Рабочая программа По мхк




Скачать 289.5 Kb.
НазваниеРабочая программа По мхк
страница1/4
Дата публикации29.03.2013
Размер289.5 Kb.
ТипРабочая программа
odtdocs.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4
Рассмотрено на МО Одобрено МС Утверждено

«___» _______2011_г «__» _______2011г приказом директора

Протокол №_____ Протокол №_____ №___от «___» _______2011г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По МХК
Класс _________8-9_________________________________________
Учитель _Артемова Елена Викторовна_________________________
Количество часов __________34_____________________________
Всего 34________ часов; в неделю ____1______час
Плановых контрольных уроков ___, зачетов __, тестов ________
Учебник МХК. Учебник для 7-9 класса

(автор, название, издательство, год издания)
Авт.: Г.И. Данилова__________
М. Дрофа, 2009 год._________________________________

Пояснительная записка

Курс «Мировая художественная культура» включен в число базовых общеобразовательных предметов. Курс рассматривает общие закономерности развития искусств и их взаимосвязи в различные культурно- исторические эпохи, роль искусства в жизни человека в различные периоды развития цивилизации. Предмет МХК систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках музыки, литературы, истории, изобразительного искусства.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и культуре как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

^ Дидактические цели:

-формирование интереса к изучению мировой и русской культуры;

- формирование навыков сбора и анализа информации.

Методические задачи:

  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

  • культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

  • приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

  • формирование умений и навыков художественного самообразования.

  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

  • приобретение суммы знаний, сформировать умения и навыки, раскрыть важные закономерности сложного процесса развития культуры и её роль в жизни человечества, расширить кругозор

  • представить знание о мире и человеке на целостном уровне в зеркале художественной культуры

  • воспитание художественного вкуса.


Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

На основании приказа № 634 от 01.03.2010г. администрации Тамбовской области Управления образования и науки Тамбовской области «О внесении изменений в приказ Управления образованием и науки области от 10.04.2009 № 936 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений, расположенных на территории Тамбовской области и регулирующих программы общего образования» введение в 8 -9 классах по решению образовательного учреждения учебные предметы «Изобразительное искусство» и «Музыка» могут изучаться в рамках интегрированного предмета «Искусство» в объеме по 1 часу в неделю или в рамках курса Мировая художественная культура.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», а также «Мировая художественная культура» входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназначена для общей школы и рассчитана на два года обучения — в VIII и IX классах (70 часов), а также программ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (Факультативный курс 5-9 классы; составитель Г. И. Данилова, Министерство образования РФ, 2002).

Данная рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта Г. И. Даниловой для 7 – 9 классов и рассчитана на 1 час в неделю.

В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искус­ство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетиче­ским опытом школьников.

Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять при­роду многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.

На конкретных художественных произведениях (музыкаль­ных, изобразительного искусства, литературы, архитектуры, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и спе­цифика каждого из них.
Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы:

Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.

Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

  • развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

  • приобретение знаний об искусстве и культуре как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

  • овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.


Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование:

Из программ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (Факультативный курс 5-9 классы; составитель Г. И. Данилова, Министерство образования РФ, 2002) взяты образовательные модули «Художественная культура народов мира» (8 класс), «Виды искусства» (9 класс), частично модуль «Мир и человек в искусстве» (7 класс).

Так как данная рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта Г. И. Даниловой для 7 – 9 классов и рассчитана на 1 час в неделю, то были внесены некоторые изменения в последовательность прохождения разделов, тем, количество часов на их изучение.
Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральным государственными образовательными стандартами:

В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» говорится о необходимости наиболее полного использования нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности.

Документы Министерства образования РФ достаточно четко определяют место предмета МХК в Базисном учебном плане. В них особенно подчеркивается, что приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры – это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления.

Преподавание МХК в основной школе представлено образовательными модулями, каждый из которых может быть рассмотрен как отдельный курс с учетом специфики развития региональной культуры.

На основании Базисного учебного плана школы в 8 – 9 классах учебные предметы «Изобразительное искусство» и «Музыка» изучаются в рамках курса Мировая художественная культура, рассчитанного на 1 час в неделю.

Изучение «Мировой художественной культуры» направлено на формирование устойчивого интереса и знаний отечественной и мировой художественной культуры; знания и понимания культурных доминант различных исторических эпох и стилей, по которым можно определить время создания шедевров в различных видах искусства, национальных школ; на развитие художественно-эстетического вкуса и чувств; ассоциативно-образного мышления; творческих способностей; адекватного восприятия и критической оценки произведений искусства; толерантного отношения к культурным традициям и поведенческой мотивации различных народов. Изучение мировой художественной культуры предполагает приобретение необходимых навыков для осознанного формирования собственной культурной среды и непрерывного расширения кругозора.
Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана рабочая программа.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в год в соответствии с учебным планом, в том числе на проведение обобщающего урока (1 час).
Формы организации образовательного процесса:

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок.

Наиболее приемлемой формой работы по программе «Мировая художественная культура» являются урок-лекция с использованием презентации, урок-виртуальное путешествие, диспут, беседа, викторина, экскурсии. По согласованию с обучающимися могут быть использованы такие формы работы как доклад, сообщение, реферат, эссе.

^ Виды работ, выполненных учениками: отчеты по темам, рефераты, буклеты, презентации, творческие задания.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литерату­ры, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.
Технологии обучения:

Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А. И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, A.Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, B.Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Курс МХК предполагает формирование следующих ключевых компетенций обучающихся:

  • общекультурные компетенции (через знакомство с национальной и общечеловеческой культурой; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов);

  • учебно-познавательные компетенции (через самостоятельную познавательную деятельность при подготовке сообщения, доклада, презентации по теме урока);

  • информационные компетенции (через владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет); Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача);

  • коммуникативные компетенции (через навыки работы в группе (викторина), коллективе, владение различными социальными ролями).


Приобретенные на базе предмета «Мировая художественная культура» компетенции в комплексе могут стать основой для духовного и гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей

    В условиях современной жизни, где остро сталкиваются ценности традиционной классической культуры и культуры массовой, в том числе подростковых субкультур, связь содержания предмета «Искусство и мировая художественная культура» с возрастными особенностями и потребностями современного подростка становится наиболее актуальной.


Виды и формы контроля.

В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки данная программа предполагает использование предварительного (перед изучением раздела, курса), текущего (по окончанию урока), тематического, итогового контроля. По форме проведения эти виды контроля могут быть устными, письменными и комбинированными. Наиболее приемлемые формы контроля на уроках МХК - это тестирование по изученной теме, зачет, контрольные работы, защита рефератов, дискуссии по теме урока, взаимоопрос.
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени).

Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.

В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • основные виды и жанры искусства и их классификацию;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства;

уметь

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного творчества.
Информация об используемом учебнике:
Учебник Г. И. Даниловой «Мировая художественная культура. 7 – 9 класс», М., «Дрофа», 2005-2006 рассчитан на работу трех летнее обучение. В связи с отсутствием специального учебника, рассчитанного на 8-9 классы, программа данного курса по учебнику Г. И. Даниловой частично изменена и адаптирована для учащихся 8-9 классов основной школы не изучавших ранее основы мировой художественной культуры.

При составлении рабочей программы использовалось учебное издание «Мировая художественная культура. Факультативный курс 5-9 (10) классы. Курс для школ и классов гуманитарного профиля 10-11 (11-12) классы. Составитель Г. И. Данилова, Министерство образования РФ, 2002.»

Содержание рабочей программы по МХК в 8 классе:
Учебно-тематический план.

Раздел

Тема и количество часов на ее изучение

I.В мире художественной культуры.

4 часа

Цивилизация и культура. (1)

Художественные символы народов мира. (1)

Единство мировой культуры. (1)

Многообразие и национальная самобытность культуры(1)

II.Человек. Общество. Время.

2 часа

Жизнь Человека в искусстве. Художественный канон в искусстве. (1)

Вечная жизнь души в искусстве Древнего Египта. (1)

II.Своеобразие литературных традиций.

3 часа


Героический эпос. (1)

Герои и темы народного эпоса.(1)

Шедевры народного эпоса. (1)

III. Архитектура народов мира.

4 часа

Храмовая архитектура.(2)

Дом- жилище человека. (2)

IV. Изобразительное искусство народов мира.

4 часа


Древнерусская иконопись. (2)

Книжная миниатюра Востока. (1)

Скульптура Тропической и Южной Африки. (1)


V. Декоративно- прикладное искусство.

5 часов

Традиции народного орнамента. (1)

Игрушки народов мира.(2)

Художественные промыслы России. (2)

VI. Праздники и обряды народов мира.

5 часов

Всякая душа празднику рада. (2)

Религиозные праздники и обряды. (2)

Ах, карнавал! Удивительный мир… (1)

VII. Театр народов мира.

2 часа


Идут по Руси скоморохи… (1)

Искусство кукольного театра. (1)

VIII. Музыка народов мира.

1 час

Музыка в храме. (1)

IX. Самобытность танцевальной культуры.

3 часа

Радуга русского танца.(1)

Искусство индийского танца.(1)

Страстные ритмы фламенко.(1)


ПОУ

1 час




^ Итого: 34 часа



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа По мхк
Рабочая программа по мировой художественной культуре в 11 классе составлена на основе примерной программы Г. И. Данилова- м.: Дрофа,...

Рабочая программа по мхк для 10 класса пояснительная записка статус документа
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...

Рабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура»
...

Рабочая программа по мировой художественной культуре. 2011-2012 учебный год
Изучение мхк опирается на федеральный компонент государственного стандарта общего образования,федеральным базисным учебным планом...

Рабочая программа по «Мировой художественной культуре» для одиннадцатого...
Мхк (базовый уровень), программы «Мировая художественная культура. Программы курса 10-11 классы» Л. А. Рапацкой, разработанной в...

Рабочая программа по учебному предмету «Английский язык»
Рабочая программа по английскому языку предназначена для работы с учащимися 2-го класса в общеобразовательной школе. Рабочая программа...

Рабочая программа по математике для 3 класса
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

Рабочая программа учебного предмета «информатика и икт»
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе Федерального

Рабочая программа по учебному предмету
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница