Рабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура»




Скачать 339.78 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура»
страница1/3
Дата публикации17.03.2013
Размер339.78 Kb.
ТипРабочая программа
odtdocs.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3
Рассмотрено на заседании «Согласовано» Утверждаю

Методического совета Заместитель директора по УВР Директор

Протокол № ---- МБОУ Токаревской СОШ№1 МБОУ Токаревской СОШ №1

От «----» --------------2011г. -------------------/--------------------/ ---------------/-------------------/

Приказ № -------

От «----» -----------------2011г.

Рабочая программа по учебному предмету

« Мировая художественная культура »

8-9классы

Филиал МБОУ Токаревской СОШ №1

в с. Малая Даниловка

2011-2012 уч.год


Учителя: Востриковой Е.Н.,


с. Малая Даниловка, 2011г.
Пояснительная записка

Курс «Мировая художественная культура» включен в число базовых общеобразовательных предметов. Курс рассматривает общие закономерности развития искусств и их взаимосвязи в различные культурно- исторические эпохи, роль искусства в жизни человека в различные периоды развития цивилизации. Предмет МХК систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках музыки, литературы, истории, изобразительного искусства.

Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и культуре как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Дидактические цели:

-формирование интереса к изучению мировой и русской культуры;

- формирование навыков сбора и анализа информации.

Методические задачи:

актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

формирование умений и навыков художественного самообразования.

формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

приобретение суммы знаний, сформировать умения и навыки, раскрыть важные закономерности сложного процесса развития культуры и её роль в жизни человечества, расширить кругозор

представить знание о мире и человеке на целостном уровне в зеркале художественной культуры

воспитание художественного вкуса.

Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», а также «Мировая художественная культура» входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназначена для общей школы и рассчитана на два года обучения — в VIII и IX классах (70 часов), а также программ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (Факультативный курс 5-9 классы; составитель Г. И. Данилова , Министерство образования РФ, 2002).

Данная рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта Г. И. Даниловой для 7 – 9 классов и рассчитана на 1 час в неделю.

В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.

Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.

На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, архитектуры, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.

Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

приобретение знаний об искусстве и культуре как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» говорится о необходимости наиболее полного использования нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности.

Документы Министерства образования РФ достаточно четко определяют место предмета МХК в Базисном учебном плане. В них особенно подчеркивается, что приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры – это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления.

народов. Изучение мировой художественной культуры предполагает приобретение необходимых навыков для осознанного формирования собственной культурной среды и непрерывного расширения кругозора.

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часа в год в соответствии с учебным планом, в том числе на проведение контрольных работ (3 часа), обобщающего урока (1 час)

^ Содержание программы – 8кл

.В мире художественной культуры

Мировая художественная культура как совокупность множества культур народов мира, сложившихся в различных регионах на протяжении исторического развития человеческой цивилизации.

Художественные символы народов мира. Зримые образы египетских пирамид, Эйфелевой башни в Париже, американской статуи Свободы, Московского Кремля, Императорского дворца в Пекине.

Сакура — художественный символ Японии, его отражение в произведениях живописи и поэтическом творчестве. Береза как художественный символ России, его отражение в произведениях устного народного творчества, обрядах и праздниках русского народа.

^ Единство и многообразие мировой культуры

Культура народов мира — общее достояние человечества. Выдающиеся творения великих мастеров, созданные в различные исторические эпохи. Их мировое и общечеловеческое значение. Культурные связи народов мира. Универсальность идей мировой культуры и их постижение через шедевры произведений искусства. Возможность человека познать свое прошлое и настоящее, заглянуть в будущее.

Мировое Древо как отражение единства мира. Попытки человека объяснить причины возникновения жизни на Земле, его представления об устройстве Все­ленной. Роль и место человека в общей картине мироздания. Отражение представлений человека о строении мира в произведениях искусства.

Мировое Древо как один из ключевых образов искусства, воплотивших универсальную концепцию народов о пространстве Вселенной. Идея гармонического единства мира, нашедшая отражение в произведениях устного народного творчества, памятниках архитектуры и изобразительного искусства (живописи, скульптуре, произведениях декоративно-прикладного творчества).

Образ Мирового Древа в шумерском эпосе о Гильгамеше и «Старшей Эдде» — выдающемся памятнике древнеисландского эпоса. Представления древних славянских народов об устройстве мира на материале книги А. Н. Афанасьева «Древо жизни» и стихотворения К. Бальмонта «Славянское древо». Славянское древо — основа духовной жизни человека.

^ Особенности художественной культуры Древнего Египта.

Жизнь Человека в искусстве. Художественный канон в искусстве. «Дома вечности» богов и фараонов

Своеобразие художественной культуры Древнего Востока. 3 часа

Символический характер искусства. Природа и Человек — главная тема восточного искусства. Религиозные верования и их отражение в искусстве

^ Греция — «колыбель европейской цивилизации».

«Страна героев и богов». Прогулка по афинскому Акрополю. В поисках Человека

Художественные достижения доколумбовой Америки

Своеобразие культуры ольмеков. Характерные черты искусства ацтеков. Особенности художественной культуры майя. Памятники художественной культуры инков

Мир и человек в художественных образах

^ Идеал Человека в искусстве

Человек — главная и неизменная тема мировой художественной культуры. Идеальные представления о внешнем и внутреннем облике Человека, нашедшие отражение в лучших произведениях мирового искусства. Поиски духовной красоты Человека в истории культуры.

Понятие об идеале в искусстве, его эволюция и непрекращающиеся поиски в различные художественно-исторические эпохи. Совершенные образцы идеального Человека в произведениях античных мастеров. Шедевры античной скульптуры. Особенности представлений об идеальном человеке в эпоху средневековья. Образы мучеников и страдальцев за веру христианскую в литературе и скульптурных произведениях готики. Человек как венец творения Бога в искусстве Возрождения. «Давид» Микеланджело и мадонны Рафаэля — подлинные идеалы Возрождения.

Божественный идеал в религиях мира.

Сложность и противоречивость взаимоотношений Бога и Человека, их отражение в произведениях искусства.

Божественный идеал в буддийской религии. Художественный канон изображения Будды в произведениях искусства. Выдающиеся памятники монументального искусства (ступы, пещерные храмы) как символическое воплощение буддийского учения. Отрешенность от мира, идея обретения нирваны, загадочность и непроницаемость взгляда Будды, переданные в его скульптурных изображениях.

Индийский бог Шива как олицетворение движения жизни в природе, символ ее созидательных и разрушительных начал в индуистской религии. Изображение космического царя танцев Шивы и его символический смысл. Монументальное изображение трех- ликого Шивы в пещерном храме на острове Элефанта.

Божественный идеал «кроткого и смиренного сердцем» человека в христианском искусстве. Истоки художественного воплощения канона. Особенности первых изображений Христа на стенах римских катакомб. Фигура Доброго Пастыря (пастуха) как наиболее часто встречающийся христианский символ. Облик Доброго Пастыря в мозаиках Равенны. Образ Христа в произведениях средневекового искусства.

Художественный канон Божественного идеала в исламской религии. Орнамент и каллиграфия как символическое воплощение религиозных воззрений мусульман. Преобладание геометрических узоров и растительных мотивов, их особая роль в оформлении культовых сооружений (мечетей, дворцов, медресе).

Святые и святость.

Образы святых — посредников между Богом и людьми, великая сила их воздействия на умы и сердца верующих людей. Прочность народных традиций сохранения памяти о святых, их отражение в произведениях устного народного творчества. Образы первых мучеников, погибших и пострадавших за веру во времена гонений на христиан в стихотворении иеромонаха Романа «Ликует Рим в языческом веселье...».

Образ Святого Себастьяна в произведениях художников итальянского Возрождения. Картины А. Ман- тенья, С. Боттичелли и Тициана. Различия в художе­ственных трактовках образа (по выбору).

Князья Борис и Глеб — первые святые, канонизированные русской церковью. Жизнь святых как пример смирения, незлобия и кротости, их христианская заповедь любви к людям. Древнерусская икона «Св. Борис и св. Глеб», ее глубокий нравственный смысл и символическое звучание.

^ Герой и защитник Отечества

Георгий Победоносец — мужественный воин и доблестный защитник Отечества, его готовность к состраданию и прощению. История жизни святого — пример стойкости и твердости характера, преданности идеалам христианской веры. Повсеместное распространение культа: написание жития, икон, возведение храмов. Особенности иконографического изображения.

Скульптура Донателло «Святой Георгий». Храбрый воин, облаченный в рыцарские доспехи. Спокойствие, скрытая энергия и сила, гордый вызов противнику, непоколебимая уверенность в победе. Картина Рафаэля «Святой Георгий, поражающий дракона». Отчаянный поединок скачущего на белом коне всадника со страшным чудовищем. Решительность и отвага доблестного воина.

«Чудо Георгия о змие» — одна из любимых тем древнерусского искусства. Икона «Святой Георгий» из Успенского собора Московского Кремля. Особенности композиционного и колористического решения картины. Икона «Чудо Георгия о змие» с парящим на белом коне всаднике.

Образ святого Георгия в военной геральдике и государственной гербовой системе России. Герб города Москвы.

Идеал благородного рыцарства

Благородный и доблестный рыцарь — идеал человека в эпоху средневековья. Понятие о рыцарском кодексе чести: защита Отечества, бесстрашие в сражениях, верность сеньору, забота и милосердное отношение к слабым и беззащитным. Военные навыки рыцарей, их непременное участие в битвах и рыцарских турнирах. Внешний облик, доспехи средневекового рыцаря. Отношение к жизни, подвиги во имя дамы сердца.

Мужественные деяния рыцарей в «Песне о Роланде» — величайшем памятнике средневековой французской литературы. Готовность храброго рыцаря Роланда защитить «милую», «нежную» Францию. Подвиг во имя французского короля Карла Великого.

Патриоты земли Русской.

Александр Невский — наиболее почитаемый и любимый в народе защитник земли Русской. «Житие Александра Невского» — основные вехи героической жизни легендарного воина. Проявленная храбрость в битве на Чудском озере с войсками шведского короля.

Образ Александра Невского в произведениях искусства. Фильм «Александр Невский» режиссера С. Эйзенштейна. Художественное решение массовых сцен, мастерство в передаче внутреннего мира главного героя. Музыка С. Прокофьева как воплощение главной идеи фильма — защиты земли Русской от неприятеля. Единство зрительных и музыкальных образов.

«Идеи стойкости, мужества, отваги» в живописном триптихе П. Корина. Духовная связь времен, непобедимость русского народа, красота родной земли, воплощенные в произведении. Образ Александра Невского — центральная часть общей композиции. Готовность героя отстоять рубежи родной земли. Осо­бенности композиционного и колористического решения картины.

^ Образ женщины – матери сквозь века

Священный лик Богоматери.

Образ Богоматери — ведущая тема средневекового искусства. Культ Мадонны в странах Западной Европы. Образ Богородицы на Руси как покровительницы и защитницы родной земли, заступницы людей перед Богом.

Деревянная скульптура М. Эрхарта «Мадонна Милосердия» — особый тип священного образа, идеальный образ женской красоты, получивший распрост­ранение в произведениях готического средневековья. Бережный жест «покрова», прикрывающего распахнутым плащом группу христиан. Элегантная сдер­жанность, одухотворенное лицо, благородство и изящество позы, воплощенные скульптором.

Витражная композиция «Богоматерь в облике царицы» в Шартрском соборе. Ликующе-торжественный, праздничный характер изображения Мадонны с младенцем Христом на коленях. Особенности композиционного и колористического решения витражной композиции.

Икона «Владимирской Богоматери» — один из лучших образцов византийской живописи. Чудодейственная «жизнь» иконы на Русской земле. Благородный лик «радости святой печали», «извечная песнь материнства», запечатленные в образе Богоматери.

Основные типы изображения Богоматери в произведениях древнерусской иконописи: Богоматерь Знамение, Оранта, Одигитрия, Елеуса (по выбору). Икона Феофана Грека «Богоматерь Донская» — шедевр мировой живописи.

Мадонны титанов Возрождения.

Дева Мария с младенцем Иисусом — возвышенный образ материнства и жертвенной любви к людям.

Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» — жемчужина коллекции Эрмитажа. Необыкновенная выразительность образа исключительной красоты и благородства. Воплощение авторской идеи о счастье, земной радости бытия и святости лучших человеческих чувств.

«Пречистой Девы лик священный» в творчестве Рафаэля, представления художника об идеальном женском образе. «Сикстинская мадонна» как гениальное воплощение идеи материнства и жертвенности любви. Естественное сочетание простоты и торжественности, нежной женственности и царственного величия. Осо­бенности композиционного и колористического решения картины.

Скульптурное изображение «Мадонны» Микеланд- жело для погребальной капеллы Медичи во Флоренции. Фигура Богоматери с младенцем — смысловой центр капеллы. Непосредственность и глубина душевных переживаний матери. Обобщенное, символическое звучание произведения.

Лики женской красоты в русской живописи классицизма.

Образ русской женщины-крестьянки в творчестве И. П. Аргунова. «Портрет крестьянки в русском костюме» — одно из совершенных творений художника. Характерные черты образа простой русской женщины. Стихотворение Г. Р. Державина «Русские девушки» как одна из возможных интерпретаций образа.

Женские образы Ф. С. Рокотова, полные неизъяснимой прелести и очарования. «Портрет неизвестной в розовом платье», «Портрет В. Е. Новосильцевой», «Портрет В. И. Суровцевой» — лучшие творения художника (по выбору). Отсутствие светской жеманности, кокетства и демонстративного величия — главная и характерная черта портретируемых.

Серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц Д. Г. Левицкого — вершина творчества художника. Увлеченность любимым занятием, простота и жизненная правдивость образов. Мастерство художника в передаче непосредственности и искренности чувств. Портреты Е. И. Нелидовой и Г. И. Алымовой — настоящий гимн вечной юности.

Галерея поэтичных женских образов, созданная В. Л. Боровиковским. Внимание художника к передаче особенностей внутреннего мира героинь. Богатейшая палитра переживаний и чувств. «Портрет сестер Гагариных» — наиболее совершенное произведение художника. Общее настроение увлеченности музици­рованием, нежная мечтательность и тонкость душевных переживаний. Особенности композиционного и колористического решения картины.

Величавая славянка в творчестве А. Г. Венецианова. Многообразие характеров русских крестьянок, занятых привычной и нелегкой работой, их одухотворенное начало и яркая индивидуальность. Женщина как хранительница лучших традиций крестьянской жизни. Картины «На пашне. Весна», «На жатве. Лето» — лучшие произведения художника.

Женщина-мать в искусстве XX столетия

Новое звучание извечной темы материнства в произведениях искусства XX в.

Творчество К. С. Петрова-Водкина как наиболее яркое художественное воплощение темы. Исконно русские традиции в картинах «Мать» и «Богоматерь Умиление злых сердец». Дальнейшая эволюция темы материнства в творчестве художника. Картина «Петроградская мадонна» как попытка осознать новые взаимоотношения человека с миром, ощущение гармонии «планетарного бытия». Облик человека нового времени, характерные приметы революционного Пет­рограда. Возвышенный и поэтичный образ матери, его душевная чистота и нравственная сила. Красноречивость жеста матери — выражение решимости уберечь сына от лишений и невзгод. Общечеловеческое звучание картины, глубина философских обобщений художника.

Тема материнства в картине А. А. Дейнеки «Мать». Нежность и трепетность материнских чувств, неразрывная духовная связь матери и ребенка, готовность защитить его от любых жизненных невзгод. Простота и четкость композиции.

Тема материнства в художественных произведениях периода Великой Отечественной войны. Плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Особенности ком­позиционного и колористического решения произведения.

^ Содержание программы – 9класс

Человек в мире Природы

Человек и Природа — главная тема искусства Востока.

Природа — объект тщательного изучения и наблюдения художников. Жизнь человека, соизмеряемая с жизнью Природы, ее циклами, ритмами и состояниями. Человек как малая частица мироздания — характерная особенность восточного искусства.

Органическое слияние произведений архитектуры с окружающей природной средой. Искусное, тщательно продуманное расположение зданий на фоне природы. Умение зодчих найти наиболее живописное и естественное место для возведения монастырей, пещерных храмов и пагод. Великая Китайская стена — грандиозный памятник мировой архитектуры, олицетворяющий величие и мощь Китайской державы. Его величественная простота в сочетании с могучей и суровой природой севера.

Идея гармоничного единения человека с природой — характерная черта китайской и японской живописи. Национальное своеобразие пейзажей, их отражение в произведениях живописи и поэзии. Неторопливое созерцание «застывшего» мгновения жизни — характерная особенность произведений искусства. Воплощенная в них мысль о красоте и безграничности окружающего мира. Монохромность китайской живописи, мастерство в передаче воздушной перспективы. Выбор формата и композиционное решение картин. Советы начинающим художникам в трактате Ван Вея «Тайное откровение науки живописца».

Лирические пейзажи Го Си. Тонкое знание жизни природы, мастерство в передаче мира чувств и переживаний человека. Изменчивость природы — главный критерий ее красоты. Картина «Осень в долине Желтой реки», особенности ее композиционного построения. Природа, погруженная в глубокий и безмятежный сон. Стремление художника передать идею безграничности мироздания. Подчиненность человека природе, органическая слитность с ее жизнью.

Пейзажная лирика Ли Бо, глубина ее философского проникновения в жизнь природы и человека.

«Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды...).

Поэтизация жизни природы, наделение ее чертами прекрасного и возвышенного.

И. И. Шишкин — певец русского леса. Красота необъятных лесных просторов, их богатырская сила, единство с миром человеческих чувств и переживаний — главные темы творчества художника. Картина «Лесные дали». Величественная панорама бескрайних лесных массивов, передающая необъятность и мощь родной страны. Стихотворение И. А. Бунина «Листопад» — поэтическое воплощение темы.

Серия картин К. Хокусая «36 видов Фудзи». Священная гора в различные времена года и суток. Выбор необычных ракурсов и различных состояний природы. Возвышенный и романтический образ в картине «Красная Фудзи». Простота композиции, символическое значение цвета. Картина «Фудзи у Канагава. Волна». Красота вечного движения в природе. Запечатленное мгновение разбушевавшейся морской стихии. Человек перед лицом вечности.

Явления природы в музыкальных произведениях А. Вивальди (скрипичный концерт «Весна»), Л. Бетховена («Пасторальная» симфония), К. Дебюсси («Сады под дождем», «Ветер на равнине», «Снег танцует» — по выбору).

Человек. Общество. Время. 4 часа

Человек в художественной летописи мира.

Вечная жизнь души в искусстве Древнего Египта. Особенности изображения бога, фараона и простого человека.

Человек в искусстве Древней Греции — настоящий гимн его величию и духовной мощи. Легенда о Диогене и ее поучительный смысл. Идея калокагатии — гармонического сочетания физических и духовных достоинств Человека — и ее воплощение в произведениях скульптуры.

Человек в «центре мира» (эпоха Возрождения). Повышенный интерес к неограниченным творческим возможностям Человека. Воплощение идей гуманизма в произведениях итальянского искусства.

Человек и новая картина мира (эпоха Просвещения). Человек — ничтожно малая частица мироздания и одновременно великая сила, способная управлять природой. Возможность познания законов природы на основе разума и опыта.

Мир глазами романтика и реалиста (XIX в.). Исключительные герои в исключительных обстоятельствах, их внутренняя раздвоенность, одиночество, поиски идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств. «Правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» в искусстве реализма.

Человек в искусстве ХХ столетия. Роль Человека и невиданные достижения прогресса и цивилизации. Человек перед решением сложнейших жизненных и социальных проблем, бегство в мир абстрактных грез и иллюзий.

^ Человек. Общество. Время.

Вечная жизнь души в искусстве Древнего Египта. Особенности изображения бога, фараона и простого человека. Человек в искусстве Древней Греции – настоящий гимн его величию и духовной мощи. Человек в «центре мира» (эпоха Возрождения). Возвышенный интерес к неограниченным творческим возможностям Человека. Человек и новая картина мира (эпоха Просвещения). Человек – ничтожно малая частица мироздания и одновременно великая сила, способная управлять природой. Мир глазами романтика и реалиста (XX в.). человек в искусстве XX столетия.

^ Героический эпос народов мира.

Понятие о героическом эпосе, художественно отразившем представления об историческом прошлом, воссоздавшем целостные картины народной жизни. Героический эпос – результат коллективного народного творчества. Безымянный характер эпических произведений («Сказание о Гильгамеше», «Песнь о нибелунгах», «Калевала»). Литературные интерпретации народного эпоса (Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»). Герои и темы народного эпоса. Общие черты и сходные признаки произведений героического эпоса. Русские былинные богатыри и их отличие от средневековых рыцарей. Шедевры народного эпоса. Карело-финский эпос «Калевала», его идейно-художественное значение. (по усмотрению учителя).

^ Своеобразие архитектурных традиций.

Понятие об архитектурных стилях. Рождение архитектурных стилей и их последовательная смена в истории человечества. Классический стиль архитектуры Древнего Египта. Классический стиль архитектуры Древних Греции и Рима. Романтический стиль западноевропейской архитектуры. Готический стиль. Архитектурный стиль эпохи Возрождения. Стиль барокко. Стиль классицизма в архитектуре. Ампир как стиль империи Наполеона. Стиль модерн. Архитектурный конструктивизм.

Особенности храмовой архитектуры. Своеобразие архитектурных традиций храмового зодчества. Распространение на Руси крестово-купольного типа храма.

^ Изобразительное искусство народов мира.

Язык изобразительного искусства. Живопись, скульптура, графика – древнейшие виды изобразительного искусства. Понятие о монументальных и станковых видах изобразительного искусства.

Художественные средства и жанры живописи. Понятие о жанровом многообразии живописи: исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Искусство графики. Выразительные средства графики. Виды графики по технике исполнения и целевому назначению.

Художественная фотография. Искусство фотографии, его связь с живописью и отличия.

Скульптура как один из древнейших видов изобразительного искусства. Виды скульптуры.

Декоративно-прикладное искусство – составная часть народного творчества. Практическая и эстетическая направленность произведений декоративно-прикладного искусства.

Дизайн как искусство организации среды, служащее человеку и украшающее его быт. Художественные и научные основы дизайна.

^ Праздники и обряды народов мира

Всякая душа празднику рада. Праздник – неотъемлемая часть духовной жизни народа, важнейший элемент традиционной народной культуры. Религиозные праздники и обряды. Крещение Руси, следование византийским традициям церковного богослужения. Церковная служба как своеобразный синтез искусств. Паломничество в Мекку (хадж) – особый обряд поклонения главным святыням ислама. Буддийские праздники и обряды, их своеобразие и богатство традиций. Ах, карнавал! Удивительный мир… Происхождение карнавала в странах Западной Европы, его традиции в средние века и в эпоху Возрождения. Италия – родина карнавальных шествий. Бразильские карнавальные шествия, их особая зрелищность и театрализация.

^ Своеобразие музыкальной культуры.

Разнообразие жанров музыки. Музыка как своеобразный синтез искусств. Музыка как часть культуры разных народов.

Театр народов мира.

Народное искусство скоморохов – странствующих актеров и музыкантов. Историческая судьба скоморошества на Руси. Пекинская музыкальная драма – уникальное явление мировой художественной культуры, воплощающие лучшие традиции китайского народа. История происхождения кукольного театра. Разнообразие типов кукольного театра в Древних Греции, Риме и Китае. Традиции кукольного театра в средние века и эпоху Возрождения.

^ Самобытность танцевальной культуры.

Русский танец – один из древнейших и любимых видов народного творчества, его многовековая история и традиции. Хоровод – простейшая форма народного танца. Сочетания пения и драматического действия. Древнейшее происхождение индийского танца и его отражение в народных легендах. Система классического индийского танца, ее основные положения. Фламенко – своеобразный художественный символ Испании. Характерные особенности импровизированного мужского и женского исполнения. Гармония музыки, танца и пения. Традиционные танцы народов Африки – неотъемлемая часть их образа жизни. Разнообразие видов и форм танцев.
^ В результате изучения курса мировой художественной культуры 8 - 9 класса ученик должен:

Знать / понимать:

основные виды и жанры искусства;

шедевры мировой художественной культуры;

особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения, презентации).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для

выбора путей своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга;

выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного творчества


Учебно-тематический план

по мировой художественной культуре

Классы- 8-9

Учитель – Вострикова Елена Николаевна

Количество часов:

Всего – 70, в неделю -1

Плановых контрольных работ - 6

Административных контрольных уроков –2

Планирование составлено на основе - Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», а также «Мировая художественная культура» входящим в образовательную область «Искусство».

Учебник - ^ . Г.И. Данилова Мировая художественная культура. 7-9 классы – М.: Дрофа, 2011.

8 класс

№п/

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

В мире художественной культуры


4

2

Единство и многообразие мировой культуры


4

3

Особенности художественной культуры Древнего Египта

3

4

Художественная культура Древнего Востока

3

5

Греция — «колыбель европейской цивилизации».


3

6

Художественные достижения доколумбовой Америки


5

7

Идеал Человека в искусстве


3

8

Герой и защитник Отечества


3

9

Образ женщины – матери сквозь века


5




Итоговое повторение и контроль

2




Итого:

35

9 класс

1

Человек в мире Природы


2

2

Человек. Общество. Время

5

3

Героический эпос народов мира

4

4

Праздники и обряды народов мира


3

5

Своеобразие архитектурных традиций

2

6

Изобразительное искусство народов мира

5

7

Своеобразие музыкальной культуры

4

8

Театр народов мира

4

9

Самобытность танцевальной культуры

4




Итоговое повторение и контроль

2




Итого:

35
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «Физическая культура»
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» 3 класс создана на основе федерального и регионального компонентов Государственного...

Рабочая программа по предмету «Физическая культура»
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» 4 класс создана на основе федерального и регионального компонентов Государственного...

Рабочая программа по «Мировой художественной культуре» для одиннадцатого...
Мхк (базовый уровень), программы «Мировая художественная культура. Программы курса 10-11 классы» Л. А. Рапацкой, разработанной в...

Аннотация программы
В результате изучения учебной дисциплины «Мировая художественная культура» обучающийся должен

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура»
Данная программа составлена на основе Федерального Государственного Образовательного стандарта (II) начального общего образования,...

Темы вашего учебного проекта
Мировая художественная культура – единство в многообразии. Художественный образ – основное средство отображения и познания мира в...

Рабочая программа по учебному предмету «Английский язык»
Рабочая программа по английскому языку предназначена для работы с учащимися 2-го класса в общеобразовательной школе. Рабочая программа...

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе Федерального

Рабочая программа по учебному предмету
...

Рабочая программа по учебному предмету «Английский язык»
Рабочая программа по английскому языку в 4 классе составлена на основе следующих нормативных документов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница