Сочинение по картине И. Н. Крамского «Русалки» Цель урока




Скачать 47.31 Kb.
НазваниеСочинение по картине И. Н. Крамского «Русалки» Цель урока
Дата публикации28.03.2013
Размер47.31 Kb.
ТипСочинение
odtdocs.ru > История > Сочинение
Урок литературы по повести Н. В. Гоголя «Майская ночь, или утопленница»

Тема урока: Глава «Утопленница». Устное сочинение по картине И. Н. Крамского «Русалки»

Цель урока:

совершенствовать навыки выразительного чтения;

учить анализировать прочитанное;

развивать устную речь,

знакомить с творчеством русского художника-передвижника И. Н. Крамского,

обучать устному описанию картины.

Оборудование:

тексты учебника,

иллюстрации,

компьютер,

проектор,

электронное приложение к учебнику,

интернет-ресурсы.

^ Ход урока:

    1. Организационный момент.

    2. Проверка домашнего задания

    Индивидуальное задание:

Используя словарь литературных терминов, дать определение понятию «авторская позиция».

Фронтальный опрос:

  • Какое впечатление производит история о мертвеце с галушкой в зубах? Пугает она нас или смешит?

  • Какую шутку сыграли с головой парубки?

  • За что высмеивали голову в козацкой песне? Справедливы ли эти насмешки?

  • На чьей стороне, по вашему мнению, автор: головы или шутников? Как проявляется авторская позиция?

    3. Изучение новой темы. Чтение главы «Утопленница» с комментированием.

  • Как автор показывает нам необычность всего происходящего?

  • Какую роль играет в создании сказочного, нереального природа?

  • Почему Левко вдруг заиграл на бандуре и запел?

  • Кто откликнулся на его песню?

  • Почему панночка обратилась с просьбой к Левко?

  • Как вознаградила панночка Левко за помощь?

    4. Работа с репродукцией картины И. Н. Крамского. «Русалки».

  • Знаком ли вам автор картины?

  • Портрет какого писателя мы уже видели в исполнении художника?

  • Посмотрите внимательно на картину.

  • Кто изображён на переднем плане картины Крамского?

  • Как одеты девушки?

  • Что выражают их лица?

  • Почему они грустны?

  • Какие краски использует художник, чтобы показать печаль русалок?

  • Что мы видим на заднем плане картины?

  • Какое впечатление производит на вас это произведение искусства?

  • Составьте устное сочинение-описание картины «Русалки».

    5. История написания картины (http://www.proza.ru/2010/08/17/679)

    Послушайте, историю написания этой картины.

         Шел 1862 год, только что пало крепостное право. Академия художеств напрасно пыталась закрыть свои двери перед напором новых идей. С разных концов государства учились в ней хлебнувшие горя  дети разных сословий,  начиная активно выступать против академической рутины.
       Пылкий Крамской   говорил  товарищам:
        –– Пора, друзья, пора нам становиться на собственные ноги. Нужна своя, русская национальная школа. И кроме нас, никто этого не сделает!
       Осенью 1863 года лучшие ученики Академии –– Крамской среди них –– с волнением ждали  конкурса на первую золотую медаль. Получивший  медаль  сможет на казенный счет учиться за границей; своими глазами увидеть великие творения старых  мастеров!
      «Наконец, зовут нас, –– позже вспоминал Крамской.  –– Входим.  Конференц-секретарь Львов прочел нам сюжет: «Пир в Валгалле» из скандинавской мифологии, где герои-рыцари вечно сражаются, где председательствующий –– бог,  –– у него на плечах сидят две вороны,  у ног два волка, и, наконец, где-то в небесах, между колоннами, месяц, гонимый чудовищем в виде волка, и много другой галиматьи».

       Произошло небывалое.  Крамской отделился от группы выпускников и, не дрогнув перед начальством, от имени всех конкурентов на золотую медаль  объявил отказ писать на заданную тему.
       Воцарилось ошалелое молчание.
       –– Все? ––  спросил Львов, скрывая бешенство.
       –– Все, –– ответил Крамской. И четырнадцать  лучших учеников вышли из аудитории.

       Они лишились медали, заграничной поездки, оборудованных мастерских, без гроша в кармане, –– но они были счастливы, они не изменили своему богу –– России, всей горькой и сладостной любви к ней, которая только тогда и любовь, когда во всем –– вместе.

       О происшествии в Академии художеств было запрещено не только упоминать в печати, но и говорить.  Но город полнился слухами. Один из самых образованных людей своего времени, пламенный борец за все русское критик Владимир Васильевич Стасов   горячо поддержал  отступников. Громкий голос его статей  доходил  до самых дальних уголков страны.

      Чтобы не погибнуть в неравной борьбе, молодые художники решили жить артелью. Наняли большую квартиру, где у каждого была своя рабочая комната.  По вечерам все собирались вместе, читали, размышляли вслух. Заказы принимали  сообща: заработок, на который можно  покупать продукты, одежду, холсты и краски. Но главной целью  было писание картин, таких картин, которые бы рассказывали о России!
       Иван Крамской выбрал для себя сцену из  «Майской ночи» Гоголя.
       Творчество Гоголя –– одно из самых вершинных явлений русской литературы. Он, начиная свой творческий путь, сознавал  высокий долг перед отечеством, перед народом. Выбор Крамского не случайно пал на него.  Панночка, утопленницы, ведьма –– это ведь тоже миф, такой же миф, как тот, скандинавский, предложенный  выпускникам Академии и против которого Крамской и еще тринадцать академистов подняли бунт. Но миф, рассказанный Гоголем, –– и как рассказанный! –– был свой, понятный, он был близок душе, близок всему  существу Крамского, возросшему среди российской природы.  «О, как я люблю мою Россию… ее песни, ее характер народности…» –– писал он в  своем дневнике, когда ему было пятнадцать лет.

       Но обстоятельства сложились так, что Крамской долго не мог приступить к картине.  Надо было кормить семью, и он занимался портретами.  Писал  портреты и карандашом, и красками…  Они выматывали душу, иссушали творческие силы, однако деться было некуда.   
       Когда, наконец,  смог приступить к  «Русалкам»,  отдался  картине со всем жаром своей натуры. 
      Пруд, угрюмо обставленный темным кленовым лесом и оплакиваемый вербами. Возле леса, на горе, дремлет с закрытыми ставнями старый дом сотника; мох и дикая трава покрыли его крышу;  лес бросает на него дикую мрачность. При свете луны бродят, сидят там и сям, тени утопленниц. Неопознанная панночкой ведьма выбирается из воды… Глушь, запустение, неиссякаемое горе –– все слилось в поэтическую, чудно мерцающую серебряными  отблесками картину.

        «Русалки» была окончена в 1871 году.  К тому времени артель распалась. Но  по примеру артели появилось Товарищество передвижных художественных выставок, куда вошли самые даровитые художники России.  На Первой передвижной выставке  Крамской   показал свою картину.
         Кроме «Русалок», были «Грачи прилетели» Саврасова,  «Петр I и царевич Алексей»   Ге,  картины Перова и многие другие. Лучшие полотна сразу  приобрел  Третьяков. 
       Выставки передвижников стали проходить  регулярно. Сначала открывались в Петербурге, затем переезжали в Москву, оттуда в Киев, Одессу… Всюду художники имели  благодарные зрительские отклики за то, что искусство, наконец, перестало  быть  только «приятным»: оно заставляет работать мысль и  помогает   возвратиться на родную почву. 

       «Достоин ты национального монумента, русский гражданин-художник! ––восхищался Крамским Илья Ефимович Репин. –– Боец, учитель, ты вывел родное искусство на путь реализма. Потребовал законных национальных прав художника. Опрокинул навсегда отжившие классические авторитеты и заставил уважать и признать национальное русское творчество».

    6. Итоговая беседа.

  • Как художник слова и художник в изобразительном искусстве переносят нас в чудесный фантастический мир?

  • Что помогает в работе художнику слова?

  • Какие средства выразительности использовал Н. В. Гоголь?

    7. Домашнее задание.

    Попробуйте составить свой рассказ о русалках.

    Вспомните, авторы каких литературных произведений обращались к этой теме.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Т ип урока : декоративное рисование т ема урока : «син яя сказка гжели» цель урока
Цель урока: формирование у обучающихся навыков работы по созданию эскизов росписи гжельской керамики, расширение теоретических знаний...

Урока: Обобщение знаний о местоимении. Цель урока
Цель урока: Углубить знания учащихся о местоимении. Совершенствовать навыки правильного употребления и написания местоимений 1-го,...

Разработка урока «Круговорот веществ в биосфере» 9 класс Цель урока
Цель урока: дать понятие о круговороте веществ, взаимосвязи веществ в биосфере, соответствие единым законам природы

Урок-путешествие. В страну Имени прилагательного. Цель урока
Цель урока: закрепить полученные знания об имени прилагательном: степени сравнения

Тип урока: урок-отчёт (заключительный этап исследования экосистем...
Цель урока: обобщить и актуализировать экологические знания детей, полученные в ходе исследовательской деятельности учащихся по теме:...

План-конспект урока умножение одночлена на многочлен (Тема урока)
Цель урока: Выработать умение преобразовывать произведение одночлена и многочлена в многочлен стандартного вида

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством зарубежных писателей. Задачи  урока

План-конспект урока тема урока Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Цель урока: обобщить и привести в систему знания обучающихся о сложноподчиненных предложениях; помочь учащимся выявить и устранить...

Урока (слайд2) Обучающая
Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку, сообщает тему и цель урока

План-конспект урока
Цель урока: Довести до сознания учеников, что лес является природным сообществом

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница