Урока: повторить и обобщить знания по теме «Поэзия Серебряного века»




Скачать 160.58 Kb.
НазваниеУрока: повторить и обобщить знания по теме «Поэзия Серебряного века»
Дата публикации19.03.2013
Размер160.58 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > Литература > Урок

16.10.2010 г. Новопавловская СОШ.

Акбулакского района.

Учитель: Урсатьева Г.А.


Открытый урок литературы в 11 классе(с применением проектных технологий)

на тему: "Поэзия серебряного века"




Цели урока:

  • повторить и обобщить знания по теме «Поэзия Серебряного века»: рассмотреть особенности крупнейших литературных направлений, составлявших поэзию русского модернизма - символизма, акмеизма, футуризма и имажинизма; определить их общие художественные принципы;

  • развивать творческие способности и вкус учащихся, их исследовательские навыки, умение работать в группе;

  • способствовать повышению общей эрудиции детей.

Оборудование: портреты поэтов, эпиграф, раздаточный материал, музыкальное сопровождение, интерактивная доска, мультимедийный проектор.

^ Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

Рубеж XIX-XX веков -эпоха сложных противоречий, напряженных духовных исканий, революционных преобразований. “Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?”- этот блоковский вопрос-ответ подталкивает к размышлениям о тех противоречиях, что являются ключом к пониманию Русского Ренессанса, именно так называют искусство Серебряного века.

Серебряный век… Само это словосочетание ассоциируется в нашем сознании с чем-то возвышенным и прекрасным. Поэзия этого периода по своей сути является как бы мелодией слов, своеобразным звукопорядком.

Среди миров, в мерцании светил

Одной Звезды я повторяю имя…

Не потому, чтоб я Ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне в сомненье тяжело,

Я у Нее одной ищу ответа,

Не потому, что от Нее светло,

А потому, что с Ней не надо света.

Иннокентий Анненский… Обратите внимание, насколько глубоко, образно, философично!

Однако Серебряный век, в отличие от пушкинской эпохи, названной в русской литературе «золотым веком», не может быть назван чьим-то одним – пусть даже великим – именем; его поэтику решительно невозможно свести к творчеству одного, двух или даже нескольких выдающихся мастеров слова. В том-то и особенность данного периода, что в нем жили и творили поэты, представляющие многие литературные течения, исповедующие разные поэтические принципы. Каждый из них отличался необычайной музыкой стиха, оригинальным выражением чувств и переживаний лирического героя, устремленностью в будущее.

Сегодня на уроке речь пойдет о таком явлении в русской литературе, как модернизм. Мы говорили о нем много и сегодня как бы подводим итог. Результатом наших исследований стала книга о русском модернизме конца 19 - начала 20 века, составленная нами с опорой на материалы литературоведения, наши знания, вкусы, пристрастия.

Задача, которую мы перед собой ставили, создавая эту книгу, - рассмотреть особенности крупнейших литературных направлений, составлявших поэзию русского модернизма – символизма, акмеизма, футуризма и имажинизма; постараться воссоздать общую картину поэтической эпохи, названной Серебряным веком.

Книга создавалась совместными усилиями. Работали группы «символистов», «акмеистов», «футуристов» и «имажинистов», которые, изучив литературоведческие источники, постарались составить краткую справку о выбранном литературном направлении, назвать имена наиболее значимых, на их взгляд, представителей данного течения, сделать подборку стихов этих поэтов, отражающих их поэтическую манеру. Параллельно работала группа ребят, готовивших компьютерные презентации некоторых авторов.

Открывает книгу общая характеристика понятия «модернизм»

Страница 1

Модернизм.

Термин «модернизм» достаточно точно передавал заложенную в литературе Серебряного века идею создания новой литературы и воплотился «в систему относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма.

Символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм – основные течения модернизма.

Страница 2

Символизм .Следующая страница книги посвящена наиболее крупному литературному направлению конца 19 - начала 20 века - символизму. Представьте, пожалуйста.

  • И, конечно же, разговор о символизме был бы неполным без Александра Александровича Блока. Анна Ахматова назвала А.Блока трагическим тенором эпохи.

^ Презентация (Мухамедова Анна)

Александр Александрович Блок – единственный из символистов признанный ещё при жизни поэтом общенационального значения.

^ Валерий Брюсов. Представляет Ветчинкин Александр

Андрей Белый. Представляет Мягкий Андрей

Страница 3

Акмеизм

Далее в нашей книге следует статья о направлении, сформировавшемся как реакция на крайности символизма, - акмеизме. Представляйте.

  • ^ Наравне с мужчинами в поэзии русского модернизма зазвучал женский голос. Анна Андреевна Ахматова, начинавшая свой творческий путь в рамках акмеизма, стала по-настоящему большим национальным поэтом.

^ Презентация Зуенко Анны

Стиль поэтессы как бы сплавил в себе традиции классики и новейший опыт русской поэзии, а ощущение эпохи, сопереживание ее событий, поиски своего места в них сделали Ахматову по-настоящему большим национальным поэтом.

^ Одним из основателей акмеизма был Николай Степанович Гумилев Представление Ишимова Руслана

Н.С. Гумилев – поэт, прозаик, драматург, критик, один из основателей акмеизма, руководитель «Цеха поэтов». Для его поэзии характерна тяга к экзотике, поэтизация истории, пристрастие к ярким краскам, стремление к композиционной четкости.

В юности Гумилев много путешествовал. Муж Анны Ахматовой, в 1914 году добровольцем ушел на фронт; награжден двумя Георгиевскими крестами. В 1921 году арестован по ложному обвинению и расстрелян как участник контрреволюционного заговора.

  • ^ Следующая страничка нашей книги посвящена Осипу Эмильевичу Мандельштаму. Представление Медетова Ратмира

О.Э.Мандельштам – поэт, прозаик, эссеист; примыкал к акмеизму с первых шагов этого литературного течения. Для его поэзии характерны философская глубина. обостренный интерес к истории.

  • Любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако крайне экстремистской направленностью в этом плане отличался футуризм.

Страница 4

Футуризм.

Футуризм (от лат. Futurum – будущее) – общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х годов 20 века прежде всего в Италии и России.

Владимир Маяковский . Презентация Кенисариевой Эльвиры

В поздний период творчества он отошел от футуризма.

Особенной индивидуальностью был поэт ^ Игорь Северянин. Представляет Медетов Нуржан

Рифмы его были необычайно свежи, смелы, и удивительно гармоничны.

Борис Пастернак . Представляет Рафикова Оксана

Оставаясь философски глубоким и напряженным, его стих обретает все большую прозрачность, классическую ясность.

«Свеча горела» (романс) в исполнении Аллы Пугачевой( сайт )

Последней нашумевшей школой в русской поэзии 20 века был имажинизм.

Страница 5

Имажинизм

Имажинизм (от фр. И англ. Image – образ) – литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма. Что было главным в этом течении?

^ Во многом повлияло на развитие течения поэтическое творчество Сергея Есенина, который входил в костяк объединения.

Представление Мухамедовой Анны

. Лучшие его стихотворения ярко запечатлели духовную красоту русского человека.

Анализ лирического стихотворения Сергея Есенина.

Анатолий Мариенгоф. Представляет Губайдулин Газиз.

Учитель: Мы закрыли последнюю страничку книги, но разговор о поэзии модернизма на этом не закончен. Мы уже сказали, что особенность данного периода в том, что в нем жили и творили поэты, часто диаметрально противоположные в своих художественных пристрастиях и творческих исканиях. Иногда они затевали яростную полемику, предлагая различные способы постижения бытия. Собираясь в кафе с колоритными названиями «Бродячая собака», «Розовый фонарь», «Стойло Пегаса», представители разных течений обрушивались друг на друга с критикой, доказывая состоятельность лишь своего направления, свою избранность в создании нового искусства. Я предлагаю вам организовать такую дискуссию.

Дискуссия.

Акмеисты:

- Я согласна с тем, что поколение символистов состояло из блестяще образованных людей, свободно чувствовавших себя в океане мировой культуры, стремившихся возродить культурное наследие собственной страны, однако требование обязательной мистики, раскрытия тайны привело к утрате подлинности поэзии. А увлечение музыкальной основой стиха привело к созданию поэзии, лишенной всякого логического смысла.

Символисты:

- Мы считаем, что поэтика ассоциаций, намеков, требующих расшифровки, восприятия и осмысления художественной детали дает толчок работе воображения читателя. А максимальное использование звуковых и ритмических средств поэзии, музыкальность и легкость слога помогают о самых обыденных или даже трагических вещах писать с изысканной образностью.

Примером этому может служить стихотворение Блока «Девушка пела в церковном хоре», написанное в августе 1905 года, когда заканчивалась русско-японская война. Пение девушки и хора – это молитва об отторгнутых от родимого крова, о заброшенных на чужбину. И вопреки молитве и духовному единению – грустный, неожиданный, трагический итог, данный в намеке на трагический для России исход войны летом 1905 года: «причастный тайнам», т.е. знающий наперед, вещий; «высоко, у царских врат… плакал ребенок» - Спаситель-ребенок на руках у Богоматери. Да порой бывает трудно «расшифровать» символы стихотворения, но как это красиво звучит!

- У футуристов так вообще ничего не поймешь!

Футуристы:

- Неправда, я прочитаю лишь одну строфу из Маяковского, и вы убедитесь, насколько талантливым он был:

Я хочу быть понят моей страной,

А не буду понят, что ж,

По родной стране пройду стороной,

Как проходит косой дождь.

- А я считаю, что поэзия Есенина не интеллектуальная, в его стихах нет философских размышлений: ни философии любви, ни философии природы!

Имажинисты:

- Зато есть само чувство любви, глубокое, искреннее! Само дыхание природы. Он рассказывает нам о нас самих, о наших простых, естественных чувствах, и потому является одним из всенародно любимых поэтов и сейчас, спустя более полувека.

Заключительное слово.

Краток был Серебряный век. Краток и ослепителен. Биографии почти всех творцов этого поэтического чуда сложились трагически. Время, отпущенное им судьбой, оказалось роковым. Но, как известно, «времена не выбирают – в них живут и умирают». Поэтам Серебряного века пришлось до дна испить чашу страданий: хаос и беспредел революционных лет и гражданской войны уничтожил духовную основу их существования.

Вскоре после революции ушли из жизни Блок, Хлебников, Брюсов.

Многие эмигрировали, не в силах вынести жизни на неприветливой родине, в одночасье ставшей им мачехой: Мережковский, Гиппиус, Бунин, Вяч. Иванов, Бальмонт, Адамович, Бурлюк, Ходасевич, Саша Черный, Северянин, Цветаева и многие другие. Большинство из них прожили остаток жизни за границей, мечтая вернуться в Россию.

Хотя, вероятно, это стало бы для них событием не менее горестным, что подтверждает судьба Цветаевой, покончившей с собой после возвращения на родину. Кроме нее счеты с жизнью свели Есенин и Маяковский.

Те, кто остался в России, были уничтожены тоталитарным режимом: Расстрелян по ложному обвинению Гумилев; сгинули в сталинских лагерях Клюев, Мандельштам, Нарбут, Лившиц, Клычков, Введенский, Хармс.

Те же, кто уцелел в этой мясорубке, были обречены на безмолвие. А поэтов, решивших сотрудничать с новой властью, тоже ждала незавидная литературная судьба: для Маяковского, Каменского, Городецкого она обернулась утратой таланта и потерей творческой индивидуальности.

Некоторые сознательно приговорили себя к молчанию, уйдя от стихотворчества в иные области литературы, занявшись журналистикой, прозой, драматургией, переводами. Многие из имен на долгие годы были преданы забвению. Но «ничто на земле не проходит бесследно». Явление культуры под названием «Серебряный век» вернулось к нам в стихах его создателей, для того чтобы еще раз напомнить, что только красота может спасти мир.

Подведение итогов.

1. Подобрать подписи к иллюстрациям на доске.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

О, как паду – и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Н.С. Гумилев – поэт, прозаик, драматург, критик, один из основателей акмеизма, руководитель «Цеха поэтов». Для его поэзии характерна тяга к экзотике, поэтизация истории, пристрастие к ярким краскам, стремление к композиционной четкости.

В юности много путешествовал. Муж Анны Ахматовой, в 1914 году добровольцем ушел на фронт; награжден двумя Георгиевскими крестами. В 1921 году арестован по ложному обвинению и расстрелян как участник контрреволюционного заговора.

А.Н.Бенуа «Прогулка короля»

В пути

Кончено время игры,

Дважды цветам не цвести.

Тень от гигантской горы

Пала на нашем пути.

Область унынья и слез –

Скалы с обеих сторон

И оголенный утес,

Где распростерся дракон.

Острый хребет его крут,

Вздох его – огненный смерч.

Люди его назовут

Сумрачным именем: «Смерть».

Что ж, обратиться нам вспять,

Вспять повернуть корабли,

Чтобы опять испытать

Древнюю скудость земли?

Нет, ни за что, ни за что!

Значит, настала пора.

Лучше слепое Ничто,

Чем золотое Вчера!

Вынем же меч-кладенец,

Дар благосклонных наяд,

Чтоб обрести наконец

Неотцветающий сад.

Лирика А.А.Ахматовой вошла в русскую поэзию свежей струей искреннего чувства. Четкость языка, уравновешенность поэтического тона, простые, но чрезвычайно выразительные образы, наполняют ее лирические стихи большим психологическим содержанием.

Стиль поэтессы как бы сплавил в себе традиции классики и новейший опыт русской поэзии, а ощущение эпохи, сопереживание ее событий, поиски своего места в них сделали Ахматову по-настоящему большим национальным поэтом.

Сжала руки под темной вуалью…

«Отчего ты сегодня бледна?»

- Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот…

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Все, что было. Уйдешь, я умру».

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру».

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Больпоражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Осень 1917

О.Э.Мандельштам – поэт, прозаик, эссеист; примыкал к акмеизму с первых шагов этого литературного течения. Для его поэзии характерны философская глубина. обостренный интерес к истории. Мандельштам – блестящий мастер поэтического слова. Его стихи предельно кратки, насыщены историко-литературными ассоциациями, музыкально выразительны и ритмически разнообразны.

После революции поэт постепенно вытеснялся из печати. В 1934 году был арестован и отправлен в ссылку. В 1938 году арестован вторично и погиб в лагере под Владивостоком.

А.Н.Бенуа «Сад Трианона»

За гремучую доблесть грядущих веков,

За высокое племя людей, -

Я лишился и чаши на пире отцов,

И веселья, и чести своей.

Мне на плечи кидается век-волкодав,

Но не волк я по крови своей:

Запихай меня лучше, как шапку, в рукав

Жаркой шубы сибирских степей…

Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,

Ни кровавых костей в колесе;

Чтоб сияли всю ночь голубые песцы

Мне в своей первобытной красе, -

Уведи меня в ночь, где течет Енисей

И сосна до звезды достает,

Потому что не волк я по крови своей

И меня только равный убьет.

В.В.Маяковский – один из лидеров кубофутуризма и русского авангардного искусства. В русской поэзии 20 века ему принадлежит исключительная роль. Поэт вторгся в традиционную систему стихосложения, сильно преобразив ее. Стих Маяковского опирался не на музыку ритма, а на смысловое ударение, на интонацию. Количество слогов в строке утратило в его стихах решающее значение, возросла и качественно изменилась роль рифмы, резко проявился разговорный характер стиха. Это был принципиально новый шаг в развитии русской поэзии.

Революция во многом изменила взгляды Маяковского на общественную роль искусства. В поздний период творчества он отошел от футуризма. Судьба поэта сложилась трагично: неудачные обстоятельства в борьбе литературных групп и в личной жизни привели его к самоубийству.

П.Н.Филонов «Корабли»

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – кто-то хочет, чтобы они были?

Значит – кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит –

чтобы обязательно была звезда! –

клянется –

не перенесет эту беззвездную муку!

А после ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!»

Послушайте!

Ведь если звезды зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

Игорь Северянин – псевдоним Игоря Васильевича Лотарева. Уже первые его книги закрепили за Северяниным славу исключительно салонного поэта. Многие его стихи отличались манерностью; чрезмерное пристрастие к неологизмам и иностранной лексике приводило поэта на грань безвкусицы. В то же время Северянину принадлежит целый ряд произведений, для которых характерны красочность, выразительность и мелодичность поэтической речи, сложная рифмовка, наличие оригинальных стихотворных форм.

Летом 1918 года поэт находился в Эстонии и после создания там буржуазной республики оказался в эмиграции. В поздних его стихах явственно ощущается драма разлуки с родиной.

А.Н. Бенуа. «Японский сад»

Когда ночами…

Когда ночами все тихо, тихо,

Хочу веселья, хочу огней,

Чтоб было шумно, чтоб было лихо,

Чтоб свет от люстры гнал сонм теней!

Дворец безмолвен, дворец пустынен,

Беззвучно шепчет мне ряд легенд…

Их смысл болезнен, сюжет их длинен,

Как змеи черных ползучих лент…

А сердце плачет, а сердце страждет,

Вот-вот порвется, того и ждешь…

Вина, веселья, мелодий жаждет,

Но ночь замкнула – где их найдешь?

Сверкните, мысли! Рассмейтесь, грезы!

Пускайся, муза, в экстазный пляс!

И что нам – призрак! И что – угрозы!

Искусство снами – и Бог за нас!

С.А.Есенин главными в своем творчестве считал «лирическое чувство» и «образность». Источник образного мышления он видел в фольклоре, народном языке. Вся метафорика Есенина построена на взаимоотношениях человека и природы. Лучшие его стихотворения ярко запечатлели духовную красоту русского человека. Тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, Есенин был удивительно чутким к земным краскам, звукам и запахам.

После революции в трогательной и нежной есенинской лирике появляются новые «разбойно-разгульные» черты, сблизившие его с имажинистами.

Судьба поэта сложилась трагически. В состоянии депрессии он покончил жизнь самоубийством.

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть своей тоски.

Слишком я любил на этом свете

Все, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь!

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

«Серебряный век, мятежный, богоищущий, бредивший красотой, и ныне не забыт. Голоса его выразителей до сих пор звучат, хотя и по-иному, чем звучали тогда»

Сергей Маковский

«На Парнасе Серебряного века»

Приложение 2

Проверь себя

1. Автор сборников “Ярь”, “Перун”, друг С. Есенина.

2. Черты какого литературного направления пародийно преувеличил Осип Мандельштам “Страшный контрданс “соответствий”, кивающих друг на друга. Ни одного ясного слова, только намеки, недоговаривания. Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой”.

3. Хозяин гостеприимного дома в Коктебеле.

4. “Я – изысканность русской медлительной речи,Предо мною другие поэты – предтечи,Я впервые открыл в этой речи уклоны,Перепевные, гневные, нежные звоны”.

Автор строк

    5.“Когда умирают кони – дышат, Когда умирают травы – сохнут, Когда умирают солнца – они гаснут,Когда умирают люди – поют песни”.

    Автор строк

    6. “Я – тишайшая, я – простая, “Подорожник”, “Белая стая”…”

7. К какому литературному направлению были близки ниже названные поэты:а) Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Маяковский, В. Каменский;б) Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, В. Брюсов;в) А. Ахматова, М. Кузьмин, Н. Гумилев, О. Мандельштам, С. Городецкий.

8. Соотнесите литературные псевдонимы и настоящие имена поэтов:

врезка19. Соотнесите названия поэтических произведений с соответствующими литературными течениями: “Эгополонез”, “Здесь и там”, “На аэродроме”, “Жираф”, “Перевертень”, “Безглагольность”.

10. В “Некрополе” В.Ф. Ходасевич так описывает этого человека: “Его вид поколебал мое представление о декадентах. Вместо голого лохмача с лиловыми волосами и зеленым носом – я увидел скромного молодого человека с короткими усиками,

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Поэзия чудесная страна», «Лирика поэтов серебряного века», И. Северянин. Стихи о природе
Шымкент, Учитель русского языка и литературы сш. №34. Прокудина Антонина Михайловна

План-конспект урока тема урока Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Цель урока: обобщить и привести в систему знания обучающихся о сложноподчиненных предложениях; помочь учащимся выявить и устранить...

Урок по теме «История Древнего Востока»
Цели урока: 1 повторить и закрепить знания обучающихся по изученному материалу

Методическая разработка урока-обобщения по теме «Главные члены предложения»
Цели урока: обобщить знания о способах выражения подлежащего, типах сказуемого и способах его выражения

Урока : Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Квадратные корни»
Алгебра: Учебник для 8 кл общеобразоват учреждений / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др

Учитель русского языка и литературы: Беркимбаева Жанна Абдрашевна. Моу «Гимназия»
Цели: образовательная: повторить написание букв о-ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен существительных; совместно с...

Урока: фронтально повторить учебный материал по теме «Механическое движение. Плотность»
Цель урока: фронтально повторить учебный материал по теме «Механическое движение. Плотность»; подготовиться к контрольной работе

Тип урока: урок-отчёт (заключительный этап исследования экосистем...
Цель урока: обобщить и актуализировать экологические знания детей, полученные в ходе исследовательской деятельности учащихся по теме:...

Цель: Повторить основные вопросы темы, обобщить, закрепить и систематизировать...
Подготовила и провела учитель истории и обществознания мбоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII...

План-конспект урока «Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе»
Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи, закрепить знания о категории рода...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница