«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»




Скачать 103.5 Kb.
Название«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Дата публикации28.03.2013
Размер103.5 Kb.
ТипДокументы
odtdocs.ru > Культура > Документы
Государственное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №34 Приморского района Санкт-Петербурга
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Разработала:
Слободянюк Татьяна Анатольевна,
старший воспитатель

Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь методистам, воспитателям ДОУ, студентам педагогических учебных заведений. В ней раскрыта форма методического сопровождения педагогов – семинар-практикум в виде практического занятия

Данная форма проведения способствует повышению уровня практической подготовки воспитателей, совершенствованию практических навыков, необходимых в работе с детьми.
Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности, ознакомить педагогов с многообразием техник нестандартного раскрашивания,

систематизировать знания педагогов по организации и развитию творческих способностей детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования
^ Предварительная работа:
Оформление методической выставки «Виды нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста» (образцы рисунков и описание нетрадиционных техник рисования, презентация материалов и оборудования, которые используются в нетрадиционном рисовании)
Подбор литературы и оформление выставки для педагогов «Все о нетрадиционных техниках рисования »; См приложение №
Составление каталога статей газеты «Дошкольное образование» по теме «Использование нетрадиционных техник рисования в художественном творчестве детей дошкольного возраста».
Организация смотра-конкурса уголков художественного творчества в каждой возрастной группе; См приложение №
Консультации для воспитателей

«РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» См. приложение №
Подбор игр для развития изобразительных способностей детей, например: игра «Волшебная капля», « Найди ошибку художника», игровое упражнение «Простые рисунки", «Нарисуй свое настроение» , «Рисование нитками», дидактические игры «Создай картину» и «Угадай картину» и т.д.
Оборудование и материалы для нетрадиционных техник рисования: Гуашь, акварель, тушь, морская соль, бросовый материал, наборы одноразовой посуды, цветная клейкая бумага, цветной картон, ножницы на подгруппу участников, клей ПВА, пластилин, обрезки ткани различной фактуры, трубочки коктейльные, цветные картинки, нитки, ватман, фланелеграф, магнитная доска, воздушные шары, музыкальное сопровождение мероприятия и многое другое.

^ Вступительное слово.
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А.Сухомлинский
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле; водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.

^ Ход проведения:

Обращаясь к педагогам с вопросами:

Как вы думаете, что может обозначать слово нетрадиционно?

(Ответы)

Нетрадиционно-

Не основываясь на традиции.

Происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью.

Не придерживаясь традиций.

(Толковый словарь Ефремовой.ТФ.Ефремова.2000.)

Синонимы: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо, нестандартно, нетривиально, оригинально, по-новому, по-своему, самобытно, самостоятельно, своеобразно, своеобычно.

(Словарь синонимов).

Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»?

(Ответы)

Нетрадиционное рисование –

Искусство изображать не основываясь на традиции.
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Её содержание должно носить развивающий характер направлено на развитие творчества каждого ребёнка. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя» ,можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

^ Работу с использованием нетрадиционных техник можно начинать со 2-ой младшей группы по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте:

рисование пальчиками, ладошками. На столах лежат материалы для рисования.Педагоги слушают объяснение и выполняют. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Рисование ладошкой: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
рисование печатками из картофеля, моркови, яблок, ватными палочками. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку из картофеля, моркови, яблок к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и печатки.
печатание листьями (бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти).

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
В средней группе добавляются:

Рисование свечой + акварель;

Оттиск пробкой, поролона, пенопласта Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Тычок жесткой полусухой кистью. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь жесткую кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

восковые мелки + акварель;

волшебные веревочки.

рисование мятой бумагой;
А в старшем дошкольном возрасте и в подготовительной группе дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

рисование песком; кулеем, цветным клейстером;

рисование мыльными пузырями; губной помадой;

кляксография с трубочкой;

монотипия пейзажная;

печать по трафарету;

монотипия предметная;

кляксография обычная;

пластилинография, граттаж

Оттиск смятой бумагой: Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Гравюра

Тиснение

Рисование по сырому

Черно-белый и цветной граттаж

Кляксография с ниткой

Батик

Рисование морской солью

Расчёсывание краски

Двойное примакивание кисти
2 ЧАСТЬ проведение с педагогами непосредственно образовательной деятельности (НОД) по художественному творчеству (рисованию). Возраст: вторая младшая группа, с использованием нетрадиционных техник рисования. Тема «В гости к мышонку».

Звучит веселая музыка, стоит театрализованная ширма с домиком, появляется мышонок... (См.приложение № )
^ Используя нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста в системе обучения детей в ДОУ, педагоги могут решать комплекс взаимосвязанных задач:
Познавательное развитие

Социальное развитие

Речевое развитие

Эстетическое развитие

Развитие движений
- развитие разносторонних представлений о действительности ( поиск разнообразных техник и материалов рисования для создания выразительного образа, разные виды и жанры изобразительного и декоративно-прикладного искусства, портреты художников, профессии людей, создающих искусство и работающих в нем и т.д.);
- наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи в процессе рисования);
- обеспечение взаимосвязи конструирования с художественным творчеством детей для развития изображения в объеме и перспективе;
- развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения конечного результата — творческой работы-рисунка.

- формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе занятий художественным творчеством как в индивидуальной так и в коллективной совместной творческой деятельности детей;
- воспитание культуры познания взрослых и детей (передача эмоциональных состояний в работе, личностных качеств, оценка работ друг друга и пр.);
- воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
- развитие эмоций; воображения
- воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

- содействие развитию монологической и диалогической речи в процессе рассматривания картин и их обсуждения;
- обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;
- овладение выразительными средствами общения: словесными (описание предмета или явления, свое отношение к нему) и невербальными (пальчиковые игры, игры-драматизации, динамические паузы)
- приобщение к миру искусства;
- создание выразительного художественного образа;
Организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций;
- обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов.
- согласование действий с изображением и сопровождающей их речи ;
- умение воплощать в рисунке настроение, характер и процесс развития образа.

Рекомендуется также проведение мастер-класса для родителей с целью заинтересовать техникой нетрадиционного рисования.

Вопрос к педагогам:
Каким опытом работы по данной проблеме вы можете поделиться с коллегами?

(ответы)
^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


1. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.
2. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детсво-Пресс», 2004 г.
3. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.
4. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.
5. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидатика», 2007 г.
6. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995.
7. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.
8. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.
9. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.
10. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.
11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.
12. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
13. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
14. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся пленке // Обруч. – 1999. - №2
15. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/

16. Т.С. Комарова «Как можно больше разнообразия» // Дошкольное воспитание, 1991, №9//

Государственное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №34 Приморского района Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий ГБДОУ д/с №34

Приморского района Санкт-Петербурга

__________ _____________________
«_____» ________________ 2012 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о смотре-конкурсе уголков художественного творчества
Цель: создать оптимальные условия для развития творческой активности ребенка в уголках художественного творчества.
Задачи смотра-конкурса:
2.1. Способствовать повышению компетентности педагогов в создании условий для развития творческой активности ребенка в процессе рисования ;
2.2.Создавать в педагогическом коллективе атмосферу творческого поиска для эффективной организации изобразительной деятельности детей;
2.3.Пополнять материалами и оборудованием уголки художественного творчества .
Участники смотра-конкурса: педагоги всех возрастных групп.
Срок проведения: 20.11.2012 г.
Смотр-конкурс оценивает творческая группа в составе:
заведующий ГБДОУ д/с34 О.Ю.Фомичева;
старший воспитатель Т.А. Слободянюк ;

музыкальный руководитель: Н.В. Черненко

воспитатель: Н.В. Емельянова

воспитатель: С.Г. Богданова

воспитатель: Ф.Ж.. Мирзоян
Критерии оценки:
6.1. Эстетичность оформления уголка художественного творчества;
6.2. Разнообразие оборудования, материалов, нетрадиционных техник рисования, соответствие их возрастной группе, образцы детских работ с разными техниками;
6.3. Наличие игр для развития изобразительных способностей детей;
6.4. Наличие и разнообразие наглядных пособий, предметов художественного декоративно-прикладного искусства;виды и жанры изобразительного искусства, портреты художников и т.д.
6.5. Наличие атрибутов, декораций, элементов костюмов и пр., изготовленных в совместной деятельности взрослых и детей;
6.6. Оригинальность идей, оформления;
6.7. Наличие картотек («Пальчиковая гимнастика», «Физкультминутки», «Речевые игры и упражнения», стихи и загадки по темам);
6.8. Методическая копилка (конспекты занятий с использованием нетрадиционных техник рисования, сюжетно-ролевых игр, ).
Оценивается по 3-х бальной системе:

1 балл- недостаточно соответствует

2 балла- соответствует частично

3 балла — полностью соответствует
Подведение итогов и награждение победителей:
Подведение итогов состоится 20.11.2012 г.;
Победители награждаются дипломами на педагогическом совете.

.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статья на тему: «Роль семьи в развитии творческих способностей у...
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают...

Сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста». Экспресс-опрос «Развитие речи»
...

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста...
В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание её как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности...

Название кружка
«Развитие музыкальности, творческих, интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста средствами театрального искусства»

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыки»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 городского округа г. Мантурово

Конференции, семинары, совещания, конкурсы
Гкпд: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях гкпд»

Возраста, охраны и укреплении их физического и психического здоровья,...
«Светлячок» (далее Детский сад) создано для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укреплении их физического и психического...

Устав
«Аленушка» (далее Детский сад) создано для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укреплении их физического и психического...

«Народный фольклор как средство музыкального развития детей дошкольного возраста»
...

Работа с бумагой по технике квиллинг со старшими дошкольниками
И для развития моторики у детей старшего дошкольного возраста я использовала технику работы с бумагой — квиллинг. Техника квиллинг...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница