На уроках истории использую технологию развития критического мышления




Скачать 171.51 Kb.
НазваниеНа уроках истории использую технологию развития критического мышления
Дата публикации20.03.2013
Размер171.51 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > История > Урок
Аналитическая справка по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания Сатаевой А. Х.

По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие:

  1. физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды;

  2. психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием;

  3. социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позицией.

 На своих уроках стараюсь создать условия, которые будут способствовать сохранению здоровья детей. Во избежание усталости учащихся  чередую различные  виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

Индивидуально дозирую объёма учебной нагрузки, даю ребятам разноуровневые  задания. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.
На уроках в 6,7,8 классах провожу физкультминутки, также как в вышеуказанных классах, так и в 9,10,11 классах делаю игровые  паузы, зрительную гимнастику  и, конечно,  эмоциональную  разгрузку (2-3 минуты).

Современный дидактический принцип личностно-ориентированного обучения требует использования таких технологий обучения, которые содействуют сохранению здоровья школьников.

^ На уроках истории использую технологию развития критического мышления.

Основа технологии - базовая модель, включающая три стадии: «вызов-осмысление-размышление».

  1. Актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемому вопросу. Можно использовать проблему, рисунок, вопрос, задачу, ситуацию, стихотворение и т.д. Классическим приемом вызова является мозговой штурм.

  2. Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны обработать.

  3. Осмысление и осознание того, что они получили на уроке. Можно предложить учащимся составить синквейн - стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанных по правилам:

    • 1 строчка- существительное, обозначающее тему: МОНАРХИЯ

    • 2 строчка- два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета: АБСОЛЮТНАЯ, НЕОГРАНИЧЕННАЯ

    • 3 строчка - три глагола, показывающих действие в рамках темы: СУДИТЬ, КОМАНДОВАТЬ, РАСПОРЯЖАТЬСЯ.

    • 4 строчка - фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к этой теме: АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ – СОСРЕДОТОЧЕНИЕ ТРЕХ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ.

    • 5 строчка - существительное, выступающее как итог – ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

На уроках истории и обществознания интерактивные методы обучения.

Интерактивное обучение - это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге.

  1. ^ Технология мозгового штурма.
    Мозговой штурм - это метод продуцирования идей и решений при работе в группе: «Что такое человек» - обществознание 6 – 8 классы.
    Правила проведения «мозгового штурма».

    • все высказываются и все слушают;

    • все имеют равные права;

    • называя идеи, нельзя повторятся;

    • чем больше список идей, тем лучше;

    • разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя и углубляя различные подходы;

    • идеи не оцениваются и не критикуются.

  2. Технология групповой дискуссии.
    Групповая дискуссия - специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме. Техника дискуссии:

    • Постановка проблемы: «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ»

    • Деление участников на группы.

    • Выбор представителя от каждой группы, который будет отстаивать точку зрения группы.

    • Обсуждение проблемы группой (мозговой штурм) в течение данного ведущим времени, либо индивидуального в зависимости от формы дискуссии.

    • Решение проблемы.

  3. Технология ролевой игры.
    Ролевая игра - это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для  него  роль, поступает непривычным образом.
    Цель - выработать оптимальное, основанное на уверенности в себе поведение в той или иной жизненной ситуации.
    Этапы ролевой игры:

    • Постановка задачи - определение поведения, которое нуждается в коррекции или тренаже: ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ.

    • Инструктаж и обучение участников исполнения роли запланированной  ситуации.

    • Разыгрывание ситуации.

    • Моделирование желательного поведения.

    • Отработка оптимального поведения.

    • Получение обратной связи.   

Подводя итог сказанному, хотелось бы заметить, что интерактивные методы обучения наиболее эффективны в обучении здоровью.

Важным элементом занятий являются упражнения-энергизаторы. Это короткие упражнения, восстанавливающие энергию группы и каждого ее участника. Они восстанавливают интерес к занятию и концентрацию внимания участников.

(В завершение выступления провести энергизатор - составить синквейн «История»).

Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

Применяю на уроках: интерактивные карты, презентации, электронные энциклопедии, слайд - фильмы. На своих уроках я пользуюсь следующими медиапродуктами:

  1. 2. Россия на рубеже третьего тысячелетия.

  2. Энциклопедия истории России.

  3. Сдаём единый экзамен по истории и обществознанию

  4. Всеобщая история 5-6 кл.

  5. Всеобщая история 7-8 кл.

  6. Обществознание /практикум/.

  7. Государственная символика России.

  8. Шедевры русской живописи.

Учу детей создавать презентации и творческие проекты в электронном виде.
На уроках истории и обществознания применяются следующие формы работы с информационно-компьютерными технологиями:

  1. Метод слайдов облегчает учителю подачу материала. Делает урок более ярким и наглядным. Способствует развитию воображения и критического мышления в восприятии материала. Использование слайдов активизирует внимание учащихся, вызывает интерес к предмету разговора. Работа с большим количеством фактических данных становится не такой рутинной.

  2. Исследовательская деятельность учащихся осуществляется, к примеру, на уроках экскурсиях. Учащиеся самостоятельно изучают материал, находят репродукции картин и готовят презентации своих работ на интерактивной доске. Этот метод способствует: развитию творческого мышления; осуществлению информационного поиска; умению делать выводы; развитию коммуникативных способностей учащихся.

На уроках обществознания, истории стараюсь приучать ребят разбираться в разных мировоззренческих системах, представлениях в oбществе и сознательно совершать выбор духовных ценностей. Сложность задачи объясняется тем, что процесс нравственного воспитания происходит невидимо, незаметно в недрах души. Его трудно зафиксировать, про диагностировать. Но нельзя забывать слова академика  Д. С. Лихачева: «Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».


^ Тренинговые технологии.

  1. Работа в группах. В начале работы группа принимает правила-законы, по которым она живет. Правила нужны для создания положительной психологической атмосферы в группе.
    Основные правила группы:

    • Конфиденциальность.

    • Взаимоуважение.

    • Пунктуальность.

    • «Не давать оценок, не критиковать».

    • Право ведущего.

  2. Работа в группах кооперативного обучения. Кооперативное обучение-это метод решения общих задач посредством взаимодействия небольшой группы участников (2-8 человек). Организация работы в группах предполагает выполнение следующих процедур:

    • усадить участников лицом друг к другу;

    • поставить перед ними общую задачу;

    • наделить каждого участника определенной ролью. Например,ведущий (руководит работой в группе), секретарь (ведет запись предложений участников группы), лаборант (обеспечивает группу всеми необходимыми для работы материалами), хронометрист (следит за временем), докладчик (сообщает результаты работы).

  1. Стадии работы в малых группах.

    • Подготовка (только для учителя)

      • определение цели;

      • сбор и анализ материала;

      • формулировка задач и проблем для отдельных подгрупп;

      • определение порядка работы;

      • приготовление необходимых рабочих средств.

    • Информирование

      • подгруппы получают информацию о порядке работы;

      • подгруппам выдаются задания;

      • подгруппам выделяются рабочие материалы;

      • подгруппы занимают свои места;

      • подгруппы получают время для выполнения задания.

    • Разработка

      • подгруппа определяет своих ответственных (руководителя, ведущего протокол, спикера, лаборанта, хронометриста и др.);

      • исходя из задания и используя рабочие средства, группы отрабатывают свою задачу;

      • группы формулируют результат своей работы в виде отчета;

      • группы проверяют свою задачу в отношении совместно заданной цели.

    • Анализ результатов

      • подгруппы встречаются в составе общей группы для совместного анализа результатов своей работы;

      • спикеры подгрупп выступают с презентацией результатов работы;

      • результаты работы подгрупп обсуждаются;

      • результаты отдельных подгрупп координируются и обобщаются с выведением общего результата;

при необходимости общий результат фиксируется письменно всеми участниками


Здоровье человека — тема  достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
В связи с переводом российской общеобразовательной школы в новое качество в рамках модернизации образования, назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и передовых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения, развивать самостоятельность учащихся как сложное интегральное качество личности, а также содействовать сохранению и укреплению их здоровья.

По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие:
1) физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды;
2) психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием;
3) социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позицией.

Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, необходимо внедрение в деятельность образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий, под которыми следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье учащихся.

Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

На своих уроках стараюсь создать условия, которые будут способствовать сохранению здоровья детей. Во избежание усталости учащихся  чередую различные  виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
Индивидуально дозирую объёма учебной нагрузки, даю ребятам разноуровневые  задания. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.
На каждом уроке в любом классе провожу физкультминутки , делаю игровые  паузы, зрительную гимнастику  и, конечно,  эмоциональную  разгрузку (2-3 минуты).

На мой взгляд, здоровьесберегающие технологии нельзя отделять от духовного воспитания детей. На уроках обществознания, истории стараюсь приучать ребят разбираться в разных мировоззренческих системах, представлениях в oбществе и сознательно совершать выбор духовных ценностей. Сложность задачи объясняется тем, что процесс нравственного воспитания происходит невидимо, незаметно в недрах души. Его трудно зафиксировать, продиагностировать. Но нельзя забывать слова академика  Д. С. Лихачева: «Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».


  

На современном этапе в России формируется общенациональная образовательная политика, главная задача которой - достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Согласно Концепции модернизации российского образования, основным результатом образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникационной, информационной и других сферах. Разрабатывая Программу развития школы, наш коллектив опирался на те задачи, которые были поставлены в Концепции модернизации российского образования. Главные цели, заявленные в ней, заключаются в том, чтобы компенсировать социокультурную изолированность сельской школы, преодолеть ограниченные возможности предоставления образовательных услуг, создать такую модель образования, в которой смогут найти себе место дети с разной подготовленностью и разными интересами.

Ставя перед собой задачи, обозначенные выше, наш коллектив стремится достичь следующих целей:

- формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ начального общего, основного общего образования и среднего общего образования;

- их адаптация к жизни в обществе;

- создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;

- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- формирование здорового образа жизни.

Цель моей профессиональной деятельности непосредственно согласуется с деятельностью образовательного учреждения, работаю над следующими задачами:

  • воспитание человека – патриота своей страны, уважающего национальные и общечеловеческие ценности, осознающего непреходящие ценности культуры, природы и необходимость защиты окружающей среды;

  • формирование у учащихся картины жизни общества и человечества как в прошлом, так и в настоящем, способствовать осмыслению ими социального, нравственного опыта предшествующих поколений;

  • формирование человека, интегрированного в современном обществе и нацеленного на совершенствование этого общества.

В рамках реализации Программы осуществляю:

- подготовку учащихся к сдаче экзаменов;

- использую элементы здоровьесберегающих технологий на своих уроках;

- провожу работу по организации взаимодействия семьи и школы в качестве заместителя директора по воспитательной работе;

В настоящее время как учитель истории и обществознания работаю по теме: «Применение информационно-компьютерных технологий на уроках истории и обществознания». По данной проблеме я работаю на протяжении пяти лет, изучая, и применяя новые технологии в преподавании истории и обществознания.

Применяю на уроках: интерактивные карты, интерактивные задачники, презентации, слайд -фильмы. На своих уроках я пользуюсь следующими медиапродуктами:

  1. История России в 4 частях.

  2. Россия на рубеже третьего тысячелетия.

  3. Энциклопедия истории России.

  4. Большая энциклопедия.

  5. Сдаём единый экзамен по истории и обществознанию

  6. Всеобщая история 5-6 кл.

  7. Всеобщая история 7-8 кл.

  8. Обществознание /практикум/.

  9. Государственная символика России.

  10. Шедевры русской живописи.

  11. Эрмитаж.

Учу детей создавать презентации и творческие проекты в электронном виде.

У учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы. Интерактивное оборудование позволяет создавать многообразные схемы, таблицы, выстраивать материал по разным позициям, интенсифицируя процесс обучения, делая его наглядным. Огромную роль в использовании интерактивных технологий играет деятельностный подход. Применение компьютерных программ в преподавании истории и обществознания позволяет организовать индивидуальную работу, используя дифференцированный подход в обучении, работу в группах, самостоятельную работу учащихся.

На уроках истории и обществознания применяются следующие формы работы с информационно-компьютерными технологиями:

  1. Метод слайдов облегчает учителю подачу материала. Делает урок более ярким и наглядным. Способствует развитию воображения и критического мышления в восприятии материала. Использование слайдов активизирует внимание учащихся, вызывает интерес к предмету разговора. Работа с большим количеством фактических данных становится не такой рутинной.

  2. Исследовательская деятельность учащихся осуществляется, к примеру, на уроках экскурсиях. Учащиеся самостоятельно изучают материал, находят репродукции картин и готовят презентации своих работ на интерактивной доске. Этот метод способствует: развитию творческого мышления; осуществлению информационного поиска; умению делать выводы; развитию коммуникативных способностей учащихся.



В то же время нельзя чрезмерно преувеличивать значение компьютерных технологий для гуманитарных дисциплин. Как показывает не столь многочисленный опыт, они хороши для поиска информации, тренинговых и проверочньх работ по предмету, которые можно проводить за пределами урока или на уроке в течение нескольких минут, оставив большую часть урочного времени на самое ценное — живое общение учащихся со своим учителем для рождения идей, наблюдений, выводов и догадок, а может и открытий в процессе коллективной мыслительной деятельности.

Планируя урок с применением новых информационных технологий, я стремлюсь соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:

- четко определять педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;

- уточнять, где и когда он будет использовать информационные технологии на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;

- согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;

- учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;

- анализировать и обсуждать с классом фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.

Индивидуальный подход требует от учителя разнообразия форм и методов в преподавании. Необходимо так построить урок, чтобы каждый ребенок был охвачен ситуацией успеха. Для этого используются разноуровневые задания, различные формы самостоятельной работы, ставлю перед учащимися проблемные задания.

Считаю, ребенок является равноправным участником процесса обучения, поэтому учитель должен выявить интересы, способности, возможности учащихся и опираться в своей работе на их субъектный опыт, это дает возможность ребенку почувствовать свою значимость, раскрепощает его на уроке.

Для организации оптимального сотрудничества обучаемых на уроке использую парную, групповую формы работы, а также приемы: «обмен мнениями», «помоги соседу», «давай вместе» и др. Работа в группах позволяет формировать коммуникативную и социальную компетенции. При этом я всегда помню важное условие полноценного занятия групп – правильное их комплектование. В одних случаях группы скомплектованы так, что между ее членами возникают отношения ответственной зависимости: один член группы не может выполнить свою часть общего задания, пока другой член группы не выполнит свою и т.д. И задания группам подбираю так под их состав, чтобы каждый мог внести свой вклад в работу группы. В других случаях формирую группы сотрудничества, которые представляют небольшой коллектив, члены которого хорошо знают и понимают друг друга. Они ориентированы на взаимовыручку и поддержку.

Эти формы работы дают возможность каждому высказать собственное мнение при обсуждении проблемы в небольшой группе, дети учатся слушать и понимать мысль одноклассников, защищать свою точку зрения в споре с другими группами.

Свою позицию по обсуждаемым вопросам не навязываю, свою оценку по тому или иному вопросу даю после выступления детей, чтобы не сковывать их мышление. На уроках разрешаю обсуждать полученную информацию с партнерами по парте или группами, т.е. разрешается «рабочий шум». Всегда признаю за учеником право на аргументированную позицию, отстаивать свою точку зрения в споре со мной, одноклассниками. Моя задача состоит в том, чтобы следить за цивилизованными нормами дискуссий, блюсти их культуру. С этой целью даю детям памятки о том, как правильно участвовать в дискуссии.

Формированию умения слушать и слышать служат такие приемы групповой работы, как:

- восстановление цепочки событий;

- анализ текста с ошибками;

- аукцион имен;

- рассказ о событии по иллюстрации, - которые часто применяются мною на уроках истории.

В старших классах большое внимание уделяю урокам – семинарам. В основе большинства изучаемых тем – личность как фактор исторического процесса. В связи с этим применяю такие виды работ, как составление исторических портретов деятелей эпохи, написание эссе и др.

Активизации мыслительной деятельности способствуют такие приемы, как:

- игра «Вопрос – ответ» (чтобы задать вопрос, надо хорошо знать прочитанное, уметь четко, понятно сформулировать);

- составление рассказа по опорным словам (этот прием помогает ученику, слабо владеющему речью, воспроизвести текст логично, последовательно);

- выделение ключевых слов в изученной теме (чтобы видеть главное и второстепенное и уметь кратко сформулировать главную мысль).

Весьма полезной для учащихся считаю словарную работу на уроке, так как художественные исторические произведения содержат необычную лексику (слова, вышедшие из употребления, слова иностранного происхождения, термины и понятия). Такая работа приучает детей чутко относиться к слову, расширяет их компетенцию.

Своеобразным продолжением урока считаю внеклассную работу по предмету. Внеклассные мероприятия, при проведении которых учитываю потребности учащихся в исторических знаниях, использую интеграцию разных предметов, что соответствует сегодняшним требованиям. Стараюсь разнообразить внеклассную работу, чтобы детям было интересно и определить для себя, какая форма проведения мероприятия более приемлема для учащихся. За последние годы мною проведены литературно – музыкальные композиции: «Вы служите, мы вас подождем!», «Афганистан в судьбах моих земляков». Игры: «Рыцарский турнир»», «Суд над Иваном Грозным», «Поля русской славы». Викторина «Сто «занимательных» вопросов по истории», «Наш адрес-Россия». Данные мероприятия воспитывают гражданственность, нравственные принципы, уважение к прошлому.
Для дальнейшего повышения уровня профессиональных компетенций ставлю перед собой задачи:

1.      Постоянно изучать и внедрять возможности информационных технологий, особенный упор предполагаю сделать на использовании свободного программного обеспечения.

2. Использование дистанционной формы обучения школьников.

3.      Продолжить поиск эффективной модели урока, способной максимально решать образовательные задачи.

4.      Расширить круг конкурсов и олимпиад, в которых участвуют мои ученики.

5.      Совершенствовать личностные качества для повышения профессионального уровня.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование познавательного интереса и творческой активности школьников...
Едства обучения. Технология критического мышления это «изобретение» американской педагогики ( Дженис л стил, Дон Огл, Чарльз Темпл,...

Курсы: «Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках...
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2007 г

Рабочая программа по черчению для 5 класса Учитель-Попова Е. В
На уроках использую дифференцированный подход, учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося. Использую принцип постепенного...

Тема: Московское государство в конце XV- начале XVI. Иван III
План конспект урока с использованием технологии развития критического мышления и эор

Уроках иностранного языка в условиях модернизации образования
Повышение качества образовательного процесса через совершенствование профессиональной компетенции педагогов и профессиональной самореализации...

Рабочая программа включает: пояснительную записку; основное содержание...
Овека (11–15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической...

Отчет о проведении школьного этапа нпк по мобу сош с. Зирган с целью
С целью развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном...

Научной/ исследовательской работы
Обладает ли студент навыками самостоятельного и критического мышления и навыков написания исследовательской работы

Надпредметная программа дебаты и дискуссии
Федеральным Государственным образовательным стандартом общего образования. Она ориентирована на развитие критического мышления, коммуникативной...

Презентация «Альтернативная энергетика» ( материалы Интернета, подобранные...
Глобальные проблемы современности: «альтернативная энергетика» (экологическое занятие с использованием приемов икт и технологии критического...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница