Введено Рассмотрено Согласовано Утверждено в действие приказом на заседании с профсоюзным на Общем собрании




Скачать 153.68 Kb.
НазваниеВведено Рассмотрено Согласовано Утверждено в действие приказом на заседании с профсоюзным на Общем собрании
Дата публикации09.05.2013
Размер153.68 Kb.
ТипЗакон
odtdocs.ru > Культура > Закон
Введено Рассмотрено Согласовано Утверждено

в действие приказом на заседании с профсоюзным на Общем собрании

от ________ №_____ Управляющего Совета комитетом ГБОУ трудового коллектива

Директор ГБОУ ГБОУ СОШ №1331 СОШ №1331 ГБОУ СОШ №1331
СОШ №1331 от_______Протокол№___ от _______Протокол№___ от _______


А.К. Перекрест Председатель Председатель профкома Протокол №____

_______________ Управляющего Совета __________________ _________________

_________________ ФИО ФИО

ФИО

Положение об этнокультурном компоненте ГБОУ СОШ №1331

Положение разработано в соответствии со следующими нормативными документами:



  1. Конституция Российской Федерации.

  2. Закон Российской Федерации "Об образовании". Принят ГосДумой 21.12.12, одобрен Советом Федерации 26.12.12 г.

  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 №751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации".

  4. Городская целевая программа развития образования «Столичное образование–5» на 2008 – 2013 г.г.

  5. Постановление  Правительства Москвы от 25.08.98 № 646 ПП «Об утверждении программы развития этнокультурного (национального) образования в Москве на 1998-2000гг».

  6. Устав ГБОУ СОШ с этнокультурным (грузинским) компонентом образования № 1331 от 30.08.2011 г.

  7. Постановление Правительства РФ от 14.02.2006 № 89 «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы».

  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального

    государственного образовательного стандарта основного общего образования».


^ Концепция развития этнокультурного образования в г. Москве

Мы являемся первым национальным образовательным учреждением с этнокультурным компонентом образования.

По приказу Комитета образования г. Москвы от 1989 г. открыт национальный грузинский детский сад № 11 Киевского района г. Москвы, а в 1990 году первый класс национального грузинского образования. По приказу Комитета образования г. Москвы УВК №1680 по адресу: Сивцев Вражек пер., 18 (где и размещены на сегодняшний день дошкольные группы ГБОУ СОШ №1331).

В начале 1990-х годов в Москве развивается сеть дошкольных и школьных образовательных учреждений/классов с этнокультурным компонентом образования. Важность и необходимость развития этого типа учебно-воспитательных учреждений обоснованы в принятой в 1994 г. Концепции содержания образования московских школ с этнокультурным компонентом, которая получила практическое воплощение в Программе развития этнокультурного (национального) образования в Москве на период 1998-2000 гг., а также в Планах его развития на будущие годы.

^ Основные положения концепции прошли проверку временем и сохраняют свое научное и практическое значение.

Первостепенное значение сохраняют:

● признание столичной системы образования естественным механизмом преодоления нарастающих негативных тенденций в обществе, гармонизации межэтнических отношений в условиях роста полиэтничности и поликультурности населения столицы;

● необходимость включения в систему образования национального (национально-регионального и школьного) компонента, опирающегося на идеи диалога культур, полилингвизм, современные ценностные ориентации личности и общества, позволяющие в случае их реализации жить и развивать свою культуру представителям разных этнических сообществ;

● обоснование особого содержания этнокультурного образования, в котором наиболее полно должны быть представлены компоненты, обеспечивающие личности возможность самоиндентифироваться как представителю той или иной этнической культуры и традиции, вступить в равноправный диалог с имеющимся инокультурным окружением, включиться в современные мировые обще-цивилизационные процессы– приобщиться к наиболее универсальным знаниям, охватывающим глобальные изменения в жизни мирового сообщества и способы международного сотрудничества, включая права человека и международное право, вопросы экономики, экологии и истории мировых цивилизаций, иностранные языки и формальные языки современных средств коммуникаций;

● определение вариативности этнокультурного компонента образования, который может реализовываться в форме основных и дополнительных занятий, в урочной и внеурочной деятельности, предметных и интегрированных курсах, с использованием всего разнообразия современных педагогических технологий;

● признание необходимости разработок учебных планов и программ по предметам этнокультурного образования как перспективного направления достижения реального разнообразия и вариативности содержания дошкольного, школьного, дополнительного и послешкольного образования в столице.
^ Основные результаты:

За время, прошедшее после принятия Концепции, в формировании этнокультурного образования в Москве достигнуты важные результаты. Созданы необходимые педагогические и организационно-правовые условия для реализации целей и задач этнокультурного образования, определенных Концепцией: 

● сформирована нормативная база развития этнокультурного образования в столице. Закон города Москвы «О развитии образования в городе Москве» дает этнокультурным общностям право получения основного общего образования путем создания государственных образовательных учреждений с этнокультурным компонентом образования;

● создана сеть образовательных учреждений/классов с этнокультурным компонентом, обеспечивающая углубленное изучение родного языка и культуры;

● приобщение учащихся к национальным культурным, духовным и нравственно-этническим ценностям имеет ярко выраженную гуманитарную ориентацию, сочетается с тенденцией отхода от этнической обособленности, усилением роли межкультурного образования;

● разработаны и внедряются в учебную практику развивающие модели этнокультурного образования: предметно-тематические, ценностные, институциональные, проектные. Эти модели повышают потенциал и развивающую направленность обучения и воспитания;

● реализуются программы дополнительного этнокультурного образования на базе школ с этнокультурным компонентом и национально-культурных центров: фольклорные, хореографические, хоровые, музыкальные студии и ансамбли, музейная и краеведческая работа, этнографические экспедиции;

● начато формирование системы культурно-языковой адаптации для детей вынужденных мигрантов, плохо владеющих русским языком. Одним из основных направлений модернизации московского образования становится изучение русского языка по программе «Русский как иностранный» в общеобразовательных учреждениях с контингентом обучающихся, не владеющих или плохо владеющих русским языком.

● накоплен первый опыт научно-методического, организационного, психологического и информационного сопровождения культурно-языковой адаптации детей, не владеющих или слабо владеющих русским;

● создана научно-методическая база развития этнокультурного образования. Появились оригинальные учебные пособия, ориентированные на внедрение этнокультурного компонента в преподавание различных предметов гуманитарного цикла;

● начато формирование молодежных клубов межнационального общения системы «Этносфера». Реализуется проект ассоциированных школ ЮНЕСКО, в котором активно участвуют образовательные учреждения с этнокультурным компонентом образования.

Достигнутые результаты развития этнокультурного образования в Москве, создают условия для более широкого использования потенциала столичного этнокультурного образования на основе ценностей культуры мира, толерантности и межнационального согласия.
Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
Концепция Образовательной программы ГБОУ СОШ №1331 с этнокультурным компонентом образования отражает идеи национального достояния Грузии, Азербайджана, Армении, Израиля, историко-культурного наследия народов, достояний мировой культуры, нравственного здоровья граждан. Школа является образовательной системой, включающей в себя различные обучающие, развивающие, воспитывающие направления деятельности. Деятельность ОУ направлена на преодоление этнической обособленности и воспитание культуры межнационального общения. Такое образование есть процесс создания в школе культурообразующей среды – единого образовательного пространства школы на основе интеграции основного и дополнительного образования. Образовательной среды, как основы для постижения учащимися отечественной культуры, особенностей разных культур в ходе освоения государственного образовательного стандарта и во всех других сферах школьной жизнедеятельности и коммуникации.

Концепция ОУ, образовательная программа отражают цели, и задачи дальнейшего развития этнокультурного образования. Более всего соответствует увязывание передачи народных традиций, знания этих традиций и родного языка с развитием межкультурного подхода к вопросам воспитания и обучения детей и молодежи:

  1. формирование потребности в духовном постижении и сохранении культурных ценностей, проявлении творчества при создании новых;

  2. развитие коммуникативных навыков, позволяющих успешно адаптироваться к условиям жизни в современном поликультурном обществе, в том числе навыков социокультурной идентификации;

  3. реализацию принципов диалога и сотрудничества во всех сферах социальных взаимодействий школьников, как на уровне отдельных групп учащихся, так и на уровне школы в целом.

В своей деятельности по реализации целей образования педагоги школы опираются на принципы, зафиксированные в программе образования и определяющие (в наиболее общем виде) цели, отражение содержания, пути и способы развития образования, и стиль взаимодействия ее субъектов: постановка задач развития личности учащегося в центр образовательного процесса; принцип гуманизации образования; принцип непрерывности образования и принцип интеграции. Однако, исходя из специфики ОУ, в основе организации жизнедеятельности школы должны быть заложены, в первую очередь, принципы:

  1. - культуросообразности;

  2. - дифференциации и индивидуализации;

  3. - гуманитаризации.

  4. - толерантности

1. Принцип культур сообразности предполагает, что образование должно открывать ребенку дверь в мировую культуру (основывается на общечеловеческих культурных ценностях) через постижение ценностей и норм национальной русской культуры. Этот принцип требует приобщения человека к различным ценностям культуры, общества в целом; к культуре бытовой (музей), физической ( танцевальный ансамбль «Кавкассиони»), материальной, духовной, религиозной, интеллектуальной и нравственной, определяющей отношение к природе, социуму, к людям, самому себе.

2.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения обеспечивает развитие воспитанника и обучающегося в соответствии с его способностями, интересами и возможностями.

3.Принцип гуманитаризации понимается и как увеличение часов (из школьного компонента) на изучение гуманитарных предметов (русский язык, грузинский язык, русский язык, как иностранный (РКИ), литература, история, иностранный язык), но и как необходимость восприятия любой формы, любого предметного знания в качестве элементов целостной культуры.

Для организации эффективной деятельности в этом направлении как деятельности, ведущей к реализации цели поликультурной социализации учащихся в школе создана и развивается поликультурная образовательно-коммуникативная среда. Главными задачами на современном этапе её развития являются:

-воспитание личности, способной познавать и творить культуру путём диалогичного общения и обмена личностными смыслами, обладающей высоким уровнем общей культуры, коммуникативной компетенции, развитых навыков общения.

- формирование представлений у учащихся о национальной культуре и ее истории, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;

-создание условий для интеграции учащихся в культуру разных народов через развитие у них умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур, воспитание толерантности.

Основная цель современного этапа развития этнокультурного образования – приведение его форм и содержания в соответствие с современным уровнем и потребностями межкультурного взаимодействия в новой социальной и этнокультурной ситуации, потребностью в формировании единой социокультурной среды развития города, необходимостью укрепления единства общности через его межэтническую интеграцию и дифференциацию средствами образования. Ценностными приоритетами этнокультурного образования в рамках этой цели являются:

    1. Обновление содержания и повышение качества образования;

    2. Воспитание школьников в духе гражданственности и патриотизма, сознания своей принадлежности обществу, народу, многонациональному социуму, понимания связанных с этим прав, обязанностей, чувств гражданской солидарности;

    3. Обеспечение возможности культурного самоопределения в сфере образования постоянных и временных жителей Москвы, стремящихся сохранить родной язык и традиции своего народа;

    4. Интернациональное воспитание обучающихся и повышение уровня толерантности в детской и молодежной среде;

    5. Повышение уровня гражданского образования, знаний, умений, навыков, компетенций межкультурного общения, специальных правовых знаний в области межэтнических отношений работников сферы образования;

    6. Развитие экспериментальной адаптивно-инновационной деятельности школы в целях обеспечения единства и разнообразия культурного и образовательного пространства;

    7. Внедрение в создаваемую систему адаптации и интеграции мигрантов курсов межкультурного обучения, включая обучение русскому языку на культурологической основе, получение элементарных знаний о российской и московской культуре, истории России и Москвы, этике поведения;

    8. Организация системы повышения квалификации работников школы;

    9. Кадровая и учебно-методическая поддержка комплексного развития этнокультурного образования;


Актуальные направления развития этнокультурного образования:

  1. Обеспечение через систему дополнительного образования учащихся изучение основ межэтнических отношений, культурного наследия Москвы, Грузии и Азербайджана, народов России и сопредельных стран;

  2. Увеличение в базисном учебном плане предметных тем, расширяющих возможности изучения русского языка(как родного и как иностранного), дающих дополнительные знания о многокультурном и этнически разнообразном мире и многонациональном российском государстве, о диалоге культур, как основе социальной жизни, среде развития и общения;

  3. Гуманитарные предметы изучаются на исторической основе. Изучение других предметов должно сопровождаться приобретением сведений об истории развития соответствующих наук. Школьные дисциплины рассматриваются не как цель, а как средство воспитания личности учащегося.


В процессе освоения Образовательной программы ученики начиная с дошкольного образования достигают последовательно основных уровней образованности: элементарной грамотности; функциональной грамотности; общекультурной компетентности; социальной и допрофессиональной компетентности. В основу проектирования и построения содержания Образовательной программы положены следующие принципы:

  • ·поликультурность;

  • ·информационная мобильность;

  • ·коммуникативная гибкость;

  • ·многоаспектность и междисциплинарность.

Содержание образовательных программ дошкольной, начальной, основной и средней ступеней общего образования реализуется через структурную организацию поликультурной образовательно-коммуникативной среды, представляющую собой единство следующих её компонентов:

  • ·социально-субъектного;

  • ·предметно-пространственного;

  • ·технологического.

Для оценки развивающего потенциала каждого компонента поликультурной образовательно-коммуникативной среды и степени влияния среды на образовательные результаты выделены следующие основные критерии:

  • насыщенность образовательной среды развивающими ресурсами (ресурсный потенциал);

  • структурированность образовательной среды (различные способы и формы организации);

  • ·открытость образовательной среды как интегрированность с внешней средой через взаимодействие с другими людьми и институтами социализации школьников (семья; учреждения культуры, искусства, науки, образования и др.), а также культурно-информационным пространством города, страны, мира. Совокупность преемственных между собой программ для каждой ступени обучения содержательно раскрывает особенности образовательного процесса в целом. По структуре каждая из подпрограмм адекватна Образовательной программе и конкретизирует её для дошкольной, начальной, основной и средней школы.


^ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Главным отличительным признаком образовательного учреждения с этнокультурным компонентом образования является иное содержание образования, в котором наиболее полно должно быть представлены все богатства национальной культуры, уклад жизни народа, его традиции, социальные нормы поведения, духовные основы и ценности. (Концепция содержания Московских школ с этнокультурным (национальным) компонентом.

Главное место в содержании учебного процесса будут занимать предметы, которые помогут в выборе и реализации определенных этнокультурных интересов и запросов ученика как представителя своей культуры и традиции.

Русский язык имеет равные права среди всех языков народов РФ на сохранение и развитие. Он является и основным средством межнационального общения народов РФ в соответствии со сложившимися историко-культурными традициями, и имеет статус государственного языка на всей территории РФ. С помощью языка народ усваивает и развивает социокультурный опыт, трудовые навыки, знания, ценности, накапливаемые о поколения к поколению, традициям. Обучение в ГБОУ СОШ №1331 ведется на русском языке.

Важно для ученика и образное восприятие мира, выражающееся в искусствах: музыки, танцах, архитектуре, изобразительном искусстве и прикладном искусствах.
В перспективе развития школы для формирования основы создания единого педагогического комплекса и расширения деятельности намечается:

  1. Повышение качества образования для привлечения учащихся (увеличения контингента);

  2. Упрочение связей с внешкольными учреждениями, колледжами, ВУЗами (России, Грузии, Азербайджана);

  3. Открытие профильных классов гуманитарной направленности;

  4. Присоединение дошкольных образовательных учреждений

  5. Открытие филиалов ГБОУ СОШ №1331 по одной школе в крупных городах Грузии (Тбилиси, Кутаиси, Батуми).


В связи с этим структура ОУ представлена следующим образом:

^ Дошкольное отделение;

·1 ступень – начальные классы (1-4 классы);

·2 ступень – основная школа (5-9 классы);

3 ступень – средняя школа (10, 11 классы).

Таким образом, школа будет не только функционировать в рамках 4-х ступеней воспитания и обучения, но и осуществлять многопрофильность и разноуровневость обучения, разрабатывать и отбирать наиболее эффективные технологии образования для удовлетворения потребностей социума.

Прием на дошкольное отделение ведется с 1,5 лет.

Основные задачи и содержание образования на каждой ступени формируются исходя из психологических характеристик данного учащегося.

  1. Обеспечение содержательной преемственности и непрерывности детского сада и школы.

  2. Обеспечение психологической готовности к коллективной жизни в многонациональном образовательном учреждении.

  3. Положительное отношение к учению (мотивационная готовность).

  4. Необходимый уровень познавательных интересов.

  5. Развитие способности к адаптации в условиях новой жизненной ситуации.

  6. Овладение учащимися доступными им способами и навыками учебной деятельности.

  7. Выполнение государственных стандартов образования к моменту завершения начальной школы.

  8. Обеспечение соблюдения и развития этнокультурного компонента.



^ Специфика 2-й ступени обучения

Объективное усложнение учебного материала. Рост интеллектуальных нагрузок, постепенное формирование избирательных интересов учащихся, вариантная система образования диктует центральную задачу – создание системы разноуровневого дифференцированного обучения, выявление на ранних ступенях обучения наклонностей и интересов детей.

Проблема создания данной системы обучения в основной школе ставит целый ряд серьезных задач:

1. Формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основ наук.

2.Углубление внутренней дифференциации обучения в общеобразовательных классах.

3. Повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности. Развитие общих и специальных способностей.

4. Формирование коммуникативных навыков и начало формирования рефлексии навыков.

5. Отбор, разработка и модификация содержания образования в гимназических классах, классах предпрофильного и профильного обучения (в перспективе).

^ 3 ступень обучения

Задачей обучения на этом этапе является формирование научного стиля мышления, который, являясь устойчивым качеством личности, выступает как важный компонент ее мировоззрения, как необходимое условие самообразования, развитие потребности в самосовершенствовании, формирование способности к самостоятельному добыванию знаний.

Образовательная программа для каждого из перечисленных этапов обучения в школе включает:

  • ·цели и задачи;

  • ·адресность программы;

  • ·учебный план с объяснительной запиской;

  • ·набор учебных программ, соответствующих учебному плану;

  • ·организационно-педагогические условия реализации программы;

  • ·формы контроля и учета достижений учащихся;

  • ·описание ожидаемых результатов освоения программы в соответствии с уровнями образованности учащихся.

Качественная реализация всех образовательных подпрограмм обеспечивается соответствующими организационно-управленческими условиями:

  • ·программа полностью обеспечена педагогическими кадрами;

  • ·профессиональная компетентность педагогических кадров адекватна требованиям, предъявленным программой;

  • ·образовательная программа освоена педагогами с момента её внедрения в практику.


Работа педагогического коллектива ОУ строится на внедрении в практику эффективных образовательных технологий, которые используются во всех направлениях педагогической деятельности — организационном, учебном, воспитательном (использование ИКТ).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Введено в действие утверждено
Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19. 03. 2001г. №196, из числа...

Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение»
Рассмотрено на заседании        «Согласовано»                               «Утверждаю» 

Введено Рассмотрено Согласовано Утверждено в действие приказом на заседании с профсоюзным на Общем собрании iconУчебно-методический комплекс по дисциплине
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «12» января 2006 г., протокол №5

«Утверждено» решением педагогического совета гбоу школа №294, протокол...
Порядок предоставления меры социальной поддержки по воспитанию и обучению на дому отдельных категорий детей в гбоу школа №294 Центрального...

Оао "Лиски-Хлеб", инн 3652001605
Время начала регистрации лиц, принимающих участие в общем собрании акционеров: 09 час 00 мин. Начало работы собрания: 10 час. 00...

Согласовано: согласовано: утверждено
Цель: Реализация национальной образовательной инициативы Президента Российской Федерации «Наша новая школа»

О школьном ученическом самоуправлении в мбоу «Большеколпанская средняя...
Приложение Утверждено приказом мбоу «Большеколпанская сош» от 24. 03. 2011г. №32 Рассмотрено на педагогическом совете от 24. 032011г.,...

Годового собрания акционеров ОАО «мурманский судоремонтный завод морского флота»
На годовом собрании акционеров в нашем Обществе согласно положению об общем собрании п. 16. 2 и положению о Совете Директоров пункт...

Введено в действие приказом  директора мбоу нижнедобринской  сош  
Рф «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Устава мбоу нижнедобринской сош и  содержат нормы,...

 заседании педсовета №                                                      ...
Рассмотрено на                                                                    Утверждаю

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница