1Использование технологии встречных усилий на уроках истории: приемы и методы




Скачать 289.75 Kb.
Название1Использование технологии встречных усилий на уроках истории: приемы и методы
страница1/3
Дата публикации18.03.2013
Размер289.75 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > Культура > Урок
  1   2   3


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9

г. Димитровграда Ульяновской области

1Использование технологии встречных усилий на уроках истории: приемы и методы.

Выполнила:

Хасиятулина Венера Гакиловна

План.

Введение…………………………………………………………………….……3

1.Технология встречных усилий (теоретические основы)……………….....4

1.1. Учение без принуждения…………………………………………….… 4

1.2. Формирование благоприятного морально-психологического климата важное условие достижения высокого качества образования………… . 6

^ 2. Педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания………7

2.1. Организация занятия. Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова»……………………………………………………..8

2.2.Сотворчество как этап урока. ………………………………………9

2.3. Рефлексивный этап урока…………………………………………….9

Список литературы…………………………………………………………11

Введение

Те, кто по-настоящему умеют думать, знают, зачем им это нужно, и готовы приложить усилия, которые требуются для планомерной работы, сбора информации и проявления определенного упорства, когда решение не очевидно или требует нескольких шагов.

Дайана Халперн

Процесс обучения - это целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся с целью усвоения содержания образования: знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций, взглядов, убеждений. Этот процесс двусторонний. Должна существовать обратная связь между учителем и учеником. Я считаю, смысл профессии учителя созвучен принципам:

  • не допусти формирования у ребенка комплекса неполноценности

  • не отбей охоту ходить в школу

  • не научи его равнодушию, лицемерию, ненависти

  • не разучи его быть самим собой

  • не лиши его умения воспринимать мир непосредственно, с любовью.

  • Как научить ребенка учиться, мыслить самостоятельно?

Лев Толстой заметил: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью...»

Выход один: нужно дать возможность ребятам самим искать ответ, нужно научить их думать. Научившись думать самостоятельно, мои ученики сами смогут овладевать знаниями и анализировать проблемы. Учитель - это не просто носитель информации, не передаточное устройство, а наставник, направляющий, создающий условия для личностного роста, развития. В своей работе я не претендую на широкое освещение вопроса, а лишь пытаюсь описать некоторые возможные пути реализации принципов педагогической технологии встречных усилий, показать практические наработки.

  1. ^ Технология встречных усилий (теоретические основы).

    1. Учение без принуждения.

В основе технологии встречных усилий лежат принципы учебного сотрудничества. Сотрудничество – это совместная деятельность учителя и ученика, основанная на взаимопонимании, доверии, совместном анализе хода и результатов учебной деятельности. Стиль взаимоотношений, который складывается в процессе учебного сотрудничества, демократический: не запрещать, а направлять; не принуждать, а убеждать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора. Главным содержанием этих взаимоотношений становится принцип учения без принуждения, который характеризуется

  • требовательностью, основанной на доверии;

  • увлеченностью, рожденной интересным преподаванием;

  • замене принуждения желанием, которое порождает успех;

  • ставкой на самостоятельность и самодеятельность детей и т. д.

Конечно, не всегда мне удается реализовать все эти принципы, так как создание поля совместной деятельности учителя и ученика, как того требует технология встречных усилий, долгий процесс, где необходимы сонаправленные усилия и учителя, и ученика, и других педагогов, и родителей. Только тогда учебное сотрудничество обретает основное свое значение: сотрудничество, совместный труд.

Сегодня использование этой технологии стало своеобразной для меня потребностью, благодаря этому испытываю удовлетворенность своей деятельностью, легче решаю проблемы учебно-воспитательного процесса, которые порой у меня возникают.

Остановлюсь на том, как я добиваюсь того, чтобы преподавание было интересным. Чтобы интересно преподавать, надо самому быть человеком увлеченным, стремиться к тому, чтобы твой каждый новый урок отличался от другого. Для достижения результата применяются разные методы (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля).1 Но все методы должны соответствовать принципам педагогического процесса:

  1. Принцип эффективности методов обучения.

Суть: отобранные методы должны быть результативными на каждом этапе

  1. Принцип гуманизации.

Суть: подобранный дидактический материал должен нести в себе общечеловеческие ценности.

  1. Принцип системности.

Суть: «видение» связей между историческими явлениями и проведение аналогий

  1. Принцип обучающего воспитания.

Суть: важно понимать, что обучение – составляющая часть процесса воспитания

  1. Принцип демократизации обучения.

  2. Принцип позитивной предметной ориентации.

При построении каждого занятия важно удерживать следующие этапы совместной работы:

  1. Актуализация знаний по поводу предложенной темы (инвентаризация имеющейся информации по данной теме, так называемый анамнез, чтоб выявить ресурсы ребенка и группы, и в работе группы учитывать опыт каждого ребенка).

  2. Мотивация (осуществить вызов, соблазнить идеей занятия, пробудить интерес к предлагаемой теме, сформулировать вопросы, поставить цель предстоящей деятельности).

  3. Активизация учащихся (договор о будущем характере и правилах работы, предъявление четкого алгоритма будущих действий).

  4. Осмысление материала (собственно деятельность: чередование индивидуальной, парной, групповой работы с целью знакомства с новой информацией, её соотнесение с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные ранее вопросы, выявление затруднений и противоречий, корректировка целей)

  5. Рефлексия (суммирование и систематизация новой информации, её оценка, ответы на поставленные ранее вопросы, формулировка новых вопросов и постановка новых целей учебной деятельности).

^ 1.2.Формирование благоприятного морально-психологического климата важное условие достижения высокого качества образования.

Обучение и общение: они самым тесным образом связаны друг с другом, просто нужно, чтобы и учитель и ученик поняли это: нельзя просто поучать, нужно учить, проживать что-то вместе с учеником, помогать ему, а значит, общаться! Поэтому задача учителя и состоит в том, чтобы развивать эти две ведущие деятельности: учение и общение.


  1. Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия.

  • приоритет диалогических форм общения;

  • организация сотрудничества учеников между собой;

  • обращение к ученикам по имени;

  • свободное и открытое выражение учениками своего мнения без опасения критики;

  • учитель стремится постоянно получать от учащихся обратную связь.

  1. Создание благопритного психологического климата на уроке, атмосферы доброжелательности и комфорта.

  • учитель проявляет доброжелательность, спокойствие, уравновешенность, спокойствие;

  • учитель внимателен к детям и их проблемам;

  • не демонстрирует превосходства;

  • стимулирует положительные эмоции во время урока.

  1. Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга.

  • Организация ситуации взаимопомощи между учениками;

  • организация работы в парах;

  • подчеркивание значимости(успеха) в решении общей учебной задачи.




  1. Педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания.

    1. Организация занятия. Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова».

Содержание первого этапа деятельночти: психотренинговые упражнения, обязательно связанные с темой урока, цель которых создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу, осмысление целей урока.

Приемы данного этапа:

  1. ^ Необычное написание темы урока.

Например, Централизация гос____МОСКВА__ва

(история России, 6 класс, Образование централизованного государства)

  1. Отсроченная отгадка.

В начале урока учитель предлагает учащимся зададку, удивительный факт, отгадка которой будет открыта в процессе работы над новой темой.

3. Эпиграф.

Учитель предлагает осмыслить текст, записанный на доске и придумать, как он может быть связан с новой, ученикам пока неизвестной темой урокой.

При изучении темы «Экономические реформы П.А.Столыпина» (история, 9 класс) предлагается осмыслить слова ПА.Столыпина.

Фразы записаны на доске:

  • Сначала успокоение, затем реформы

  • Умейте отличать кровь на руках врача от крови на руках палача.

При изучении темы «Внутренняя политика Александра 1 после Отечественной войны 1812 года» (история, 8 класс) предлагается осмыслить слова ПА.Вяземского «Сфинкс, не разгаданный до гроба». Учитель ставит перед учащимися вопрос, на который они должны ответить после его рассказа: Согласны ли вы с поэтом? Свой ответ аргументируйте.

  1. ^ Исторический анекдот.

Например, услышав о восстании декабристов, Ф.В.Ростопчин сказал: «Обыкновенно сапожники делают революции, чтобы стать господами, а у нас господа захотели стать сапожниками.» Скажите, чего в словах Ростопчина больше: искренного недоумения или насмешки? Что вы могли бы ему возразить?

  1. ^ Изучение фотографии , иллюстрации, связанной с темой урока.

Например, при проведении обобщающего урока по теме «Эпоха Н. Хрущева» (история, 9 класс) показываю фотографию памятника на могиле Н. С. Хрущеву, автор Э.Неизвестный. Описание:

вертикальный камень, одна половина белая, другую - черная, внизу большая плита. Бронзовая голова цвета старого золота стоит в нише на белом мраморе на фоне черного гранита.

Вопрос к ученикам: Что символизирует автор этой работой?

  1. ^ Мотивационная беседа, формулировка интегрирующей цели посредством прочтения отрывка из стихотворения.

  2. Черный ящик. (Приложение 4)

Прием используется в начале урока. Особенно эффективен при изучении истории в младшем и среднем звене. Используется для положительной мотивации и стимулирования познавательной деятельности, с целью вызывания интертеса к предмету.


    1. ^ Сотворчество как этап урока

Главное здесь — поддержка активности, интереса, усилии, возникших на предыдущих этапах урока, и сведение этих усилий и информационных находок в совокупное знание по изучаемому предмету. Деятельность учителя должна складываться из организационных и координирующих (но не управляющих) функций. И только в конце данного этапа, при подведении итогов, руководящая роль возвращается к педагогу. Возникают условия для гибкого конструирования информации, учебного материала, что развивает креативность восприятия, именно поэтому данный этап назван сотворчеством.

Некоторые приемы данного этапа:

  1. «Машина времени».

События оцениваются с двух позиций: современной и соответствующей исторической эпохи.

  1. Реставрация исторических событий.

Разрозненные факты, персоны, даты нужно объединить в целый смысловой текст (Приложение 2.)

  1. Пометки на полях.

Учащиеся читают новый текст и на полях учебника или отдельном листе помечают, что знают, новую информацию и то что им показалось любопытным и они хотели бы узнать из дополнительных источников.

  1. Архивариус.

После объяснения нового материала учитель просит написать альтернативные выводы с позиций разных персонажей истории. Это мониторинг усвоения новых знаний, развитие образного восприятия ушедших эпох, людей, судеб.

    1. ^ Рефлексивный этап урока.

Основное его содержание – осмысление результатов работы, их общая и индивидуальные оценки, соучастие учеников в определении домашнего задания.

К приемам данного этапа относятся прежде всего те, которые были использованы на предыдущих этапах и предполагают завершение работы. Возвращение к записанному на доске эпиграфу дает возможность оценить его соответствие изучаемой теме и качество предположений учащихся. Процесс содержательного обобщения «цели и целей» трансформируется в подведение итогов – общих и индивидуального. Такие приемы, как «Вопросы к тексту», «Знаю – не знаю» дают материал для сравнения предыдущего уровня знаний с новым уровнем.

Существуют и специфические приемы:

  1. «Эссе» - пятиминутное письменное задание, которое помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме и дает учителю представление о восприятии темы школьниками.

  2. «Синквейн» - пятистишие, по содержанию отвечающее изучаемой проблеме. (Приложение 3)

  3. ^ Сокровищница человеческих ценностей.

Завершая ту или иную большую тему, в сокровищницу записывается все то положительное, что, возникнув в прошлом, сохраняет свое значение и поныне.
Итак,можно утверждать, что все современные инновационные технологии имеют ввиду, прежде всего, повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Главное – удовлетворенность деятельностью, что благоприятно влияет и на мотивы, и на способы учения, и на расположенность учащихся к общению с учителем, с одноклассниками, на создание благоприятных отношений в деятельности.

Список литературы

  1. Коротаева Е.В.. Вопросы теории и практики педагогики взаимодействия. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2000.

  2. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Отв. ред. М.А. Ушакова. – М.: Сентябрь, 2003. – 176 с. – (Библиотека журнала «Директор школы»; Вып. 2, 2003 г.).

  3. Коротаева Е.В.Педагогические взаимодействия и технологии. – М., Академия, 2007 г.

  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.Современный урок.Часть 1:Научно-практтическое пособие для руководителей учебных заведений, учителей, методистов.-ИПК.-Ростов:Изд-во «Учитель», 2004г.

  5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.Современный урок.Часть 2:Научно-практтическое пособие для руководителей учебных заведений, учителей, методистов.-ИПК.-Ростов:Изд-во «Учитель», 2005г

  6. .Шоган В.В. Технология личностно ориентированного урока.-Ростов :Изд-во «Учитель»,2003

  7. Дидактика средней школы под ред. М.Н.Скаткина, Москва, 1992 год,


Приложение 1.

Интегрированный урок по истории, обществознанию и географии

2Роль семьи в этносоциальном воспитании

^ Традиции моей семьи в традициях страны.

3Цель: Развивать критическое мышление посредством включения учащихся в образовательный процесс через технологии встречных усилий.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Игровой и соревновательный методы на уроках физической культуры
Игровой и соревновательный методы, которые широко применяются на уроках физкультуры позволяют решать многие задачи формирования гармоничной...

На уроках истории использую технологию развития критического мышления
Аналитическая справка по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания Сатаевой А. Х

Доклад «Активные методы обучения на уроках биологии» Открытый урок...

Методические рекомендации для студентов : Как работать с «Обучающим кейсом»
Методы и приемы,используемые преподавателем при изучении темы«Инсулинотерапия»

Информационно-коммуникационные технологии на уроках английского языка
В связи с этим столь актуально введение икт на уроках английского языка,что позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся,...

Тема: Формы и методы организации творческой деятельности учащихся...

Игровые технологии на уроках русского языка
Материалы, представленные в работе, будут полезны педагогам, использующим на своих уроках элементы игровых технологий. Учитель всегда...

Тема: «Использование новых образовательных технологий на уроках искусства,...
Цель: Непрерывно совершенствовать уровень педагогического мастерства учителей, их эрудицию и компетентность в области технологии,...

О роли личности в истории или о необходимости изменений в методике преподавания истории
Нина? Думается, необходимо для начала определить условия решения этой задачи. А для этого следует вначале ответить на ряд вопросов,...

Конкурс знатоков истории средних веков по теме «Рыцарский турнир»
Сегодня мы проводим конкурс знатоков истории средних веков по теме «Рыцарский турнир». Командам предстоит участвовать в разнообразных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница