Новый курс по чтению пáли Знакомство со словами Будды




НазваниеНовый курс по чтению пáли Знакомство со словами Будды
страница1/32
Дата публикации17.03.2013
Размер6.16 Mb.
ТипУчебник
odtdocs.ru > Литература > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32
Джеймс В. Гейр

В. С. Карунатиллаке
Новый курс по

чтению пáли
Знакомство со словами Будды
Перевод и адаптация Д. А. Ивахненко

A New Course in Reading Pali: Entering the Word of Buddha

James W. Gair, W.S. Karunatillake
Motilal Banarsidass Publishers

Private Limited

Delhi 1998

© James W. Gair All Rights Reserved
Copyright © 2007 Д. А. Ивахненко, перевод с английского и пáли. Все права сохранены. Только для бесплатного некоммерческого распространения. Разрешается копирование и размещение на Интернет при условии, что все копии должны содержать это примечание, копирайты и адрес первой публикации: http://awake.kiev.ua/dhamma/.

Пали важен не только как среднеиндийский язык, – это к тому же классический язык буддийских текстов традиции Тхеравада, таким образом, он служит буддийским каноническим языком таких стран Тхеравады, как Таиланд, Камбоджа, Шри Ланка и Бирма. Он играет особую роль как ключ к этому корпусу текстов для изучающих буддизм, а также представляет большой интерес с литературно-культурной, лингвистической и исторической точек зрения.

Эта книга задумана как вводный курс по чтению палийских текстов. Для этого в ней приведены специально подобранные аутентичные тексты из канонических текстов Тхеравады, как проза, так и стихи. Эти тексты набраны в латинском шрифте, и тщательно упорядочены по возрастанию сложности. Кроме того, они выбраны таким образом, чтобы каждый отдельный текст был содержательным и завершенным, знакомя с основными концепциями и подходами буддизма Тхеравады. Тем самым эта книга дает возможность познакомиться с тем, как учение Будды воплощено в языке; со смыслом, который невозможно извлечь из переводов.

Учебник включает в себя 12 уроков. Каждый из них состоит из трёх частей: 1) основных текстов для чтения и словарика к ним, 2) грамматических заметок по формам слов в данном уроке, и 3) текстов для дальнейшего чтения с отдельным словариком. В текстах для дальнейшего чтения не вводится никаких новых грамматических моментов, а лишь закрепляются на практике уже рассмотренные. Книга достойно завершается первой проповедью Будды, «Дхаммачаккапаваттана суттой». Приведен также сводный словарь и грамматический указатель.

Этот учебник успешно опробовался в нескольких университетах, и может вместе с тем использоваться для самостоятельного изучения пали.
Джеймс Гейр – профессор лингвистики и южноазиатских языков в Корнелльском университете. В. С. Карунатиллаке – профессор лингвистики в университете Келания на Шри Ланке. Этот учебник пали – плод их длительного сотрудничества, в течение которого они написали и другие работы, в основном по языкам Шри Ланки.

ПОСВЯЩЕНИЕ



svākkhāto bhagavatā dhammo,

sandiṭṭhiko, akāliko, ehipassiko, opanayiko,

paccataṃ veditabbo viññūhī’ti
  
sabbe sattā bhavantu sukhitattā!

ПРЕДИСЛОВИЕ



Эта книга началась с набора упорядоченных по сложности текстов и грамматических примечаний, которые авторы начали собирать и обсуждать несколько лет назад, когда оказалось, что нет такого вводного материала по пáли, в котором бы ставилось ударение на чтении и прямом изучении текстов, доступных для начинающих, и в тоже время передавались некоторые основополагающие буддийские идеи и понятия, воплощенные в буддийской традиции. Профессор Карунатиллаке играл главную роль в выборе оригинальных текстов, которые таким образом приобрели оттенок буддизма Шри Ланки. Вместе с тем мы считали, что учебник такого типа должен быть упорядочен по сложности грамматики, и насколько это возможно, по сложности лексики, так как мы ориентировались на начинающего студента, и не предполагали никаких уже имеющихся знаний, например, санскрита. Таким образом мы решили обращаться с пáли как с совершенно самостоятельным языком. Говоря вкратце, мы постарались применить тот же подход, который использовался нами и другими авторами в учебниках современных разговорных и письменных языков. По мере выполнения этой работы было сделано много замен, дополнений и перестановок, а также много ценных и приятных часов анализа и обсуждения грамматики и содержания. Эти уроки также использовались в последующих вариантах на наших уроках по изучению пáли, успехи и отклики студентов были очень вдохновляющими. Мы надеемся, что сохранили исходную ориентацию и замысел.

Невозможно перечислить всех тех коллег и студентов, которые предоставили нам свои комментарии и поддержку, но мы хотели бы выделить нескольких из них. Одна группа студентов за другой указывали на опечатки и пробелы, а также встречающиеся неясности и трудности. В частности, Ким Аткинс не только выполнял эти функции, но и набрал большую часть учебника в его раннем варианте. Ричард Карлсон и Тамара Хьюдек проявляли особую активность в редактировании по ходу своего обучения. Ратна Вийетунга и Л. Сумангала внесли свои предложения, а коллеги и друзья, в том числе Джон Росс Картер, Чарльз Холлисей и Джон Паолилло, поощрили нас довести этот материал до окончательного варианта. Чарльз Холлисей также внес особый вклад, использовав этот учебник при проведении занятий в Гарварде и сделав многочисленные предложения, которые были учтены в этом варианте. Мы также благодарны профессору Лакшми Нараян Тивари за его ценные советы, и господину Н. П. Джайну из издательства “Мотилал Банарсидасс” за его помощь в итоговой публикации этой работы.

Мы будем рады комментариям и предложениям и надеемся, что эти материалы принесут такую же пользу другим, какую они принесли нам. Если эта книга послужит хотя бы для немногих студентов введением в мир языка и идей палийских буддийских текстов, то мы будем считать вложенные нами усилия более чем оправданными.


Джеймс В. Гейр

Итака, Нью-Йорк


В. С. Карунатиллаке

Келания, Шри Ланка

июль 1994 г.

Содержание

ПОСВЯЩЕНИЕ 1

ПРЕДИСЛОВИЕ 1

ВВЕДЕНИЕ 1

Часть I: Этот учебник и как его использовать 1

Часть II: Алфавит и произношение пáли 1

Часть III: Язык и тексты 1

Часть IV: Некоторые полезные источники 1

УРОК I 1

УРОК II 1

УРОК III 1

УРОК IV 2

УРОК V 2

УРОК VI 2

УРОК VII 3

УРОК VIII 3

УРОК IX 3

УРОК X 3

УРОК XI 4

УРОК ХII 4

Склонение cуществительных в пали 4

Спряжение и формы глаголов в пали 4

ГРАММАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ 5

Раздел 1: Указатель по палийским формам 5

Раздел 2: Указатель по грамматическим категориям 5


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по литературному чтению Тема: Александр Александрович Блок. Россия. Рождество
Цели: -продолжить знакомство с творчеством А. А. Блока; совершенствовать навык чтения стихотворений; расширять кругозор и словарный...

План внутришкольного контроля в начальной школе на 2012-2013 учебный год
Расстановка кадров на новый учебный год, работа с тарификацией, знакомство с учебным планом, расписанием, работой кружков и секций....

План работы методического объединения учителей-предметников на 2012-2013 учебный год. №
Знакомство с нормативными документами и корректировка плана работы мо на новый учебный год. Выборы руководителя мо

Тема : Заливка цветом
Дети смыкают ладони рук перед собой в замок и со словами: «Всё хорошее ко мне» приближают ладони к груди, а со словами: «Всё плохое...

Урок Знакомство с новой лексикой тема: «Привет! Рад встретиться с тобой снова»
Рад встретиться с тобой снова. Развитие умения и навыков монологического высказывания (умение представиться, представить своего друга...

Валюта кс
Там должны стоять счета "91/2/курс", "91/1/курс" (указывать в кавычках) соответственно

Новогоднии праздник новый год
Новый год — праздник, отмечаемый многими народами в соответствии с принятым календарём, наступающий в момент перехода с последнего...

Новогодний праздник новый год
Новый год — праздник, отмечаемый многими народами в соответствии с принятым календарем, наступающий в момент перехода с последнего...

Опыт привлечения ребенка к чтению
Дети знают, что без чтения книг не будет развита речь, словарный запас, и они не получат хорошее образование. На личном примере родителей...

Программа по географии 6 класс (дистанционный курс) «Начальный курс географии. Планета Земля»
Московского педагогического государственного университета. Под редакцией И. П. Душиной

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница