Конспект урока по литературе в 10 классе на тему: «Работа над понятием «Обломовщина»




Скачать 49.89 Kb.
НазваниеКонспект урока по литературе в 10 классе на тему: «Работа над понятием «Обломовщина»
Дата публикации19.03.2013
Размер49.89 Kb.
ТипКонспект
odtdocs.ru > Литература > Конспект
ОГОУ «Смоленская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа I и II видов»
Центр дистанционного образования

Конспект урока по литературе в 10 классе на тему:

«Работа над понятием «Обломовщина».

Учитель:Матвеева Анастасия Викторовна
Цели урока:

1)Обобщение знаний учащихся по роману И.Гончарова «Обломов».

2)Закрепление умений и навыков анализа литературного текста.

3)Развитие аналитических способностей учащихся,работа над их монологической речью,над умением составлять устный ответ.

4)Показать формы работы с текстом произведения при обобщении материала.

5)Знакомство с критической литературой (разные точки зрения) и выработка собственного мнения о прочитанном,организация индивидуальной самостоятельной работы.

6)Нравственное воспитание учащихся на основе содержания основных проблем романа,воздействие на учащихся с помощью романа и изменение их первоначального впечатления о герое произведения,формирование понятия «обломовщина».
^ 1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя.
По складу своего характера И.А.Гончаров далеко непохож на людей,которых рождали энергичные и деятельные 60-е годы 19 века.У Гончарова-художника был необычайный для того времени дар-спокойствие и уравновешенность.Это отличает его от писателей второй половины 19 века,одержимых духовными порывами,захваченных общественными страстями.Для него характерно спокойное неторопливое повествование,стремящееся к максимально возможной объективности,к полноте непосредственного изображения жизни.Гончаров доверяет читателю,он не дает от себя никаких готовых выводов.Также художник обладает особым талантом:умением создавать полный образ предмета,он «вертит предмет со всех сторон,выжидает совершения всех моментов явления».

На прошлом занятии вы познакомились с образом Обломова: его внешностью,укладом жизни,общение с другими людьми.Мы начали разбирать важнейший момент в романе-сон Обломова.

На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над романом,в частности-над сном Обломова.Основная цель сегодняшнего урока-понять,что же такое «обломовщина» и к чему она ведет.Таким образом,тема нашего урока- «Работа над понятием «обломовщина».

Работу над темой мне хотелось бы начать с великого русского поэта А.С.Пушкина.Эти строки были написаны задолго до романа Гончарова,но очень подходят к нему.
^ Родов дряхлеющих обломок

(И по несчастью не один)

Бояр старинных я потомок...

А.С.Пушкин.

Вы,наверное,догадались,к кому из героев романа можно применить эти слова?(Обломов)

Гончаров сказал «Я старался показать в «Обломове»,как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в кисель».Вы,наверное,все представляете,какая это масса кисель.Жидкая,не имеющая твердости масса.Проблемные вопросы классу : достиг ли своей цели Гончаров?Сумел ли он показать , «как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в кисель»?На эти вопросы вы ответите в конце урока.

Интересно,что у романа «Обломов» была предыстория.Однажды,летом 1857 года ,Гончаров отправил своему другу письмо: «Едва мимоходом напью чаю,как беру сигарету-и к ней:сижу в ее комнате,иду в парк,забираюсь в уединенные аллеи,не надышусь,не нагляжусь.У меня есть соперник:он хотя и моложе меня,но неповоротливее,и я надеюсь их скоро развести.Тогда уеду с ней во Франкфурт, потом в Швейцарию,или прямо в Париж...»Заинтригован был друг Гончарова.Оказалось,что речь идет не о возлюбленной Гончарова,а об Ольге Ильинской- героине романа.Это и был знаменитый роман «Обломов».В скором времени роман был окончен.

Чем же интересен для нас образ главного героя романа?!Жизнь и судьба Ильи Ильича Обломова заставляет нас размышлять о сложнейших вопросах свободы воли и необходимости жить.Центральным понятием романа является понятие «обломовщины».

Как вы думаете,что имеет в виду Гончаров,употребляя это слово?(образ жизни Обломова)

Имя героя романа стало нарицательным.Что это значит?

Кого,по-вашему,и когда называют Обломовым?

Кто же такой Обломов?!Это барин!Посмотри,что говорит Штольц,друг Обломова о том,кто такой барин.(читать: Часть вторая,глава 4-со слов Штольца: «А ты кто же?» до слов «Джентельмен есть такой барин,-определил Штольц,-который сам надевает чулки и сам же снимает с себя сапоги»).

Мы видим,что основной характеристикой Обломова является лень.Он не хочет выезжать в свет,когда его просит Штольц. Даже лучший друг не способен повлиять на него.

Каковы же мечты Обломова?)Часть вторая,глава 4-со слов: «Продолжай же дорисовывать мрне идеал твоей жизни...Ну,добрые приятели вокруг;что ж дальше?Как бы ты проводил дни свои?»-до слов: «Ну,-продолжай Обломов.-что еще?..Да тут и все!..Гости расходятся по флигелям,по павильонам;а завтра разбрелись:кто удить,кто с ружьем,а кто так,просто,сидит себе...»)

Что вы можете сказать о его мечтах?Скажите в нескольких словах,чего хочет Обломов?(он хочет тишины,спокойствия)

После этого описания желаний Обломова впервые появляется слово,над которым нам сегодня нужно задуматься.Давайте продолжим тот отрывок,который мы только что читали(со слов «И весь век так?»до слов «-И утопия у тебя обломовская,-возразил Штольц».

Обломов не хочет ничего делать, не желает придерживаться советов друга.Чем же он прикрывается?-тем,что все живут не лучше его самого.(читать с начала 4 главы до слов «-Ну,мы с тобой не разбросались,Илья.Где же наша скромная,трудовая тропинка?-спросил Штольц».

Откуда же идут истоки этой обломовщины?-Из детства.Дома вы должны были разобрать главу «Сон Обломова».

^ Сон Обломова( глава 9)

Мы уже говорили,что важное место в романе занимает сон Обломова.Прочитаем первые три предложения этой главы.

Что же за «благословенный уголок» представлен во сне?(Обломовка)

Зачитайте описание утра (начало главы).Как вы думаете,зачем автор так подробно описывает утро и оставшийся день?(чтобы показать спокойствие и умиротворенность,царящие в Обломовке,даже в природе).

Теперь вспоминаем,как пробуждался маленький Илья?(читать со слов «Илья Ильич проснулся утром в своей маленькой постельке....)(обратить внимание на воспитание мальчика и на то,что в детстве он еще был живым и жизнерадостным).

Каким он предстает перед нами в 13-14 лет (« Далее Илья Ильич вдруг увидел себя мальчиком лет тринадцати или четырнадцати...)

Постепенное падение героя.

(подробное чтение отрывков сна)

Итак,как повлияла Обломовка на маленького мальчика Ильюшу?(Обломов от живого мальчика превращается в мечтательного человека)

На будущих уроках вы узнаете,что обломовщина погубит всю жизнь Обломова.Его любовь будет разрушена им самим.

Сейчас вернемся к вопросам,вставленным в самом начале урока:достиг ли своей цели Гончаров?Сумел ли он показать, «как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в кисель»?(Да,Гончарову это удалось.Он показал,что люди «у нас люди превращаются прежде времени в кисель».и этому виной является само общество)

Вернемся к словарю Ожегова,находим понятие «обломовщина».Что оно обозначает?(«Безмолвие,состояние бездеятельности и лени(по имени Обломова,героя романа Гончарова).

Да,это состояние бездеятельности,лени,которое мы наблюдаем в образе жизни Обломова,всех обломовцев. Русский критик Добролюбов объясняет это понятие по-своему: «это порождение крепостного права,при котором помещики усвоили «гнусную привычку получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий,а от чужих».

Обобщение урока.

Таким образом,мы раскрыли на этом уроке образ Обломова,раскрыли значения понятия «обломовщина».И пришли к какому выводу?

-Что Обломов бездеятельный человек.Большой мечтатель.Его мечты бесплодны.Такой характер сформирован самим обществом.

-Что «обломовщина» - это прежде всего отсутствие высокой цели жизни,пренебрежение к труду,стремление к покою,подмена живого дела мечтами,равнодушное отношение к общественной жизни.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Работа над штрихами в классе тубы»
В гамме ведётся работа над разными видами штрихов, тем самым проходит работа над укреплением амбюшура, над расширением звукового...

План-конспект урока
Цель урока: содействовать формированию умения толковать значения слов с опорой на словарь; познакомить с понятием: многозначные и...

Конспект урока чтения 2 класс Тема: работа над осознанным чтением
Коррекция недостатков развития зрительного восприятия, просодической стороны речи

“Что такое гражданская война?”
Отражение темы «Гражданская война» в истории России и литературе (конспект интегрированного урока в 12 классе в игровой форме)

Конспект урока по изо в 3 классе на тему: «В сказочном подводном царстве»
Учить применять ранее полученные знания о композиции, цвете и цветовых контрастах

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: "Охрана растений"
Экологический светофор” набор цветных кружков (красный, желтый, зеленый) для каждого учащегося

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 а классе на тему: «Почему бывает листопад»
Закрепить и уточнить знания об изменениях, которые происходят с лиственными деревьями осенью

Конспект урока развития речи в 7 классе на тему: «Комплексный анализ текста»
Толкование слова и запись его на доске: эпопея, эпизод, миссия, киноэпопея (как образовано слово?)

Конспект урока по математике во 2 классе на тему "Сложение и вычитание трехзначных чисел"
...

Конспект открытого урока по литературе по учебнику Р. Н. Бунеева,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница