Урок-обобщение по русскому языку по теме не с разными частями речи




Скачать 54.31 Kb.
НазваниеУрок-обобщение по русскому языку по теме не с разными частями речи
Дата публикации15.04.2013
Размер54.31 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > Литература > Урок

Урок-обобщение по русскому языку по теме

НЕ с разными частями речи


Рыкованова Валерия Викторовна, учитель русского языка и литературы

Цели и задачи:

  • систематизировать правила слитного и раздельного написания не с разными частями речи,

  • совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки,

  • проверить умения и навыки в правописании не с разными частями речи;

Форма урока: урок-обобщение.

Обоснование использования ИКТ:

  • расширение объёма предъявляемой учебной информации;

  • улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);

  • осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);

  • разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке;

  • повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом;

  • включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества.
^

Ход урока

I. Орг. Момент.

– Не болтайте, не сутультесь, не крутитесь, не волнуйтесь!

Начинаем наш урок – тихо сели и вперед!


  • Здравствуйте, ребята!

  • Неслучайно я начала урок с этого шутливого стихотворения, ведь главной нашей героиней будет НЕ.

– Запишем в тетрадях число и тему урока.
^

II. Разминка “Кто быстрее и больше”.


Вспомните и запишете как можно больше слов, которые не употребляется без НЕ.

На выполнение задания – 2 минуты.

В русском языке таких слов немало:

существительные: небылица, неваляшка, невежество, невежда, невзгода, невидаль, невидимка, невольник, негодяй, недотрога, недуг, незабудка, ненависть, ненастье, неполадки, непоседа, неряха, несмышлёныш, неудачник, нехристь;

прилагательные (а также образованные от них наречия на -о): небрежный, невзрачный, невозвратимый, невредимый, неизбежный, неизменный, нелепый, необходимый, непобедимый, непрестанный, неразлучный, несказанный, нескончаемый, несмолкаемый, несомненный, несравненный, несуразный, несчастный, неуклюжий, нестерпимый, непоколебимый, непререкаемый, неукротимый; небрежно, нелепо, необходимо, несомненно;

глаголы (а также образованные от них причастия и деепричастия): невзвидеть, невзлюбить, негодовать, недомогать, несдобровать, ненавидеть, нездоровиться, неможется, недоумевать, нейдёт, неймётся;

наречия и другие неизменяемые слова: невмоготу, невмочь, невтерпёж, невдомёк, невзначай, невпроворот, нельзя, ненароком, неужто.

 Поупражняемся в словообразовании. От 2-3 прилагательных образуйте наречия, от глаголов – деепричастия и причастия, запишите. Какой морфемой является НЕ?
^

III. Проверка и вывод:


  • Чем может быть не в словах? (ответы учащихся);

Слайд 2 (см. приложение)



    Учитель: – Как отличаем?

    Ученик: – Частица НЕ отрицает предмет, признак, действие.

    – Приставка образует новое слово.

  1. Рассмотрим конкретные примеры:

    Что общего?

    1). Неизбежный, негодовать, недотёпа.

    2). Отнюдь не ласковый, вовсе не медленно.

    3). Не счастье, а просто везение; не простое яичко, а золотое.

    4). Некто, нечем, некого, некому.

    5). Не у кого, не для чего, не о ком.

    6). Неправда (то есть ложь), несерьёзный (то есть легкомысленный), негромко (то есть тихо).

    7). Нераспечатанное письмо, нераспустившийся цветок, незакрытая дверь.

    8). Письмо не распечатано, дверь не закрыта.

    9). Ещё не распечатанное письмо, никем не закрытая дверь.




  1. Вспомним правила и получится таблица.

^ Слитное и раздельное написание не

Не пишется слитно

не пишется раздельно

1) Со словами любой части речи, если слово без не не употребляется.

2) С существ., прилагат. и наречиями на –о-,-е-, если их можно заменить словами, близкими по значению.

3) С полными причастиями, не имеющими зависимых слов.

4) С отрицат. и неопред. местоимениями (при отсутствии предлога) и наречиями.

1) Со словами любой части речи, если к слову есть или подразумевается противопоставление.

2) С глаголами, деепричастиями и краткими причастиями.

3) С полными причастиями, имеющими зависимые слова.

4) С отрицат. и неопред. местоимениями при наличии предлога.

5) В составе частиц вовсе не, далеко не, отнюдь не
^

– Из домашнего упражнения приведите примеры слитного написания НЕ.


– Нескошенные луга так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова (от новизны).

    VI. Тест

1.(Не)знаю большего удовольствия, чем идти по (не)знакомым дорогам к какому-нибудь лесному озеру.

2. Вот откуда-то доносится тревожный крик (не)уснувшей птицы.

    1. (Не)вежду лекарствами (не) вылечишь.

    2. Куплен (не)дорогой, но красивый материал.




5. Повесть написана вовсе (не)известным молодым писателем.

6. Мне (не)кому было рассказать о своих сомнениях.

7. Комната была (не)освещена, поэтому трудно было различать лица сидящих напротив людей.

8. Но говорят, вы (не)людим: в глуши, в деревне все вам скучно.

1.___, ___. 2. ___. 3.___, ___. 4. ___. 5.___. 6. ___. 7. ___. 8. ___.

VI. Работа с толкованием слов.(Слайд 7).

Невежда – человек, который мало знает, необразованный.

Невежа – грубый, невоспитанный человек.

Нелюдим – нелюдимый человек; тот, кто избегает общества других людей.)



  1. Какое же из двух слов НЕВЕЖА или НЕВЕЖДА стоит в известных строчках И.А.Крылова?

  2. Сказка в качестве релаксации.

    Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Не постоянно перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она – «Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул печально Глагол и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую!», «Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался с ней рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без нее не может.

  3. Составим предложения о принце и его возлюбленной, используя противопоставления

    с союзом а.

  4. Закрепление. Установка к выполнению упр.143 и Д/З

    Упражнение 143 в классе 1-ый абзац,

  5. Д/З Упражнение 143 (2 и 3-ий абзацы).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по русскому языку для 4-го класса на тему: "Изменение и правописание частей речи"
Повторение, обобщение и систематизация сведений об изменении разных частей речи

Урок-презентация по русскому языку
Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, учить определять части речи

Урок- соревнование по английскому языку. (соревнование рассчитано...
Цель: обобщение материала по теме «Школа», тренировка лексико-грамматических навыков

Урок по русскому языку в 7 классе (урок развития речи)
Оборудование: интерактивная доска, текст Б. Полевого «Спасение детей», оформленная доска

Урок по русскому языку в 6 классе ( урок развития речи) сочинение...
Мы узнали много интересного о создании букета цветов, о том,что в каждой стране существуют свои традиции

Урока: Обобщение и систематизация лексического и грамматического материала по данной теме
Образовательная – активизировать лексику по теме “Время года. Погода” в речи учащихся, создать условия для формирования грамматических...

Урока: Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме «Синтаксис и пунктуация»
Тема урока: о пользе знаков препинания. (Синтаксис и пунктуация. Культура речи. 2-ой урок)

Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена на...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку, примерной программы основного общего образования...

Тематическое планирование по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса создана на основании следующих документов

План-конспект урок а по теме: Древняя Греция
Цель урока: Обобщение знаний по теме: «Древняя Греция» путем использования ресурсов эор как нагладного, практического и котрольно...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница