План-конспект урока 6 Тема. В мире шрифта




Скачать 107.5 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока 6 Тема. В мире шрифта
Дата публикации20.03.2013
Размер107.5 Kb.
ТипПлан-конспект
odtdocs.ru > История > План-конспект
План-конспект урока 6
Тема. В мире шрифта
Цель:

Обучающая – формировать знания у учащихся по истории развития шрифта и познакомить с его классификацией;

Развивающая – развивать навыки работы с простыми шрифтами;

Воспитывающая – интерес к профессии дизайнер-график.
Оборудование и оснащение: цветные карандаши, цветные ручки, фломастеры,
Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.

Структура урока:

Организационная часть (2-3 мин.).

Изучение нового материала (20 мин.).

Закрепление изученного материала (10 мин.).

Итоги урока (5 мин.).

Домашнее задание (2-3 мин.).
^ Ход урока.

1.Организационная часть.

Проверка списочного состава учащихся и готовности их к уроку.

2.Изучение нового материала.

Дизайнер занимается не только графикой, но и текстом, поэтому он в первую очередь имеет дело со шрифтом.

Шрифт (с нем. «schrift» - письмо, начертание букв) – это графическая форма знаков определенной системы письма.

Шрифт необходим людям для передачи информации в письменном виде во времени и пространстве.

Известный ученый В.Тоотс заметил, что, «не зная истории письменности, невозможно вникнуть в сущность искусства шрифта». Человек, знакомый с закономерностями развития шрифта на классической основе, никогда не впадет в дилетантство и не начнет раньше времени сочинять собственные буквы.

Из истории развития письменности известны 4 вида письма:

Пиктографическое;

Идеографическое;

Слоговое;

Буквенно-звуковое.

Пиктографическое письмо известно в виде наскальных рисунков.

Идеографическое – это письмо при помощи идеограмм, а не букв. Было распространено в Китае и Египте. (см. приложение ).

Слоговое письмо – это письмо, в котором знаками обозначались слоги и даже целые слова, к ним относятся известные нам иероглифы. Существовало такое письмо в Древнем Востоке, Японии, Китае, Корее.

Буквенно-звуковое письмо – в котором знаки означали отдельные звуки.

В Европе в XI веке до н.э. появился первый алфавит. Он был создан финикийцами и стал прообразом многих алфавитов.

Старославянская письменность известна с Х века в двух различных начертаниях: глаголицы и кириллицы. Сначала они существовали параллельно, но со временем за основу русской письменности была взята кириллица. Древние русские рукописи XI века были написаны кириллицей, почерком, который получил наименование устава (см. приложение ).

В настоящее время в зависимости от техники исполнения различают:

- Рукописный шрифт;

- Рисованный шрифт;

- Наборный шрифт.

Рукописный и рисованный выполняют вручную, используя различные инструменты: карандаш, фломастеры, плакатные перья, кисти и т.п. (см. приложение ).

Наборные шрифты, называют типографскими (за исключением шрифтов наборно-пишущих и фотонаборных машин).

Если шрифт выполняется печатным способом, то он называется печатным.

Печатные шрифты делятся на 3 группы:


Печатный шрифт



Текстовые




Титульные




Акцидентные


Текстовые шрифты предназначены для текстового набора изданий;

Титульные – для обложек, титульных листов, заголовков;

Акцидентные – для малоформатной типографической продукции (этикетки, бланки, ярлыки и т.д.).

Главной единицей в шрифте является буква.

Рассмотрим из каких элементов состоит буква. (см. приложение)

- основные штрихи;

- соединительные штрихи;

- засечки.

По наличию засечек шрифты делятся на 2 группы:

1 группа – шрифты со скругленными в углах засечками и брусковые.

2 группа – рубленые шрифты без засечек. (см. приложение).

С понятием шрифты связано понятие гарнитуры. Гарнитуры – семейство типографских шрифтов одного рисунка, но разных по начертанию и размерам.

Наиболее часто используются некоторые гарнитуры. (см. приложение)

В графическом дизайне широкое распространение получили различные виды каллиграфических шрифтов, которые делают текст художественно выразительным. (см. приложение).

В последнее время появилось большое количество печатной продукции оформленной «под старину». Чаще всего используется шрифт «Ижица» (см. приложение).

Каждый шрифт обладает несколькими вариантами начертания:

- нормальное;

- курсивное;

- жирное;

- жирное курсивное. (см. приложение)

Возможность комбинирования различных гарнитур, начертаний и оформительских эффектов позволяет создавать настоящие шедевры. Однако во всем нужно чувство меры: одновременное использование большого количества различных гарнитур и оформительских эффектов делает текст излишне пестрым и аляповатым.

3.Закрепление пройденного материала.

-что такое шрифт?

- какие вида письма известны из истории развития письменности ?

- какие из этих видов используются до сих пор?

- какое начертание легло в основу русского алфавита?

Ребята, вы замечаете, что все слова ощущаются человеком по разному. Например слово «гранит», в нем чувствуется мощь, твердость, поэтому шрифт для этого слова выбирают соответствующий, а вот к слову «меховая» такой шрифт уже не подойдет.

Задание. У себя в тетрадях придумайте и изобразите, каким шрифтом могла быть выполнена вывеска на магазине: «Малыш», «Книги», «Золото».

4.Подведение итогов урока.

Рассмотреть и проанализировать некоторые работы учащихся, выставить оценки.

5. Домашнее задание.

Приложение 21

Дидактический материал к уроку 6 «Различное начертание шрифта»
нормальное
курсивное
жирное
жирное курсивное

Приложение 15
Дидактический материал к уроку 6 «Рукописный шрифт»

ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ

ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ


Приложение 17

Дидактический материал к уроку 6

«Две группы шрифтов по наличию засечек»
A B C D E F G

H I J K L M N O

P Q R S T U V W

X Y Z

Рис. 1 Первая группа.

АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ

Рис. 2 Вторая группа

П


риложение
16


Дидактический материал к уроку 6 «Конструкция букв»












План-конспект урока 7
Тема. Начертание различных видов шрифтов. Буквица.

Цель:

Обучающая – познакомить учащихся с некоторыми вариантами декорированного шрифта и выполнением буквицы;

Развивающая – развивать умения работать изобразительными материалами, творческий подход к выполнению задания;

Воспитывающая – воспитывать аккуратность, усидчивость.

^ Оборудование и оснащение:

Объект труда: буквицы.

Тип урока: урок применения новых умений.

Структура урока:

Организационная часть (2-3 мин).

Повторение пройденного материала (10 мин.).

Практическая работа (20 мин).

Итоги урока (3-5 мин.).

Домашнее задание (2-3 мин.).
^ Ход урока.

1. Организационная часть.

Проверка списочного состава учащихся и готовности их к уроку.

2.Повторение пройденного материала.

- какие шрифты различают в зависимости от техники исполнения?

- как называется шрифт выполненный печатным способом, на какие группы делится?

- из каких элементов состоит буква?

- что такое гарнитуры?

3. Практическая работа.

Так как шрифт относится к области искусства, то для овладения им необходимо наличие не только технического умения (навыков), но и определенного творческого подхода, без которого немыслимо эстетическое восприятие любой шрифтовой композиции.

При составлении композиции текста дизайнеры-графики применяют декорированные шрифты, то есть шрифты, украшенные рисунком или орнаментом, что придает своеобразную форму тексту.

Вариант декорированного шрифта – буквица. (см. приложение).

В детстве вы любили читать сказки, многие тексты сказок оформляют буквицей. Буквица украшает текст, это первая буква в книге или части произведения.

Сегодня на уроке мы выполним вариант буквицы. Вы можете использовать любые инструменты и материалы.

4. Итоги урока.

Рассмотреть лучшие работы. Оценить работы учащихся.

5. Домашнее задание.

План-конспект урока 8.
Тема. Шрифтовая композиция текста.

Цель:

Обучающая – познакомить учащихся со шрифтовой композицией текста, ее особенностями и правилами составления;

Развивающая – развивать навыки составления текстовой композиции, творческий подход к выполнению задания;

Воспитывающая – воспитывать эстетический вкус.

Оборудование и оснащение урока:

Тип урока: урок приобретения новых знаний, умений и навыков.

Объект труда: текстовая композиция.

Структура урока:

Организационная часть (2-3 мин.).

Изучение нового материала (20 мин.).

Закрепление изученного материала (10 мин.).

Итоги урока (5 мин.).

Домашнее задание (2-3 мин.).
Ход урока.

1. Организационная часть.

Проверка списочного состава учащихся и готовности их к уроку.

2. Изучение нового материала.

Предлагаю вам написать на листе бумаги объявление о классном вечере отдыха. (учащиеся фломастерами, цветными ручками выполняют задание учителя)

Рассмотрим некоторые работы (учитель выбирает самые интересные и интересные образцы)

Чем они отличаются? (ответы класса)

Кроме цветового решения они отличаются композицией, т.е. как расположен текст на листе. Это очень важный момент в графическом дизайне.

Поэтому сегодня на уроке мы познакомимся с шрифтовой композицией в тексте, так как композиция текста (лат. «compositio») – это объединение всех элементов формы художественного произведения в органическое целое, выражающее образное, идейно-художественное содержание данного произведения.

Скомпоновать шрифтовую композиционную надпись – значит сочинить или собрать из отдельных элементов и частей единое целое.

Гармоническое сочетание пропорций отдельных букв, слов и всего предложения по отношению к заданному формату называется шрифтовой композицией.

Шрифтовая композиция может быть:

  1. Симметричная;

  2. Блочная;

  3. Флаговая или флажковая.

Симметричная композиция, где вертикальная ось симметрии проходит через середину надписи и делит ее на две одинаковые части – левую и правую (см. приложение).

Блочная характеризуется тем, что строки текста вписываются в прямоугольник. В этом случае увеличивают межбуквенный просвет. Однако слишком сильное увеличение может привести к нарушению ритмического строя шрифтовой надписи (см. приложение).

При флаговой композиции текст сдвигается в сторону: влево или вправо от вертикально проведенной оси. Такая композиция носит динамичный (асимметричный) характер (см. приложение). Динамичный характер композиции используют для оформления объявлений о спортивных соревнованиях, о туристических походах, приглашениях на вечер и т.д. Иногда флаговую композицию делают статичной. В этом случае в силу вступает закономерность композиционного равновесия (см. приложение). Статичный характер композиции используют для оформление Досок почета, художественных выставок, объявлений о концерте камерной музыки.
При составлении шрифтовой композиции текста существует правило: главное выделяется наиболее выразительно; все остальное дополняет главное, так чтобы в целом получилось законченное композиционное целое. (см. приложение).

При составлении шрифтовой композиции текста необходимо учитывать:

  1. Шрифт, которым будет оформляться содержание текста;

  2. Компоновку текста на заданном масштабе;

  3. Размер шрифта и расположение букв в словах.

Шрифт выбирается от характера оформляемого объекта (см. приложение).

При компоновке учитывается:

- масштабность (в зависимости от места расположения текста).

- равновесие (см. приложение).

Расстояние между строками и между словами берут приблизительно равным высоте буквы данного шрифта.
Этапы составления композиции.

  1. Первичный эскиз.

В начале составляют эскиз, в котором строки представляют в форме черных прямоугольников (см. приложение). Если композиция будет в цвете, то подбирают прямоугольники по цветовой гамме (см. приложение).

  1. Вторичный эскиз – определяют расстановку букв. Разлиновывают строки, производят разметку букв.

  2. Перерисовывают на лист данного формата.

3. закрепление пройденного материала.

В тетрадях составить первичный эскиз:

  1. Объявление о заседании совета старшеклассников;

  2. Афишу о вечере ко Дню Святого Валентина.

4. Подведение итогов урока.

Рассмотреть и оценить работы учащихся.

5. домашнее задание.


Приложение 25

Дидактический материал к уроку 8

«Требование к составлению шрифтовой композиции»

^ ЗДРАВСТВУЙ‚ ШКОЛА!
Рис. 1


ДЕЖУРСТВО

В КЛАССЕ

Рис. 2
Приглашаем

на

вечер отдыха
Рис. 3

Приложение 26

Дидактический материал к уроку 8 «Первичный эскиз»



Рис. 1 Черный вариант.


Рис. 2 Цветной вариант


Приложение 23

Дидактический материал к уроку 8 «Композиция текста»

^ Дорогие друзья!

7 марта в городском выставочном зале

состоится выставка работ учащихся «Школы искусств»
Рис.1 Симметричная композиция.

ЭСТРАДНЫЙ

К О Н Ц Е Р Т
Рис 2 Блочная композиция.

^ Графический дизайн

является продолжателем многовековых традиций и

одним из наиболее распространенных видов дизайнерского творчества.
Рис. 3 Флаговая композиция.

Приложение 24
Дидактический материал к уроку 8 «Статичная шрифтовая композиция»






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект урока умк «школа россии» 1 класс тема урока: «в мире красоты»
Базовый учебник Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. 11-е...

План-конспект урока тема урока: Полезные ископаемые. Их добыча
Тема и номер урока в теме пятый урок в разделе «Путешествие по поверхности и недрам»

План-конспект урока изо в 6 классе. Тема урока: «Образ человека главная тема в искусстве.»
Для учителя: мультимедийное оборудование, презентация по теме, образцы детских работ

План-конспект урока тема урока: Правописание строчной и заглавной буквы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -средняя общеобразовательная школа №2

План-конспект урока №6 по гимнастике
Тема урока: "Формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста, обучение акробатическим элементам"

План-конспект урока ( Тема урока)
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района Новосибирской области «Средняя общеобразовательная школа...

План-конспект урока тема урока «Крестьянская реформа 1861 г.»
Оборудование: компьютер и проектор; cd «Энциклопедия истории России (862-1917 гг.)»

План-конспект урока «Деепричатие как часть речи» (Тема урока)
Необходимое техническое оборудование-компьютерная поддержка, мультимедийная система, экран

План-конспект урока умножение одночлена на многочлен (Тема урока)
Цель урока: Выработать умение преобразовывать произведение одночлена и многочлена в многочлен стандартного вида

План-конспект урока история создания произведения Л. Н. Толстого «После бала»
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница