Урока Тема урока Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (8 ч)




Скачать 161.08 Kb.
НазваниеУрока Тема урока Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (8 ч)
Дата публикации25.07.2013
Размер161.08 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > Культура > Урок

п/п

Дата

урока

Тема урока

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (8 ч)

1/1

 

Изобразительное искусство в  семье пластических искусств.

2/2

 

Рисунок – основа изобразительного искусства.

3/3

 

Пятно – как средство выражения.

4/4

 

Композиция как ритм пятен.

5/5

 

Цвет. Основы цветоведения.

6/6

 

Цвет в произведениях живописи

7/7

 

Объемные изобрадения в скульптуре

8/8

 

Основы языка изображения

 

^ Мир наших вещей. Натюрморт (7 ч)

1/9

 

Художественное познание: реальность и фантазия

2/10

 

Изображение предметного мира – натюрморт

3/11

 

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

4/12

 

Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива

5/3

 

Освещение. Свет и тень

6/14

 

Натюрморт в живописи. Цвет в натюрморте

7/5

 

Выразительные возможности натюрморта

 

^ Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве (11 ч)

1/16

 

Образ человека – главная тема искусства

2/17

 

Конструкция головы человека и ее пропорции

3/18

 

Изображение головы человека в пространстве

4/19

 

Графический рисунок и выразительность образа человека

5/20

 

 Портретный рисунок и выразительность образа человека

6/21

 

Портрет в скульптуре

7/2

 

Сатирические образы человека

8/23

 

Образные возможности освещения в портрете

9/24

 

Портрет в живописи

10/25

 

Роль цвета в портрете

11/26

 

Великие портретисты

 

^ Человек и пространство в изобразительном искусстве (8 ч)

1/27

 

Жанры в изобразительном искусстве

2/28

 

Изображение пространства

3/29

 

Правила линейной  перспективы

4/30

 

Правила воздушной перспективы

5/31

 

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства

6/32

 

Пейзаж – настроение. Природа и художник

7/33

 

Городской пейзаж

8/34

 

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

9/35

 

Обобщающее повторение

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по искусству (ИЗО)  в 6  классе

на 2012 – 2013 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               Составлена учителем ИЗО

                                                                                         Булдыгиной НН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^ Учебно-тематический план

 

п/п

Тема

Количество часов на изучение

1

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

 

8

2

Мир наших вещей. Натюрморт

 

7

3

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве

 

11

4

Человек и пространство в изобразительном искусстве

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

^ ПО РАБОТЕ С УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ КОМПЛЕКТОМ

ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ПО ПРОГРАММЕ

 

Учебно-методический комплект, выпускаемый издательством «Про­свещение» (Москва), включает в себя учебники и рабочие тетради для учащихся и методические пособия для учителя под редакци­ей народного художника России, академика РАО  Б. М. Неменского:

Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 кл. (2008); Горяева Н. А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 5 кл. (2008), Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Методиче­ское пособие. 5 класс» (2007); Неменская Л. А. Изобразитель­ное искусство. Искусство в жизни человека: Учебник для 6 кл  (2008); Питерских А. С., Гуров Г. Е. Изобразительное искус­ство. Дизайн и архитектура в жизни человека: Учебник для 8 кл. (2008); Гуров Г. Е., Питерских А. С. Изобразительное искус­ство. Дизайн и архитектура в жизни человека: Методическое пособие. 8 класс (2008). Учебники соответствуют требованиям обязательного минимума содержания образования по предмету «Изобразительное искусство» в начальной и средней школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Статус документа

Данная рабочая образовательная программа по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений  Неменская Л. А. Изобразитель­ное искусство. Искусство в жизни человека: Учебник для 6 кл  (2008)

^ Структура документа

   Рабочая программа     по  музыке  включает три   раздела:   пояснительную  записку требования к уровню подготовки учащихся учебную литературу; учебно-тематический план и приложение с календарно-тематическим планированием.  

 

 

      Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в об­щеобразовательной школе — формирование художественной куль­туры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти цен­ности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, фор­мирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

 

      Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, гра­фику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоратив­но-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и че­ловека.

      Систематизирующим методом является выделение трех основ­ных видов художественной деятельности для визуальных про­странственных искусств: конструктивного, изобразительного и де­коративного.

      Эти три вида художественной деятельности являются основа­нием для деления визуально-пространственных искусств на сле­дующие виды: изобразительные искусства — живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства — архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систе­му, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности чело­века, на выявлении его связей с искусством в процессе еже­дневной жизни.

       Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова­ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в ко­ей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, и основу программы положен принцип «от родного порога и мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообраз­ного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает мно­гообразие культур разных народов и ценностные связи, объеди­няющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

     Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед­невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз­витии каждого ребенка — главный смысловой стержень про­граммы.

При выделении видов художественной деятельности очень важ­ной является задача показать разницу их социальных функций.

      Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта де­тей, примеров из окружающей действительности. Работа на ос­нове наблюдения и эстетического переживания окружающей ре­альности является важным условием освоения детьми программ­ного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образ­ного мышления.

     Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру челове­ка, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

      Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные   формы   выражения:   изображение   на   плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоратив­ная и конструктивная работа; восприятие явлений действительно­сти   и   произведений  искусства;   обсуждение   работ  товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюст­ративного материала к изучаемым темам; прослушивание музы­кальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллектив­ное художественное творчество обучающихся использовалось при оформлении школьных интерьеров.

      Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску ис­тины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомят­ся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, жи­вописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет познание  художественной  культуры  своего порода.

      Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства ху­дожественной выразительности — форма, пропорции, простран­ство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

     Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, ин­тересных и доступных видов художественной деятельности: изо­бражение, украшение, постройка. Постоянное практическое учас­тие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систе­матически приобщать их к миру искусства.

      VI класс, а также следующий VII, посвящены собственно изо­бразительному искусству. Здесь учащиеся знакомятся с искусст­вом изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой фор­мой духовной культуры общества.

Изобразительное искусство раскрывается в процессе обучения как особый язык. Изображение, обладая наглядностью, не может быть идентично предмету изображения, оно его представляет, обозначает, является его знаком, вернее системой знаков, т. е. язы ком. Все элементы и средства, которые (как и у любого языком) служат для передачи значимых смыслов, являются способом выражения содержания.

Художественное изображение не только показывает, но актив­но характеризует окружающий нас мир, это реальность, пережитая художником, прошедшая его отбор и оценку и специально организованная так, чтобы передать его чувства и мысли зрителю. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем вос­приятии жизни, чтобы зритель, при сформированных зрительских умениях, мог не просто понять, но непосредственно почувствовать и пережить изображенную реальность. В этом заключен ме­ханизм передачи от человека к человеку, от поколения к поколе­нию опыта чувств и опыта видения мира.

     При изучении языка изобразительного искусства мы неизбеж­но сталкиваемся с его изменчивостью. Он     меняется в зависимости от задач, которые ставит перед собой художник и его время, по окружение, его народ. Изменчивость языка искусств, т. е. правил изображения,— часть общего процесса развития человеческой культуры. Эти изменения естественны и необходимы, они опре­деляются изменениями, которые происходят в жизни общества. Правила изображения не были установлены когда-либо и кем-либо раз и навсегда и не были результатом прямолинейного разви­тия: правила рождались как средства выражения определенного содержания, определенной системы ценностей, как выражение ду­ховной жизни общества. Искусство современного мира особенно сложно потому, что оно включает в себя одновременно множество языков современной культуры и ориентироваться в его много­голосии без понимания исторических культурных контекстов невозможно.

Восприятие произведений искусства происходит на многих уровнях. Этому необходимо учиться, причем обязательно и через собственное практическое художественное творчество. Восприя­тие произведения не может быть задано: это индивидуальная творческая деятельность, труд души, доступный для человека, об­ладающего определенной культурой, определенным развитием личностных качеств и характером мышления. И тогда этот труд строит самого человека, развивает его самосознание, его взаимо­отношение с другими людьми.

      В основу тематического деления учебного года положен жан­ровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историчес­ком развитии. Это позволяет видеть изменение картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, под­чиняя им изменения в способах изображения. При этом выдер­живается принцип единства восприятия и созидания. И последо­вательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образ­ного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусст­ва. Большое значение придается освоению начальных основ гра­моты изображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^ ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ,

УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Учащиеся должны знать:

— о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

— о существовании изобразительного искусства во все вре­мена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

— о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

— основные виды и жанры изобразительных искусств; представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

— ряд  выдающихся  художников   и  произведений  искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

— особенности творчества и значение в отечественной куш. туре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

— основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

— о ритмической организации изображения и богатстве  не разительных возможностей;

— о разных художественных материалах, художественных тех­никах и их значении в создании художественного образа.

Учащиеся должны уметь:

— пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичны­ми навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

— видеть конструктивную форму предмета, владеть первич­ными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы че­ловека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

— видеть и использовать в качестве средств выражения соот­ношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

— создавать творческие композиционные работы в разных ма­териалах с натуры, по памяти и по воображению;

— активно воспринимать произведения искусства и аргумен­тирование анализировать разные уровни своего восприятия, по­нимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

 

 

 

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока Тема урока Древние корни народного искусства (8 ч)

Урока по русскому языку в 3 классе по программе инос тема урока:...
Тема урока: «Мастерская слова. Виды предложения по цели высказывания» (закрепление)

Тема урока: я знаю английский алфавит
Фрагмент урока английского языка во 2 классе по умк «Enjoy English-1» автор Биболетова М. З

Разработка урока русского языка Тема: Глагол. Спряжение глагола
Отличительные особенности данного урока: Урок проводится с использованием интерактивной доски!

План-конспект урока тема урока: Полезные ископаемые. Их добыча
Тема и номер урока в теме пятый урок в разделе «Путешествие по поверхности и недрам»

Конспект урока русского языка в 6 а классе Тема урока: «Наречие как часть речи»
Оборудование: Листы с вопросами викторины, рабочие карточки, компьютерная презентация

Конспект урока изобразительного искусства (5-й класс, 3 четверть)...
Расширение представлений о русских народных промыслах, мастерах и умельцах России

Урока п/п Тема урока Тип урока
Вводный урок. Приглашение в большой мир литературы. (Знакомство с новым учебником. Б. Заходер. «Моя Вообразилия», «Сказочка»)

Конспект урока Тема «Генетическая связь между классами неорганических соединений»
Тема и номер урока в теме «Обобщение пройденного материала», номер урока в теме- 62

Доклад По физической культуре Тема: «Основы проведения урока физической культуры в школе»
Актуальность доклада. В настоящее время в системе физкультурного образования выделяются три основных направления современного урока...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница