Уроках технологии как средство развития творческого потенциала учащихся




Скачать 296.42 Kb.
НазваниеУроках технологии как средство развития творческого потенциала учащихся
страница1/3
Дата публикации18.03.2013
Размер296.42 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > Культура > Урок
  1   2   3
ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17 »

СИНИЦЫНОЙ ОЛЬГИ ВЛАДИМИРОВНЫ

Применение метода проектов на уроках технологии

как средство развития творческого потенциала учащихся
Условия возникновения опыта.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе. Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний учащихся, я взяла на вооружение проектный метод обучения.

Специфика предмета технологии заключается в том, что само содержание направлено на формирование у обучающихся практических навыков, а основным эффективным средством для этого является проектная деятельность. Разработка проекта по изучаемым темам подразумевает определенную последовательность практических действий для получения изделия и предполагает творческий подход. Исследования в проекте помогают обучающимся проявить свои личностные качества и умения, выбирать пути решения исследовательских задач, ориентироваться в современном мире, быть инициативным, учат творчески мыслить, разрешать противоречия, не бояться трудностей.

Одним из важнейших условий возникновения данного опыта явился переход от традиционного обучения к личностно-ориентированному, в основе которого лежит индивидуально-личностный принцип, определяющий положение ребенка как активного субъекта в учебно-воспитательном процессе.

Я считаю, что традиционная организация образовательного процесса, ориентированная на передачу готовых знаний, мало развивает творческие способности школьников, не побуждает их к активному участию в формировании системы знаний, ценностных ориентаций, коммуникативной компетентности.

Основанием для дальнейшего совершенствования работы стали диагностические исследования, которые я провела среди школьников 5-6 классов.

Диагностика состояния развития практических навыков и умений школьников на уроках технологии при выполнении проектов в 2010-2011 учебном году показала, что 34% детей имеет невысокий, 17% низкий уровень сформированности таких качеств как усидчивость, самостоятельность, трудолюбие.

Анализ сформированности отношения обучающихся к проектной деятельности показал, что:

  1. 35% опрошенных школьников проявили интерес к проекту, потому что выполняется он самостоятельно, или с небольшой помощью руководителя;

  2. 28% школьников отметили, что самый интересный этап – исследовательский;

  3. 39% школьников заинтересовались этапом обработки собранного материала;

  4. 52% школьников с удовольствием работали в группе;

  5. 46% школьников увлеченно выполняли творческие задачи;

  6. 58% школьников проявили интерес к подготовке презентации проекта.


Вывод: менее половины опрошенных учащихся (в среднем 43%) проявляют интерес к проектированию и успешно реализуют практические умения и навыки.

Таким образом, возникла необходимость целенаправленной индивидуальной работы с обучающимися по формированию общеучебных умений и практических навыков у школьников на основе проектной творческой деятельности
^ Актуальность опыта
«Умение людей участвовать в проектной деятельности есть показатель культуры народа, и приучение учащихся со школы к этому великому достоянию мировой цивилизации создаёт благоприятные условия для их развития и достижения определенной карьеры» - эти слова В.Д.Симоненко отражают актуальность данного педагогического опыта, способствующего развитию личности, как учителя, так и ученика. Способность учащихся  понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. 

В образовательной области «Технология» использование метода проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников основы технологической грамотности, культуры труда, основанный на освоении учащимися способов преобразования материалов, энергии, информации, а также технологий их обработки. Проекты создаются по разным областям человеческой деятельности, благодаря чему учащиеся знакомятся со «взрослыми» проблемами, приобретают навыки решения актуальных вопросов современности, связанных с экологией, экономикой, безопасностью человека и природы. Через приобретённый опыт происходит знакомство с производством, маркетингом, предпринимательским миром профессий.

Инновации в содержании образования поставили передо мной, как и перед каждым учителем, важные проблемы. Как вовлечь ребенка в активный творческий трудовой процесс. Как воспитать убеждением в необходимости трудится, с уважением относится к любому виду общественно полезного труда, дать трудовые навыки и умения и на этой основе сформировать потребность в труде. Ведь сочетание физического и умственного труда обогащает человека, делает его более развитым, творческим, деятельным. Как сформировать всесторонне развитую личность, востребованную современным обществом?

Современное общество испытывает потребность в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применять свои знания, поэтому труд отличительное качество человека. Материальные результаты труда чрезвычайно важны для человека, но не менее важное значение имеет внутренняя, духовная, животворная сила, труда, которая служит источником человеческого достоинства и счастья. Животворную силу труда нельзя купить. Она принадлежит тем, кто трудится. Свободный, общественно значимый, творческий труд способствует развитию всей личности человека. Человек не трудящийся деградирует, теряет человеческий облик. Разными видами рукоделия, своим личным примером создаю условия для создания образовательной среды, обеспечивающей развитие и реализацию трудовой деятельности учащихся, обеспечивающей подготовку выпускников школы к жизни в условиях современного общества, реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации, в необходимости изменения методов и технологий обучения на всех ступенях.

Использую разнообразные виды работы. Если - это технология швейного дела, то по желанию могут использоваться ткани бывшие в употреблении. Выбор фасона тоже зависит от вкуса и желания учащихся, дети также с удовольствием занимаются различными видами рукоделия (аппликация, вязание крючком и на спицах, пошив мягкой игрушки, вышивка крестик и гладь, плетение браслетов, плетение из бисера, поделки из различных материалов).

На своих уроках применяю нетрадиционные формы работы: викторины, уроки-путешествия, уроки-мастерские, уроки-кроссворды, когда проходят родительские собрания, делаем выставку работ учащихся, в конце учебного года проводим показ мод (учащиеся с удовольствием показывают свои модели, пошитые как на уроках трудового обучения, факультативах так и на кружках) что позволяет разнообразить учебную деятельность учащихся.

Таким образом, актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников трудовых навыков, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса к труду, творчеству, усадив детей за парты, усвоение знаний не произойдет.

^ Внедрение метода проектов в учебный процесс по технологии позволило:

  • повысить познавательную активность учащихся;

  • поднять имидж учащихся (изготовление проектного изделия самостоятельно – от идеи до её воплощения в реальность), учителя (обучение школьников по самой передовой технологии);

  • включить в процесс обучения учащихся их родных и близких (обсуждение школьников по самой передовой технологии);

  • усилить полезность обучения (товар или услуга создается для дома, школы или реализации);

  • активно формировать у учащихся лучшие гражданские качества (трудолюбие, целеустремленность, ответственность, экономичность, предприимчивость, стремление к созиданию и т.д.).


Концептуальность.
Метод проектов – это система обучения, при которой «Технология» - гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей. Метод, который способствует формированию у учащихся адекватной самооценки, поднятию их имиджа в окружающей среде, усилению «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». А сохранение и приумножение врожденной «самостоятельности» ребенка - это важнейшая задача образования подрастающего поколения.

^ Какова же роль учителя в проектной деятельности?

Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. В определенном смысле, учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Для этого он как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Ему предстоит стать генератором развития у ребенка познавательных интересов и творческого потенциала. Теперь авторитет учителя зависит от способности быть инициатором интересных начинаний. "Каким образом, участвуя в проектной деятельности, учитель может создать условия для развития учащихся?

Ответ на этот вопрос дает список ролей, которые предстоит "прожить" педагогу по ходу реализации проекта:

- энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели;

- специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не обязательно во всех) областях;

- консультант, организующий доступ к информационным ресурсам, в т. ч. к другим специалистам;

- руководитель (особенно в вопросах планирования времени);

- "человек, который задает вопросы" (по Дж. Питту) - организатор обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей (человек, задающий косвенные, наводящие вопросы, помогающий обнаружить ошибки и т. п.);

- эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта.

Наиболее сложным для педагога является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие задачи должен решать учитель, какие - сами учащиеся, а какие разрешимы через их сотрудничество? Очевидно, что степень самостоятельности зависит от множества факторов: возрастных и индивидуальных особенностей детей, их предыдущего опыта проектной деятельности, сложности темы проекта, характера отношений в группе и др. Проблема в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту участников проекта. Не менее важно, чтобы тема проекта не навязывалась взрослыми. В крайнем случае, допустим выбор одной из предложенных руководителем тем. Еще лучше, если поиск темы в группе проводится по принципу "учащиеся + учитель". Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми. Не стоит забывать, что ученик подавляющую часть своего времени загружен традиционным классно-урочным обучением и обречен, играть лишь одну роль - исполнителя.

Работая над методической проблемой «Проектное обучение как условие для творческой самореализации учащихся» в своей работе я использую информационно-коммуникационные, проектные, исследовательские технологии. Сочетаю проблемно-поисковые, индивидуальные и групповые формы обучения.

На уроках во время работы над проектами пользуюсь различными электронными программами, демонстрирую материал  Интернет-ресурсов, создаю презентации, электронный дидактический материал. Такие уроки помогают решать в комплексе образовательные и воспитательные задачи, повышающие мотивацию к обучению, формируют навыки, которые будут востребованы  в дальнейшем. В обучении использую индивидуально-личностный подход, стремлюсь ввести в контекст урока философское и культурологическое видение проблемы. Стараюсь создать благоприятный психологический климат - дети чувствуют себя комфортно и активно включены в работу. Вношу в процесс обучения творческое начало, учу детей объёмному видению подходов к решению технических задач, конструкторско-технологическому поиску.

Проектное обучение – это организация образовательного процесса, направленная на решение учащихся учебных задач на основе самостоятельного сбора информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и презентации результата. При этом обучение приобретает для них значительно больший личностный смысл, что заметно повышает мотивацию собственного учения. Благодаря практической востребованности знаний и умений обеспечивается более осознанное и глубокое их усвоение.
^ Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея опыта - создание оптимальных условий для развития творческого мышления, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности, формирование исследовательских умений и навыков - основы развития творческих способностей учащихся.

Гармоничное развитие личности предполагает совместную деятельность учителя и учащихся. Формирование личности учащихся проходит с учетом трех основных сфер деятельности: 1) при усвоении учебного предмета; 2) воспитательной внеурочной работе; 3) в ходе включения учащихся в разные формы социальной деятельности. При этом важное место занимает также взаимодействие субъектов познавательного процесса, обеспечивающее формирование социальных мотивов. Эту структуру можно представить в следующем виде:

 

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.


Главная цель в работе с детьми – развивать творческое воображение детей, учить проявлять инициативу, анализировать советы сверстников, работать самостоятельно.
Свою методическую работу я строю на изучении передовых развивающих технологий, использую принципы развивающего обучения, выделенные З.И.Калмыковой:

    • принцип проблемного обучения;

    • принцип оптимального развития разных видов мыслительной деятельности;

    • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип специального формирования алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности.
^ Наличие теоретической базы опыта
Выполнение проектов целесообразно совмещать с предварительным изучением необходимых теоретических сведений, а также их подготовкой в области конструирования, решения творческих изобретательских задач. Тематику учащиеся выбирают самостоятельно, исходя из своих интересов склонностей, возможностей. Деятельность учителя при проектном обучении заключается в формирование банка учебно-познавательных задач - создание условий для разработки и осуществления учащимися творческих проектов и вооружение их необходимыми для этого знаниями и умениями.

На уроках во время работы над проектом использую учебники по технологии 5-8 класс, под редакцией Симоненко В. Д., и дополнительную литературу:

1. Гуревич М.И., Павлова М.Б., Петрова И.Л., Питт Дж., Сасова И.А.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроках технологии как средство развития творческого потенциала учащихся iconУроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся
...

Учебники Программа
«Формирование творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы через использование развивающих образовательных...

Уроках технологии как средство развития творческого потенциала учащихся icon«Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса...
Тема: «Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка»

Доклад на тему: «Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках...
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных: ведь речь идет о важнейшем условии...

О проведении I этапа муниципального творческого конкурса рисунка...
Детей, оставшихся без попечения родителей, «Ради будущего», в целях укрепления и повышения статуса замещающей семьи, формирования...

О проведении муниципального этапа
Счастливый день из жизни моей семьи, в целях укрепления и повышения статуса замещающей семьи, формирования в общественном сознании...

Уроках математики средство воспитания самостоятельности как черты личности
Обучение приемам самостоятельной работы на уроках математики – средство воспитания самостоятельности как черты личности

П рограмма внеурочной деятельности «Юный мыслитель»
Существует противоречие между резервом имеющихся теоретических и методических возможностей и недостаточностью использования этих...

Рабочая программа по информатике класс 4 учителя Беляновой В. И....
Выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы. А так же рассматривается как средство формирования...

Сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста». Экспресс-опрос «Развитие речи»
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница