«Уроки семьи и семейных ценностей»




Скачать 359.33 Kb.
Название«Уроки семьи и семейных ценностей»
страница1/3
Дата публикации25.03.2013
Размер359.33 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > История > Урок
  1   2   3
Управление образования и науки Тамбовской области

Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации работников образования»

«Уроки семьи и семейных ценностей»
(методические рекомендации по проведению

первого урока 2012-2013 учебного года)


Тамбов

2012
9 января 2012 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года российской истории». Появление этого указа наглядно свидетельствует об осознании сегодняшней государственной властью важности обращения к наследию прошлого в целях сплочения общества. Пожалуй, никогда еще в истории современной России на официальном уровне не предпринималось столь масштабных мер, направленных на привлечение внимания граждан страны к ключевым моментам ее истории, формирующим общенациональную историческую память россиян.

В рамках Года истории предусмотрена серия мероприятий, посвященных 200-летию Отечественной войны 1812 года, 1150-летию зарождения древнерусской государственности, 150-летиею со дня рождения выдающегося государственного деятеля, реформатора П.А. Столыпина, 400-летию освобождения Москвы от польских интервентов ополчением под предводительством К. Минина и Д. Пожарского, 70-летию начала Сталинградской битвы и ряду других событий. Каждое из событий, юбилей которых отмечается в 2012 году, достойно особого внимания в работе с подрастающим поколением, прежде всего – со школьниками и студентами. Формы такой работы могут быть самыми разнообразными – от классных часов и проходящих в познавательно-игровой форме викторин до специально подготовленных экскурсий и конкурсов исследовательских работ. При этом важно, чтобы подобная работа, в соответствии с возрастом, познавательными интересами и возможностями учащихся, была организована в каждом без исключения образовательном учреждении.

История России со всеми ее свершениями и трагедиями – это, в конечном счете, история россиян, оставившая непростой след в прошлом каждой семьи, каждого рода. Особое значение в этой связи имеет приобщение детей к семейной памяти и традициям. Достижение одной из важнейших целей современного воспитания – укоренённости в духовных и культурных традициях народа – фактически начинается с формирования ценностного отношения к нравственным, культурным и трудовым традициям своей семьи, с воспитания уважения к достижениям предков, с осознания истории своей семьи как части истории Отечества.

Проблемы повышения интереса подрастающего поколения россиян к отечественной истории, таким образом, имеет смысл рассматривать в тесной связи с другой важнейшей для нашего общества задачей – задачей сохранения и укрепления семейных ценностей и традиций.

Воспитание у сегодняшних школьников ценностного отношения к семье - одна из приоритетных педагогических проблем, от решения которой зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом. Государство и общество нуждаются в активной и здоровой семье, способной передать детям бесценный опыт прошлых поколений, выработать и реализовать собственную жизненную стратегию. Осуществляемая в семье передача жизненного опыта, этических норм, ценностей и традиций является важнейшим фактором стабилизации всего общества. Именно здесь начинает формироваться отношение ребёнка к миру, обществу, Отечеству, к самому себе, зарождается внутреннее ощущение преемственности поколений, без которого не может существовать гражданской нации как единого целого.

В июле 2012 г. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов предложил во всех школах России провести 1 сентября уроки семьи и семейных ценностей. Полагаем, что наиболее целесообразным вариантом проведения этого урока в образовательных учреждениях Тамбовской области является построение его содержания вокруг общей темы взаимосвязи истории и традиций семьи, семейных ценностей с историей России. В качестве условного названия темы данного урока – первого урока 2012/13 учебного года – может быть предложено следующее название: «История семьи в истории страны». Разумеется, название носит ориентировочный характер и может корректироваться с учетом особенностей содержания урока в том или ином классе, образовательном учреждении.

Урок на тему «История семьи в истории великой страны» должен стать логическим звеном в системе работы, посвященной Году истории, способом «приближения» истории к конкретным судьбам конкретных семей.

^ Цели урока:

• укрепление отношения к семье как основе общества и важнейшему социальному институту, способствующему нравственному становлению личности;

• создание условий для усвоения ценностей продолжения рода, семейных традиций, уважения к старшим, преемственности поколений, гражданского служения Отечеству;

• мотивация детей к расширению знаний об истории и традициях своей семьи, истории Отечества, о культуре и традициях своего народа.

Возможны разнообразные варианты урока:

  • урок на основе обращения к семейным реликвиям и архивам семьи. На этот урок учащиеся могут принести вещи, фотографии, письма, являющиеся по тем или иным причинам памятными для их семьи, и рассказать, с какими событиями в истории семьи связаны эти предметы, почему они стали семейными реликвиями;

  • урок, основанный на рассказе учащихся о том, какой след в семейной истории, судьбах членов семьи и их предков оставили крупные события отечественной истории, о личном участии, (непосредственном или косвенном) родственников ребенка в этих событиях. Этот вариант урока является наиболее сложным, поскольку требует хорошей ориентации в событиях отечественной истории ХХ века (как показывает практика, в современных российских семьях, как правило, редко хранится сколько-нибудь конкретные сведения о событиях более раннего времени) и умения соотносить с ними факты семейной истории. Поскольку полноценные сведения о российской истории ХХ века, в соответствии со школьной программой, формируются у обучающихся только к концу 9 класса, наиболее целесообразно использовать данный вариант проведения урока при работе со старшеклассниками. Исключение составляет обращение к памяти об участии членов семьи в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., о жизни предков в годы войны - эти сюжеты близки и в основном доступны для понимания и для детей более младшего возраста;

  • урок на основе рассказа детей о семейных традициях (возможно, это будут традиции, связанные с определенными семейными праздниками, сохранением памяти о предках совместным проведением культурного досуга, общими увлечениями семьи, играми и т.д.);

  • урок о трудовых традициях, профессиональных династиях, общем деле семьи;

  • урок на основе обращения к генеалогии, предполагающий обсуждение важности сохранения памяти о предках, знакомство с принципами построения генеалогического древа и сбора биографических данных о членах рода, попытку построения собственного генеалогического древа (она может быть продолжена дома), рассказы детей об отдельных представителях рода, интересных моментах их биографии.

^ Планируемый результат проведения урока складывается из трех составляющих:

  1. углубление представлений о роли семьи в обществе, расширение знаний о собственной семье, ее традициях и истории;

  2. формирование ценностного отношения к семье, семейным традициям и исторической памяти;

  3. получение опыта самостоятельного социального действия.

Соотношение между этими компонентами может различаться. Однако при любом варианте его проведения педагогу следует уделить особое внимание реализации ценностного компонента урока. Информация, которую дети получат и/или представят одноклассникам, действия, которые будут ими совершаться в ходе занятия, должны воздействовать на эмоционально-нравственную сферу и способствовать формированию определенных ценностных установок ребенка. Важным показателем удавшегося занятия можно считать появление у школьников желания узнать больше об истории своего рода, приобщиться к семейным традициям, выяснить факты участия своей семьи в великих событиях прошлого. Естественно, при планировании воспитательного результата необходимо учитывать уже имеющиеся у обучающихся знания, ценностные установки и социальный опыт.

Формы проведения урока зависят от возраста обучающихся.

Для дошкольников наиболее подходящими могут стать игровые программы, праздники, чаепития, мастерские, семейные концерты.

В начальной школе и 5-6 классах можно использовать различные игровые формы (игры-реконструкции, игры-путешествия, урок-конкурс, викторины), урок – театрализацию, выставки, уроки-проекты по составлению простейшего генеалогического древа, разработке символики семьи (герба, флага), музейные экскурсии.

Оптимальными формами урока для обучающихся 7-9 классов могут стать моделирующие и ролевые игры, работа по составлению родословной, генеалогического древа, коллажа, представляющего историю и/или традиции семьи, представление презентаций, посвященных истории семьи, круглые столы, музейный урок.

В 10—11 классах целесообразно использование различных форм дискуссий, социальных проектов, волонтёрских акций, проведение круглых столов и мини-конференций на основе самостоятельно выполненных учениками исследований по истории семьи.

При выборе формы проведения урока можно ориентироваться также на планируемые виды деятельности школьников. Ниже представлены некоторые идеи проведения занятий, ориентированные на преобладание тех или иных видов деятельности учащихся.

^ В рамках игровой деятельности:

- игры-реконструкции «Венок старинных семейных развлечений», «Семейный вечер в доме прабабушки»;

- игра-путешествие «По тропинке в детство бабушки», «География моей семьи», «Путешествие семейной реликвии», «Путешествие по моей родословной»;

- ролевая игра «Чаепитие в избе прадедушки», «Разговор с далёким предком»;

- моделирующая игра «Один день в прошлом»;

- турнир старинных семейных игр «Семейные забавы».

^ В рамках познавательной деятельности:

- круглые столы «Мои предки на службе государству», «История семьи в истории страны», «История России - это история россиян» (последние два варианта больше подходят для учащихся 9-11 классов);

- устные журналы по темам «Страницы истории моего рода», «Моя семья в великих событиях прошлого»; «Мои предки – гордость рода», «Листая семейный архив»;

- конференция исследовательских работ «История и семья»;

- викторина «Знатоки генеалогии»;

- музейный или библиотечный урок «По следам далёких предков»;

- урок - исследовательский проект «Древо жизни рода», «Моя семья на дорогах войны».

^ В рамках проблемно-ценностного общения:

- этические беседы «Кто мои предки», «О семейных ценностях», «Память поколений», «Что такое генеалогия»;

- диспуты, дебаты, проблемно-ценностные дискуссии на темы: «Преемственность поколений: моя позиция», «О родовой гордости», «История моего рода: моя ответственность», «Традиции семьи и моя свобода»; «Отцы и деды, отцы и дети»;

- конкурс эссе «Семейная память», «Учусь у предков», «Люди – главное богатство России»;

- тематические вечера общения «Вечер встречи поколений», «Семейный совет»;

- урок - исторический портрет «Мой предок»;

- урок - размышление «Я и моя семья – из прошлого в будущее».

^ В рамках художественно-творческой деятельности:

- выставки творческих работ «Семейное ремесло», «Из поколения в поколение», «Семейный коллаж»;

- концерты по любимым произведениям семьи «Песни наших бабушек и дедушек», «Эта песня в истории моей семьи»;

- праздники «Родники семейных традиций», «Когда бабушка была маленькой»;

- творческий конкурс «Семейные легенды», «Слово о малой родине», «Слово о семье»;

- конкурс презентаций «Древо рода», «Семейный архив», «Трудовая биография моего рода»;

- фотовыставка «Родительская слава», «С любовью о родных», конкурс семейных фотоальбомов;

- книжное обозрение «Семья глазами великих писателей».

^ В рамках досугово-развлекательной деятельности:

- экскурсия (реальная или виртуальная) «Любимые маршруты моей семьи»;

- посещение концертных залов, театров, кинотеатров по тематике урока;

- игровые развлекательные программы «Семейная трапеза», «Бабушкины сказки», «Семейное видео», «Дни рожденья: год за годом».

^ В рамках социально-преобразующей деятельности:

- социальная проба «Я летописец своей семьи»;

- социальные практики «Экскурсовод в музее истории семьи», «История семьи в фотографии»;

- КТД «Телеканал «Семейная память»;

- социальные проекты «Генеалогический ликбез», «Музей семейных реликвий», «Разговор с прадедом и прабабушкой»;

- волонтёрские акции «Новая жизнь традиции», «Клуб поколений», «Семейная библиотека», «Историческая игровая», «Хранители традиций».

^ В раках трудовой деятельности:

- рукодельная мастерская «Душевные игрушки»;

- урок творчества «Моя семья на карте России»;

- мастерская «Вторая жизнь реликвии» по реставрации старинных вещей;

- мастер-классы «Семейные ремёсла»;

- посадка аллеи «Семейное древо».

^ В рамках спортивно-оздоровительной деятельности:

- беседы, социальные проекты «Традиции здорового образа жизни в истории моей семьи»;

- семейные спортивные соревнования «Спортивная семья», военно-спортивные соревнования «Наследники побед.

^ В рамках туристско-краеведческой деятельности:

- поисковые экспедиции с целью создания экспозиции «История семьи в истории школы, семьи» в школьном музее.

Перечисленные организационные формы могут быть использованы как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности.

^ Методическими условиями успешного проведения занятия являются:

ориентация на творческий поиск активных форм проведения занятия;

совместная работа классного руководителя и учащихся по подготовке урока;

приглашение и привлечение родителей к организации и проведению урока;

использование социокультурных возможностей семьи (семейные фотографии, реликвии, аудиозаписи, видеоматериалы);

продуманное применение наглядного, занимательного и игрового материала, литературных источников, ИКТ;

обращение к творческим работам учащихся: их рисункам, сочинениям, эссе, Интернет-проектам;

опора на имеющиеся результаты проведенной диагностики по проблемам отношений в семье;

тактичность и корректность педагога в процессе ведения занятия в силу разного состава семей, разницы в материальном положении семей.

Любой из вариантов проведения урока по теме «История семьи в истории страны» предполагает определенную подготовительную работу с учащимися. Как минимум, это должна быть предварительная встреча с ними, во время которой учитель сориентирует детей на поиск совместно с родителями информации о семье, соответствующей теме предстоящего занятия, подскажет, как лучше представить эту информацию. Возможны варианты, когда об истории или традициях семьи вместе с детьми могут рассказать их родители, бабушки и дедушки, приглашенные на урок. Уместным может быть привлечение к участию в уроке многодетных семей, известных представителей местного сообщества, готовых поделиться позитивным опытом бережного отношения к семейным ценностям и традициям.

Успешность достижения воспитательных целей урока, посвященного семейным ценностям и традициям, в значительной мере зависит от создания доверительной атмосферы между его участниками. Для создания такой атмосферы можно порекомендовать педагогу (там, где это необходимо) включить в урок элементы рассказа об истории и традициях собственной семьи, о взаимосвязи ее судьбы с историей страны. Возможно, такое начало урока поможет «разговорить» учеников, включить их в активное обсуждение поднимаемых проблем.

В качестве материала для проведения занятий можно также использовать примеры истории семей, представляющие собой достойный образец для воспитания ценностного отношения к семье и семейным традициям, демонстрирующие роль семьи в воспитании гражданских качеств личности, становлении и продолжении профессиональных династий (военных, врачей, учителей, ученых, инженеров, рабочих и т.д.). Используемые примеры могут относиться не только к известным людям, оставившим заметный след в истории, но и к рядовым гражданам страны. Хорошо, если это будут истории семей, так или иначе связанных своими судьбами с Тамбовским краем, как, например, семейство Чичериных, давшее стране немало выдающихся представителей. Разумеется, использование такого материала предполагает достаточно внимательное предварительное знакомство с ним самого учителя.

Специальное внимание следует уделить сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Необходимо обеспечить участие в уроке детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом их особых потребностей.

Чтобы занятие стало ярким событием в жизни класса, необходимо сделать его приближение ожидаемым. Этому могут способствовать:

  • реклама (афиша, объявление, индивидуальные приглашения в виде билета-эмблемы, билета-буклета; рассылки в сети Интернет);

  • общие репетиционные приготовления;

  • секретные переговоры классного руководителя с родителями и отдельными учащимися, позволяющие сохранить интригу предстоящего мероприятия.

Позитивное эмоциональное состояние, созданное на этапе подготовительной работы, должно получить подтверждение и развитие в ходе занятия. Средства для достижения этой цели:

  • оформление помещения в соответствии с темой занятия (карта России с нанесёнными на неё значками, стенды с тематическими рисунками учащихся, высказывания известных мыслителей о семье, семейные фотографии, пословицы);

  • музыкальное оформление;

  • необычная завязка действия (письмо из прошлого, сообщение о неожиданном событии, факте, прибытие необычного гостя и т.д.).

  • специально подготовленное эмоциональное вступительное слово ведущего.

При проведении основного этапа занятия рекомендуем обратить внимание на возможные аспекты общей темы в зависимости от возраста детей:

^ Дошкольный и младший школьный возраст

Праздники в моей семье в прошлом и настоящем. Семейные праздники в традициях народов. Мир общих дел и семейных увлечений в прошлом и настоящем. Семейные обязанности в прошлом и настоящем. Семейные традиции, помогающие быть здоровым.

^ Подростковый возраст

История рода в истории страны. Генеалогия семьи. Семейные реликвии и традиции. Трудовая жизнь семьи, династии. Трудовые, героические, боевые традиции предков.

^ Юношеский возраст

Взаимоотношения поколений. История рода в истории страны. Преемственность поколений. Гордость за свой род. Самовоспитание на семейных традициях. Ответственность за сохранение семейных традиций. Семья как частица Отечества.

Приложение 1
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроки семьи и семейных ценностей
Совещание ( состояние работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма)

«Урок семьи и семейных ценностей». Кл часы
Воспитывать эстетическое восприятие к отечественной и мировой культуре, произведений искусства и литературы, бережное отношение к...

Положение о проведении регионального этапа фестиваля – конкурса
Основными целями Конкурса являются укрепление авторитета семьи и семейных ценностей, воспитание у подрастающего поколений чувства...

Задачи урока : знакомство с понятиями традиционной и современной...
Создать условия для расстановки жизненных приоритетов, сохранения семейных традиций

Начальник управления социальной политики
Укрепление семьи, основанной на сохранении семейных традиций и духовной связи между поколениями, стимулирование интереса к поиску...

Цель программы : Создать представление о важной роли семьи в нашем...
Создать условия для расстановки жизненных приоритетов, сохранения семейных традиций

Конкурсно-игровые программы для семейных пар «Моя семья -мое богатство», «Жили были дед и баба»
«По лабиринтам семейного права», «Хорошие книги для всей семьи», «Ее величество Семья», «Семейные страницы»

Fast education летние Каникулы за рубежом Лондон – Malaysia Нью Йорк 2013!
Уроки в закрытой группе! Уроки c 09: 00 утра до 12: 30 дня. Мероприятия с 13: 15 до 17: 00

Проективные рисуночные методики "Рисунок семьи" и "Кинетический рисунок семьи"
Исторически использование методики "Рисунок семьи" (РС) связано с общим развитием "проективной психологии". В настоящий момент трудно...

Уроки ExtJS
Вообще данная библиотека кроссбраузерная и работает даже в ie6, тем не менее если вы не используете FireFox, но решите пройти мои...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница