне, мы мысленно видим картины танковых сражений, воздушных атак, артиллерийских обстрелов.
(Звучит отрывок из песни «Артиллеристы»).


Учитель истории: Да, эти войны шли в разные эпохи, у них много различий. Но есть нечто, что их объединяет, делает похожими друг на друга. Вы, ребята, в конце урока должны будете ответить на вопрос: « Что объединяет эти войны, и какова главная причина славных побед России?»
А все мы в течение этого занятия постараемся провести несколько параллелей во времени, чтобы ваш ответ был правильным и объективным.


^ Учитель литературы: Говорить мы будем о прекрасном Тамбовском крае и его замечательных людях, которые вместе со всем народом ковали победу как на фронте, так и глубоко в тылу.
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине
!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной страны.


^ Учитель истории:

Наступило лето 1812 года. Наполеоновские армии перешли границу России и победным маршем шли к Москве. В это время немало наших земляков с ружием в руках встали на защиту Отечества, героически сражаясь в рядах действующей армии.
Уроженцы Тамбовской земли достойно представлены в портретной галерее полководцев войны 1812 года в Эрмитаже. Это генералы С.В Дятков, П.И. Мерлин, Л.А.Потемкин, И.Т. Сазонов, М.Л. Трескин, А.В. Военков. Войска под их командованием отличились в боях под Смоленском, в Бородинском сражении, в ожесточенной битве за Малоярославец.
^ Ученик читает сообщение « Тамбовцы - генералы 12 года»:
26 августа 1812 года начался знаменитый Бородинский бой. Непрерывный обстрел русских войск вели 400 французских пушек. На левый фланг русской армии Наполеон направил более половины своих войск. Кутузов, наблюдавший за ходом сражения, решил помочь левому флангу и направил в тыл врага конницу. В З часа дня разгорелся первый кавалерийский бой. В этой битве участвовало много тамбовцев, в том числе генерал С.В. Дятков . В течение часа героически сражались конники генерала Дяткова. К 4 часам дня участь кавалерии была решена. Она была разгромлена, потеряла более половины своего состава.

За мужество генералы — тамбовцы были награждены орденами и золотым оружием.

^ Учитель литературы: Замечательные строки стихотворения Марины Цветаевой «Генералам двенадцатого года» можно с полной уверенностью отнести и к нашим прославленным землякам.
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели

И голоса,
И чьи глаза
, как бриллианты,
На сердце оставляли след
,-
Очаровательные франты
Минувших лет!
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу,
-
Цари на каждом бранном поле
И на балу.

Вас охраняла длань господня
И сердце матери, - вчера
Малютки мальчики, сегодня
Офицера!
Вам все вершины была малы

И мягок самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!
В одной невероятной скачке

Вы прожили свой краткий век.
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.
Три сотни побеждало
трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.

Вы были дети и герои,
Вы все могли!
< ...>

Учитель истории:

Немало способных военначальников из числа наших земляков выдвинулось в годы Великой Отечественной войны. Генерал — полковник М.С. Хозин (уроженец Кирсановского района) командовал Ленинградским фронтом, затем 54-ой армией. Генерал-лейтенант И.А.Богданов ( уроженец д. Яблоновка Тамбовского района) в начале войны возглавлял фронт Резервных армий. Многие тамбовцы были членами военных советов армий, командирами и комиссарами, начальниками штабов крупных военных соединений. Первым большим успехом наших войск мы обязаны 107-ой стрелковой дивизии, которой командовал П.В. Миронов (уроженец с. Васильевка Токаревского района). Его дивизия в начале сентября 1941 года уничтожила под Ельней 5 немецких полков и одной из первых стала гвардейской.


^ Ученик читает сообщение

«Тамбовчане - герои Великой Отечественной войны»
В войне с фашистской Германией отличились многие тысячи тамбовцев. Более 250 из них стали Героями Советского Союза, более 50- полными кавалерами ордена Славы, свыше 50 тысяч награждены орденами и медалями. Одним из первых Героев Советского Союза стал летчик Петр Харитонов, уроженец с.Княжево Моршанского района. 28 июня 1941 года он таранил вражеский бомбардировщик, пытавшийся прорваться к Ленинграду. Воздушные тараны совершили ещё двадцать наших земляков.
22 июня в воздушном бою под Луцком открыл боевой счет А.К.Рязанов, уроженец с.Кочетовка Токаревского района. Сбив за войну 32 самолета противника, он стал дважды Героем Советского Союза.
В первый день войны у Брестской крепости принял бой командир артдивизиона капитан С.П. Поздняков, уроженец с. Дегтянка Сосновского района. 30 танков и около тысячи фашистов уничтожил тогда полк, в котором служил наш земляк.
Повторил подвиг Алекандра Матросова Я.М. Синёв, уроженец села Шумиловка Инжавинского района Тамбовской области.
На Тамбовщине формировались стрелковые дивизии и истребительные отряды, в которых было немало добровольцев. Летом 1941 года из Тамбова ушли на фронт 1750 комсомольцев-добровольцев, среди них 450 девушек.


^ Учитель литературы:

Главным героем войны все же был простой солдат. Это он вынес на своих плечах всю тяжесть кровопролитных боев, показал невиданную стойкость и беспримерный героизм. Лучшим произведением о рядовом воине является поэма Твардовского «Василий Теркин».
(ученики читают отрывок из поэмы).
Учитель литературы:

О солдатском уме и смекалке с давних лет рассказывают легенды, сочиняют сказки, вспомнить хотя бы «Кашу из топора». А вот как эти качества русского воина проявились в 1813 году, когда Россия давно уже была освобождена от французских захватчиков, а русская армия находилась далеко от границ своей страны.


Ученик: Русские войска подошли к реке Эльбе и заняли её правый берег. Главнокомандующий приказал расставить посты вдоль реки и прилегающих к ней дорогах. В густых зарослях на берегу сидели двое часовых: унтер-офицер Егор Митрофанов и рядовой Александр Федоров из Тамбова. На противоположном берегу - французы. Томительно долго тянулось время. Вдруг часовые заметили: прямо на них плывет вражеская лодка. Федоров насчитал в ней около 70 французских солдат. Вот лодка приблизилась к берегу. Выскочив из засады, Митрофанов и Федоров громко крикнули: «Руки вверх!». Смельчаки открыли пальбу и подняли крик, будто подзывая на помощь товарищей. Вражеские солдаты растерялись и сдались в плен . Митрофанов и Федоров связали им руки и доставили в штаб.
Учитель истории: А сколько ещё легендарных имён героев Тамбовской земли можно вспомнить! Среди них почетное место занимает Александр Фигнер, партизан, прославившийся в годы Отечественной войны 1812 года.


1 ученик: Перед войной в 1811-1812 г. Александр Самойлович Фигнер служил в Моршанске. Как только начались военные действия, капитан Фигнер попросился в действующую армию, и вскоре он встал во главе партизанского отряда. Его партизаны своими действиями наводили ужас на неприятеля. Сам же он прославился отчаянной храбростью и необычайным хладнокровием. О его подвигах рассказывают настоящие легенды.

В конце сентября 1812 года Александр Фигнер был вызван в штаб к Кутузову. Главнокомандующий дал ему очень важное и трудное задание: пробраться в Москву, которую занимали войска Наполеона. И постараться собрать сведения о вражеской армии. Герой, переодетый в крестьянскую одежду, проник в город и, собрав необходимые сведения, вернулся в отряд. Несколько раз он пробирался в Москву, то как богатый дворянин, то как нищий, то как французский офицер. И всегда приносил ценные сведения о противнике. Однажды Фигнеру стало известно, что из Москвы вышла воинская часть с пушками. Он спрятал свой отряд в лесу, а сам в одежде простого крестьянина вышел на дорогу. Французский полковник решил взять его в проводники, и Фигнер привёл французов прямо к партизанам. Партизаны Фигнера не давали ни минуты покоя врагу.
2 ученик:

В начале 1813 года русские войска перешли границу. Начался поход русской армии по странам Западной Европы. Здесь героизм Фигнера проявился наиболее ярко.
Весной 1813 года русские войска осадили Данциг. В городе было много недовольных властью Наполеона. Командующий русской армией предложил найти смельчака, который бы пробрался в Данциг, узнал, много ли там французских войск, и поднял бы восстание. Вызвался выполнить это поручение Фигнер. Под видом итальянского купца (итальянский язык Александр Самойлович знал хорошо) он проник в крепость, но случайно был задержан. Его бросили в башню городской тюрьмы. На допросах Фигнер держал себя смело и умно и был освобожден за недоказанностью вины. Погиб Фигнер 1 октября 1813 года. Ему было всего 26 лет, но он успел сделать свой жизненный путь таким ярким, что через столетья русские люди помнят имя прославленного героя.

^ Учитель литературы: У истоков партизанской войны стоял известный поэт Денис Давыдов. Он написал замечательное стихотворение «Партизан», которое можно посвятить и нашему отважному земляку Александру Фигнеру.
Умолкнул бой. Ночная тень
Москвы окрестность покрывает.
Вдали Кутузова курень
Один, как звездочка, сверкает.
Грома да войск во тьме кипит,
Багрово зарево лежит
Необозримой полосою.
И мчится тайною тропой
Воспрянувший с долины битвы
Наездников веселый рой

На отдаленные ловитвы.
Как стая алчущих волков,
Они долинами витают:
То внемлют шороху, то вновь
Безмолвно рыскать продолжают.
Начальник, в бурке на плечах,
В косматой шапке кабардинской,
Горит в передовых рядах
Особой яростью воинской.
Сын белокаменной Москвы,
Но рано брошенный в тревоги,
Он жаждет сечи и молвы,
А там что будет
... вольны боги!


Вслушайтесь, разве не созвучны этому стихотворению строки песни «Уходили в поход партизаны», посвященной героям Великой Отечественной войны.
(Звучит песня)

Учитель истории:

Кажется, что сквозь множество лет, бьются в унисон сердца легендарных партизан: героя Отечественной Войны 1812 года Александра Фигнера и славных сынов и дочерей Тамбовской земли, сражавшихся с врагом в огненные сороковые 20 столетья.
Сотни тамбовских патриотов сражались в партизанских отрядах в тылу врага. 14 эшелонов пустил под откос Н.И.Фролов, Герой Советского Союза. уроженец с. Отхожее Ржаксинского района, который был подрывником в отряде имени Котовского в Молдавии. Прославились партизаны Т. Дерунец, П.Кривоносов, Г.Медников, Б.Титов и др. Всему миру известно имя отважной партизанки Зои Космодемьянской, родившейся в селе Осиновые Гаи Пичаевского района. Её бессмертный подвиг стал символом верности и преданности Родине.
(^ Ученик читает сообщение «Зоя Космодемьянская»)
Учитель литературы: Тамбовская поэтесса Майя Румянцева посвятила бессмертному подвигу нашей землячки стихотворение «Зоя».




Что такое подвиг?
Прощанье или встреча?
Что такое подвиг?
Секунда ила вечность?
Шла она неслышно
От школьного порога,
Уходила девочка
в бессмертную дорогу.
Зимы пройдут, весны пройдут,
дорога не кончится эта.
Лунного, зимнего,
красного цвета —
дорога не кончится эта



И слова в тетрадках
В линеечку косую



По спине, по сердцу
Плетью полосуют.
Красно бились банты
У школьного порога.
Алая, как лента,
В бессмертие дорога...
Закричать бы надо
Те слова, что знаются.
Знак-вопрос петлею
Под метелью ладится.
Точки, запятые —
У школьного порога.
Крики- восклицаная —
В бессмертие дорога.
Кто придумал петли



Высоко над бедами,
И снегов России,
Над детьми да дедами?
Улыбнись с портрета
У школьного порога.
Станет белоснежною
В бессмертие дорога.
Зимы пройдут, весны пройдут,

дорога не кончится эта.

Лунного, зимнего,
красного цвета дорога
не кончится эта...
Шла она неслышно
От школьного порога
Уходила девочка
В бессмертную дорогу...



^ Учитель истории: Подвиги на поле брани, совершенные в ХIХ-ХХ веках, подтверждают мысль о силе русских традиций. Сопоставляя факты, известные и малоизвестные, мы проводим все больше и больше параллелей. Схожи судьбы, схожи поступки, мысли и желания. Да, во все времена люди умели быть верными слову, преданными долгу, ценили честь и достоинство. Невольно испытываешь гордость за наш великий народ, за земляков, которые отличались отвагой, смелостью в бою, а так же душевной широтой, благородством, независимо от чина и звания. Давайте снова перенесемся в ХIХ век.

^ Учитель литературы : В небогатой событиями общественной жизни Тамбовской губернии начала ХIХ века ярко выделяется Отечественная война 1812 года, всколыхнувшая тамбовское общество. Вторжение огромной армии Наполеона в Россию и захват французами Москвы не создавали непосредственной угрозы нашему краю, но они вызвали здесь огромное патриотическое воодушевление. Местное население с тревогой ожидало сообщений с театра военных действий. Нарасхват шли распространявшиеся губернскими властями бюллетени «Вести из армии».
Жители губернии, как могли, помогали русской армии разгромить завоевателей.


^ Ученик читает сообщение « Сбор средств для русской армии в Тамбовской губернии в 1812 году».


В начале июля Москва приступила к организации ополчения и сбору денег на обмундирование и продовольствие.
Тамбовщина не вошла в число губерний, обязанных немедленно собрать ополчение. Тем не менее, губернатор Нилов созвал 25 июля представителей дворянства и купечества на экстренное собрание, которое единогласно решило сформировать народное ополчение и собрать у всех сословий денежные суммы на обмундирование и продовольствие для ратников.
Дворяне, жившие в губернском городе, внесли 583 рубля наличными и на 9489 рублей хлеба, а так же сдали 72 лошади стоимостью 10800 рублей.
От духовенства поступило 3000 рублей, от купечества - 2759 рублей, от мещан — 2500 рублей. Всего по Тамбову было собрано ценностей на 29131 рубль.
От крестьян поступило 78332 рубля. Всего по губернии было собрано деньгами и натурой 531175 рублей.

В ряде мест сборщики принимали крупный и мелкий рогатый скот, птицу, масло, вино, уксус, холст. В основном все это поступало от крестьян. Народ как всегда ничего не жалел для защиты Родины.
Главнокомандующий русской армией разослал губернаторам письмо, в котором призывал к защите русской земли. Откликаясь на этот призыв, жители Тамбовской губернии решили выставить 12 тысяч конных и пеших ополченцев и иметь наготове такое же количество ратников. Уже через три недели ополчение было собрано, обмундировано и вооружено.


^ Учитель истории: Так вот где они, истоки славного почина тамбовских колхозников в 1942 году! Разве не помогали исстари мирные жители вершить ратные подвиги? Почти полтора столетия отделяют друг от друга эти войны, а нельзя не увидеть, как неизменна щедрость русской души, как живет в веках традиция бескорыстной помощи перед лицом опасности.
Не разрывными узами были связаны между собой фронт и тыл в годы Великой Отечественной. Всем жертвовали люди ради свободы и независимости страны. «Все отдаст русский крестьянин, ни перед чем не остановится, ничего не пожалеет для Родины,» - говорили тамбовские колхозники, первыми в стране начиная сбор средств в помощь фронту.
В ноябре 1942 года колхозники сельхозартели «Красный доброволец» Избердеевского района начали сбор средств на создание танковой колонны «Тамбовский колхозник». Подхватив почин, трудящиеся области за две недели собрали 40 миллионов рублей. А уже 14-15 декабря танки с надписями «Тамбовский колхозник» были переданы Красной армии


^ Учитель литературы: Сержант действующей армии Павлов с гордостью написал о почине наших земляков в стихотворении «Подарок народа».

Чтоб войск наших крепли удары,
Колхозы советской земли

Теперь не взаймы, а в подарок
Несут государству рубли..
И каждый их взнос превратится
Усильем руки трудовой
В стальную гудящую птицу,
В грохочущий танк боевой.


Ответ на фашистские козни
Понятен и ясен без слов:
Колонна «Тамбовский колхозник»
Без устали давит врагов.


Учитель истории:

Помимо прославленной танковой колонны «Тамбовский колхозник» армии были преданы боевые самолеты с тем же названием. Комсомольцы и молодежь города Моршанска собрали 500 тысяч рублей на строительство торпедного катера « Моршанец» для Черноморского флота, а комсомольцы Моршанского района — торпедного катера для Балтийского флота.

Связисты области провели сбор средств на танковую колонну «Связист», медицинские работники - на санитарные самолеты, рабочие Моршанского локомотивного депо - на торпедный катер «Моршанский железнодорожник», бронепоезд «Тамбовец», зенитные батареи.
Всего за годы Великой Отечественной войны труженики области на свои личные сбережения построили и передали Красной армии около 400 танков, 25 эскадрилий боевых самолетов, 15 торпедных катеров, в том числе «Тамбовский школьник» и «Юный тамбовец», бронепоезд и несколько санитарных самолетов на общую сумму 185 миллионов 100 тысяч рублей.
С 1941 по 1943 год сдано для раненых 21714 килограммов донорской крови.
За 1942 - 1943 годы было собрано и передано в фонд Красной армии большое количество теплых вещей: полушубков, ватных телогреек, теплых носков, варежек, перчаток, рукавиц, валяной обуви, шапок-ушанок. И все же самой первой ласточкой был почин избердеевцев, который, превратившись из ручейка в полноводную реку, захватил всю область, а затем страну.


^ Учитель литературы: Мне хочется прочесть стихотворение П.Л.Шевченко, посвященное трудовому подвигу всех русских людей, и в частности наших славных земляков. Оно называется «Монументы».


В час тяжелый, час суровый
В черном пламени страна.
Все слалось в едином слове:
Всенародная война!
Все для фронта, для солдата

Шла подарки от сердец.
Адресуя сыну, брату

Защищай страну, боец!
Безымянно с адресатом,
Со значением, и так...
Твердо верили и знали:
для солдата
не пустяк.
Телогрейка, рукавицы,
Пол шубок ли, кисет,
Словно яркие зарницы,
Тот подарок и привет.
Сельский житель Головатый,
Как всегда во всех
делах
От природы тароватый,
Показал души размах:
Укрепляя дух пилота,
деньга выложил сполна
Сразу на два самолета:
Получай, воюй, страна!...
Как ракетой вспыхнул новый


Этот подвиг у людей,
Докатился до Тамбова,
до райцентра Избердей.
И решили сход за сходом:
Наши танки будут в дар!
Все для фронта, для народа

Потрясающий удар!
А за ними все районы,
Вся Тамбовщина как есть
Без малейшего урона
Проявила эту честь.
Митинг был. Тридцатьчетверки
Мощно выстроились в ряд.
И танкисты чуть в сторонке
Собрались как на парад.
Поклялись бить нещадно,
Разгромить фашистов рать,
Чтоб им было неповадно
Мирный труд наш разрушать.


^ Учитель истории: Таковы наши тамбовские люди: шедры душой, благородны сердцем, отважны в помыслах и делах. Таков и весь русский народ, великий и могучий.
А сейчас давайте попытаемся ответить на центральный вопрос урока: «Что объединяет Отечественную войну 1812 года и Великую Отечественную войну и в чем залог славных побед России ?». (Ученики отвечают).
^ Учитель литературы: Правильно, славные победы одержала Россия в этих войнах только благодаря тому, что они стали истинно народными. Это их объединяет. О народной войне писал Лен Николаевич Толстой в романе-эпопее «Война и мир».
(учитель зачитывает отрывок «Дубина народной войны ...»).
«Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьего совета, ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие…

Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотой и лёгкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью».


^ Учитель истории: Когда какое-нибудь дело, военное или мирное, становится народным, его обязательно ждет успех.
Имеет значение заслуга каждого человека. Ведь общая победа строится из стремлений, желаний, воли отдельных людей, объединенных общей идеей. Именно поэтому так звучит тема нашего урока: «Ты в каждом ратнике узришь богатыря».


^ Учитель литературы: И, конечно же, радостно осознавать, что этими ратниками - богатырями были и наши земляки, сыны и дочери Тамбовщны. Сохраните в своих сердцах любовь к Родине, к её маленькой частице – земле Тамбовской. Пронесите её с собой по жизни и передайте детям и внукам.

^ Учитель истории: Вслушайтесь в торжественные звуки гимна Тамбовской области, и пусть рядом с любовью к родному краю в ваших сердцах навсегда поселится гордость за нашу землю, за людей, живших и ныне живущих на ней.

^ Звучит марш «Прощание славянки».

Цели урока:


а) образовательные:
- показать значение и роль народа в истории, используя краеведческий материал;
- изучить отдельные страницы истории и литературы родного края;
б) воспитательные:
- воспитывать чувство любви к родному краю, гордости за земляков;

научить понимать историческую и духовную преемственность поколений;
в) развивающие:
- развивать умение анализировать, сопоставлять факты, делать выводы.

Оборудование:


  • портреты З. Космодемьянской, А. Фигнера;




  • фотографии тамбовцев – героев Великой Отечественной войны;




  • фотографии памятников:




    • стелы в честь танковой колонны «Тамбовский колхозник» в с. Избердей,




    • танка из танковой колонны «Тамбовский колхозник» в г. Тамбове,




    • танка (Сац-100) 321 в г. Моршанске,




  • аудиозаписи с фрагментами музыкальных произведений и песнями.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 10 классе учитель русского языка и литературы моу...
Продолжить формирование умения читать и анализировать поэтические тексты, выделять проблемы, связывать их с жизнью, аргументировать...

Шлёпкина Нина Александровна, учитель русского языка и литературы...
Доброе утро. Тему не пишем. Сегодня я проведу у вас урок русского языка, и те, знания, которые вы получите, пригодятся при выполнении...

Урок русского языка в 5 классе. Учитель русского языка и литературы...
«эпистолярный жанр», «адресат», «адресант»; репродукция картины А. И. Лактионова «Письмо с фронта»; письма фронтовиков, оформленные...

Мастер-класс «Приёмы интерпретации художественного текста на уроках литературы»
Подготовила О. О. Кононова, учитель русского языка и литературы мбоу «Фатежская средняя общеобразовательная школа №2» города Фатежа...

Конспект урока русского языка по теме «Разговорный стиль речи»
Озорнова Людмила Фёдоровна, мбоу- лицей г. Алейска, учитель русского языка и литературы

Учитель русского языка и литературы

Урок русского языка и литературы на тему: «сравнение как средство выразительности речи»
Обучающая: познакомить учащихся со сравнением и его разновидно­стями, способами выражения, ролью в тексте

6 об опыте работы профсоюзного бюро факультета русского языка и литературы по защите
Ласкуткина В. В. – председатель профсоюзного бюро факультета русского языка и литературы

Урок литературы и русского языка на тему: Поэтический язык
Пастернака был Гамлет со своими вечными вопросами. Поэтический мир поэта особенный. Метафорическая система поэта стоит в ряду великих...

Разработка урока опк на тему «Христианская семья»
Автор: Шешнева Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы, преподаватель курса «Основы религиозных культур и светской...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница